с изменением цены экономического блага. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

с изменением цены экономического блага.

2019-12-19 201
с изменением цены экономического блага. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При снижении цены товара производители будут склонны предлагать на продажу меньшее его количество. При повышении цены товара последствия прямо противоположные: его будут предлагать больше..

         
 

 


начальная точка
                                                       •

 

                                                         

 

       P2                                •

         
 
Q
 
S


Q2
Q1
Q
 


Последствия снижения                                   Последствия увеличения

цены экономического блага                           цены экономического блага                                                                             

Изменение предложения – это сдвиг всей кривой предложения, т.е. изменение величины предложения при всех возможных значениях цены экономического блага;

Увеличение предложения означает, что при каждом уровне цены производители готовы продать больший объем товара, чем прежде. При увеличении предложения кривая предложения сдвигается вправо – вниз.

Снижение предложения означает, что при каждом уровне цены производители готовы продать меньший объем товара, чем прежде. При снижении предложения кривая предложения сдвигается влево - вверх.

 

 

 


         Снижение предложения                    Рост предложени

  Рассмотрим теперь неценовые факторы предложения, т.е. параметры, влияющие на планируемый объем продаж производителей и взывающие сдвиг кривой предложения.

Если спрос выступает как функция наших хотений, то предложение – это функция  возможностей производства, а возможности производства определяются, прежде всего, наличием факторов производства: земли, труда, капитала.

Экономические ресурсы достаются производителю не бесплатно, и количество ресурсов, которое он может произвести, зависит от цены этих ресурсов. Как мы уже знаем, предложение отражает минимальную цену, за которую производитель готов поставить данный объем товара на рынок. Изменение цены экономических ресурсов, при прочих равных условиях, приведет к тому, что себестоимость, то есть общая сумма затрат на производство тоже изменится.. Если цена ресурса вырастет, то производитель не получит ожидаемую прибыль, или же вообще не покроет затраты на его производство. Таким образом, при повышении цен ресурсов производитель будет вынужден либо увеличить цену предложения при каждом из уровней количества товара, либо сократить объем предложения при каждом из возможных уровней цены. В любом случае переложение данного товара на рынке сокращается и кривая предложения сдвигается влево – вверх. Падение цен ресурсов сопровождается обратными последствиями.

Важнейшим ресурсом производства является технология – способ организации процесса производства товара или услуги. Улучшение технологии даст возможность при тех же количествах ресурсов произвести больший объем продукции или, соответственно, возможность произвести тот же объем продукции при меньших количествах ресурсов. При этом производитель, естественно, сможет предложить больший объем товара на рынок при любом из возможных уровней цены. Таким образом, при улучшении технологии производства товара, предложение товара растет, а график кривой предложения сдвигается вправо – вниз.

 

  Может показаться, что в современном мире, в обстановке постоянного научно-технического прогресса, невозможны ситуации ухудшения технологий. Это не так. Можно привести довольно простые примеры:

 - стихийное бедствие серьезно повреждает линии электропередач и сами электростанции, тем самым вынуждая значительную часть производств вернуться к использованию ручного труда вместо станков;

- одна компания возбуждает и выигрывает судебное дело против другой, обвинив ее в незаконном использовании запатентованных современных технологий, что приводит виновную фирму к необходимости возврата к устаревшим технологиям до момента покупки лицензии или разработки собственных решений. При ухудшении технологии производства товара, предложение товара снижается.

Свою лепту в изменение предложения вносит государство через налоги и трансферты.

 Цена, получаемая производителем за товар, является для него доходом. Налоги снижают величину этого дохода производителя, поскольку теперь он обязан некоторую часть цены товара отдавать государству. Таким образом, введение налога равносильно для производителя тому, что он должен будет получать за каждую продаваемую единицу товара меньшую цену. Таким образом, введение или увеличение налога приводит к снижению предложения товара. Снижение же или отмена налога приводит к росту предложения товара.

Трансферты увеличивают величину дохода производителя, поскольку теперь государство доплачивает ему некоторую сумму за каждую единицу товара. Таким образом, введение или увеличение трансферта приводит к росту предложения товара. Снижение же или отмена трансферта приводит к падению предложения товара.

Очевидно, что двадцать фирм способны предложить на рынок больше продукции, чем одна при одном и том же уровне цены. Таким образом, чем больше число производителей, тем выше рыночное предложение (при снижении числа производителей предложение товара сокращается).

Ожидания производителей относительно будущих изменений на рынках влияют на их предложение товара в настоящий момент времени. Если, например, салон связи ожидает, что цена на мобильные телефоны данной модели в будущем вырастет, то каким образом он изменит их предложение в текущий момент времени? Скорее всего, продавец предпочтет продать больше товара в будущем, получив за него боле высокую цену. Таким образом, предложение данного товара снизиться уже сегодня.

  Если же производитель предполагает, что в скором времени будет выпущена новая улучшенная модель мобильного телефона, то, скорее всего, предложение старой модели в текущий момент увеличится. Наверняка вы сталкивались с таким явлением как сезонные распродажи, когда фирмы активно стараются сбыть, пусть и по сниженным ценам, остатки старых партий продукции..

Как правило, ожидания производителей связаны с ожиданием изменения цен товара, поэтому связь между ожиданиями и предложением обратная: ожидание роста цен в будущем сокращает предложение товара в данный момент, ожидание снижения цен в будущем увеличивает предложение товара в данный момент.

 

 

Спрос и предложение

 

 

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 2.5,a DD ≈ линия спроса, SS ≈ линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты ≈ цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE - Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РS = РD - РS). 5

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

 

 

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P 1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, QD 1, тогда как объем предложения ≈ QS 1.

В этом случае избыток предложения (QS 1 - QD 1) будет оказывать понижающее давление на цену P 1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне P 2, объем спроса QD 2 окажется выше объема предложения QS 2. Здесь избыток спроса (QD 2 - QS 2) будет оказывать повышающее давление на цену P 2 В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором ≈ через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене P 2 и как продавец того же товара при цене P 1.6

Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу.7 Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 2.5,6. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, цена спроса выше цены предложения, например при Q 1 PD 1 > PS 1, что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q 2 PS 2 > PD 2, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения ≈ PS = PD = PE -

Различию в этих подходах мы и обязаны "обратным" расположением осей координат на графиках спроса и предложения. Маршалл оперировал прежде всего понятиями "цена спроса" и цена предложения", поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид

PD = PD(Q),
PS = PS(Q)
,

а условием равновесия являлось равенство

PD(Q) = PS(Q) (2.7)

Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абсцисс.

Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения при данных ценах. Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид

QD = QD(P),
QS = QS(P)
,

а условием равновесия являлось равенство

QD(P) = QS(P) (2.7*)

Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, а их графическими отображениями по Маршаллу. Это не влияет на результаты анализа взаимодействия спроса и предложения.

 

 

 

 


                          Проверь себя!

  Ответьте "1", если высказывание верно, и "2", если высказывание неверно.

14. Если товар дорожает, то его предложение, скорее всего, увеличивается.

15. Изменение предложения произошло, если повышение цен на удобрения привело к    

сокращению объема продажи картофеля.

16. Изменение предложения произошло, если снижение цен на ванильное мороженое      

вызвало увеличение производства шоколадного пломбира.

17. Изменение предложения произошло, если использование конвейера при сборке часов   

увеличило их поставки в торговую сеть.

18. Изменение предложения произошло, если снижение цен на шерстяные носки привело  

к уменьшению количества надомниц, занимающихся их вязанием.

19. Изменение предложения произошло, если введение налога на "челноков" сократило  

выбор импортных трикотажных изделий.

20. Уменьшение предложения при прочих равных условиях приведет к увеличению

цены.

21. При прочих равных условиях плохой урожай картофеля приведет к росту цен на      

чипсы.

 

Ответы:

 

1.2; 2.2; 3.1; 4.1; 5.2; 6.1; 7.2; 8.1; 9.1; 10.1; 11.1; 12.1; 13.1;

14.2; 15.1; 16.1; 17.1; 18.2; 19.1; 20.1; 21.1;

 

Приложение 1. Факторы спроса

 

  Влияние Показатель Обозначение Влияние на QD
Ценовой фактор спроса изменение величины спроса (изменение точки на кривой спроса, кривая спроса не меняется, функция спроса не меняется. Движение вдоль кривой спроса. Цена данного товара Р отрицательное (-)

Неценовые факторы предложения

изменение спроса (сдвиг всей кривой спроса), изменение функции спроса, изменение графика спроса.

Предпочтения    потребителя Е положительное (+)
     Доход потребителя I Неоднозначное (+, -)
  Цена субститута PS Положительное (+)
Цена комплемента Pc   Отрицательное (-)
Налоги   отрицательное (‑)
Субсидии Tr   положительное (+)
  Количество потребителей N положительное (+)
  Ожидания E неоднозначное

Приложение 2. Факторы предложения                                        

 

  Влияние Показатель Обозначение Влияние на Qs
Ценовой фактор предложения изменение величины предложения (изменение точки на кривой предложения), кривая предложения не меняется, функция предложения не меняется. Движение вдоль кривой предложения. Цена данного товара Р положительное (+)

Неценовые факторы предложения

изменение предложения (сдвиг всей кривой предложения), изменение функции предложения, изменение графика предложения.

  Цена ресурсов, использующихся при производстве данного товара Р рес отрицательное (‑)
  Технология производства данного товара τ положительное (+)
Налоги   отрицательное (‑)
Субсидии Tr   положительное (+)
  Количество производителей N положительное (+)
Ожидания E   отрицательное (-)

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.