Биологическая и социальная компоненты — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биологическая и социальная компоненты

2019-12-19 148
Биологическая и социальная компоненты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Формирование Homo sapiens в фило- и онтогенезе нераз-

рывно связано со средой. А его наследственность в эволюцион-

ном, популяционном и индивидуальном планах не что иное,

как результат взаимодействия исходной наследственности и

118

окружающей среды.

Да иначе не могло и быть, ведь человек как биологичес-

кий вид формировался в процессе длительной эволюции путем

изменения генотипа, обретавшего под постоянным воздействи-

ем факторов окружающей среды все новые качества. К тому же

развитие (или онтогенез) каждого человека в отдельности так-

же результат взаимодействия генотипа и среды. Отсюда, сле-

дуя логике рассуждений, нетрудно прийти к заключению, что к

нарушению, к сбою в развитии человеческого организма могут

в равной степени привести как изменения наследственности, так

и многочисленные трансформации среды его обитания.

Мнение, будто человечество только в наши дни столкну-

лось с необходимостью решать глобальные проблемы, доволь-

но прочно вошло в людское сознание. Между тем глобальные

проблемы существовали всегда. Они, как говорится, сопровож-

дали нас испокон веков. Одни из них «угасали», терялись в про-

шлом, другие переживали века. Так случилось, например, с пробле-

мой загрязнения окружающей среды, занявшей в наши дни особое

место. Колоссальный «айсберг», веками скрывавшийся в пучинах

необъятной природы, всплыл наконец на поверхность. Между тем

прозорливые люди и по его «макушке» еще в середине позапрошло-

го века могли судить о будущей беде. Так, один из друзей А.И.

Герцена, жившего тогда заграницей, жаловался в письме к нему,

что Москва-река - де уже стала не та: вот осетра в ней поймать

еще можно, а стерлядочки уже нет...

Существует более трех десятков лекарственных препара-

тов, способных спровоцировать действие мутантного гена. При

приеме их быстро разрушаются эритроциты. Болеют преиму-

щественно мужчины, потому что этот признак рецессивный,

сцепленный с X-хромосомой. Женщины, являясь носительни-

цами только одного такого гена из двух, не страдают от препа-

ратов, потому что нормальный ген в другой хромосоме ком-

пенсирует необходимые биохимические реакции. Крайне ред-

ко возникают осложнения и у женщин, но это больше предмет

для специалистов. Механизм таких осложнений у женщин так

119

же понятен, как и у мужчин. Разумеется, это далеко не единствен-

ная мутация, вызывающая повышенную чувствительность к лекар-

ствам. Другие мутации провоцируют остановку дыхания, гипертер-

мические реакции, аллергии и другие серьезные осложнения.

Не менее важно знать патологические реакции на атмос-

ферные загрязнения. Как известно, загрязнение атмосферы вых-

лопными газами транспортных средств, многочисленными за-

водами и фабриками в крупных городах - серьезная гигиени-

ческая проблема глобального масштаба. К тому же многие люди

усугубляют и без того достаточно драматическую ситуацию еще

и курением, а в силу профессиональной специфичности вынуж-

дены работать в условиях повышенной запыленности и загазо-

ванности (например, в урановых шахтах, в производстве тяже-

лых цветных металлов, асбеста, деревообрабатывающей про-

мышленности и пр.).

Медицине известны и весьма курьезные случаи экогенети-

ческих реакций, например, на вещества, которые у большинства из

нас ассоциируются только с положительными эмоциями. У некото-

рых людей (все они носители мутаций) шоколад и определен-

ные сорта сыра вызывают тяжелейшую мигрень. Биохими-

ческий механизм этой странной реакции, вызывающий спазм сосу-

дов, уже расшифрован.

Примеров «рассекречивания» генетической чувствитель-

ности к пищевым продуктам достаточно много. Взять хотя бы

ту же непереносимость молока. У тех, кто страдает данным эф-

фектом, после употребления этого, казалось бы, диетического

продукта возникает «дискомфорт» в кишечнике. Объясняется

это тем, что их желудочно-кишечный тракт не продуцирует

фермент лактазу, в результате чего молочный сахар (его биохи-

мическое название - лактоза) не расщепляется. Им начинает

«подкармливаться» гнилостная микрофлора, образуются газы,

усиливается перистальтика. Отсюда и дискомфорт, вызванный

вздутием кишок.

Существуют разные мнения о вмешательстве человека в

наследственность. Церковь категорически отрицает всякие вме-

120

шательства в творение Господа.

Профессор Ю.А.Филипченко (1930) сформулировал свою

точку зрения по вопросам вмешательства в наследственность

человека. Его позиция отличалась гуманными рекомендация-

ми, отрицающими _____любые принудительные меры негативной

евгеники.

Нельзя сказать, что тогда не существовало других мне-

ний о значении наследственности и среды в развитии человека.

Они, конечно, были, к тому же прямо противоположные тем,

которых придерживался Ю.А.Филипченко. Так, формирование

идеологии развития личности в Советском государстве во вто-

рой половине 20-х годов и в 30-е годы шло под углом зрения

определяющего унифицирующего влияния социальных мер. В

то же самое время ряд немецких генетиков и антропологов обо-

сновывали примат биологического фактора, дабы подвести

фундамент под расовую гигиену, взятую нацистами на идеологи-

ческое вооружение при проведении геноцида против лиц неарийско-

го происхождения.

Но давайте обратимся к авторитетнейшему генетику того

периода, к одному из самых блистательных ее представителей -

Томасу Моргану, получившему Нобелевскую премию за свои

исследования. И хотя он проводил их на дрозофиле, вот к ка-

ким выводам по поводу человека пришел ученый: «У человека,

таким образом, два процесса наследственности: один вследствие

материальной непрерывности (половые клетки) и _____другой - пу-

тем передачи опыта одного поколения следующему поколению

посредством примера, речи и письма. Способность человека

общаться с себе подобными и воспитывать свое потомство яв-

ляется, вероятно, основным фактором быстрой социальной

эволюции человека».

Сказано достаточно определенно, но это положение спу-

стя примерно 10 лет уточнил С.Н. Давиденков. Соглашаясь со

смыслом сказанного Т. Морганом, он писал: «Может быть, было

бы лучше, ради ясности, не говорить вместе с Морганом о «двух

процессах наследственности», а называть их различно. Пусть

121

«наследственностью» остается то, что передается из поколения в

поколение через половые продукты, то же, что передается посред-

ством выучки, будем называть «преемственностью».

Но может ли кто-либо всерьез отрицать факт наличия в

каждом человеке биологически наследуемых свойств, заложен-

ных природой? Конечно, не может. Но вот значение среды оби-

тания для биологического развития организма оценивается да-

леко не так однозначно, особенно значение социальных факто-

ров, ведь это тоже среда обитания человека! Одни считают био-

логическое развитие жестко детерминированным, другие пола-

гают, что возможна его коррекция, пусть пока эмпирически

найденная, но в перспективе, по мере прогресса генетики, мето-

ды вмешательства в развитие человека, в его биологию станут

все более прицельными.

Что касается социально приобретаемых свойств челове-

ка, то значение среды (окружение, школа, воспитание) в их разви-

тии не вызывает сомнения. Споры, однако, шли по вопросу значе-

ния биологических предпосылок для развития личности путем со-

циальной преемственности. Можно выделить, пожалуй, три ключе-

вые момента в этих спорах:

1) влияет ли ген напрямую на развитие личности;

2) влияет ли социум также напрямую на развитие личнос-

ти (школа, семья, коллектив);

3) влияет ли социум на развитие личности опосредован-

но, через гены.

Вот что по этому поводу сказал выдающийся генетик Д.К.

Беляев в своем докладе на XV Международном генетическом

конгрессе (Дели, 1983 г.): «0днако социальная среда, в решаю-

щей степени формируя общественное сознание, не отменяет и

не может отменить межличностную генетическую изменчивость

и генетическую уникальность индивидуума. Социум не может

играть роль абсолютного деспота в формировании человечес-

кой личности, поскольку его императивы, под воздействием

которых человек находится независимо от собственного жела-

ния, сталкиваются с императивами генов, которые человек так-

122

же не выбирает по своему желанию. Следовательно, идущая от

Аристотеля идея, что каждый ребенок представляет собой «чи-

стую доску», не находит себе подтверждения».

Генетика поведения делает большие успехи, главные от-

крытия в ней еще впереди. Понимание процессов развития че-

ловека осложняется тем, что в этих целях используют в каче-

стве модели лишь его наследственно обусловленные особенно-

сти поведения (часто психические болезни), что не позволяет

сделать адекватных заключений о формировании умственного

развития в норме. Так что основная работа еще впереди.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.