Любовная лирика Маяковского. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Любовная лирика Маяковского.

2019-12-18 142
Любовная лирика Маяковского. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

                                   

  "Любовь это жизнь, это главное

                                 От нее разворачиваются и стихи,

                                 и дела, и все прочее. Любовь

                                 это сердце всего. Если оно

                                 прекратит работу, все остальное

                                 отмирает, делается мнимым,

                                 ненужным. Но если сердце

                                 работает, оно не может не

                                 проявляться в этом во всем."

                                 ( Из пиьма Маяковского

                                  к Л.Брик

                                  5 февраля, 1923 г.)

 

 

Маяковский и любовная лирика. Раньше я считала, что эти два

понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно

обращают внимание на ее гражданские и философские аспекты. Это

вполне закономерно и определяется желанием представить автора как

главного поэта революции. К счастью, за последние годы стало

появляться все больше и больше материалов, заставляющих по новому

взглянуть на жизнь и творчество Маяковского. Причем, чем больше я

узнаю о Маяковском как о человеке, тем интереснее он мне становится

как поэт.

    Настоящим откровением для меня стала любовная лирика Маяковского.

О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие поэмы,

как "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Человек", "Про это".

     Мне кажется, что именно любовная лирика может играть

важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. Однако сразу

возникает вопрос, как отнестись к многочисленным стихотворным строкам

и высказываниям такого рода:"...поэт не тот, кто ходит кучерявым

барашком и блеет на лирические любовные темы" (М.В.В. Соч. в 2-х т.

- М.,1988 - Т.II - с.725); "меланхолическая нудь" ("О поэтах"), или:

"Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст,

и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств..." ("Приказ N 2 Армии

Искусств"). Думается, что в этих и подобных строках речь идет не об

отрицании любви и любовной лирики, - это выступление против устаревших

форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, обыденности

и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне кажется, на

утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к

искренним отношениям. Именно поэтому, для нее совершенно естественными

являются размышления:

 

"Эта тема придет, прикажет: - "Истина" -

  Эта тема придет, велит: - "Красота"...

                                      (из поэмы "Про это")

 

Краткая характеристика поэм

 «Про это», «Облако в штанах», "Флейта-позвоночник".

  За восемь лет до написания поэмы "Про это", а точнее в 1915 году, Маяковским были созданы еще два произведения, которые объединяла общая тема - тема любви. Это поэмы "Облако в штанах" и "Флейта-позвоночник". Причем, "Флейта-позвоночник" явилась своего рода продолжением "Облака в штанах". Указание на связь с "Облаком" содержится в самом тексте "Флейты": "Вот я богохулил.

    Орал, что бога нет, а бог такую из пекловых глубин, что перед ней гора заволнуется и дрогнет, вывел и велел: люби! " стоят личные чувства и переживания поэта, а не "гуманистический смысл и революционное значение", (В. Перцов. "Маяковский. Жизнь и творчество". М. 1976) как это было принято считать еще лет пятнадцать тому назад.

    Изучая подробно биографию В. В. Маяковского, становится совершенно ясно, что за вымышленными, как это может показаться на первый взгляд, героями, стоят вполне реальные люди.

"Бог доволен.

Под небом в круче, измученный человек одичал и вымер.

Бог потирает ладони ручек.

Думает бог: погоди, Владимир!

    Несомненно, что главный герой поэмы, от лица которого ведется повествование, и есть сам Маяковский.

И, далее:

"... Это ему, ему же, чтоб не догадался, кто ты, выдумалось дать тебе настоящего мужа и на рояль положить человечьи ноты".

    Та, к которой обращены эти строки, безусловно, возлюбленная поэта - Лиля Брик. Маяковский даже и не скрывает ее имени; а в роли "настоящего мужа" выступает никто иной, как Осип Максимович Брик "... А там, где тундрой мир вылинял, где с северным ветром ведет река торги, на цепь нацарапаю имя Лилино и цепь исцелую во мраке каторги".

    Лили Юрьевна, с первого дня знакомства с Маяковским, стала для него "единственной героиней в жизни и творчестве. "Облако в штанах" носило печатное посвящение ей, хотя вдохновительницей этой поэмы был не она, а другие женщины.

    Начиная с "Облака", он печатно посвятил Лиле Юрьевне все свои поэмы. Когда в 1928 году вышел первый том его собрания сочинений, посвящение гласило: Л. Ю. Б. - тем самым он посвятил ей все им написанное и до, и после знакомства.

    И во "Флейте-позвоночнике" и в других стихотворениях 1915-1916 годов, Маяковский восторженно воспевает свою любовь, "имя которой звучит радостнее всех! ". Он "поет" ее "накрашенную, рыжую", готовый положить "Сахарой горящую щеку" под ее ногами в пустыне; он дарит ей корону, "а в короне слова мои радугой судорог". (Б. Янгфельдт.

"Любовь - это сердце всего". (М., "Книга", 1991)

"Крикнул ему: "Хорошо!

Уйду!

Хорошо!

Твоя останется.

Тряпок нашей ей, робкие крылья в шелках зажирели б.

Смотри, не уплыла б.

Камнем на шее навесь жене жемчуга ожерелий! "

("Флейта-позвоночник")

 

Заключение

    Привязанность Маяковского к Лилии Юрьевне была настолько сильна, что мешала ему в общении с другими женщинами, даже после того, как в 1925 году изменился характер их отношений. Н. А. Брюханенско, с которой у Маяковского тоже была связь, вспоминает его слова: " Я люблю только Лилию. Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень хорошо, но любить я уж могу на втором месте. " Есть женщины, которые заколдовывают мужчин навечно. От них невозможно освободиться. Такой женщиной в жизни Маяковского была, несомненно, Лиля Брик.

    "Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равнолюблю. Аминь.". Эти строки Маяковского, написанные в дневнике в 1923 году, обращены, конечно же, к Лили Юрьевне Брик.

    И все-таки, что же такое лирика Маяковского? Мне кажется, что я

постаралась найти ответ на этот вопрос, изучая личную жизнь поэта.

    Теперь, перефразирую самого же В.В.Маяковского, скажу:

"Любовная лирика - это сердце всего его творчества".

    Возможно я и ошибаюсь, но мне кажется, что если бы даже

Маяковский не создал ничего, кроме поэм "Облако в штанах",

"Флейта-позвоночник", "Про это", "Люблю" и стихотворных посвящений

Л.Ю.Брик и Т.А.Яковлевой, он и тогда бы вошел в классику русской

литературы и занял бы там достойное место.

 

 

Список литературы

 

1. П. К. Сербин. "Изучение творчества Владимира Маяковского".

"Молодая гвардия" 1978.

2. В. Перцов. "Маяковский. Жизнь и творчество". М., 1976.

3. Б. Янгфельдт. "Любовь - это сердце всего".

4. Ал. Михайлов. "Маяковский" ЖЗЛ. Изд.: М., Молодая гвардия", 1988.

5. Ю. Карабчиевский. "Воскресение Маяковского", Изд.: М. "Советский писатель", 1990.

6. Маяковский В. В. Соч. в 2-х т. - М., 1988 - т. II.

7. Литературное обозрение" - 1993 г. N 9/10, N 6.

8. "Вопрос литературы". 1993, - вып. IV.

9. "Огонек", 1993 г. N 29.

10. "Литературная газета", 1996 г. - 10 апр.

 

 

Верю в Солнце Завета,

Вижу зори вдали,

Жду вселенного света

От вселенной земли.

                                  А.А. Блок

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

                                   С.А. Есенин

Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать,

Не целуй меня, усталую,-

Смерть придёт поцеловать.

                                   А.А. Ахматова

 

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной-

Распущенной- и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

                                  

                                      М.И. Цветаева

 

 

Введение

                                   

  "Любовь это жизнь, это главное

                                 От нее разворачиваются и стихи,

                                 и дела, и все прочее. Любовь

                                 это сердце всего. Если оно

                                 прекратит работу, все остальное

                                 отмирает, делается мнимым,

                                 ненужным. Но если сердце

                                 работает, оно не может не

                                 проявляться в этом во всем."

                                 ( Из пиьма Маяковского

                                  к Л.Брик

                                  5 февраля, 1923 г.)

 

 

Маяковский и любовная лирика. Раньше я считала, что эти два

понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно

обращают внимание на ее гражданские и философские аспекты. Это

вполне закономерно и определяется желанием представить автора как

главного поэта революции. К счастью, за последние годы стало

появляться все больше и больше материалов, заставляющих по новому

взглянуть на жизнь и творчество Маяковского. Причем, чем больше я

узнаю о Маяковском как о человеке, тем интереснее он мне становится

как поэт.

    Настоящим откровением для меня стала любовная лирика Маяковского.

О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие поэмы,

как "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Человек", "Про это".

     Мне кажется, что именно любовная лирика может играть

важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. Однако сразу

возникает вопрос, как отнестись к многочисленным стихотворным строкам

и высказываниям такого рода:"...поэт не тот, кто ходит кучерявым

барашком и блеет на лирические любовные темы" (М.В.В. Соч. в 2-х т.

- М.,1988 - Т.II - с.725); "меланхолическая нудь" ("О поэтах"), или:

"Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст,

и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств..." ("Приказ N 2 Армии

Искусств"). Думается, что в этих и подобных строках речь идет не об

отрицании любви и любовной лирики, - это выступление против устаревших

форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, обыденности

и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне кажется, на

утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к

искренним отношениям. Именно поэтому, для нее совершенно естественными

являются размышления:

 

"Эта тема придет, прикажет: - "Истина" -

  Эта тема придет, велит: - "Красота"...

                                      (из поэмы "Про это")

 

Любовная лирика Маяковского.

 

 

И, все-таки, возникает вопрос: чем была для Маяковского любовная

лирика? "Меланхолической нудью", или зеркалом душевных переживаний?

    Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо найти связь между

поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания

    Любовь это жизнь, это главное, от нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается мнимым, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем."

(Из письма Маяковского к Л. Брик 5 февраля, 1923 г.)

  О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие поэмы, как "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Человек", "Люблю", "Про это". Мне кажется, что именно любовная лирика может играть важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. Однако сразу возникает вопрос, как отнестись к многочисленным стихотворным строкам и высказываниям такого рода: "... поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы" (М. В. В. Соч. в 2-х т).

    Думается, что в этих и подобных строках речь идет не об отрицании любви и любовной лирики, - это выступление против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, обыденности и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне кажется, на утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к искренним отношениям. Именно поэтому, для нее совершенно естественными являются размышления:

"Эта тема придет, прикажет:

"Истина"

Эта тема придет, велит:

-"Красота"...

(из поэмы "Про это")

"Даже если, от крови качающихся, как Бахус, пьяный бой идет слова любви и тогда не ветхи"

("Флейта-позвоночник")

    И, все-таки, возникает вопрос: чем была для Маяковского любовная лирика? "Меланхолической нудью", или зеркалом душевных переживаний?

    Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо найти связь между поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания подтолкнули поэта к написанию того или иного произведения. Разрешение этой задачи я начала, конечно, с изучения личной жизни В. В. Маяковского.

        


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.