Природа и проявления вокальных блоков. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Природа и проявления вокальных блоков.

2019-12-18 147
Природа и проявления вокальных блоков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

               

     Данный раздел главы посвящен проблеме существования вокально-мышечных блоков, природе их появления и решениям, связанным с преодолением мышечных блоков при пении. Его содержание относится одновременно и к вокальной педагогике, и к медицине. Так как автор не является профессиональным медиком (хотя по роду занятий в реабилитационном центре соприкасается с некоторыми сторонами работы над преодолением мышечных спазмов в области гортани и т.д.), в дальнейшем тексте раздела подобранные и приведённые фрагменты медицинских работ будут комментироваться только с вокально-педагогической стороны и только относительно тех случаев, которые могут иметь отношение и к профессиональной деятельности по обучению певцов-вокалистов.

К.С.Станиславский писал: "Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно паралитик; когда зажим в руках - руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, в плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку. Все эти условия не могут не отзываться вредно на переживании, на внешнем воплощении этого переживания и на общем самочувствии артиста." К.С.Станиславский [62].

      Не будет преувеличением сказать, что, наверное, каждый педагог наблюдает в своем классе при работе с певцами описанные                                      Станиславским симптомы: всевозможные зажимы (телесные блоки) - ног, рук, корпуса, плечевого корпуса, шеи, головы, лица. Данные зажимы есть в той или иной степени у каждого человека. Но в ходе вокального обучения они причиняют немало дискомфорта как самому певцу, так и всему учебному процессу, препятствуют творческому развитию студента как музыканта-художника.

       Поэтому очень часто в ходе занятий, в зависимости от целей, которые ставит перед собой педагог в работе с учеником (если это не специальная проработка вокально-мышечных зажимов), возникает следующая ситуация: казалось бы, педагог только что проработал со студентом какой-то вокально-технический или исполнительский приём, с помощью которого можно преодолеть вокальные трудности и избежать чрезмерного мышечного напряжения, и студент этот навык усвоил, как на следующем занятии у него вновь проявляются привычные  физиологические зажимы, которые оказываются сильнее любого нового навыка. Почему это происходит?  

     Как показывают научные исследования, первые физиологические зажимы формируются у будущего певца еще в детстве, когда по каким-то причинам блокируются его первые реакции на окружающее пространство. Эти зажимы имеют тенденцию увеличиваться и закрепляться со временем, и у вокалиста, к моменту его поступления в музыкальное училище или музыкальный вуз, их оказывается великое множество - как физиологических, так и психологических. Начало обучения в вокальном классе требует при этом выполнения каких-то профессиональных задач, и они могут оказаться для студента непосильными вследствие «сопротивления тела» - обострения имеющихся психо-физиологических зажимов. Поэтому есть необходимость разобраться в этом вопросе, и начать работу на более глубоком уровне, приобрести новое понимание природы данных механизмов на основе современных научных открытий.

     В данной главе речь пойдет прежде всего о психоэмоциональной природе некоторых форм мышечных зажимов, которые ликвидируются вполне традиционными «западными» методами, без  прибегания к духовным практикам Востока.

     Здесь невозможно обойти стороной книгу «Терапия, которая работает с телом. Биоэнергетика», выдающегося ученого ХХ столетия Александра Лоуэна [37], автора метода телесно-ориентированной психотерапии, которая сейчас так популярна во всем мире.

     Александр Лоуэн - ученик Вильгельма Райха, который в свою очередь был учеником Зигмунда Фрейда (а именно Фрейду принадлежит грандиозное открытие бессознательного в человеке и выявление того факта, что физическая природа человеческого существа неотделима от его эмоциональной и ментальной структуры)[1]. Воодушевившись лекциями Райха, в 1942 году Лоуэн и проходит у него личную терапию. Затем поступает в медицинскую школу Женевского университета, а в 1951 году, вернувшись в США в сотрудничестве с Джоном Пьерракосом, уже начинает разрабатывать первые базовые упражнения. В 1954 году Лоуэн создает институт, в котором продолжает развивать идеи Райха в подходе к работе с телом, а 1958 году Лоуэн издает свою первую книгу «Язык тела», которая привлекла внимание общества к связи тела и психики и положила начало развитию биоэнергетических идей.

      По мнению А.Лоуэна, любой аналитик или терапевт может привести много примеров из своей практики, когда за успешной проработкой проблем личности следовало обогащение голоса, обычного, и в том числе профессионально-певческого. Приведем цитату из книги А.Лоуэна, связанную с его профессиональными установками в отношении голоса:

 «Чтобы понять роль напряжения в нарушении образования звука, мы должны рассмотреть каждый из трех элементов, принимающих в нем участие. Это поток воздуха, под давлением действующий на голосовые связки, чтобы вызвать вибрацию; голосовые связки, которые действуют как вибрирующий инструмент, и резонирующие углубления, усиливающие звук. Напряжение, которое мешает дыханию, особенно в области диафрагмы, будет отражаться в некотором искажении тембра звука. Обычно сами голосовые связки свободны от хронического напряжения, но при сильном натяжении они напрягаются и вызывают осиплость. Напряжения в шее и мышцах горла, которые довольно широко распространены, влияют на звучность голоса, что ведет либо к грудному голосу, либо к высоким тонам. Естественный голос — это сочетание этих тонов в различной степени, зависящее от эмоций. Такое сочетание будет сбалансированным голосом.

Голос – самый совершенный инструмент выражения наших эмоций и он лучше всего отражает весь спектр психологических зажимов…».

Тем самым А.Лоуэн дает определение «естественному голосу» как голосу «сбалансированному», в котором свободно звучат и верхний и нижний регистры[2] (чего, в свою очередь добиваются также и педагоги, работающие с вокалистами). Автор также указывает и на то, что тело не является независимой функцией человека, его зажимы и напряжения не носят самостоятельный характер – то есть, являются уже следствием процессов происходящих на других уровнях (эмоциональном, ментальном)[3]. А «недостаточно сбалансированный голос является ясным показателем личностных проблем»[4].

Автор показывает механизм этой причинно-следственной цепочки: «Этот порочный круг выглядит так: отформатированные воспитанием и стереотипами, навязанными социумом, наши эмоции выражаются при помощи искалеченного этими зажимами голоса. Человек, говорящий чуждым ему звуком, не может полноценно дышать и держать осанку, его тело вынуждено подстраиваться под навязанный психике способ чувствовать и выражать свои эмоции. Таким образом, психологический зажим с эфемерного уровня эмоций переходит на материальный уровень всего организма, вызывая многочисленные болезни» [там же].

     Таким образом, автор, используя элементы теории психоанализа, доказывает, что «голос тесно связан с чувствами, его освобождение включает мобилизацию подавленных чувств и их выражение в звуке» [там же].

Здесь необходимо прокомментировать процитированное. Первое, на что стоит обратить внимание - А.Лоуэн и его коллеги здесь и далее описывают медико-психологические ситуации, связанные с проблемами голоса, не имея в виду именно профессиональных вокалистов. Но, по нашему представлению, многое из сказанного затрагивает также и их проблемы. Во-вторых – внимание привлекает и то, что факт возникновения физиологических блоков и напряжений у человека (и у вокалиста в частности) обусловлен как психологическим состоянием в тот или иной момент жизни и деятельности, так и психотравмами, полученными в течение жизни.

Второй важный момент заключается в том, что вокально-мышечные зажимы оказывается возможным преодолеть, и преодолеваются они вследствие высвобождения подавленных чувств. У вокалистов в этих обстоятельствах от зажимов освобождается и певческий голос, что намного улучшает его качество.

А.Лоуэн пишет о том, что существует три области, где хроническое напряжение может образовывать несколько колец сжатия, сужающих канал и препятствующих полному выражению чувств. Самое верхнее кольцо может сформироваться вокруг рта (как отмечает автор, «…сжатый или закрытый рот может эффективно блокировать всю передачу чувств. Сжатие губ и стискивание челюстей — это способ, которым человек может перекрыть любой звук, пытающийся прорваться наружу»). Второе кольцо напряжения формируется на месте соединения головы и шеи («… это критическая область, потому что она представляет зону перехода от произвольного к непроизвольному контролю. Из-за своего стратегического и важного положения как опускной решетки для человека напряжение в мышцах, которые приводят в движение нижнюю челюсть, является основой для сдерживающего паттерна во всем теле» - там же).

     Третьим кольцом напряжения автор обозначает область соединения шеи и грудной клетки («…кольцо напряжения, которое развивается в этой области,… включает большинство передних, средних и задних лестничных мышц...Хронически сжатые, эти мышцы поднимают и делают неподвижными верхние ребра, сужая проход к груди. В связи с тем, что это также сильно мешает естественным дыхательным движениям, это серьезно влияет на образование голоса, особенно в грудном регистре» - там же).                   

Еще одно кольцо напряжения, по мысли автора, образуется вокруг диафрагмы, у солнечного сплетения. Оно «…возникает во время дыхательного процесса» (там же). Вокалисты часто сталкиваются с такими сложностями, как нехватка дыхания, пережатие и блокировка дыхания, поверхностное дыхание, «неотзывчивость» диафрагмальных и брюшных мышц, нестабильная работа опорных мышц, и др. Это связано с блоком, который сдавливает кровообращение в области живота, и нарушает естественный энергообмен между верхней и нижней частями туловища.

  Таковы проблемные точки человеческого организма, которые являются материальным источником мышечных зажимов, и причиной их появления становятся не только физические или физиологические воздействия, но прежде всего - личностные факторы.     

                            

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.