Что двигает кривую спроса? Неценовые детерминанты спроса. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Что двигает кривую спроса? Неценовые детерминанты спроса.

2019-12-19 154
Что двигает кривую спроса? Неценовые детерминанты спроса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Но все случаи, которые мы рассматривали, связаны с изменением цены товара, что влияет на величину спроса, или одно из значений функции спроса. Сама функция, то есть спрос при этом не меняется. Но неужели объем покупок того или иного товара определяет только его цена? Конечно же, нет. Вам не надо особенно напрягаться, чтобы представить, какие причины – в теории рынка их называют неценовыми детерминантами – влияют на изменение спроса. Под влиянием этих факторов влияния спрос меняется – растет или падает, что отражается сдвигом кривой спроса. Увеличение спроса означает, что при каждом уровне цены потреби­тели готовы купить больший объем товара, чем прежде. При увели­чении спроса кривая спроса сдвигается вправо – вверх. Снижение спроса означает, что при каждом уровне цены потребители готовы купить меньший объем товара, чем прежде. При снижении спроса кривая спроса сдвигается влево – вниз.

 

                                      Р  Рост спроса                   Р Снижение спроса

 

 

             
 
 

 


                                                     D      D1                                                          D

                                                                                                                             D1

                                               Q Q1          Q                           Q1  Q           Q

 

Что же влияет на изменение спроса?

• Вспомним, что функция спроса – это функция наших хотений, а хотенья определяются теми или иными предпочтениями каждого отдельно взятого потребителя, а затем складываются в рыночный спрос.

Итак, детерминанта №1 – вкусы и предпочтения потребителей  – Т (от англ. taste). Эта детерминанта, или фактор влияния, подразумевает самые разные условия: личные пристрастия, сезон, моду, жару или холод, победу или поражение национальной сборной по футболу и т.д.,то есть, насколько данный товар нравится (или не нравится) потребителю. Если мнение потребителя о данном товаре улучшилось, например, под воздействием рекламы, отзывов окружающих или моды, то спрос на него возрастет. Потребитель го­тов будет приобрести при данной цене больший объем товара или же заплатить более высокую цену за данное количество товара. То есть между предпочтениями и величиной спроса связь прямая (+).

• Очевидно влияние на изменение спроса толщины кошелька. Детерминантой №2, другим важнейшим фактором влияния является доход потребителя.  И вот тут возможны варианты. Если вы привыкли полдничать бутербродом с икрой – заморской, баклажанной – в силу не очень толстого кошелька, но предпочли бы бутерброд с икрой родной, лососевой, то при соответствующем росте дохода, вы с воодушевлением откажитесь от заморской икры в пользу отечественной. Интересное получается дело: доход растет, но при этом спрос на баклажанную икру падает, то есть обнаруживает обратную связь с изменением дохода, а на лососевую растет, демонстрируя прямую связь роста дохода и потребления. В соответствии с неоднозначным поведением спроса на те или иные блага при изменении дохода, экономисты разделили экономические блага с точки зре­ния потребителя на нормальные и инфериорные. Нормальные блага нормально реагируют на изменение дохода – куда доход, туда и спрос (лососевая икра), а инфериорные реагируют на изменение дохода в обратную сторону (баклажанная икра).

 

Нормальные экономические блага – это блага, потребление которых положительно зависит от дохода потребителя.

Инфериорные эконо­мические блага – это блага, потребление которых отрицательно

за­висит от дохода потребителя.

 

Таким образом, при повышении дохо­да (будем обозначать доход потребителя I, (от англ. income) спрос на нормальные товары растет, а на инфериорные – снижается. Можно показать эту зависимость схемой:

                            Qi                     

         I =>         

                          Qn   

А можно – на графике:

икра баклажанная              икра лососевая

 (инфериорное благо)            (нормальное благо) 

                                 

Р 

                                                                

 


 

                                                P

                                                                                                                  

                      

       Q1   Q2 Q               Q1     Q2              Q

                    

    Влияние роста дохода на спрос инфериорного и нормального товара.

 

•   А теперь вспомним товары Гиффена – бедным ирландцам нечем было заменить подорожавшую картошку, что вызвало голод. К счастью, так бывает не всегда – многие блага имеют адекватные заменители, которые в экономической теории называют еще субститутами. Если, например, вдруг подорожают лыжи, то для прогулок солнечным морозным днем можно купить санки или ледянку, которые вполне уместятся в бюджет. Товарами-заменителями (субститутами) называют такие товары, которые имеют для потребителя близкие, похожие свойс­тва и удовлетворяют одну потребность, то есть потребитель может заместить потребление одного блага потреблением другого. Напри­мер, чай и кофе.

Если цена на заменяющий товар (кофе) поднимется, как это изменит спрос на данный товар (чай)? Мы уже знаем, что изменение цены товара изменяет величину спроса и эти изменения, согласно закону спроса, разнонаправлены. Соответственно, при повышении цены на кофе, объем спроса на него снизится. Следовательно, пот­ребители будут склонны частично заменить подорожавший товар (кофе) относительно более дешевым товаром (чай). Другими слова­ми, потребители начнут покупать больший объем чая при каждом из возможных уровней цены. За счет этого спрос на чай вырастет. Таким образом, рост цены на товар-заменитель приводит к увеличе­нию спроса на данный товар

 

Можно показать эти связи в виде цепочки: Рк => Qк => Qч.

 

 

Посмотрим, как это выглядит на графиках:                

 

Р  кофе                             Р     чай

                                                                

Р1

 

Р2                                                P

                                                                                                                  

                      

   Q1 Q2           Q                        Q1 Q2              Q


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.