Развитие речи старших дошкольников — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Развитие речи старших дошкольников

2019-12-19 164
Развитие речи старших дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие речи старших дошкольников

В познавательно-экспериментальной деятельности

ВОДА Часть 1

Цели:

Коррекционно-образовательные: Познакомить детей с веществом – водой, ее свойствами, использованием, применением. Актуализировать словарь по лексическим темам «Транспорт», «Посуда», «Спорт», «Овощи», «Животные», «Птицы», «Рыбы. Упражнять в подборе родственных слов, образовании относительных прилагательных, антонимов, приставочных глаголов, винительного, родительного падежа единственного и множественного числа, творительного падежа имен существительных. Учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Коррекционно-развивающие: Развивать навык слогового анализа, фонематический слух (различать мягкие и твердые согласные),, графические навыки, внимание, память, мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Здоровьесберегающие. Сохранять здоровье детей средствами физкультминуток, психогимнастики.

Оборудование. Предметные картинки (или на слайдах презентации): корабль, лодка, катер, поезд. Вода в прозрачных пластиковых стаканах. Миска. Пакетики чая (красный, черный, зеленый).

Демонстрационная картинка «Сосуды с водой»

Картинки для задания «В чем может храниться вода?»: бутылка, кастрюля, ваза, ванна, дуршлаг, стакан, бочка, решето и др. Аудиозапись шума моря.

Картонные кастрюльки с прозрачными кармашками и предметные картинки (горох, курица, грибы, мясо, рыба, фасоль, лук, рис, вермишель и др.)

Бумажные «капельки» (по 4 на каждого ребенка).

Две картонные фигурки леек – синей и зеленой (можно использовать и пластмассовые лейки) и раздаточные предметные картинки (с парными твердыми и мягкими согласными звуками, например, со звуками Р и РЬ: репа, редис, перец, помидор, картофель, огурец, морковь, кукуруза, горох).

Изображения реки и моря. Предметные картинки речных и морских обитателей.

Контурные изображения водного транспорта, карандаши (по числу детей).

Картинка для развития внимания и мышления «Отражения в воде».

Водные раскраски, кисточка и вода. Опорная схема для составления рассказа о воде.

Ход:

Организационный момент.

Педагог. Здравствуйте, ребята! Рассмотрите картинки и подумайте, какая из них лишняя, и почему.

Детям предлагаются картинки: корабль, лодка, катер, поезд.

Дети. Лишняя картинка – «поезд», потому что поезд – это наземный транспорт, а остальное – это водный.

Педагог. Правильно. И корабль, и лодка, и катер не смогут передвигаться без наличия воды. Вот о ней мы и поговорим сегодня.

Вода… Волшебница-вода,

Ты на Земле была всегда?

В озерах, реках и канавах,

В морях, могучих океанах.

В болотах, ручейках и миске,

Куда воды налили киске.

Вода – чудно́е вещество,

Ведь превращается оно

И в лед, и в пар, и в снег, и в град,

И в облако, и в водопад!

Прозрачна чистая вода!

Без запаха, без цвета? Да!

И сразу - каждый это знает –

Сосуда форму принимает.

Вода… Волшебница-водица!

Нас заставляет удивиться…

Нагреем – и горячей станет,

В наш дом тепло с собой доставит.

А если мутная вода,

Её фильтруем мы тогда.

Пить грязную? Так не пойдет!

Ведь может заболеть живот!

вода… Волшебница-водица!

Где только нам ни пригодится!

И чай попить, и суп сварить,

Стирать и чисто пол помыть.

Цветы водою поливать,

Пожар из шланга заливать.

В круиз далекий поплывем,

Морских ракушек наберем…

Вода… Волшебница-вода…

Ведь без тебя нам никуда!

Вода нужна всегда, везде,

Она – царица на Земле!

           В. Баронова

Педагог. Вот о такой Царице-Водице (как о еще одной природной стихии) мы сегодня поговорим.

Вода в природе. Образование относительных прилагательных. Закрепление предлога В.

Педагог. Ребята, а где мы можем увидеть воду в природе?

Дети. Воду можно увидеть в озере, в реке, в пруду, в море, в океане, в ручье, в роднике, в луже, в болоте, в колодце, в водопаде, в дожде.

Педагог. Какой же бывает вода (по месту нахождения)?

Дети. В море – морская, в океане – океаническая, в озере – озерная, в реке – речная, в ключе (роднике – ключевая, родниковая, в колодце – колодезная, в болоте – болотная, в дожде – дождевая (ответы детей).

Образование сравнительной степени прилагательных.

Педагог. Сравните лужу, ручей, океан, море и озеро по длине, ширине и глубине.

Дети. Ручей короче реки, лужа меньше озера, озеро меньше моря, море меньше океана. Океан шире моря, море шире реки, река шире ручья. Ручей мельче реки, река мельче моря, море мельче океана.

Релаксация.

Педагог. Послушайте, как шумит вода в море (можно послушать ракушки).

Образование дательного падежа имен существительных.

Педагог. Кому в природе нужна вода?

Дети. Вода нужна деревьям, рыбам, птицам, животным, людям…

Педагог. Людям каких профессий нужна вода?

Дети Вода нужна пожарному, моряку, садоводу, огороднику, повару, парикмахеру…

Педагог. Каким спортсменам нужна вода?

Дети. Вода нужна пловцу, ватерполисту, гребцу, яхтсмену и др.

Закрепление союза «чтобы».

Педагог. Итак, вода необходима всем живым существам. Для чего нужна вода растениям? А животным? А людям?

Дети отвечают на вопросы, использую союз «чтобы»

Дети. Растениям нужна вода, чтобы расти. Животным – чтобы пить и чтобы расти. Людям нужна вода, чтобы пить, развиваться, расти, готовить и т.д.

Опытная деятельность.

У детей на столах вода в прозрачных пластиковых стаканах. Стоит миска. Подготовлены чайные пакетики.

Педагог. Ребята, давайте узнаем свойства этого, такого обычного и в тоже время волшебного вещества. Вода – это твердое вещество или это жидкость? (отливают часть воды в ёмкость – миску).

Дети. Вода – это жидкость.

Педагог. Посмотрите на воду (в стакане) и скажите, есть ли у воды цвет?

Дети. Нет, чистая вода прозрачна.

Педагог. А имеет ли вода цвет? Запах? Проверим.

Дети. Нет вода не имеет цвета и запаха.

Педагог. Скажите, а как же получается, что вода приобретает цвет? (ответы детей).

Все дело в том, что вода является растворителем, и цвет ей могут придать вещества, растворившиеся в ней или попавшие в нее, но не растворенные. То же самое и с запахом: пахнет не сама вода, а частички вещества, попавшие в нее.

Дети опускают чайные пакетики в стаканы с водой и наблюдают, как вода окрашивается в красный, желтый/зеленый и коричневый цвета.

 Педагог. Вот так и получается цвет воды. А еще вода может выводить, вымывать ненужные вещества, например, когда с помощью воды стирают белье: какие-то вещества растворяются, а какие-то вымываются вместе с водой. Постираем и мы.

Физкультминутка «Стирка»

Маме будем помогать,

Надо вещи постирать.             Выходят и встают в кружок.

Воду в тазик наливаем,           Имитируют движения.

Белый порошок всыпаем.        Делают из пальцев щепотку.

                                                    Перебирают пальцами,

Вещи грязные берем

и старательно потрем            «Трут» «вещи» руками.

Терли, терли много раз,

Снова опускали в таз.               Поднимают и опускают руки

                                                     в воображаемый таз.

Полоскали, полоскали,             Показывают, как «полощут».

                                                     Руки вправо-влево много раз.

Воду снова поменяли.

Воду вылили, смотрите,            Имитируют движения,

И одежду разверните.                Поднимают руки, разворачивают

                                                      «одежду»

Полюбуйтесь поскорей –

Нет ни пятнышка на ней!           «Рассматривают».

Нам водичка помогает,              Стряхивают одежду и                       

                                                   развешивают, встают на носочки.

Пятна грязи отстирает!

                                                   В.Баронова

Вкус воды.

Педагог. А какой же вкус у воды? (пробуют)

Дети. Она безвкусная.

Педагог. Правильно, чистая вода не имеет вкуса, но если добавить другие вещества, вкус появится. Какой же по вкусу может стать вода?

Дети. Вода может быть сладкая, соленая, кислая, горькая.

Педагог. Подумайте и скажите, что может быть таким по вкусу.

Вода в приготовлении пищи. Образование относительных прилагательных.

Педагог. Без воды невозможно приготовить многие блюда. Для приготовления каких блюд нужна вода?

Дети перечисляют.

Педагог. А теперь мы сварим суп. Какая по температуре вода нам понадобится? (горячая)

Детям раздают картонные кастрюльки с прозрачными кармашками и предметные картинки (горох, курица, грибы, мясо, рыба, фасоль, лук, рис, вермишель и др.), просят вставить в кармашек продукт и рассказать, какой суп «сварили»: гороховый, мясной, грибной, рыбный и т.д.

Развитие мышления.

Педагог. У воды есть свойство – текучесть. Мельчайшие частички, из которых она состоит, хотя и сцеплены между собой, но не очень крепко, потому-то вода и жидкая, да еще и течет. Рассмотрите картинку и подумайте, в чем может хранится вода, а в чем – нет. Откуда она может вытечь, а откуда – нет?

Развитие внимания.

Педагог. У воды есть такое свойство: она принимает форму того сосуда, в который налита и находится. Посмотрите, какое разнообразие форм (рассматривают демонстрационную картинку «Сосуды с водой»). Найдите одинаковые сосуды.

Образование приставочных глаголов от слова «лить»

Педагог. Раз вода текучая жидкость, её можно лить. Я буду говорить начало фразы, а вы продолжите.

Дети образуют приставочные глаголы: в чашку воду …. налили, немножко… подлили…, из стакана в стакан…. перелили, из стакана … вылили, на пол … пролили, из стакана немножко … отлили…, все вокруг … залили.

Можно предложить ребенку сопровождать слова действиями (полить цветы в горшках).

Загадка

Педагог. Отгадайте загадку и вы поймете, в каком еще виде встречается вода на Земле.

Камни драгоценные на траве сверкали…

Только подобрать их люди не мечтали.

Потому что солнышко «камни» нагревает,

И они с листочков тут же исчезают! (Роса)

                                         В.Баронова

Физкультминутка «Дельфины»

Мы – веселые дельфины,               Дети становятся в кружок,

                                                           выпрямляют спины.

И для грусти нет причины!            Улыбаются.

В море радостно плывем,               Имитируют руками движения

                                                           дельфина.

Никогда не устаем.

В глубине морской резвимся               Приседают несколько раз

И акулы не боимся

Над волной вспорхнем, ка птицы - Делают прыжки

Даже чайка удивится!

К лодкам подплываем ловко.           Руки на поясе. Наклоны вперед.

Хороша у нас сноровка?!

Вправо-влево повернули -                Наклоны туловища вправо и влево.

Лодку ловко обогнули.                      Круговые движения туловищем.

Мы – веселые дельфины –

Покорили все глубины!                     Весело подпрыгивают несколько раз.            

                 В. Баронова

Педагог.

Давайте уточним, кто где живет, и рассели обитателей следующим образом: речных – к «реке», а морских – к «морю».

Образование антонимов – прилагательных.

Педагог. Давайте, повторим, какой же бывает вода.

Вода холодная – … (горячая), мутная - … (прозрачная), пресная - … (соленая), грязная - … (чистая), тихая - … (бурливая), безвкусная - … (горькая и др.

Подбор родственных слов.

Педагог. Ребята, подберите семейку слов, родственных слову «вода»

Дети. Водяной, водопровод, водопой, водомерка, водоросль, водопроводчик, водопад, водный, водозабор, водичка, водохранилище.

Сюрпризный момент.

Педагог. Ребята, а ведь, есть еще и природная вода, богатая полезными веществами, солями и минералами, и называют её минеральной! Давайте её попробуем!

Детей угощают минеральной водой.

 

Источник: В.В. Баронова – «Развитие речи старших дошкольников в познавательно-экспериментальной деятельности»

 

 

Опубликовано:

«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru

Развитие речи старших дошкольников


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.