Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории

2019-12-19 213
Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

План

 

6.1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории

6.2. Виды себестоимости продукции

6.3. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции

6.4. Анализ себестоимости продукции

6.5. Оценка влияния себестоимости продукции на величину прибыли предприятия

6.6. Резервы снижения себестоимости продукции

6.7. Планирование себестоимости продукции

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Так как прибыль предприятия определяется как разница между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции, то все факторы, определяющие себестоимость, оказывают на нее непосред­ственное влияние.

Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости про­дукции оценивается по следующей формуле:

,

где  — изменение прибыли под влиянием изменения себестоимости реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, тыс. руб.;

Сскор — себестоимость реализованной продукции отчетного периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного (предшествующего) периода, тыс. руб.;

С1 — себестоимость реализованной продукции отчетного периода, тыс. руб.

Влияние на прибыль изменений в выручке, то есть собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости, определяется следующим образом;

где   — изменение прибыли под влиянием изменения выручки от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг, тыс. руб.;

П0 — прибыль базисного (предшествующего) периода, тыс. руб.;

К — коэффициент роста выручки от реализации продукции, который равен отношению Сскор и C 1.

Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции производится по следующей формуле:

где ΔПУД — изменение прибыли под влиянием изменения структурных сдвигов в составе продукции, тыс. руб.;

С0 — себестоимость реализованной продукции базисного (предшествующего) периода, тыс. руб.;

К' — коэффициент роста выручки от реализации продукции в оценке по отпускным ценам.

Отдельно рассчитывается влияние на прибыль изменения цен на материалы и прочие ресурсы, а также оцениваются причины, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины. В первом случае расчет проводится по данным бухгалтерского учета, во втором — с помощью анализа отклонений, образовавшихся из-за нарушения стандартов, тех­нических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.п.

На основе полученных результатов определяется общее изменение прибыли предприятия за анализируемый период, которое представляет собой сумму отклонений по отдельным факторам.

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Цель планирования себестоимости продукции (работ, услуг) — оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов [27]. В процессе разработки плана по себестоимости решаются следу­ющие основные задачи:

· проведение анализа стоимостных показателей производствен­ной деятельности предприятия в целом и отдельных его под­разделений;

· выявление возможностей и уточнение размеров снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим периодом;

· составление калькуляций себестоимости основных видов выпускаемой продукции;

· выявление нецелесообразных затрат и разработка мер по их ликвидации;

· определение рентабельности видов выпускаемой продукции и производства;

· проведение оценки влияния на себестоимость, прибыль, рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;

· создание базы для разработки оптовых и розничных цен;

· разработка мер по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между производственными подразделениями пред­приятия [29].

При составлении плана по себестоимости особое внимание уделя­ется выявлению резервов снижения затрат, а также величины и причин их возникновения, не обусловленных нормальной организацией произ­водственного процесса: сверхнормативного расхода сырья и материалов, топлива и энергии, потерь рабочего времени и доплат за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака, излишних расходов, вызван­ных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, нарушением технологической и трудовой дисциплины, изменением объема работ по подготовке производства, освоению и вне­дрению новой техники и технологии [29].

При планировании себестоимости продукции предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат на производство и реализацию продукции и роста на­коплений.

Планирование себестоимости может быть текущим и перспектив­ным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет, затем при текущем планировании эти планы уточняются на основе данных плановых смет и калькуляции затрат на производство.

План по себестоимости на предприятии состоит из следующих разделов:

· расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;

· калькулирование себестоимости видов продукции (работ и услуг);

· составление сметы затрат на производство [29].

Исходные данные для разработки плана по себестоимости:

· размеры прибыли, уровень рентабельности производства или задания по снижению себестоимости продукции;

· показатели производства и реализации продукции;

· прогрессивные нормы и нормативы соответствующего раздела тактического плана;

· показатели плана материально-технического обеспечения производства;

· прейскуранты;

· данные об использовании основных фондов и размерах амортизационных отчислений;

· показатели плана по труду и кадрам;

· объем работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники, объем производства новой техники.

При планировании себестоимости продукции применяются следу­ющие методы [29]:

Пофакторный метод, его суть заключается в определении влия­ния технико-экономических факторов на себестоимость продукции в планируемом году по сравнению с предыдущим. При планировании себестоимости этот метод применяется с целью:

· обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичны­ми показателями других периодов;

· осуществления укрупненного расчета основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности на стадии подготовки и сравнения вариантов предложений по объемам производства;

· наиболее полного учета эффективности внедрения мероприя­тий по плану повышения эффективности производства;

· определения участия отдельных служб, отделов и производ­ственных подразделений в снижении себестоимости продукции и повышении эффективности производства, материального поощрения за это участие, сводимости показателей по пред­приятию, объединению, отрасли и в целом по региону;

· анализа и сопоставления издержек производства на различных предприятиях и объединениях.

При этом методе учитываются следующие факторы:

· технические, то есть внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;

· организационные, то есть совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углуб­ление специализации, кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием и др.);

· изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

· инфляционные изменения в плановом периоде;

· специфические факторы, которые зависят от особенностей производства.

Все эти факторы в итоге влияют на объем производства, производительность труда, изменение норм и цен на материальные ресурсы.

Сметный метод, который предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет используются отдельные разделы плана, например планы материально-технического обеспечения, по труду и персоналу, технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответ­ствующих ресурсов.

Сметный метод планирования позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат состав­ляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного со­ставления плана.

Метод калькуляций, с помощью которого обосновывается вели­чина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов. При планировании себестоимости этим мето­дом важно правильно определить объекты калькулирования, в качестве которых выступают отдельные изделия, заказы, технологические пере­делы, марки, сорта, артикулы и т.д. В дальнейшем калькуляции приме­няются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализо­ванной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.

Нормативный метод, при котором уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее его достоинство заключается в возможности обособленного учета откло­нений от действующих норм и их причин, что позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.

При планировании себестоимости продукции указанные методы применяются, как правило, одновременно, в комплексе, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач управления затратами на пред­приятии.

Новый подход к планированию себестоимости продукции — использование бенчмаркинга.

Понятие «бенчмаркинг» происходит от английского слова benchmark — «репер», «точка отсчета», «база сравнения». Встреча­ющееся написание слова через дефис — бенч-маркинг — допустимо, но не вполне корректно, а использование как тождественного понятия «бенч-маркетинг» не лишено экономического содержания, но образовано по созвучию с бенчмаркингом и не образует нового понятия.

Формально метод бенчмаркинга был разработан в 1972 г. для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США).

Бенчмаркинг — это перенятие опыта успешных компаний, «после того как путем сравнения с другими областями предпри­нимательской деятельности или конкурентами были выявлены слабые стороны своей фирмы». Технологически бенчмаркинг пред­ставляет собой систему систематического поиска, оценки, отбора и организации использования опыта успешных предприятий. Он нередко выступает в роли базы для разработки стратегии пред­приятия, так как в центре его внимания находятся такие вопросы: какое предприятие находится на вершине конкуренции? Почему собственное предприятие не лучшее? Что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы стать лучшим? Как внедрить соответствующую стратегию, чтобы стать лучшим из лучших?

В 1992 году в США образован Международный центр бенч­маркинга (International Benchmarking Clearinghouse, IBC), который является крупнейшей международной организацией по изучению лучшей бизнес-практики. Специалисты IBC разработали Кодекс бенчмаркинга (Benchmarking code of conduct), принципами кото­рого являются:

· законность — отсутствие нелегального сбора информа­ции;

· обмен — «никогда не спрашивайте чего-либо, если вы не сможете предоставить что-либо в обмен»;

· конфиденциальность информации должна быть сохранена;

· информация может быть использована только для целей бенчмаркинга;

· тип контактов — обменом информации могут заниматься только назначенные люди;

должно быть заключено соглашение о протоколе обмена бенчмаркинга.

По мере развития управления затратами и результатами пред­приятия повышается значимость опыта реализации этого процесса в других хозяйствующих субъектах отрасли, изученного с помощью бенчмаркинга. Он способствует открытости и повышению эффектив­ности деятельности предприятия посредством раннего предупреждения о его отставании от аналогичных предприятий отрасли, выясняет уро­вень предприятия по сравнению с лучшими в отрасли, ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске и сокращает затраты на процесс улучшения. Особый интерес эта система представляет при обосновании на предприятии плана по себестоимости.

При наличии достаточно большого количества данных о пред­приятиях отрасли, полученных посредством бенчмаркинга, предпо­чтение отдается статистическим методам планирования, позволяющим выявить закономерности на фоне случайностей, построить многофак­торные модели оценки и на их основе получать обоснованные выводы и прогнозы.

Оценка текущих затрат предприятия с использованием информа­ции о затратах i -гo предприятия отрасли осуществляется следующим образом:

где З0 — уровень совокупных затрат управляемого предприятия;

З i — уровень совокупных затрат i -гo предприятия;

ΔЗ ij — корректировка уровня совокупных затрат i -го предприятия на различие с управляемым предприятием no j -музатратоформирующему фактору.

В соответствии с данной моделью последовательно сравнивается управляемое предприятие с каждым из отобранных хозяйствующих субъектов, в результате получается система из п линейных уравнений:

Изменение затрат зависит от величины различия по затратоформирующему фактору между управляемым предприятием и выбранным для сравнения.

где Х0 j значение j -го затратоформирующего фактора управляемого предприятия;

  Х ij значение j -го затратоформирующего фактора i -го предприятия;

  ΔЗе j — вклад в затраты единицы j -гозатратоформирующего фактора.

С учетом вышеприведенной модели система из линейных уравне­ний приобретает следующий вид:

Это система п линейных уравнений с п = k + 1 неизвестными, так как изначально число предприятий, выбранных для сравнения, должно на единицу превышать количество анализируемых затратоформирующих факторов. Решение данной системы находится любым методом линей­ной алгебры. Предполагая использование пакета электронных таблиц MS Excel, удобнее находить решение системы матричным способом:

Решение системы существует, если определитель матрицы ΔХ не равен нулю. В этом случае система имеет единственное решение:

Зе = ΔХ-1 З,

где ΔХ-1 — матрица, обратная к матрице ΔХ.

Основные трудности реализации этой методики связаны с пробле­мой измерения качественных затратоформирующих факторов, так как описанный способ применим для определения затрат только с учетом тех факторов, которые могут быть количественно измерены, поэтому важное условие — возможность формализации информации, не под­дающейся количественному измерению. Если исследуемый затратоформирующий фактор имеет два качественных уровня, то для отображения в расчетных моделях он измеряется по шкале наименований. При этом наличие признака кодируется как единица, а его отсутствие — как ноль. В практическом использовании особый интерес представляет шкала качественных оценок один—девять, которая позволяет в достаточной мере учесть степень отличия и имеет наименьшее среднеквадратическое отклонение. Реализация данного методического подхода позволяет учесть тенденции развития предприятий внутри одной отрасли и объек­тивно оценить затратообразующие факторы на специфическом сегменте рынка и устранить субъективизм в планировании затрат.

ВЫВОДЫ

Себестоимость продукции характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Отражая процес­сы производства, обращения и распределения, она выступает основным синтетическим показателем деятельности предприятия, определяя результаты его хозяйственной деятельности, достижения и имеющиеся резервы — важнейшим качественным показателем. Ее сущность как объективной категории определяется рядом принципов: связью с осу­ществляемой предпринимательской деятельностью, разделением теку­щих и единовременных затрат, допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности и имущественной обособленности предприятия.

Исчисление себестоимости варьируется в зависимости от того, какие затраты в нее включены, от степени готовности продукции и ее реализации, от количества продукции, от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта калькулирования, от оперативности ее формирования.

Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершен­ного производства и готовой продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства.

Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) имеет важное зна­чение, так как позволяет выявить тенденции изменения данного показа­теля, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. В качестве объектов анализа себестоимости продукции выступают следующие показатели; полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат, затраты на рубль товарной продукции, себестоимость отдельных изделий и отдельные статьи затрат. Завер­шающий этап анализа себестоимости — разработка рекомендаций по ее снижению в целом по предприятию, его структурным подразделениям и по отдельным видам продукции.

Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) — сложный процесс, требующий соблюдения запланированных расходов трудовых, материальных и энергетических ресурсов, эффективного использования оборудования, поиска резервов экономии ресурсов. Основными источ­никами резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг) являются: увеличение объема производства за счет более полного ис­пользования производственной мощности предприятия и сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производитель­ности труда, экономного использования сырья и материалов, электро­энергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д. Каждое направление снижения себестоимости предполагает ряд мероприятий, которые в совокупности составляют конкретные планы.

Планирование себестоимости осуществляется для оптимизации текущих затрат предприятия, обеспечивающей необходимые темпы ро­ста прибыли и рентабельности на основе рационального использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов. При планировании себестоимости Продукции применяются следующие методы: пофакторный, сметный, нормативный, а также метод калькуляций.

План по себестоимости на предприятии обычно состоит из трех разделов: расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов, калькулирование себестоимости видов продукции и составление сметы затрат на производство.

Новый подход к планированию себестоимости продукции — использование бенчмаркинга, который способствует открытости и по­вышению эффективности деятельности предприятия посредством раннего предупреждения о его отставании от аналогичных предприятий отрасли, выясняет уровень предприятия по сравнению с лучшими в от­расли, ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске и сокращает затраты на улучшения. Реализация этого методического подхода позволяет учесть тенденции развития предприятий внутри одной отрасли, объективно оценить затратообразующие факторы на специфическом сегменте рынка и устранить субъективизм в планиро­вании затрат.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под себестоимостью продукции? Почему ее рассматри­вают как качественный или синтетический показатель?

2. Что понимается под структурой себестоимости? Каковы ее основные элементы? Под влиянием каких факторов ее структура может изме­няться?

3. Какие показатели могут быть использованы в процессе анализа себестои­мости? В чем состоит специфика этого анализа?

4. Какие факторы оказывают влияние на себестоимость продукции (работ, услуг)?

5. Какое влияние себестоимость продукции оказывает на прибыль предприятия?

6. Перечислите основные методы, используемые в процессе проведения анализа себестоимости продукции (работ, услуг).

7. По каким основным направлениям содержатся резервы снижения себестоимости продукции (работ, услуг)?

8. Какие методы могут использоваться при планировании себестоимости продукции?

9. Какие разделы включает в себя план по себестоимости?

10. В чем состоят преимущества использования элементов бенчмаркинга при планировании себестоимости продукции?

ТЕСТЫ

1. Производственная себестоимость — это:

а) затраты цеха на изготовление продукции;

б) затраты предприятия, связанные с производством продукции;

в) затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции;

г) затраты предприятия, связанные с реализацией продукции.

2. Полная себестоимость состоит из:

а) цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов;

б) производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов;

в) прямых затрат на производство и общепроизводственных расходов;

г) административных и коммерческих расходов.

3. Расчет себестоимости единицы продукции может осуществляться методом простого одноступенчатого калькулирования при условии:

а) производства однородной продукции;

б) отсутствия запасов незавершенного производства;

в) отсутствия запасов готовой продукции;

г) при выполнении всех трех перечисленных условий.

4. Объем производства в отчетном году по сравнению с прошлым сократился на 20% и составил 1623,5 тыс. руб. Условно-постоянные затраты в прошлом году составили 35% к объему производства. Под влиянием сокращения объема производства себестоимость продукции:

а) увеличилась на 7% к объему производства;

б) сократилась на 7% к объему производства;

в) увеличилась на 7 тыс. руб.;

г) сократилась на 7 тыс. руб.

5. Предприятие производит 100 единиц продукции, себестоимость которых составляет 50 руб., средние переменные затраты — 0,3 руб. на единицу. Гибкий бюджет затрат предприятия может быть представлен в виде (у — себестоимость продукции, руб.; х — объем производства):

а) y = 50 + 0,3 x;

б) y = 20 + 0,3 х;

в) у = 20 + 0,5 x;

г) у = 50 + 30 х.

6. Поведение издержек предприятия описывается формулой: у = 400 + 2х, При выпуске 200 единиц продукции планируемые затраты составят (у – сумма валовых затрат, руб.; х — объем производства):

а) 3000 руб.;

б) 2400 руб.;

в) 2000 руб.;

г) 800 руб.

 

7. Пофакторный метод планирования затрат основывается на:

а) определении величины затрат на производство (реализацию) единицы продукции;

б) определении влияния различных экономических факторов на текущие затраты;

в) обосновании каждой статьи затрат с помощью сметы расходов;

г) системе норм и нормативов.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

План

 

6.1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории

6.2. Виды себестоимости продукции

6.3. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции

6.4. Анализ себестоимости продукции

6.5. Оценка влияния себестоимости продукции на величину прибыли предприятия

6.6. Резервы снижения себестоимости продукции

6.7. Планирование себестоимости продукции

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

В экономике природа себестоимости исследуется в неразрывной связи со стоимостью. Так, в экономической теории себестоимость определяется как обособившиеся от категории стоимости издержки на потребленные средства производства и заработную плату для обеспе­чения их возмещения в процессе воспроизводства продукта.

Стоимость продукции и ее себестоимость различаются не только количественно, но и качественно. Например, в себестоимости продук­ции не учитываются накопления, которые создаются на предприятии, — это количественное различие. Качественное различие проявляется в том, что затраты потребляемых орудий и предметов труда отличаются от их денежного выражения, то есть подвержены влиянию цен.

Себестоимость продукции (работ, услуг) характеризует затраты конкретных предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и раскрывает экономический механизм возмещения этих затрат из выручки от реализации. Отражая процессы производства, об­ращения и распределения, она выступает как один из основных синте­тических показателей деятельности предприятия. Являясь важнейшим качественным показателем деятельности предприятия, выражающим затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выпол­нением работ и оказанием услуг, в ней концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности предприятия, его достижения и имеющиеся резервы.

Себестоимость продукции (работ, услуг) складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Она характеризует уровень использования всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Чем ниже себе­стоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше использу­ются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию.

Рассматривая себестоимость в качестве одного из критериев оценки эффективности производства, необходимо отметить, что она представляет собой объективную экономическую категорию, определя­ющую оптимум развития деятельности предприятия, заключающегося в обеспечении достижения наибольших результатов при наименьших затратах. Именно в этом качестве себестоимость используется при оценке эффективности производства.

Она представляет собой объективный показатель, который не за­висит от содержания тех или иных нормативных актов. Его сущность определяется рядом экономических принципов [57]:

· связь с осуществляемой предпринимательской деятельностью. Сущность этого принципа заключается в том, что в себестои­мость продукции (работ, услуг) включаются издержки, свя­занные с процессами производства и реализации. Издержки, не связанные с предпринимательской деятельностью, относятся к категории непроизводительных расходов;

· разделение текущих и единовременных затрат. К текущим за­тратам относятся расходы производственных ресурсов, которые, как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. К единовременным затратам относятся расходы на внеоборот­ные активы, используемые в нескольких циклах производства, стоимость которых включается в текущие затраты посредством начисления амортизации (износа);

· допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности — принцип начисления. Согласно ему, факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

· допущение имущественной обособленности предприятия. Согласно этому принципу, имущество и обязательства пред­приятия существуют обособлено от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других юридических лиц.

Как экономическая категория себестоимость продукции, работ, услуг выполняет ряд важнейших функций [78]:

· учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг;

· база для формирования оптовой цены на продукцию пред­приятия и определения прибыли и рентабельности;

· экономическое обоснование целесообразности вложения реаль­ных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооруже­ние и расширение действующего предприятия;

· определение оптимальных размеров предприятия;

· экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Уровень себестоимости продукции находится в прямой зависимо­сти от роста производительности труда, рационального использования основных фондов, экономии сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, сокращения непроизводительных расходов, органи­зации производства, качества управления, природных, географических и других факторов.

С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем [78]:

увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприя­тия, а, следовательно, появление возможности не только в про­стом, но и расширенном воспроизводстве;

· появление большей возможности для материального стимули­рования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

· улучшение финансового состояния предприятия и снижение степени риска банкротства;

· возможность снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособ­ность продукции и увеличить объем продаж.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.