Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева.

2019-12-18 154
Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    В начале октября 1928 года Маяковский поехал в Париж, где остался до первых дней декабря. Помимо чисто литературных дел, цель поездки была в этот раз особой. 20 октября он покинул Париж и поехал в Ниццу, где отдыхала его американская подруга Элли Джонс с дочкой. Это было первое свидание Маяковского с Элли Джонс с 1925 года и первая встреча вообще с ребенком, отцом которого очевидно был он. Встреча в Ницце была, судя по письмам Элли Джонс к Маяковскому, не очень удачной: уже 25-го октября он вернулся в Париж. Вечером того же дня Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой, молодой русской, приехавшей к своему дяде в Париж в 1925 году. Их встреча не была случайной. 24 декабря, за день до знакомства, Татьяна Яковлева написала своей матери в Пензу: "... пригласили специально в один дом, чтобы познакомить". Маяковский и Татьяна Яковлева сразу влюбились друг в друга. С первого же дня их знакомства возник новый "пожар сердца", и засветилась "лирики лента" новой любви. Это сразу увидели и поняли те, кто был близок Маяковскому и кто был прямым свидетелем этого события.

    Эльза Триоле в своих воспоминаниях пишет: "В то время Маяковскому нужна была любовь. " А Р. О. Якобсон помнит слова поэта о том, что "только большая, хорошая любовь может еще спасти меня. " И теперь, впервые с 1915 года, он встретил женщину, которая была ему "ростом вровень".

    Из воспоминания художника В. И. Шухаева и его жены В. Ф. Шухаевой: "Маяковский сразу влюбился в Татьяну". И, дальше: "... когда Маяковский бывал в Париже, мы всегда видели их вместе. Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица - высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом. " О том, что они внешне составляли хорошую пару, говорили и другие.

    Глядя на них, люди в кафе благодарно улыбались, на улице оборачивались вслед им. "Маяковского восхищала ее память на стихи, ее "абсолютный"слух, и то, что она не парижанка, а русская, парижской чеканки... элегантная и воспитанная, способная постоять за себя! " (Ал. Михайлов. ЖЗЛ "Маяковский" М.: 1988).

    Только через три недели после встречи с Т. Яковлевой Маяковский написал Л. Ю. Брик письмо. 12 ноября он на ее вопрос: "Отчего не пишешь? Мне это интересно! ", отвечает неопределенно и уклончиво: "Моя жизнь какая-то странная, без событий, но с многочисленными подробностями это для письма не материал а только можно рассказывать перебирая чемоданы... " Эти "многочисленные подробности" относились, конечно, к новой любви поэта.

    За ноябрь Маяковский написал два стихотворения, посвященных Т. А. Яковлевой: "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" и "Письмо Татьяне Яковлевой". Это были первые любовные послания (с 1915 года), посвященные не Лиле Юрьевне Брик.

"Опять в работу пущен сердца выстывший мотор".

    Стихотворения Т. А. Яковлевой были на самом деле первой светлой любовной лирикой после поэмы "Люблю". Нет сомнения, что любовь к Татьяне Яковлевой была достаточно большая, чтобы заполнить ту пустоту, которая образовалась после разрыва любовных отношений с Л. Ю. Брик. В первом посвященном Т. Яковлевой стихотворении, Маяковский обращается к ней по-простому, даже, я бы сказала, с характерной ему небрежностью: "Я эту красавицу взял и сказал: правильно сказал или неправильно?

    - Я, товарищ, - из России,

 знаменит в своей стране я,

 я видал девиц красивей,

 я видал девиц стройнее... "

 Но оказалось, что Маяковский сказал неправильно. Оказалось, что Татьяна Яковлева вовсе не "товарищ".

    Парижская любовь Маяковского, красивая, статная Яковлева, слыла в Париже "дамой полусвета", вела соответствующий этому "статусу" образ жизни и не лишала своих чар многих именитых мужчин, среди которых был даже великий Шаляпин.

    Рассказывая о встрече с красавицей в Париже, Маяковский подчеркивает свое отрицательное отношение ко всякого рода случайным связям, ничего общего не имеющим с настоящей любовью: "Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек любовью ранен. " (из стихотворения "Письмо к товарищу Кострову... "). Маяковский не допускает отождествления любви с чувственной страстью, какой бы сильной и волнующей она не была.

    В "Письме к товарищу Кострову... ", как мне кажется, Маяковский сумел передать состояние любовного и творческого возбуждения. У поэта обострилось восприятие окружающего мира. Его привлекают и "земные огни", и "небесные светила". Душу переполняет "сонм видений и идей", "ураган, огонь, вода подступают в ропоте". И из всего этого рождается поэзия.

    Безусловно, "Письмо товарищу Кострову... " одно из интимнейших лирических произведений В. В. Маяковского. Именно из этого стихотворения, как ни из какого другого, становится ясно, что значит для него любовь. Нет, не любовь к определенной женщине, а любовь как чувство, как состояние души. Сердце поэта, кажется, готово вместить весь мир, его чувства приобретают "вселенские" масштабы. Наверное, поэтому для их выражения Маяковский использует такие преувеличенные, емкие слова: "Из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой", или "Распластан хвост небесам на треть".

    Совершенно иного плана, на мой взгляд, второе, посвященное Татьяне Яковлевой стихотворение. Оба эти стихотворения (и "Письмо товарищу Кострову... ", и "Письмо Татьяне Яковлевой") о любви, но сравнивая их, понимаешь, насколько они различны, хотя и написаны приблизительно в один период.

    Если первое носит более глобальный, даже где-то, философский характер, то второе - более личное. В "Письме Татьяне Яковлевой" Маяковский весь как будто нараспашку, открыт. Здесь уживаются рядом сила страсти и ее бессилие, ревность и достоинство.

"Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй, И это оскорбление на общий счет нанижем.

    Я все равно тебя когда-нибудь возьму, одну или вдвоем с Парижем. " Яковлевой не нравилось, что он читал стихи в русском обществе Парижа: их отношения получили широкую огласку. И в то же время ей были лестны внимание и ухаживание знаменитого поэта. В течение пяти недель они встречались каждый день. "Сорок дней осенью двадцать восьмого были радостны и до предела насыщены, но уже весной двадцать девятого, Маяковский очень ясно осознает, что он - не единственный. Он, конечно, знал об этом и раньше, но, как всегда, каждый день заново, надеялся на подавляющее, уничтожающее, захватывающее действие своего обаяния. Как всегда ошибся. " (Юрий Карабчиевский "Воскресение Маяковского", М., Изд. "Советский писатель", 1990 г.) Из письма Татьяны Яковлевой к матери: "У меня сейчас масса драм.

    Если бы я даже захотела быть с Маяковским, то что стало бы с Ильей, и кроме него есть еще двое. Заколдованный круг. " Но кроме этого, существует еще один "Заколдованный круг", где главное действующее лицо - Лили Юрьевна Брик.

    "Все стихи (до моих) были посвящены только ей. Я очень мучаюсь всей сложностью этого вопроса, " - жалуется Татьяна Яковлева матери.

    Да, все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лили Брик - они обязаны были выслушивать восхищенные рассказы о ней.

    Отношение Маяковского к Веронике Полонской.

    Наконец, пришло время рассказать еще об одной женщине в жизни Маяковского. И пусть она, в отличие от Л. Ю. Брик и Т. А. Яковлевой, не вдохновила Маяковского на лирические строки, но эта женщина была последней, кто видел Маяковского живым. Это именно ей поэт делал предложение за минуту до рокового выстрела.

    С Вероникой Витольдовной Полонской Маяковского познакомил О. М. Брик. Это произошло в мае 1929 года, после возвращения Маяковского из-за границы.

    Полонская, дочь известного актера немого кино, молодая актриса МХАТа, жена артиста того же театра Михаила Яншина, была необыкновенно хороша собой. К тому времени она снялась в хроникальном фильме "Стеклянный глаз", где было несколько игровых эпизодов. Сценарий фильма написали В. Л. Жемчужный и Л. Ю. Брик. Тогда-то, в конце 1928 года, во время съемок фильма, Полонская и познакомилась с Бриками. А в мае Осип Максимович знакомит ее с Маяковским. Маяковский, и это не секрет, любил красивых женщин. И хоть сердце его в это время было не свободно, им прочно овладела Татьяна Яковлева, но его тянуло к Полонской, и он стал часто встречаться с нею. Встречи с Полонской продолжались летом, на юге. Маяковский 15 июля выехал в Сочи, где начал свои выступления. Затем он выступает в Хосте, Гаграх, Мацесте, снова в Сочи. А в это время там же отдыхает Полонская.

    "Тогда, пожалуй, у меня был самый сильный период любви и влюбленности в него, - вспоминает В. В. Полонская. - Помню, тогда мне было очень больно, что он не думает о дальнейшей форме наших отношений. Если бы тогда он предложил бы мне быть с ним совсем - я была бы счастлива. " Однако Маяковским в это время владело другое чувство. Он с нетерпением ждал осени, поездки в Париж. Когда "парижская надежда" рухнула, отношения между Маяковским и Полонской стали крайне нервозными. Маяковский мрачнел, он старался не впутывать ее в разговоры о своих неприятностях. Встречи их уже не приносили радости ни тому, ни другому. Деликатность и предупредительность стали чередоваться со сценами ревности; перемены настроения стали резки и неожиданны.

    Из воспоминаний В. В. Полонской: "Я не помню Маяковского ровным, спокойным; или он был искрящийся, шумный, веселый, или мрачный, молчаливый. " Маяковский с каждым днем делался все раздражительнее, требовал частых свиданий, и, в конце концов, даже настаивал, чтобы Полонская бросила театр. А она была увлечена театром, да еще к тому же, как раз в это время, впервые получила большую роль в инсценировке романа В. Кина "По ту сторону", что для молодой актрисы явилось целым событием. Из ссоры и разногласия участились, и не только по причине нерешительности Полонской круто переменить жизнь, т.е. развестись с Яншиным, но и из-за нетерпения и нервозности Маяковского. Встречаться приходилось на людях, скрывать близость было уже почти невозможно, а Владимир Владимирович был несдержан. "Часто он не мог владеть собой при посторонних, уводил меня объясняться. Если происходила какая-нибудь ссора, он должен был выяснить все немедленно. Был мрачен, молчалив, нетерпим, " - вспоминает В. В. Полонская.

    Резкое объяснение произошло 11 апреля 1930 года. Казалось конец. Однако 12 апреля Владимир Маяковский позвонил в театр, разыскал Полонскую, просил встретиться.

    Позднее, Вероника Витольдовна вспоминала: "Тринадцатого апреля днем мы виделись. Он позвонил в обеденное время и предложил ехать на бега. Я сказала, что поеду на бега с Яншиным и мхатовцами, потому что мы уже сговорились ехать, а его прошу, как мы условились, не видеть меня и не приезжать. Он спросил, что я буду делать вечером. Я сказала, что меня звали к Катаеву, но что я не поеду к нему, а что буду делать, не знаю еще.

    Вечером я все же поехала к Катаеву с Яншиным, Владимир Владимирович оказался там. Он был очень мрачный и пьяный. При виде меня она сказал: - Я был уверен, что вы здесь будете! " У Катаева собралось человек десять. Сидели в темноте, пили чай с печеньем, вино. По воспоминаниям хозяина вечера, Маяковский был совсем не такой, как всегда: притихший, домашний. В этот вечер он не острил, не загорался, как обычно, хотя все остальные гости были в ударе.   Весь вечер Маяковский обменивался записками с Полонской. Вероника Витольдовна в своих воспоминаниях утверждает, что Маяковский был груб, ревновал, даже угрожал раскрыть характер их отношений. В три часа ночи гости разъехались. Как вспоминает Катаев, Маяковский казался очень больным и утомленным, но на предложение хозяина остаться - отказался. Объяснение, начатое накануне вечером у Катаева, продолжилось в комнате на Лубянке утром 14 апреля. Маяковский требовал решить, наконец, все вопросы - и немедленно, грозил не отпустить Полонскую в театр, закрывал комнату на ключ. Когда она напомнила, что опаздывает на репетицию, Владимир Владимирович еще больше занервничал.

    Из воспоминаний В. В. Полонской: "... Вл. Вл. быстро заходил по комнате. Почти бегал. Требовал, что я с этой же минуты осталась с ним здесь, в этой комнате. Он говорил, что я должна бросить театр немедленно же. Сегодня же на репетицию мне идти не нужно. Больше того, он сам зайдет в театр и скажет, что я никогда не приду.

... Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не могу остаться здесь сейчас. Я по-человечески люблю и уважаю мужа и, поэтому, не могу поступить с ним так.

    И театр я никогда не смогу бросить... Вот и на репетицию я должна обязательно пойти, и я пойду на репетицию, потом домой, скажу все... и вечером перееду к нему совсем. " Но Владимир Владимирович был не согласен с этим. Он продолжал настаивать на том, чтобы все было немедленно или совсем ничего не надо. " Полонская ушла. Маяковский отказался ее проводить, только дал двадцать рублей на такси. Но едва она притворила дверь, как раздался выстрел. Какое-то время (ей показалось, что целую вечность), она боялась войти в квартиру... Она застала его еще живым, он еще пытался поднять голову, но глаза уже были безжизненны. Человек, добровольно уходящий из жизни, уносит с собой тайну ухода. Никакие объяснения (в том числе и его собственные), не в силах проникнуть в эту тайну.

    Что явилось истинной причиной самоубийства?

    На этот вопрос не может быть, на мой взгляд, однозначного ответа. Так причиной тому мог послужить разрыв с Яковлевой, и не находивший завершения роман с Полонской, и заграничная поездка Бриков...

    Читая предсмертную записку Маяковского, невольно всплывают в памяти строки из поэмы, оказавшиеся пророческими: "Последним будет твое имя, запекшееся на выдранной ядром губе. " "Лиля! Люби меня! " - это последняя строка в предсмертном письме.

 

Заключение

    Привязанность Маяковского к Лилии Юрьевне была настолько сильна, что мешала ему в общении с другими женщинами, даже после того, как в 1925 году изменился характер их отношений. Н. А. Брюханенско, с которой у Маяковского тоже была связь, вспоминает его слова: " Я люблю только Лилию. Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень хорошо, но любить я уж могу на втором месте. " Есть женщины, которые заколдовывают мужчин навечно. От них невозможно освободиться. Такой женщиной в жизни Маяковского была, несомненно, Лиля Брик.

    "Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равнолюблю. Аминь.". Эти строки Маяковского, написанные в дневнике в 1923 году, обращены, конечно же, к Лили Юрьевне Брик.

    И все-таки, что же такое лирика Маяковского? Мне кажется, что я

постаралась найти ответ на этот вопрос, изучая личную жизнь поэта.

    Теперь, перефразирую самого же В.В.Маяковского, скажу:

"Любовная лирика - это сердце всего его творчества".

    Возможно я и ошибаюсь, но мне кажется, что если бы даже

Маяковский не создал ничего, кроме поэм "Облако в штанах",

"Флейта-позвоночник", "Про это", "Люблю" и стихотворных посвящений

Л.Ю.Брик и Т.А.Яковлевой, он и тогда бы вошел в классику русской

литературы и занял бы там достойное место.

 

 

Список литературы

 

1. П. К. Сербин. "Изучение творчества Владимира Маяковского".

"Молодая гвардия" 1978.

2. В. Перцов. "Маяковский. Жизнь и творчество". М., 1976.

3. Б. Янгфельдт. "Любовь - это сердце всего".

4. Ал. Михайлов. "Маяковский" ЖЗЛ. Изд.: М., Молодая гвардия", 1988.

5. Ю. Карабчиевский. "Воскресение Маяковского", Изд.: М. "Советский писатель", 1990.

6. Маяковский В. В. Соч. в 2-х т. - М., 1988 - т. II.

7. Литературное обозрение" - 1993 г. N 9/10, N 6.

8. "Вопрос литературы". 1993, - вып. IV.

9. "Огонек", 1993 г. N 29.

10. "Литературная газета", 1996 г. - 10 апр.

 

 

Верю в Солнце Завета,

Вижу зори вдали,

Жду вселенного света

От вселенной земли.

                                  А.А. Блок

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

                                   С.А. Есенин

Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать,

Не целуй меня, усталую,-

Смерть придёт поцеловать.

                                   А.А. Ахматова

 

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной-

Распущенной- и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

                                  

                                      М.И. Цветаева

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.