А другой-де раз ступил, да им ходу не дал, — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

А другой-де раз ступил, да им ходу не дал,

2019-12-19 135
А другой-де раз ступил, да им ходу не дал, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А другой-де раз ступил, да им ходу не дал,

А во третей раз ступил, дак их с доски сгонил[10].

 

Здесь ход шахматной партии становится понятным только при допущении в игру костей. Причем игральная кость не используется при определении того, кому первому ходить: «Как которой накликат, тот наперед ступат». А вот далее по ходу игры игрок может «ступить», то есть двинуть свою фигуру несколько раз подряд. Возможно, после каждого своего ходя он бросает игральную кость, чтобы определить – остается ли за ним ход или переходит к противнику.

Со второго хода удача полностью на стороне Василисы Микулишны (Василия Ивановича): «другой-де раз ступил, да им хода не дал», то есть, право следующего хода остается за Василисой. Следующий ход снова остается за ней и она выигрывает партию – «во третей раз ступил, дак их с доски сгонил».

В данной былине все шахматные фигуры называют «пешками». Известно, что шахматы на Руси назывались «шашечной игрой» в XVIII в. и в XIX в. В руководстве по шахматной игре XIX в. читаем, что «у каждого игрока 16 шашек»[11]. Следовательно, термин «шашки» в былинах более поздний по сравнению с древним термином «тавлеи».

Исследователь шахматной игры на Руси И. М. Линдер, проанализировав былинные упоминания шахматной игры, предположил, что «Когда певцы говорили: «во тыи тавлеи золоченыя», то имели в виду игру с шахматной доской, к тому же золоченой». По мнению исследователя, былинное выражение «Играют в шашки-шахматы, Во тыи велеи золоченыя» означает «играть фигурами (шашками) на досках (тавлеях, велеях) в игру, именуемую шахматами»[12]. Однако при внимательном прочтении былинных текстов становится видна ошибочность такого перевода. Так в том же сборнике Кирши Данилова в былине «Садков корабль стал на море» купец Садко берет с собой в Морское царство самые дорогие ему вещи – гусли и шахматы:

И скоро Садко наряжается,

берет он гусли звончаты

со хороши струны золоты,

и берет он шахматницу дорогу

Со золоты тавлеями,

со темя дороги вольящеты [13].

А теперь переведем этот отрывок на современный русский язык. Шахматница – это коробка для фигур, аналогичная современным шахматным доскам-коробкам. Далее в былине сказано, что Садко «садился на шахматницу золоту», что подтверждает нашу трактовку.

Вальящетые золотые тавлеи – это резные позолоченные шахматные фигуры. В этом термине на Руси произошло объединение и шахматных фигур (в поздних былинах - шашек) и игральных костей (собственно тавлей).

Таким образом, в былинах наблюдается некое смешение понятий – шахматные фигуры называют то «шашками», то «тавлеями». Но даже в поздних былинах можно найти доказательство наличия в шахматной игре кроме фигур еще и игральных костей. К примеру, в былине «Добрыня и Василий Казимирович»:

Говорит ему царь Батый:

- Ах ты гой еси, Василий сын Казимирович!

Есть ли у вас таковы умильны игроки:

Поиграть бы во тавлеи во вальящеты?

- Ах ты гой еси, Батый царь!

Я не знал, право, охоты твоей царской,

Не знал охоты твоей боярской:

Не брал из города умильных игроков;

А надеюся на Спаса, на Пречистую,

На матушку на божию богородицу,

Надеюсь на братца на названного,

На молода Добрыню Никитича:

С ималехонька Добрынюшка тешился,

С малыми ребятами игрывал…

Кликнули Добрыню Никитича,

Подернули столы белодубовые,

Раздернули тавлеи вольящеты.

Первую тавлеюшку царь ступил,

Другую тавлеюшку Добрыня Никитич млад,

Третью тавлеюшку царь ступил,

Четвертую Добрыня Никитич млад:

Больше царю ступить некуда,

Та игра была поиграна[14].

 

Если предположить, что «тавлеи» в данном тексте – это просто фигуры, то получается, что Добрыня выиграл партию, сделав всего два хода, что просто невозможно. Но если предположить, что выражение «тавлеюшку ступил» означает не просто одно перемещение фигуры, а несколько перемещений подряд, с бросанием игральных костей, до тех пор, пока ход не перейдет к противнику, то столь быстрое завершение партии становятся реальным.

Было не 4 поочередных хода. Было 4 серии ходов. В каждой серии – тавлее - могло быть несколько ходов подряд. Игрок ходит, бросает кость. Если бросок удачный – следующий ход тоже его. Потом опять бросок кости. И так до первого неудачного броска кости – «тавлеи». После неудачного броска игральная кость – «тавлея» переходит к другому игроку. Начинается его «тавлея» - серия ходов с игральной костью в руке.

Умение не просто играть в шахматы, но и постоянно выигрывать, в былинах представлено как богатырская доблесть. Если при игре в кости выигрыш зависел целиком от удачи, то в шахматах элемент удачи сочетался с игрой ума. Ум и удачливость – вот достоинства русского богатыря, которые ценились на Руси наравне с силой и ловкостью.

На Западе в конце XIV в. Регенсбургский католический собор официально снял запрещение на шахматы. Игра была признана необходимым элементом рыцарского воспитания. Можно предположить, что католическая церковь изменила свое отношение к шахматам только после изменения правил игры. С «шахматного поля» были удалены игральные кости. Шахматы из азартной игры превратились в игру ума, способствующую развитию мыслительных способностей человека, дающую представление о тактике и стратегии, что было особенно важно для рыцарей.

Однако сохранился источник, в котором описаны правила шахматной игры с применением игральных костей. Это были так называемые «Четыре сезона». Впервые этот тип игры упоминается в «Книге Игр» испанского короля Альфонса X и датируется 1240 г. Играть в игру могли одновременно 4 человека. Каждый из игроков олицетворял собой четыре времени года, четыре стихии и четыре настроения человека. Зеленый – весна, воздух и возбуждение Красный – лето, огонь и гнев Черный – осень, земля и меланхолия Белый – зима, вода и хладнокровие. То есть, это явно были отголоски какого-то древнего ритуального гадания. По правилам игры «Четыре сезона» перед тем, как сделать ход, каждый игрок бросает кости. Какая цифра выпадет, та фигура и ходит.

 

А другой-де раз ступил, да им ходу не дал,

А во третей раз ступил, дак их с доски сгонил[10].

 

Здесь ход шахматной партии становится понятным только при допущении в игру костей. Причем игральная кость не используется при определении того, кому первому ходить: «Как которой накликат, тот наперед ступат». А вот далее по ходу игры игрок может «ступить», то есть двинуть свою фигуру несколько раз подряд. Возможно, после каждого своего ходя он бросает игральную кость, чтобы определить – остается ли за ним ход или переходит к противнику.

Со второго хода удача полностью на стороне Василисы Микулишны (Василия Ивановича): «другой-де раз ступил, да им хода не дал», то есть, право следующего хода остается за Василисой. Следующий ход снова остается за ней и она выигрывает партию – «во третей раз ступил, дак их с доски сгонил».

В данной былине все шахматные фигуры называют «пешками». Известно, что шахматы на Руси назывались «шашечной игрой» в XVIII в. и в XIX в. В руководстве по шахматной игре XIX в. читаем, что «у каждого игрока 16 шашек»[11]. Следовательно, термин «шашки» в былинах более поздний по сравнению с древним термином «тавлеи».

Исследователь шахматной игры на Руси И. М. Линдер, проанализировав былинные упоминания шахматной игры, предположил, что «Когда певцы говорили: «во тыи тавлеи золоченыя», то имели в виду игру с шахматной доской, к тому же золоченой». По мнению исследователя, былинное выражение «Играют в шашки-шахматы, Во тыи велеи золоченыя» означает «играть фигурами (шашками) на досках (тавлеях, велеях) в игру, именуемую шахматами»[12]. Однако при внимательном прочтении былинных текстов становится видна ошибочность такого перевода. Так в том же сборнике Кирши Данилова в былине «Садков корабль стал на море» купец Садко берет с собой в Морское царство самые дорогие ему вещи – гусли и шахматы:

И скоро Садко наряжается,

берет он гусли звончаты

со хороши струны золоты,

и берет он шахматницу дорогу

Со золоты тавлеями,

со темя дороги вольящеты [13].

А теперь переведем этот отрывок на современный русский язык. Шахматница – это коробка для фигур, аналогичная современным шахматным доскам-коробкам. Далее в былине сказано, что Садко «садился на шахматницу золоту», что подтверждает нашу трактовку.

Вальящетые золотые тавлеи – это резные позолоченные шахматные фигуры. В этом термине на Руси произошло объединение и шахматных фигур (в поздних былинах - шашек) и игральных костей (собственно тавлей).

Таким образом, в былинах наблюдается некое смешение понятий – шахматные фигуры называют то «шашками», то «тавлеями». Но даже в поздних былинах можно найти доказательство наличия в шахматной игре кроме фигур еще и игральных костей. К примеру, в былине «Добрыня и Василий Казимирович»:

Говорит ему царь Батый:

- Ах ты гой еси, Василий сын Казимирович!

Есть ли у вас таковы умильны игроки:

Поиграть бы во тавлеи во вальящеты?

- Ах ты гой еси, Батый царь!

Я не знал, право, охоты твоей царской,

Не знал охоты твоей боярской:

Не брал из города умильных игроков;

А надеюся на Спаса, на Пречистую,

На матушку на божию богородицу,

Надеюсь на братца на названного,

На молода Добрыню Никитича:

С ималехонька Добрынюшка тешился,

С малыми ребятами игрывал…

Кликнули Добрыню Никитича,

Подернули столы белодубовые,

Раздернули тавлеи вольящеты.

Первую тавлеюшку царь ступил,

Другую тавлеюшку Добрыня Никитич млад,

Третью тавлеюшку царь ступил,

Четвертую Добрыня Никитич млад:

Больше царю ступить некуда,

Та игра была поиграна[14].

 

Если предположить, что «тавлеи» в данном тексте – это просто фигуры, то получается, что Добрыня выиграл партию, сделав всего два хода, что просто невозможно. Но если предположить, что выражение «тавлеюшку ступил» означает не просто одно перемещение фигуры, а несколько перемещений подряд, с бросанием игральных костей, до тех пор, пока ход не перейдет к противнику, то столь быстрое завершение партии становятся реальным.

Было не 4 поочередных хода. Было 4 серии ходов. В каждой серии – тавлее - могло быть несколько ходов подряд. Игрок ходит, бросает кость. Если бросок удачный – следующий ход тоже его. Потом опять бросок кости. И так до первого неудачного броска кости – «тавлеи». После неудачного броска игральная кость – «тавлея» переходит к другому игроку. Начинается его «тавлея» - серия ходов с игральной костью в руке.

Умение не просто играть в шахматы, но и постоянно выигрывать, в былинах представлено как богатырская доблесть. Если при игре в кости выигрыш зависел целиком от удачи, то в шахматах элемент удачи сочетался с игрой ума. Ум и удачливость – вот достоинства русского богатыря, которые ценились на Руси наравне с силой и ловкостью.

На Западе в конце XIV в. Регенсбургский католический собор официально снял запрещение на шахматы. Игра была признана необходимым элементом рыцарского воспитания. Можно предположить, что католическая церковь изменила свое отношение к шахматам только после изменения правил игры. С «шахматного поля» были удалены игральные кости. Шахматы из азартной игры превратились в игру ума, способствующую развитию мыслительных способностей человека, дающую представление о тактике и стратегии, что было особенно важно для рыцарей.

Однако сохранился источник, в котором описаны правила шахматной игры с применением игральных костей. Это были так называемые «Четыре сезона». Впервые этот тип игры упоминается в «Книге Игр» испанского короля Альфонса X и датируется 1240 г. Играть в игру могли одновременно 4 человека. Каждый из игроков олицетворял собой четыре времени года, четыре стихии и четыре настроения человека. Зеленый – весна, воздух и возбуждение Красный – лето, огонь и гнев Черный – осень, земля и меланхолия Белый – зима, вода и хладнокровие. То есть, это явно были отголоски какого-то древнего ритуального гадания. По правилам игры «Четыре сезона» перед тем, как сделать ход, каждый игрок бросает кости. Какая цифра выпадет, та фигура и ходит.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.