Перечень заданий и упражнений по развитию общей и мелкой моторики в ходе уроков — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Перечень заданий и упражнений по развитию общей и мелкой моторики в ходе уроков

2019-12-19 187
Перечень заданий и упражнений по развитию общей и мелкой моторики в ходе уроков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Перечень заданий и упражнений по развитию общей и мелкой моторики в ходе уроков

Графомоторные навыки

Зрительно-моторная координация

Художественный труд

Письмо

Природоведение

Физкультминутки

Конструкции, обозначающие пространственные отношения, и их схематическое изображение

Мысленное перемещение и трансформация зрительных образов

Мелкая мускулатура пальцев рук

Рисование орнаментов

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

Стихотворные упражнения

 

Буцыкина Т.П., логопед I категории; Вартапетова Г.М., ст. преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИПК и ПРО, г. Новосибирск

Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности пальцевого праксиса. Данное явление может зависеть от определенных функциональных или органических нарушений ЦНС. Однако оно может развиваться и на фоне отсутствия неврологической симптоматики.

Наше исследование проводилось во 2 классе одной из общеобразовательных школ Новосибирска. В нем приняли участие 27 детей, среди которых было два ребенка - левши. Исследование должно было определить, как часто отставание в развитии моторных функций становится причиной нарушений письма. Использовались тесты шкал Н.И. Озерецкого, пробы А.Р. Лурия и др. Материал предлагался детям по показу и речевой инструкции. Качество выполнения оценивалось по 3-балльной системе (по возрастанию качества навыка). Обращалось внимание на наличие синкинезий, скорость нарастания утомления, особенности моторного развития в целом.

В результате выявлено:

§ 26% детей имеют хорошую кинестетическую и кинетическую организацию движений;

§ 33 - испытывают незначительные затруднения различного характера;

§ 41% имеют выраженные нарушения моторной сферы.

В большей степени затруднения проявились при удержании равновесия (возникало общее напряжение, покачивание туловища, балансирование и схождение с места). При ходьбе отмечалась недостаточная координация в работе рук и ног. Наблюдались низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества.

Недостатки тонких движений пальцев рук отмечены у 70% детей. Они проявлялись в слабом развитии навыков самообслуживания, при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений. В 26% случаев отмечено проявление синкинезий: противоположной руки, руки и артикуляционных органов, либо те и другие в сочетании с синкинезиями ног.

При исследовании развития кистевой моторики учащимся было предложено выполнить тематические рисунки «Дом, дерево, человек» и «Человек», а также срисовать геометрические фигуры (интерпретация данного теста проводилась в соответствии с разработками А.Н. Корнева, представленными в книге «Дислексия и дисграфия у детей». СПб., 1995). В результате у 33% учащихся выявились существенные недостатки: низкий композиционный уровень, статичность, схематизм, расположение изображения в один ряд, нарушения пропорций между предметами и частями изображений. В фигуре человека рисовались лишь наиболее крупные части тела, очень редко - уши, нос. При срисовывании фигур искажались размеры, пропорции, величина углов. Для рисунков многих детей (особенно левшей) были характерны сильный нажим, неумение провести ровную линию, дрожащие линии, «бусинки».

При анализе результатов первых двух исследований выявилось совпадение низкого уровня моторного развития (крупная и тонкая моторика) и графомоторных навыков.

Исследование письменных работ показало расстройства почерка, обилие ошибок, связанных, на наш взгляд, с моторной недостаточностью, ибо уровень речевого и психического развития этих детей достаточен: замены букв по типу «сбой программы» (И.Н. Садовникова) - «и = у», «и = е», «б = д», и т.д.; пропуски букв, недописывание их элементов. Расстройства почерка проявлялись в несоблюдении пропорций и соотношений частей букв по высоте и протяженности, в очень сильном нажиме. Темп письма был низким. При более выраженных нарушениях моторики буквы теряли округлость, мелкие детали, соединения.

В письменных работах детей, моторное развитие которых соответствовало норме, указанные ошибки встречались реже даже в тех случаях, когда нарушалась дискретность зрительного восприятия объекта или имелась несформированность пространственных ориентировок (по 7% случаев соответственно).

Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и коррекция ее нарушений может предупредить трудности освоения письма. Придавая большое значение развитию интеллектуальных способностей учащихся первого класса, особое внимание хотелось бы уделить развитию общей и мелкой моторики. Мы представляем один из вариантов развития двигательных навыков в ходе уроков, на которых перед учителем стоят определенные задачи.

I. Координационные способности (развитие общей моторики).

1. Развитие точности и равновесия.

2. Преодоление излишнего мышечного напряжения.

3. Развитие быстроты, силы и гибкости.

II. Изобразительно-графические способности.

1. Развитие графомоторных навыков.

2. Овладение графической символизацией.

Среди физических качеств, которые необходимо развивать у детей в процессе физического воспитания, координационные способности занимают особое место. Если все другие физические качества обеспечивают ребенку возможность выполнять упражнения с необходимой быстротой и силой, то координационные способности позволяют придать движениям большую точность по амплитуде, направлению, темпу и развиваемым усилиям. Они представляют собой специфические сенсомоторные свойства организма, обеспечивающие ему возможность тонко регулировать свои взаимоотношения с внешним миром посредством двигательной деятельности. Высокий уровень развития координационных способностей позволяет не только достигать необходимой точности, но и с меньшими усилиями овладевать большим количеством движений, необходимых человеку в трудовой и спортивной деятельности.

К основным разновидностям координационных способностей относятся:

§ точность (правильность) принятия заданных положений, поз и выполнения отдельных движений (руками, ногами, туловищем), а также целостных циклических упражнений (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание и т.п.) и ациклических действий (прыжки, метания, акробатические упражнения и т.п.);

§ равновесие при статических положениях тела (статическое) или по ходу выполнения движений (динамическое), а также при балансировании предметами;

§ быстрота, т.е. способность совершать движения, двигательные действия в минимальном для данных условий отрезке времени. Различают три ее относительно независимые друг от друга формы. Это быстрота (время) двигательной реакции (старт и другие виды быстрого реагирования), отдельных (бросок, удар и др.) и нескольких движений или целостных двигательных актов (бег, плавание и др.);

§ силовые возможности способность, т.е. преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Подбирая упражнения для развития силы, предпочтение следует отдавать тем, которые способствуют развитию более слабых мышечных групп - плечевого пояса, сгибателей туловища, бедра, голени;

§ гибкость, т.е. способность выполнять движения с большой амплитудой. Для развития гибкости существуют динамические (маховые, рывковые) и статические (с самозахватом, на снарядах) упражнения.

Целью формирования изобразительно-графического навыка является развитие мелкой мускулатуры пальцев, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

§ зрительного восприятия;

§ произвольной графической активности;

§ зрительно-моторной координации.

Графомоторные навыки

1. Мелкая мускулатура пальцев

§ Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

§ Упражнения на определение правых и левых частей тела.

§ Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

§ Игры с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

§ Занятия по штриховке по контуру, обводка.

§ Срисовывание геометрических фигур.

§ Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

дорисовывание незаконченных рисунков;

дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

§ Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

§ Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Художественный труд

§ Задания на реально пропорциональные соотношения при изготовлении аппликации и на присоединение собственных деталей к основанию.

1. Зрительное восприятие

§ Задания на выбор определенной формы одинакового цвета и на изготовление предметов определенного цвета.

2. Мелкая мускулатура пальцев

§ Действия с иголкой, вязальным крючком.

Письмо

§ Задания на изображение стилизованных букв, а также на дорисовывание, дописывание недостающих элементов в букве.

§ Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов букв, написание букв и слов по шаблонам.

1. Зрительное восприятие

§ Задания на узнавание букв (выделение буквы среди ряда других, соотношение одних и тех же букв, изображенных разным шрифтом) и на соотнесение их формы, величины, цвета. Подбор букв одинаковых по критерию, который нужно вербализовать.

2. Зрительная память

§ Задания на выявление отсутствующей буквы.

§ Упражнения на выявление изменений в расположении предметов.

§ Восстановление первоначальной последовательности в расположении предметов

Природоведение

§ Задания на отображение в рисунке природных объектов как по памяти, так и с натуры.

1. Зрительная память

§ Упражнения на узнавание природных объектов и восстановление последовательности их показа.

Физкультминутки

1. Пространственные представления

§ Упражнения на определение сторон тела.

2. Примеры заданий и упражнений

Отработка понятий «правый», «левый»

§ Соотнести части тела с правой рукой (правая щека, правая нога), затем с левой (левое колено, левое ухо и т.д.), назвать их.

§ По инструкции показать, например, правую бровь, левый локоть.

Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки в схеме собственного тела.

Определение направлений в пространстве

§ Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся справа, затем слева.

§ Повернуть голову влево, вправо, наклонить к правому плечу, затем к левому.

Уточнение пространственных взаимоотношений

§ Находясь в колонне, назвать стоящего впереди, затем сзади.

§ Находясь в шеренге, назвать стоящего слева и справа.

§ Сидя за столом, определить его правый и левый края. Руку поднимают ученики, сидящие за правой половиной стола (за левой).

§ Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Васи»).

Знакомство со схемой тела ребенка, стоящего напротив

§ Вызванный ребенок, стоя спиной к остальным детям, поднимает правую руку. Дети, сидя на своих местах, поднимают правую руку и убеждаются в том, что он правильно выполнял инструкцию.

§ Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своим, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.

Рисование орнаментов

1. Развитию мелкой моторики способствуют упражнения, проводимые в тетрадях, - орнаментальное рисование.

§ Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий.

§ Работа по формированию графического образа букв (графемы).

Стихотворные упражнения

Представленные стихотворные тексты являются основой упражнений, которые можно использовать для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.

Моя семья

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Четыре братца

Идут четыре братца навстречу старшему брату.

- Здравствуй, большак!

Соединяют большие пальцы в щепотку.

- Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка Тимошка!

Большой палец поочередно соединяют с остальными пальцами.

Улей

Пальцы сжимают в кулак, затем отгибают их по одному.

Вот маленький улей,

Где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья:

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з!

3амок

На дверях висит замок.

Пальцы складывают в «замочек».

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Стучат о стол «замочком».

Мы замочком повертели,

Мы замочек покрутили

Производят круговые движения «замочком».

И открыли!

Показывают ладошки.

Капустка

Мы капустку рубим-рубим.

Двигают прямыми ладонями вверх-вниз.

Мы капустку солим-солим.

Поочередно поглаживают подушечки пальцев.

Мы капустку трем-трем,

Потирают кулачок о кулачок.

Мы капустку жмем-жмем.

Сжимают и разжимают кулачок.

Цветки

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Медленно разгибают пальцы из кулачков.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Покачивают кистями рук вправо-влево.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Медленно сжимают пальцы в кулачки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Покачивают кулачками вперед-назад.

***

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

Выставляют вверх большие пальцы.

Приходили прямо к дому

Соединяют под углом кончики пальцев обеих рук.

Указательный и средний,

Названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно.

Безымянный и последний,

С ним мизинчик-малышок

Мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак.

Постучался о порог.

Кулачками стучат друг о дружку.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Ритмично сжимают пальцы на обеих руках.

Лодочка

Две ладошки я прижму

И по морю поплыву.

Ладошки соединяют лодочкой и выполняют волнообразные движения руками.

Паруса я подниму,

Ладони выпрямляют и поднимают вверх.

Синим морем поплыву.

А по бурным по волнам

Рыбки плещут тут и там.

Имитируют движения волн и рыбок.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

Фиксируют руки в вертикальном положении, ладони прижимают друг к другу.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Разводят пальцы.

Всем лепесткам красоту и питанье

Двигают пальцами вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Ладони опускают вниз и тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят.

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Эта долька для ежа,

Поочередно загибают пальцы на правой руке.

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка… кожура.

Разводят руки.

Он сердит на нас, беда!

Грозят пальчиком.

Разбегайтесь кто куда.

Имитируют бег пальцами по столу.

 

Оглавление

Перечень заданий и упражнений по развитию общей и мелкой моторики в ходе уроков

Графомоторные навыки

Зрительно-моторная координация

Художественный труд

Письмо

Природоведение

Физкультминутки

Конструкции, обозначающие пространственные отношения, и их схематическое изображение

Мысленное перемещение и трансформация зрительных образов

Мелкая мускулатура пальцев рук

Рисование орнаментов

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

Стихотворные упражнения

 

Буцыкина Т.П., логопед I категории; Вартапетова Г.М., ст. преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИПК и ПРО, г. Новосибирск

Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности пальцевого праксиса. Данное явление может зависеть от определенных функциональных или органических нарушений ЦНС. Однако оно может развиваться и на фоне отсутствия неврологической симптоматики.

Наше исследование проводилось во 2 классе одной из общеобразовательных школ Новосибирска. В нем приняли участие 27 детей, среди которых было два ребенка - левши. Исследование должно было определить, как часто отставание в развитии моторных функций становится причиной нарушений письма. Использовались тесты шкал Н.И. Озерецкого, пробы А.Р. Лурия и др. Материал предлагался детям по показу и речевой инструкции. Качество выполнения оценивалось по 3-балльной системе (по возрастанию качества навыка). Обращалось внимание на наличие синкинезий, скорость нарастания утомления, особенности моторного развития в целом.

В результате выявлено:

§ 26% детей имеют хорошую кинестетическую и кинетическую организацию движений;

§ 33 - испытывают незначительные затруднения различного характера;

§ 41% имеют выраженные нарушения моторной сферы.

В большей степени затруднения проявились при удержании равновесия (возникало общее напряжение, покачивание туловища, балансирование и схождение с места). При ходьбе отмечалась недостаточная координация в работе рук и ног. Наблюдались низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества.

Недостатки тонких движений пальцев рук отмечены у 70% детей. Они проявлялись в слабом развитии навыков самообслуживания, при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений. В 26% случаев отмечено проявление синкинезий: противоположной руки, руки и артикуляционных органов, либо те и другие в сочетании с синкинезиями ног.

При исследовании развития кистевой моторики учащимся было предложено выполнить тематические рисунки «Дом, дерево, человек» и «Человек», а также срисовать геометрические фигуры (интерпретация данного теста проводилась в соответствии с разработками А.Н. Корнева, представленными в книге «Дислексия и дисграфия у детей». СПб., 1995). В результате у 33% учащихся выявились существенные недостатки: низкий композиционный уровень, статичность, схематизм, расположение изображения в один ряд, нарушения пропорций между предметами и частями изображений. В фигуре человека рисовались лишь наиболее крупные части тела, очень редко - уши, нос. При срисовывании фигур искажались размеры, пропорции, величина углов. Для рисунков многих детей (особенно левшей) были характерны сильный нажим, неумение провести ровную линию, дрожащие линии, «бусинки».

При анализе результатов первых двух исследований выявилось совпадение низкого уровня моторного развития (крупная и тонкая моторика) и графомоторных навыков.

Исследование письменных работ показало расстройства почерка, обилие ошибок, связанных, на наш взгляд, с моторной недостаточностью, ибо уровень речевого и психического развития этих детей достаточен: замены букв по типу «сбой программы» (И.Н. Садовникова) - «и = у», «и = е», «б = д», и т.д.; пропуски букв, недописывание их элементов. Расстройства почерка проявлялись в несоблюдении пропорций и соотношений частей букв по высоте и протяженности, в очень сильном нажиме. Темп письма был низким. При более выраженных нарушениях моторики буквы теряли округлость, мелкие детали, соединения.

В письменных работах детей, моторное развитие которых соответствовало норме, указанные ошибки встречались реже даже в тех случаях, когда нарушалась дискретность зрительного восприятия объекта или имелась несформированность пространственных ориентировок (по 7% случаев соответственно).

Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и коррекция ее нарушений может предупредить трудности освоения письма. Придавая большое значение развитию интеллектуальных способностей учащихся первого класса, особое внимание хотелось бы уделить развитию общей и мелкой моторики. Мы представляем один из вариантов развития двигательных навыков в ходе уроков, на которых перед учителем стоят определенные задачи.

I. Координационные способности (развитие общей моторики).

1. Развитие точности и равновесия.

2. Преодоление излишнего мышечного напряжения.

3. Развитие быстроты, силы и гибкости.

II. Изобразительно-графические способности.

1. Развитие графомоторных навыков.

2. Овладение графической символизацией.

Среди физических качеств, которые необходимо развивать у детей в процессе физического воспитания, координационные способности занимают особое место. Если все другие физические качества обеспечивают ребенку возможность выполнять упражнения с необходимой быстротой и силой, то координационные способности позволяют придать движениям большую точность по амплитуде, направлению, темпу и развиваемым усилиям. Они представляют собой специфические сенсомоторные свойства организма, обеспечивающие ему возможность тонко регулировать свои взаимоотношения с внешним миром посредством двигательной деятельности. Высокий уровень развития координационных способностей позволяет не только достигать необходимой точности, но и с меньшими усилиями овладевать большим количеством движений, необходимых человеку в трудовой и спортивной деятельности.

К основным разновидностям координационных способностей относятся:

§ точность (правильность) принятия заданных положений, поз и выполнения отдельных движений (руками, ногами, туловищем), а также целостных циклических упражнений (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание и т.п.) и ациклических действий (прыжки, метания, акробатические упражнения и т.п.);

§ равновесие при статических положениях тела (статическое) или по ходу выполнения движений (динамическое), а также при балансировании предметами;

§ быстрота, т.е. способность совершать движения, двигательные действия в минимальном для данных условий отрезке времени. Различают три ее относительно независимые друг от друга формы. Это быстрота (время) двигательной реакции (старт и другие виды быстрого реагирования), отдельных (бросок, удар и др.) и нескольких движений или целостных двигательных актов (бег, плавание и др.);

§ силовые возможности способность, т.е. преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Подбирая упражнения для развития силы, предпочтение следует отдавать тем, которые способствуют развитию более слабых мышечных групп - плечевого пояса, сгибателей туловища, бедра, голени;

§ гибкость, т.е. способность выполнять движения с большой амплитудой. Для развития гибкости существуют динамические (маховые, рывковые) и статические (с самозахватом, на снарядах) упражнения.

Целью формирования изобразительно-графического навыка является развитие мелкой мускулатуры пальцев, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

§ зрительного восприятия;

§ произвольной графической активности;

§ зрительно-моторной координации.

Перечень заданий и упражнений по развитию общей и мелкой моторики в ходе уроков

1. Физическая культура

2. Координационные способности

3. Общеразвивающие упражнения без предметов

§ Смена положений рук - вперед, в стороны, вверх, перед грудью и т.п.

§ Смена положений ног - основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги скрестить (правая нога перед левой и наоборот) и т.д.

§ Смена положений туловища - наклоны вперед, назад, в стороны, повороты, круговые движения и т.п.

§ Сочетания движений рук и ног, а также рук или ног и туловища.

§ Движения рук или ног в различных положениях туловища: стоя, сидя, лежа и т.п.

§ Движения рук и туловища (ходьба, бег, подскоки).

4. Общеразвивающие упражнения с предметами

§ С мячами (волейбольными, баскетбольными, теннисными) - подбрасывание, ловля, передача, перекатывание, удары о стенку, ведение.

§ С гимнастическими палками -§ движения руками, туловищем с различными положениями палки.

§ С флажками - движения руками.

§ С лентами - различные движения руками на месте в движении (махи, змейки).

5. Равновесие

Статическое равновесие совершенствуется путем увеличения психологической трудности (постепенное повышение высоты снаряда, на котором выполняется упражнение, временное включение зрительного контроля, изменение угла наклона опоры) или усложнения механической структуры упражнения (удержание поз, при которых центр тяжести тела изменяет свое расположение по отношению к точке опоры, удержание заданных поз длительное время, введение помех в виде противодействия и др.). Балансирование совершенствуется с помощью жонглирования различными предметами и упражнений в равновесии на устойчивой или подвижной опоре.

6. Преодоление мышечного напряжения

§ Быстрый переход мышц от напряжения к расслаблению.

§ Сочетание напряжения одних мышц с расслаблением других (например, мышц левой и правой рук и т.п.).

§ Движения расслабленными частями тела («потряхивание»).

§ Произвольное эпизодическое расслабление мышц при выполнении циклических упражнений (например, во время длительного бега опустить руки вниз, встряхнуть ими и расслабить).

7. Быстрота

§ Руки - сгибание и разгибание, вращение, махи, рывки в разные стороны.

§ Туловище - вращения, наклоны, сгибания и разгибания.

§ Ноги - махи, приседания, впрыгивания, выпады.

§ Смешанные упражнения для рук и туловища, ног и туловища.

8. Сила

§ Упражнения с предметами-утяжелителями, отжимание, подтягивание (с учетом индивидуальных ограничений).

9. Гибкость

§ И.п. - стоя ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения головой.

§ И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны. Вращения рук в лучезапястных или плечевых суставах.

§ И.п. - стоя ноги врозь. Маховые одноименные и разноименные движения руками в стороны, вверх, вниз.

§ И.п. - стоя ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения туловищем.

§ И.п. - стоя ноги врозь. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.

§ И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища в стороны.

§ И.п. - стоя ноги вместе, руки вместе, руки вниз. Маховые движения ногами вперед -вверх, в стороны - вверх с одновременными движениями рук в стороны.

§ И.п. - стоя руки на поясе. Выпады ногами вперед, в стороны.

Графомоторные навыки

1. Мелкая мускулатура пальцев

§ Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

§ Упражнения на определение правых и левых частей тела.

§ Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

§ Игры с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

§ Занятия по штриховке по контуру, обводка.

§ Срисовывание геометрических фигур.

§ Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

дорисовывание незаконченных рисунков;

дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

§ Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

§ Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.