Тема 3.2. О чем умалчивают законы спроса и предложения? Что сдвигает кривые спроса и предложения? Детерминанты спроса и предложения. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 3.2. О чем умалчивают законы спроса и предложения? Что сдвигает кривые спроса и предложения? Детерминанты спроса и предложения.

2019-12-19 181
Тема 3.2. О чем умалчивают законы спроса и предложения? Что сдвигает кривые спроса и предложения? Детерминанты спроса и предложения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3.2. О чем умалчивают законы спроса и предложения? Что сдвигает кривые спроса и предложения? Детерминанты спроса и предложения.

 

Вспомним некоторые понятия предыдущего занятия.

  Спрос, как мы ранее выяснили, – это зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое потребитель желает и готов купить в течение некоторого промежутка времени.

  Количественно эта зависимость определяется ответами на вопросы:

– Какое максимальное количество блага Вы готовы купить при данном значении цены? Ответом на этот вопрос является величина, которую мы обозначили как величина спроса – максимальное количество экономического блага, которое потребители желают и готовы продать при данном значении цены.

– При каком максимальном значении цены Вы готовы купить данное количество блага? Отвечая на этот вопрос получаем то, что в экономической теории называется цена спроса

 максимальное значение цены, при котором потребители желают и готовы купить данное количество экономического блага.

Если предположить, что подобные вопросы заданы относительно всех возможных значений цен или объемов, а ответы нанесены в соответствующих координатах: Q – количество, P – цена, то кривая, соединяющая полученные точки, называется кривой спроса.

Кривая спроса – это кривая, каждая точка которой показывает значение:

- величины спроса при соответствующем значении цены экономического блага;

- цены спроса при соответствующем значении количества экономического блага.

 Качественной характеристикой зависимости между ценой и количеством экономического блага с точки зрения потребителя является вид кривой спроса, отражающий закон спроса: при повышении цены экономического блага величина спроса сокращается, т.е. существует обратная, или отрицательная зависимость между ценой товара и величиной спроса.

В соответствии с законом, кривая cпроса обычно изображается в виде кривой с отрицательным наклоном:

Р                                                               Р 

         
 
 

 

 


                                   Q                                                               Q

 

                                     Примеры кривой спроса

 

Очень важно не путать такие понятия как «спрос» и «величина спроса». Спрос отражает объем планируемых покупок при всех возможных уровнях цены товара или услуги, т.е. графически представляет собой весь график кривой спроса. Величина спроса – это количество блага, которое покупатели готовы купить при конкретном уровне цены, т.е. представляет собой одну точку на графике кривой спроса. Изменение величины спроса – это сдвиг вдоль кривой спроса, связанный с изменением цены экономического блага.

При снижении цены товара покупатели будут склонны покупать большее его количество.

При повышении цены товара последствия прямо противоположные.

 


                                            Последствия снижения цены экономического блага

 

 

 
начальная точка


                               •

     
 
конечная точка


P2
                                     •

Q
              

                                                           D
Q1
 
Q2

 

 


   
Р

                                       Последствия роста цены экономического блага

 

 

                 
конечная точка
 
   
     
начальная точка


                                  •

 
P1


                                       •

Q
                                                        D      

 

 


     

                                                             

Товары «вне закона» спроса.

   Мы уже познакомились с законом спроса, согласно которому между ценой товара и его количеством, которое хотят и могут приобрести покупатели, существует обратная связь – чем выше цена, тем меньше величина спроса на этот товар. Но вы наверняка знаете, что из каждого правила бывают исключения. Закон спроса тоже имеет свои исключения. Это особые случаи, которые мы будем рассматривать позже, а также прямое исключение, которое переворачивает установки закона спроса с ног на голову, а точнее, меняет наклон кривой спроса, то есть с ростом цены величина спроса не падает, а растет. Такое странное поведение было зафиксировано английским экономистом Робертом Гиффеном, который обнаружил этот парадокс на примере голода в Ирландии 1845 – 1849. Картофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя, из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось.

    Почему же такое происходит? Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот – при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, (величина спроса растет), но меньше, например, мяса. Все товары Гиффена – малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. В Ирландии было именно так – нечем было заменить картофель, который и при выросших ценах оказался относительно дешевле других товаров.

Еще один пример неадекватного поведения кривой спроса – демонстративное потребление (престижное, показное, статусное потребление) – расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. С точки зрения демонстративного потребителя, такое поведение служит средством достижения или поддержки определённого социального статуса. Это то самое поведение, которое иллюстрирует расхожее выражение «быть не хуже людей», эквивалентом которой в разговорном английском языке является фраза «keeping up with the Joneses».

  Такое поведение потребителей получило название эффекта Веблена – по имени экономиста Торстейна Веблена, который описал и осудил это поведение в своем труде «Теория праздного класса». Блага, определяющие высокий статус потребителя, называются товарами Веблена. При их потреблении наблюдается прямая зависимость: чем выше цена на какой-либо продукт, тем выше уровень его потребления, то есть опять-таки кривая спроса загибается не туда – не сверху вниз, как положено приличной кривой спроса, а снизу вверх.

 

Спрос и предложение

 

 

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 2.5,a DD ≈ линия спроса, SS ≈ линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты ≈ цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE - Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РS = РD - РS). 5

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

 

 

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P 1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, QD 1, тогда как объем предложения ≈ QS 1.

В этом случае избыток предложения (QS 1 - QD 1) будет оказывать понижающее давление на цену P 1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне P 2, объем спроса QD 2 окажется выше объема предложения QS 2. Здесь избыток спроса (QD 2 - QS 2) будет оказывать повышающее давление на цену P 2 В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором ≈ через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене P 2 и как продавец того же товара при цене P 1.6

Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу.7 Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 2.5,6. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, цена спроса выше цены предложения, например при Q 1 PD 1 > PS 1, что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q 2 PS 2 > PD 2, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения ≈ PS = PD = PE -

Различию в этих подходах мы и обязаны "обратным" расположением осей координат на графиках спроса и предложения. Маршалл оперировал прежде всего понятиями "цена спроса" и цена предложения", поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид

PD = PD(Q),
PS = PS(Q)
,

а условием равновесия являлось равенство

PD(Q) = PS(Q) (2.7)

Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абсцисс.

Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения при данных ценах. Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид

QD = QD(P),
QS = QS(P)
,

а условием равновесия являлось равенство

QD(P) = QS(P) (2.7*)

Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, а их графическими отображениями по Маршаллу. Это не влияет на результаты анализа взаимодействия спроса и предложения.

 

 

 

 


                          Проверь себя!

  Ответьте "1", если высказывание верно, и "2", если высказывание неверно.

14. Если товар дорожает, то его предложение, скорее всего, увеличивается.

15. Изменение предложения произошло, если повышение цен на удобрения привело к    

сокращению объема продажи картофеля.

16. Изменение предложения произошло, если снижение цен на ванильное мороженое      

вызвало увеличение производства шоколадного пломбира.

17. Изменение предложения произошло, если использование конвейера при сборке часов   

увеличило их поставки в торговую сеть.

18. Изменение предложения произошло, если снижение цен на шерстяные носки привело  

к уменьшению количества надомниц, занимающихся их вязанием.

19. Изменение предложения произошло, если введение налога на "челноков" сократило  

выбор импортных трикотажных изделий.

20. Уменьшение предложения при прочих равных условиях приведет к увеличению

цены.

21. При прочих равных условиях плохой урожай картофеля приведет к росту цен на      

чипсы.

 

Ответы:

 

1.2; 2.2; 3.1; 4.1; 5.2; 6.1; 7.2; 8.1; 9.1; 10.1; 11.1; 12.1; 13.1;

14.2; 15.1; 16.1; 17.1; 18.2; 19.1; 20.1; 21.1;

 

Приложение 1. Факторы спроса

 

  Влияние Показатель Обозначение Влияние на QD
Ценовой фактор спроса изменение величины спроса (изменение точки на кривой спроса, кривая спроса не меняется, функция спроса не меняется. Движение вдоль кривой спроса. Цена данного товара Р отрицательное (-)

Неценовые факторы предложения

изменение спроса (сдвиг всей кривой спроса), изменение функции спроса, изменение графика спроса.

Предпочтения    потребителя Е положительное (+)
     Доход потребителя I Неоднозначное (+, -)
  Цена субститута PS Положительное (+)
Цена комплемента Pc   Отрицательное (-)
Налоги   отрицательное (‑)
Субсидии Tr   положительное (+)
  Количество потребителей N положительное (+)
  Ожидания E неоднозначное

Приложение 2. Факторы предложения                                        

 

  Влияние Показатель Обозначение Влияние на Qs
Ценовой фактор предложения изменение величины предложения (изменение точки на кривой предложения), кривая предложения не меняется, функция предложения не меняется. Движение вдоль кривой предложения. Цена данного товара Р положительное (+)

Неценовые факторы предложения

изменение предложения (сдвиг всей кривой предложения), изменение функции предложения, изменение графика предложения.

  Цена ресурсов, использующихся при производстве данного товара Р рес отрицательное (‑)
  Технология производства данного товара τ положительное (+)
Налоги   отрицательное (‑)
Субсидии Tr   положительное (+)
  Количество производителей N положительное (+)
Ожидания E   отрицательное (-)

 

Тема 3.2. О чем умалчивают законы спроса и предложения? Что сдвигает кривые спроса и предложения? Детерминанты спроса и предложения.

 

Вспомним некоторые понятия предыдущего занятия.

  Спрос, как мы ранее выяснили, – это зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое потребитель желает и готов купить в течение некоторого промежутка времени.

  Количественно эта зависимость определяется ответами на вопросы:

– Какое максимальное количество блага Вы готовы купить при данном значении цены? Ответом на этот вопрос является величина, которую мы обозначили как величина спроса – максимальное количество экономического блага, которое потребители желают и готовы продать при данном значении цены.

– При каком максимальном значении цены Вы готовы купить данное количество блага? Отвечая на этот вопрос получаем то, что в экономической теории называется цена спроса

 максимальное значение цены, при котором потребители желают и готовы купить данное количество экономического блага.

Если предположить, что подобные вопросы заданы относительно всех возможных значений цен или объемов, а ответы нанесены в соответствующих координатах: Q – количество, P – цена, то кривая, соединяющая полученные точки, называется кривой спроса.

Кривая спроса – это кривая, каждая точка которой показывает значение:

- величины спроса при соответствующем значении цены экономического блага;

- цены спроса при соответствующем значении количества экономического блага.

 Качественной характеристикой зависимости между ценой и количеством экономического блага с точки зрения потребителя является вид кривой спроса, отражающий закон спроса: при повышении цены экономического блага величина спроса сокращается, т.е. существует обратная, или отрицательная зависимость между ценой товара и величиной спроса.

В соответствии с законом, кривая cпроса обычно изображается в виде кривой с отрицательным наклоном:

Р                                                               Р 

         
 
 

 

 


                                   Q                                                               Q

 

                                     Примеры кривой спроса

 

Очень важно не путать такие понятия как «спрос» и «величина спроса». Спрос отражает объем планируемых покупок при всех возможных уровнях цены товара или услуги, т.е. графически представляет собой весь график кривой спроса. Величина спроса – это количество блага, которое покупатели готовы купить при конкретном уровне цены, т.е. представляет собой одну точку на графике кривой спроса. Изменение величины спроса – это сдвиг вдоль кривой спроса, связанный с изменением цены экономического блага.

При снижении цены товара покупатели будут склонны покупать большее его количество.

При повышении цены товара последствия прямо противоположные.

 


                                            Последствия снижения цены экономического блага

 

 

 
начальная точка


                               •

     
 
конечная точка


P2
                                     •

Q
              

                                                           D
Q1
 
Q2

 

 


   
Р

                                       Последствия роста цены экономического блага

 

 

                 
конечная точка
 
   
     
начальная точка


                                  •

 
P1


                                       •

Q
                                                        D      

 

 


     

                                                             

Товары «вне закона» спроса.

   Мы уже познакомились с законом спроса, согласно которому между ценой товара и его количеством, которое хотят и могут приобрести покупатели, существует обратная связь – чем выше цена, тем меньше величина спроса на этот товар. Но вы наверняка знаете, что из каждого правила бывают исключения. Закон спроса тоже имеет свои исключения. Это особые случаи, которые мы будем рассматривать позже, а также прямое исключение, которое переворачивает установки закона спроса с ног на голову, а точнее, меняет наклон кривой спроса, то есть с ростом цены величина спроса не падает, а растет. Такое странное поведение было зафиксировано английским экономистом Робертом Гиффеном, который обнаружил этот парадокс на примере голода в Ирландии 1845 – 1849. Картофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя, из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось.

    Почему же такое происходит? Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот – при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, (величина спроса растет), но меньше, например, мяса. Все товары Гиффена – малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. В Ирландии было именно так – нечем было заменить картофель, который и при выросших ценах оказался относительно дешевле других товаров.

Еще один пример неадекватного поведения кривой спроса – демонстративное потребление (престижное, показное, статусное потребление) – расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. С точки зрения демонстративного потребителя, такое поведение служит средством достижения или поддержки определённого социального статуса. Это то самое поведение, которое иллюстрирует расхожее выражение «быть не хуже людей», эквивалентом которой в разговорном английском языке является фраза «keeping up with the Joneses».

  Такое поведение потребителей получило название эффекта Веблена – по имени экономиста Торстейна Веблена, который описал и осудил это поведение в своем труде «Теория праздного класса». Блага, определяющие высокий статус потребителя, называются товарами Веблена. При их потреблении наблюдается прямая зависимость: чем выше цена на какой-либо продукт, тем выше уровень его потребления, то есть опять-таки кривая спроса загибается не туда – не сверху вниз, как положено приличной кривой спроса, а снизу вверх.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.