Хороводы, игры и танцы для проведения во время массового праздника или народного гулянья. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Хороводы, игры и танцы для проведения во время массового праздника или народного гулянья.

2019-12-19 2244
Хороводы, игры и танцы для проведения во время массового праздника или народного гулянья. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Хороводы, игры и танцы для проведения во время массового праздника или народного гулянья.

Здесь представлено описание только некоторых игр, танцев и хороводов, которые можно использовать при проведении массового народного праздника. Большинство из них можно проводить как со взрослыми, так и с детьми.

Если это праздник, который проводится отдельно с детьми, то, в зависимости от возраста, с ними можно проводить и общие хороводы (начиная где-то с 10-12 лет), и игры, и танцы. Для более младшего возраста предпочтительны немного другие игры и хороводы.

Однако если это совместный праздник, то дети и взрослые обычно хорошо участвуют вместе. Однако желательно, чтобы слишком маленькие детки (до 7-8 лет) были рядом с родителями и, если они не успевают за темпом игры или хоровода, родители могли вовремя с ними выйти из круга. Детям до 3 лет я вообще бы не рекомендовала принимать участие в хороводах. Лучше, если родители просто побудут с ними в сторонке и посмотрят на хоровод со стороны.

Большинство традиционных хороводов водились в весенне-летний период. Здесь представлено описание всего некоторых из них, которые я провожу и во время зимних праздников или вечорок в помещении. Для этого необходимо достаточно много места, чтобы все участники смогли стать в общий круг.

Некоторые игры предназначены только для открытого пространства – в них можно играть или на улице, или в зале, где свободно и можно бегать. Это в основном все виды догонялок.

Этот материал может помочь тем, кто уже принимал участие в таких праздниках, водил такой хоровод или играл в эти игры, и хочет сам провести их на каком-то празднике. Описание игры или хоровода может подсказать какие-то особенности его проведения. Тем же, кто ни разу не принимал участие в таких праздниках, я бы советовала сначала посмотреть видеозаписи тех или иных хороводов и игр, чтобы увидеть рисунок и понять, как они должны проводиться.

Всем, кто готов стать ведущим хороводно-игровой программы, я желаю хороших и весёлых праздников! Главное, чтобы то, что вы делаете, было интересно вам самим и тогда у вас всё получится! Удачи!

С уважением, Шевченко Татьяна.

 

Хороводы

Хороводы бывают разные – например, девичьи, которые водят только девушки и общие, в которых участвуют все – от мала до велика. Практически все хороводы раньше водили под песню – таких песен, специальных для разных случаев жизни, для разных праздников – обрядовых, было очень много. Некоторые дошли и до наших дней, сохранившись в фольклоре. Песни пели сообща, хором, и под песню вели хоровод, который как раз и был продолжением песни, только уже в движении, в общем действе.

Хороводы плетенья.

Одни из самых известных и распространённых у наших народов хороводов – общие хороводы плетенья. К ним относятся хороводы, которые называются «Капуста» и «Плетень». Также к хороводам плетенья можно отнести хоровод, который я называю «Крученики». Все эти хороводы являются объединяющими. Они помогают участникам почувствовать единство друг с другом, стать единым целым, заплетая и расплетая все вместе красивый узор хоровода. В этих хороводах очень важным является условие не размыкать руки во время проведения хоровода от начала до конца. Иначе рисунок хоровода рвётся, и его невозможно довести до конца – необходимо начинать сначала. Это даёт возможность почувствовать каждому, что результат общего действа зависит от всех – и помогает научиться согласованному взаимодействию друг с другом, гармонизируя энергии людей.

Участники: В се желающие. В хороводах могут принимать участие и дети, но только не слишком маленькие – чтобы смогли удержаться в общем кругу и не разорвать руки.

Место поведения: Места должно быть достаточно – большая поляна или, если Вы хотите провести его во время мероприятия в помещении – это должен быть достаточно большой зал, чтобы все участники могли стать в круг, взявшись за руки.

Проведение:

Вначале все становятся в круг, взявшись за руки. Необходимо проследить, чтобы в кругу чередовались парни-девушки и мужчины – женщины. Если участвуют дети, то они должны стоять между двух взрослых.

Перед проведением ведущий напоминает о том, что во время хоровода нужно сохранять цельность круга, то есть нельзя разрывать руки. А также – что когда хоровод заплетается, так же как и когда расплетается, это происходит только за счёт общего движения в хороводе. То есть необходимо просто двигаться за заводящим и не пытаться самому раньше времени завернуться и развернуться, иначе узор хоровода спутается или порвётся.

 

Хоровод «Крученики».

 

Особенности проведения: Достаточно лёгкий для проведения, можно проводить с незнакомой аудиторией с любым количеством участников. Весёлый, поводится в быстром темпе, можно проводить в начале праздника, чтобы расшевелить людей, настроить их на праздничный лад.

Музыкальное сопровождение: Весёлая, быстрая мелодия или песня (Сантетериха, Плясовая и т.д.)

Проведение: Все становятся в круг и берутся за руки, два заводящих должны стоять рядом. Когда начинает играть музыка, заводящие размыкают руки и хлопают друг друга ладошкой по ладошке. После этого подныривают под свою же руку, соединённую с ближайшим соседом. При этом один заводящий  двигается вправо, другой – влево. Провернувшись, они соприкасаются друг с другом ладошкой, и теперь подныривают под руки двух ближайших, стоящих рядом с ними в кругу, участников хоровода, которые поднимают руки, образуя «воротца». и тянут за собой рядом стоящего. Когда тот участник, который держал «воротца», по ходу движения тоже проходит под своей же рукой, он просто проворачивается и опять образуется общий круг. Заводящие пробегают обратно к своему месту и касаются друг друга ладошкой, замыкая таким образом на мгновенье круг. Дальше они двигаются похожим образом, только теперь подныривают под руками следующих, стоящих в кругу участников хоровода и т.д., остальные бегут за ними, образуя петельку с каждой стороны, каждый раз петелька увеличивается, и каждый раз ведущие выравнивают круг, соприкасаясь ладонями. И так до тех пор, пока взявшись вместе за руки ведущие вместе подныривают под одни воротца, находящиеся приблизительно напротив них посредине круга. Поднырнув, они размыкают руки и бегут на свои места, вновь восстанавливая круг, соединяясь ладошками.

После этого движение происходит в обратном порядке, уменьшая петельку, пока заводящие не поднырнут под своими же руками.

В конце можно сделать три раза «Ух!», двигаясь в центр круга, поднимая при этом руки вверх.

Если людей много, подныривать можно не под каждые воротца, а через 2, 3, 5 человек и т.д. в зависимости от размеров круга. Также можно провести только первую часть хоровода.

 

Хоровод «Капуста»

Музыкальное сопровождение: Хоровод ведётся под песню «Вейся-вейся, капуста».

Особенности проведения: Хоровод можно проводить в быстром темпе (бегом), а можно в спокойном (шагом). Если участников много, заводящему и стоящим слева от него, придётся много бегать. Чтобы уменьшить натяжение рук во время хоровода, нужно уменьшить радиус круга, двигаясь чуть ближе к центру.

Проведение: Все берёмся за руки, образуя общий круг. В начале можно громко, задорно спросить у всех: «Заплетём капусту?» Обычно кто-то, или несколько человек сразу, отвечают: «Заплетём!». После этого один заводящий закручивается внутрь круга по часовой стрелке, проходя немного внутрь и останавливаясь – он центр капусты, а второй – идёт снаружи против часовой стрелки, закручивая всех в «кочан». Хоровод движется за ним, при этом те, кто ближе к центральному заводящему, постепенно останавливаются, обнимая центральный кочан круг за кругом. Так завивается капуста. При этом все поют:

Вейся-вейся капуста, вейся-вейся белая,

Как же капусте не виться,

Белою-белою не завиться!

Когда заводящий, который бегал снаружи, тоже закручивает последний круг и останавливается, он кричит: «Кочанчик, вылазь!» И стоящий в центре капусты ведущий должен пролезть по руками окружающих его людей, при этом те, кто держит его за руку, вылазят вслед за ним. При этом все поют:

Развивайся капуста, развивайся белая,

Как же капусте не виться,

Белою-белою не развиться!

После того, как он вылез, он начинает движение по кругу, пока весь хоровод не разовьётся вслед за ним, опять образовав общий круг. Важно, чтобы руки при этом не размыкались! Заводящий не должен при этом спешить, чтобы все смогли спокойно вылезти. Можно проворачивать руки с рядом стоящим человеком, держась не жёстко, но целостность круга должна сохраняться. Если людей много, то мере того, как капуста развивается, заводящему нужно делать круг всё шире, чтобы все могли уместиться в один круг. Когда все опять встали в общий круг, хоровод повторяется, только теперь в центр идёт другой ведущий, то есть хоровод ведётся в другом направлении.

В конце можно сделать три раза «Ух!», двигаясь в центр круга, поднимая при этом руки вверх.

 

Хоровод «Плетёнка».

Музыкальное сопровождение: Хоровод ведётся под песню – «Заплетися плетень». Если Вы проводите хоровод среди новых участников, которые не знают песни, нужно включить музыку – народную песню «Заплетися плетень» или другую, с живой и весёлой музыкой.

Особенности проведения: Особенностью хоровода является необходимость много бегать заводящему и тем, кто стоит ближе к нему, если в хороводе много людей. Поэтому, во-первых, по желанию его можно проводить и шагом, в умеренном темпе, и во-вторых, предупредить тех, кто не может много бегать, чтобы они стали справа от заводящего.

Проведение: Взявшись все за руки и замкнув круг, начинают петь (или включают музыку сопровождения). Заводящий размыкает руку в одном месте круга – справа от себя и начинает движение – подныривает под руки двух ближайших, стоящих от него справа людей, которые поднимают руки, образуя «воротца». Один их них – крайний, тот, который стоял рядом с заводящим справа и после того, как он разорвал круг, оказался с краю и второй - его сосед справа. Все, кто стояли в кругу слева от заводящего, двигаются за ним. Заводящий, поднырнув под руки ближайшей пары и ведя за собой всех остальных, двигается дальше по широкому кругу, чтобы все участники прошли под руками первой пары.

Получается как бы большая петелька, которая всё уменьшается, пока под руками крайней пары не пройдёт последний, стоящий справа от них человек. Проходя у них под руками, он тянет за собой своего соседа слева – то есть того, кто стоял в паре с крайним и держал «воротца». Однако этот человек под свою же левую руку, образующую «воротца», не подныривает! Он просто поворачивается по ходу движения хоровода, при этом его левая рука ложится ему на правое плечо. То есть он как бы обнимает сам себя своей левой рукой, которая, лежа у него на правом плече, продолжает держать своего левого соседа, который теперь оказался сзади от него – у него за спиной.

Правая рука человека, который уже завернулся, протянута вперёд и теперь он этой рукой вместе со своим соседом уже справа держит «воротца», под которые заводящий опять подныривает, ведя за собой весь круг, образуя следующую «петельку».

Таким образом закручивается раз за разом каждый участник хоровода и «петелька» постепенно становится всё меньше и меньше. В конце, когда закрутился последний, стоящий слева от заводящего человек, заводящий закручивает сам себя, поворачиваясь так, чтобы его левая рука легла ему на правое плечо и соединяется правой рукой с крайним, стоящим в уже закрученной плетёнке участником – своим соседом, с которым он вначале хоровода разорвал руки. При этом он берёт его правой рукой за левую, которую он тоже положил себе на правое плечо.

Таким образом получился снова замкнутый круг уже закрученных в плетёнку участников. Некоторое время все двигаются по кругу. В некоторых вариантах проведения хоровода – по желанию или, например, когда он проводиться для молодёжи во время слёта знакомств – можно в этот момент, в закрученном виде, передавать по кругу поцелуй в щёчку – от ведущего по кругу, пока не вернётся к нему же.

3. После этого хоровод начинают раскручивать. При этом слова песни поются: «Раскрутися плетень, раскрутися…».

Для того, чтобы хоровод расплести, заводящий опять разрывает круг в одном месте – отпускает свою правую руку.

Дальше расплетать хоровод можно двумя способами.

Первый способ.

Заводящий раскручивает весь хоровод аналогично тому, как закручивал, только двигаясь теперь в обратном направлении. То есть он вначале сам разворачивается вокруг своей оси по часовой стрелке - так, чтобы его левая рука раскрутилась. Затем подныривает между двумя соседними закрученными участниками, расплетая следующего человека, затем – между двумя следующими и так далее. При этом он движется вперёд как бы правым боком, и подныривает снаружи хоровода. Движение его по кругу идёт по часовой стрелке. Тогда как во время закручивания он двигался против часовой стрелки и подныривал всё время как бы изнутри круга. Во время раскручивания его круг, по которому он ведёт за собой участников, становиться всё больше и больше – по мере того, как раскручивается всё больше и больше людей. Может образоваться при этом две и даже три «петельки». Все стоящие в «плетёнке» не должны сами раскручиваться, пока их на раскрутит общее движение хоровода.

Второй способ.

В этом случае заводящий отпускает правую руку и сначала раскручивается сам. Затем тот, кто стоит за ним, тянет его правой рукой, поворачиваясь так, что он проходит между ним и его соседом сзади, под их соединёнными руками. При этом раскручивается второй человек.

Затем третий тянет своей правой рукой уже двоих и поворачивается, раскручивается, а двое крайних проходят под руками его и его соседа сзади. Затем так делает следующий так далее.

Когда все раскрутятся, опять замыкают один большой общий круг и все вместе сбегаются в центр круга со словами «Ух!». Затем расходятся. И опять - так делают три раза.

На этом хоровод завершается.

Песня под хоровод.

«Заплетися плетень…»

Заплетися, плетень, заплетися,

Завернися труба золотая,

Загадайся, кума молодая,

Выходи на улицу со малыми детками.

 

Расплетися, плетень, расплетися,

Развернися, труба золотая,

Загадайся, кума молодая,

Выходи на улицу со малыми детками.

 

 

Ручейковые хороводы.

Так я называю ручейки, которые можно проводить не в виде игры, а в виде танца или хоровода. Их можно водить как под медленную, плавную музыку, так и под более живую.

Простой ручеёк.

Для начала все выстраиваются парами, становясь лицом в одну сторону и держа друг друга за одну руку. Последняя пара подныривает под руками, двигаясь вперед, и становится в начале ручейка, ручеек смещается. Движение начинает следующая пара, оказавшаяся последней.

Ручеёк «Волна»

Пары становятся лицом друг к другу, держась за две руки. Первая пара подныривает под руки второй пары, которая поднимает их и пропускает первую. Теперь первая поднимает руки и пропускает под них третью пару. После этого подныривает под руки четвёртой пары. Одновременно с ними начинает движение вторая пара. Получается движение, когда пары через одну подныривают под руки соседних пар, а потом пропускает другие, рядом стоящие. Когда первая пара доходит до конца, она начинает движение в обратную сторону, пока опять не вернётся на своё место. После этого она остаётся на месте и ждёт, пока хоровод не закончится, то есть все не вернутся  на свои места.

Ручеёк «Волна из центра»

Исходная позиция – все стоят парами, держась за одну руку лицом к середине ручейка. То есть половина ручейка стоит лицом в одну сторону, а половина – в другую. Движение начинается из центра. Одна пара поднимает руки, вторая под ними подныривает. Та, которая поднырнула, теперь поднимает руки и пропускает пару, которая стоит перед ними. После этого опять подныривает под руки следующей, оказавшейся перед ними пары.

Когда каждая пара оказывается в конце, она поворачивается лицом в другую сторону и продолжает движение в хороводе.

Ручеёк «Зигзаг».

Пары стоят держась за две руки лицом друг к другу. Первая пара двигается зигзагом, обходя соседнюю (вторую) пару и проходя между ними и следующей парой (третей) и обходит третью пару с другой стороны и т.д. Так проходит до конца весь ручеек. Потом то же самое делает вторая пара, третья и т.д.

Ручеёк «Общий зигзаг».

Первая пара начинается двигаться зигзагом, запуская общее движение следующим образом: когда она обошла вторую и третью пару, вторая начинает движение, двигаясь также как и первая, потом, когда вторая обошла третью и четвертую, вступает третья и т.д.

Оказавшись в конце, крайняя пара останавливается.

Возможно одновременно запустить движение в двух направлениях. Тогда пары движутся через одну – половина в одном направлении, половина – в другом. Это требует тренировки, поэтому лучше проводить этот вариант после некоторых репетиций.

Ручеёк «Цепочка».

Все стоят парами, лицом в одну сторону и держа друг друга за одну руку. Один из участников, который стоит впереди, подныривает под ручеёк и тянет за собой второго, стоящего с ним в паре участника. Второй идёт за ним и свободной рукой берёт свободную руку стоящего во второй паре человека. Так под ручейком образуется цепочка, в которой все держат друг друга за руки. В конце пары должны вовремя отпустить руку человека из другой пары и опять стать в ручеёк, чтобы идущие за ними прошли уже под их руками.

Хоровод «Приветствие»

Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий говорит о том, что сейчас мы все поприветствуем друг-друга взглядом и постараемся передать в этом взгляде радость от встречи, тепло своей души, любовь и уважение друг к другу. Когда начинает звучать музыка (не очень быстрая, плавная, неторопливая), он размыкает круг в одном месте, бросая правую руку и, заворачивая влево, идёт вдоль стоящих рядом с ним участников, двигаясь так, чтобы встретиться взглядом с каждым, стоящим в кругу и ведя за собой хоровод. Темп спокойный, чтобы успеть перевести взгляд с одного человека на другого. Когда ведущий проходит последнего человека, он поворачивается в другую сторону, и идёт «змейкой», заводя всех в другую сторону. Через какое-то время он опять поворачивается в другую сторону и в конце соединяется с крайним человеком, замыкая круг.

Хоровод «Вася-Василёк».

Традиционный хоровод, в котором присутствует похожий рисунок – «Вася-Василёк». Его особенность в том, что когда заводящий проходит мимо всех, стоящих в кругу, он опять берёт за руку последнего, с которым разорвал круг вначале и становится в круг. Таким образом, двигается только половина круга, та, которая внутри, образуя такую «петельку», которая постепенно смещается.

 

 

Игры.

«Золотые ворота»

 

Эта игра тоже солнечная, общая. В неё могут играть все желающие – и взрослые и дети.

1 вариант. Все становятся в один общий круг, взявшись за руки. Выбирают двоих, которые будут первыми воротами. Эти двое становятся лицом друг к другу и берутся за руки обеими руками и поднимают их, образуя «ворота». Круг разрывается в одном месте и заводящий проходит под воротами, а затем снова замыкает круг, чтобы он стал целым. Игра начинается.

Все вместе поют слова песни, одновременно двигаясь по кругу, по часовой стрелке.

Золотые ворота-

Проходите, господа.

Первой мать пройдёт

И детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз-

Не пропустим Вас!

Во время последней фразы «ворота» опускают руки – широко, стараясь, чтобы между ними оказался кто-то из круга. Если они кого-то поймали, то этот человек присоединяется к ним. Теперь «ворота» состоят из трёх человек, взявшихся за руки. Круг опять замыкается и игра начинается снова.

В этой игре также важно не разорвать во время движения руки. Поэтому, если играют и взрослые и дети, нужно, чтобы они стояли чередуясь. Также, если кто-то разорвал руки, стараясь побыстрее пробежать под воротами, он тоже выходит из круга и присоединяется к воротам.

Когда «ворота» поймали четвёртого, то теперь образуется две пары «ворот», под которыми двигается круг.

Постепенно число ворот всё увеличивается и увеличивается, пары выстраиваются полукругом, чтобы под ними удобнее было проходить общему кругу.

В конце остаётся всего несколько человек, которых на поймали «ворота». Им хлопают и поздравляют как самых ловких.

2 вариант. Этот вариант игры отличается тем, что когда ворот становится много – не менее половины участников, они все вместе образуют общий круг, взявшись за руки и подняв руки вверх. При этом играющие (кто ещё не попался) двигаются вслед за водящим змейкой у них под руками по периметру круга – то заходя внутрь круга, то выходя наружу. Когда ворота произносят: «Не пропустим вас!» и опускают руки, - те, кто оказался в середине круга, присоединяются к воротам, а те, кто снаружи, - продолжают игру.

 

Шишки, орешки, желуди

Все становятся в колонны по три человека лицом в центр, образуя лучики. Один водящий (лишний) становится в центре. Первый ряд стоящих (ближе к центру) – это шишки, второй – орешки, третий – желуди.

Водящий в центре громко говорит одно из названий: или «шишки», или «орешки», или «жёлуди». Например: «шишки». При этом шишки должны сойти со своего места и занять другое, т.е. место шишки в другой тройке. Водящий старается стать на свободное место. Тот, кому не хватило места становится водящим. Он выходит в центр круга и оттуда кричит название ряда (шишки, орешки или желуди). Если он кричит «орешки», меняются местами вторые в тройках. Если он кричит «желуди» меняются местами третьи.

В том случае, если троек много (больше пяти), то дополнительное правило, нельзя занимать место слева и справа от себя.

Упрощенный вариант (если людей мало), можно играть по 2 в колонне, например шишки и орешки.

 

Затейник

 

Все становятся в один круг, лицом внутрь круга. Нужно выбрать одного водящего, он выходит на некоторое время из круга в сторону и отворачивается или выходит за дверь. Среди оставшихся теперь нужно выбрать затейника. При этом все должны видеть, кто затейник. Затейник начинает танцевальное движение (под музыку), все за ним повторяют. Во время игры затейник должен менять движения, причём достаточно часто. Стараемся на него все не смотреть. После того, как начали танцевать, зовут водящего. Он входит в круг и должен будет угадать, кто затейник с трёх попыток. Если угадал, затейник становится водящим.

Если затейник долго не меняет движения, нужно напомнить ему об этом. Если водящий долго не дает вариантов, его нужно попросить назвать кого-то.

 

Я по горенке иду

 

Игра ведется без музыки, под песенку.

Все становятся в круг и ведущий, двигаясь внутри круга, пританцовывая, поет. При этом он производит определенные движения.

 

Я по горенке иду,

Себе друга я найду,

(останавливается перед кем-то лицом к лицу)

Вот ты (хлопают друг-друга по ладошам, после того, как проговорят текст)

Вот я (хлопают сами себя в ладоши, после текста)

Вот компания моя (перекручиваются, держась под ручку)

1 вариант. Первый и второй человек меняются местами и теперь тот, к кому подошли идет по кругу и поет песенку, выбирая себе друга. Так продолжается до тех пор, пока все не протанцуют хотя бы один раз.

2 вариант. Первый человек, подойдя ко второму и протанцевав с ним, продолжает движение по кругу. И выбрав второго «друга», становится уже на его место.

3 вариант. Ведущий запускает сразу несколько человек.

 

Ткачиха

Игра ведётся под слова:

Я веселая ткачиха

Я умею быстро ткать

Раз, два,.. раз, два, три

Я умею быстро ткать

Все становятся в две шеренги (как вариант, парни – в одну, девушки – в другую) лицом друг к другу. Берутся под локти с соседями, выставляя ладони вперед. Между шеренгами приблизительно 2-4 шага.

Два игрока находятся в разных концах между шеренгами (челноки). Они должны будут пробежать между шеренгами, поменявшись местами. Шеренги (ткацкий станок) сходятся и расходятся, сохраняя стройность линии. Первый раз, когда шеренги начинает сходится, челноки не бегут. Когда шеренги начинаются первый раз расходится, челноки побежали. Тот, кого поймали, становится в шеренгу, выбирая себе замену.

Темп игры возрастает.

Коза.

Несколько человек становятся в колонну (в начале это может быть и 2-3 человека), один за одним, обхватывая за талию друг-друга. Остальные находятся в общем кругу. Первый из них – коза, остальные – её дети. Коза показывает рожки, двигается в любом направлении, ведя за собой детей и поёт: «Як скакала коза, да по ельничку, хлопцев-девок собирала до весельничку, а кого коза возьме?». При этом коза указывает рожками на кого-то из стоящих в кругу участников игры. Тот, на кого коза показала рожки, показывает рожки в ответ и отвечает «Ме» (меня) и должен бегом встать в хвост колонны. Пока он бежит, все участники игры в колонне должны по очереди, начиная с козы, прыжком повернуться в другую сторону. Если они все повернулись раньше, чем до хвоста добежал участник из круга, то ему коза загадывает, что сделать (спеть, станцевать и т.д.). После этого он становится вперёд, теперь он – коза и после куплета показывает на следующего участника из круга.

Можно проводить игру таким образом, чтобы участник из круга бежал в хвост, пока коза и её дети не закончили петь «Беги да поскакивай, беги да подпрыгивай!». Хвост шеренги может уворачиваться. И, так играют, пока все не окажутся в шеренге. Шеренга движется дружно в ногу.

Печка

Один из участников – печка. Печка пыхтит. Ведущий спрашивает: «Отчего пыхтишь, печка?», печка отвечает «Пироги пеку!», ведущий: «Для кого пироги?», печка называет кого-либо из гостей. Ведущий: «А что ему сделать, чтоб пирог получить?», печка называет действие (спеть, стих рассказать, станцевать и т.д.). Избранный гость выполняет и получает пирог, печенье, бублик или другое угощение.

Ворона и курица

Становимся в колонну, первый участник – курица, он может раскрывать руки, чтобы защитить своих цыплят от вороны. Остальные – за ним по одному, держат друг друга за талию. Ворон становится напротив курицы и говорит: «Цыплёнка хочу!», курица отвечает: «Ешь жабу на корчу!» После этих слов ворона пытается догнать и схватить последнего стоящего в колонне цыплёнка, хвост с цыплёнком уворачивается, курица не пускает ворона. Если ворон поймал цыплёнка, то участники игры меняют ворону, курицу и цыплёнка.

Хвост дракона.

Все играющие выстраиваются в одну длинную колонну лицом в одну сторону, один за другим и каждый игрок (кроме первого) обхватывает впередистоящего игрока руками за пояс. Перед началом игры все игроки должны выровнять колонну в прямую линию.

Тот, кто стоит впереди всех – это голова дракона.

Тот, кто стоит последним – его хвост.

По команде водящего голова старается догнать и ухватить свой хвост. То есть первый в колонне должен схватить последнего. При этом сам дракон должен остаться целым – никто не должен разорвать рук. Естественно, что хвост старается убежать от головы, не дать себя схватить. В процессе игры дракон извивается, закручивается, стараясь не разорваться, но иногда всё-таки разрывается или падает. Потому эту игру лучше проводить на снегу, падать на который никто не боится.

Если голова догнала свой хвост, игра останавливается, участники меняются местами, выбирается новая голова и новый хвост и начинается сначала.

Мигалки

Вариант 1.

Все становятся в круг лицом в центр так, чтобы соприкасаться плечами. Водящий становится  в центр круга. Участники игры находят глазами друг друга и перемигиваются. Если они перемигнулись, то меняются друг с другом местами, перебегая внутри круга. Водящий, заметив пустующее место, старается его занять. Оставшийся без места становится водящим.

Вариант 2.

Этот вариант игры хорошо использовать, если участников очень много. Тогда все становятся лицом в круг в колоны по два человека. Один лишний – в центре. Перемигиваются те, кто стоят в первом ряду. И, перемигнувшись, забегает за спину того, кто стоял вторым и становится сзади. Таким образом, тот, кто стоял сзади, становится первым и теперь перемигивается он. Водящий должен заметить кто перемигивается и занять его место.

 

Вариант 3 (на стульях).

На стульях в кругу сидят девушки, один стул пустой. Позади всех стульев стоят парни. Парень без девушки мигает какой-нибудь из сидящих девушек и она старается к нему перебежать на стул. В свою очередь, парень, стоящий у нее за спиной, должен увидеть, что мигают его девушке и успеть удержать ее за плечи.

 

Игры «Догонялки»

Игр, в которых нужно догонять друг друга существует множество вариантов. Все они весёлые, активные, в них любят играть и дети и взрослые, но особенно – молодёжь. В таких играх, часто правила устанавливаются таким образом, что парень догоняет девушку. Если догнал – поцеловал, нет – значит нет.

 «Догонялки в две шеренги»

В игре могут принимать участие все желающие. Проводится под весёлую, живую музыку.

В начале игры все выстраиваются в две колонны – справа колонна парней, слева – девушек, лицом в одну сторону. Желательно, чтобы в них было приблизительно одинаковое количество людей. Однако это не обязательно.

Первый парень берёт за руку первую девушку и ведёт её быстрым шагом так, чтобы колонна девушек была между ними. При этом девушка идёт снаружи, а парень внутри, между двух шеренг. Девушки по очереди приседают под руками проходящей над ними пары. Когда они пройдут девушек, то заворачивают и идут так же держа руки вместе над парнями, а парни приседают. При этом парни стоят так, что не видят идущую пару, и должны следить за тем, чтобы вовремя присесть.

Когда пара дошла до конца шеренги парней, то есть до первого стоящего в ней парня, девушка вырывает руку и начинает убегать обратно так же, как шла. Парень же пытается её догнать, оббежав сначала рядом стоящего крайнего парня в колонне. Таким образом, у девушки получается небольшая фора. Девушка должна оббежать шеренгу парней, шеренгу девушек обратно, по пути, по которому её вёл парень и стать на своё место.

Если парень её догнал, то она становиться в конец шеренги, а этот же парень берёт следующую девушку. Если нет – то есть она успела добежать и стать на своё место, то парень становиться в конец своей шеренги, а эту же девушку берёт следующий парень.

Игра очень весёлая, все стараются поддержать парня или девушку. И вместе с тем, должны быть внимательны – вовремя приседать, чтобы бегущие парень с девушкой никого не зацепили руками. Важно следить, чтобы девушка не вырывала руку раньше, а парень не держал её слишком крепко, чтобы она не могла её вовремя вырвать. Если кто-то нарушает условия, он становится в конец колонны.

Обычно игра продолжается, пока в шеренге парней и девушек все не пробегут 2-3 раза. Или пока не надоест.

 

Танцы.

Танец «Чижик».

Все становятся в 2 шеренги. Парни напротив девушек лицом друг к другу. 

Первая пара идет к друг другу, обходят друг друга спинкой, берутся за руки и идут в конец шеренги. В конце поворачиваются, меняя руки, и идут на середину.

В середине хоровода они берутся под правую руку и кружатся полный круг. Бросают руки и расходятся по диагонали к крайнему человеку противоположной шеренги (парень к девушке, а девушка к парню, крайнему с другой стороны) и кружатся там с другим партнером полкруга, возвращаются в центр к своему партнеру и кружатся с ним полный круг. Расходятся по диагонали к следующему в шеренге, кружатся с ним, возвращаются вновь в центр и т.д. пока пара не прокружится с каждым из шеренги. После этого, они, кружась, двигаются в конец ряда и становятся там каждый в свою шеренгу. Со своим партнером всегда кружатся под правую руку, с чужим – под левую. Если участников много, то лучше сделать два или три хоровода.

Танец «Светит месяц»

Хороводы, игры и танцы для проведения во время массового праздника или народного гулянья.

Здесь представлено описание только некоторых игр, танцев и хороводов, которые можно использовать при проведении массового народного праздника. Большинство из них можно проводить как со взрослыми, так и с детьми.

Если это праздник, который проводится отдельно с детьми, то, в зависимости от возраста, с ними можно проводить и общие хороводы (начиная где-то с 10-12 лет), и игры, и танцы. Для более младшего возраста предпочтительны немного другие игры и хороводы.

Однако если это совместный праздник, то дети и взрослые обычно хорошо участвуют вместе. Однако желательно, чтобы слишком маленькие детки (до 7-8 лет) были рядом с родителями и, если они не успевают за темпом игры или хоровода, родители могли вовремя с ними выйти из круга. Детям до 3 лет я вообще бы не рекомендовала принимать участие в хороводах. Лучше, если родители просто побудут с ними в сторонке и посмотрят на хоровод со стороны.

Большинство традиционных хороводов водились в весенне-летний период. Здесь представлено описание всего некоторых из них, которые я провожу и во время зимних праздников или вечорок в помещении. Для этого необходимо достаточно много места, чтобы все участники смогли стать в общий круг.

Некоторые игры предназначены только для открытого пространства – в них можно играть или на улице, или в зале, где свободно и можно бегать. Это в основном все виды догонялок.

Этот материал может помочь тем, кто уже принимал участие в таких праздниках, водил такой хоровод или играл в эти игры, и хочет сам провести их на каком-то празднике. Описание игры или хоровода может подсказать какие-то особенности его проведения. Тем же, кто ни разу не принимал участие в таких праздниках, я бы советовала сначала посмотреть видеозаписи тех или иных хороводов и игр, чтобы увидеть рисунок и понять, как они должны проводиться.

Всем, кто готов стать ведущим хороводно-игровой программы, я желаю хороших и весёлых праздников! Главное, чтобы то, что вы делаете, было интересно вам самим и тогда у вас всё получится! Удачи!

С уважением, Шевченко Татьяна.

 

Хороводы

Хороводы бывают разные – например, девичьи, которые водят только девушки и общие, в которых участвуют все – от мала до велика. Практически все хороводы раньше водили под песню – таких песен, специальных для разных случаев жизни, для разных праздников – обрядовых, было очень много. Некоторые дошли и до наших дней, сохранившись в фольклоре. Песни пели сообща, хором, и под песню вели хоровод, который как раз и был продолжением песни, только уже в движении, в общем действе.

Хороводы плетенья.

Одни из самых известных и распространённых у наших народов хороводов – общие хороводы плетенья. К ним относятся хороводы, которые называются «Капуста» и «Плетень». Также к хороводам плетенья можно отнести хоровод, который я называю «Крученики». Все эти хороводы являются объединяющими. Они помогают участникам почувствовать единство друг с другом, стать единым целым, заплетая


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.