Творческий анализ аутентичных текстов. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Творческий анализ аутентичных текстов.

2019-12-18 183
Творческий анализ аутентичных текстов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Темы эссе.

Тема 1. Культурология как наука.

1. Культурно-антропологические школы и концепции.

2. Культурологическая концепция Л.Уайта.

3. Проблема определения предметной области культурологии в постмодернистских концепциях.

4. Компаративная культурология.

Тема 2. Основные школы, направления и теории в культурологии.

1. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева.

2. Культурологические воззрения Н.Я.Данилевского.

3. Концепция цивилизации А.Тойнби.

4. Концепция цивилизации П.Сорокина.

5. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н. Я. Данилевского, О.Шпенглера и А.Тойнби.

6. Х.Ортега-и-Гассет о судьбах культуры в эпоху массового общества.

7. Аполлоновское и дионисийское начало культуры (по Ф. Ницше).

8. Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепциях О.Шпенглера и Н.Бердяева.

9. Психоаналитическая концепция кульутры З.Фрейда.

10. Религиозная культурология (Ж.Маритен, Э.Жильсон, М.Бубер).

11. Социология М.Вебера как пример культурно-аналитического подхода.

12. Экзистенциальная концепция культуры.

Тема 3. Культура как специфическая целостность.

1. Компаративный (сравнительный) анализ подходов к определениям культуры.

2. Эволюция представлений о культуре в российской научной традиции.

3. Культура в социологической традиции. 

4. Культура в структурно-функциональном анализе.

5. Психологические подходы к культуре.

6. Постмодернистское понимание культуры.

7. Религия как феномен культуры: сущность и основные ценности (на примере конкретной религии).

8. Социальная необходимость и сущность искусства.

9. Искусство – самосознание культуры (на примере отдельной эпохи).

10. Идея Бога в культуре и ее выражение в творческих практиках.

11. Надежда как ценность культуры и инструмент создания будущего.

12. Культура как текст.

13. Культура как знаковая система.

14. Специфика символа как средства языка культуры.

Тема 4. Особенности культурных традиций Востока и Запада.

1. Запад и Восток: диалог или противостояние.

2. Синкретизм первобытного искусства.

3. Символика цвета в различных культурах.

4. Символический язык сакральных текстов.

5. Античные представления о прекрасном и красоте.

6. Кризисы в развитии мировой культуры: уроки преодоления.

7. Религиозное искусство в контексте мировых религий.

8. Традиционализм восточной культуры и модернизм западной как проблема их взаимосвязи.

9. Духовные ориентиры Востока и Запада.

10. Античное наследие Средневековья.

11. Культура варварских племен.

12. Христианство как мировоззренческая основа западноевропейской сред-невековой культуры.

13. Церковно-монастырская культура Средневековья. Придворно-рыцарская культура.

14. Картина мира средневекового человека.

15. Наука и образование в Средневековье.

16. Особенности итальянского Возрождения.

17. Гуманизм и гуманисты эпохи Возрождения.

18. Литература эпохи Возрождения.

19. Музыка и театр эпохи Возрождения.

20. Архитектура итальянского Возрождения.

21. Титаны высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Мике-ланджело).

 Тема 5. Особенности культурных традиций России.

1. «Загадочная русская душа» - реальность или выдумка?

2. «Европейский фактор» в развитии русской культуры конца XV- XVII вв.

3. Власть и церковь как факторы динамики древнерусской культуры.

4. Культурный опыт России и стран Западной Европы к началу XVIII в.: сравнительный анализ.

5. Русско- византийские культурные связи в X-XV вв.

6. Сюжеты и символы "Московского царства" в памятниках культуры середины XVI вв.

7. «Крещение Руси» как рецепция византийской культуры.

8. Игровое начало древнерусской народной культуры.

9. Семиотика древнерусской иконы.

10. Древнерусский храм как модель мира.

11. Эсхатологизм древнерусской культуры.

12. Брак, семья, положение женщины в Древней Руси.

13. Героическое и мифологическое в культуре тоталитарного общества.

14. Становление европейского просветительства в России XVIII - начала XIX веков.

15. Содержание и культурологический смысл “культурного переворота” Петра I.

16. Ментальные, духовные и художественные истоки “Серебряного века” русской культуры.

17. Русский авангард начала ХХ века: мировоззренческий и эстетические основы, эволюция художественного языка.

18. Осмысление судьбы русской культуры в философской мысли начала ХХ века.

19. Культурная миссия русской эмиграции.

20. Героическое и мифологическое в культуре тоталитарного общества.

21. Основные проблемы культурного обновления нации.

22. Религиозная ситуация в современной России. Социокультурные причины распространения тоталитарных сект на территории России.

23. Особенности русского национального характера в понимании отечественных и зарубежных мыслителей.

Тема 6. Культура в современном мире.

1. Изменение отношения человека к предметно-пространственной среде в ХХ-XXI вв.

2. Судьбы искусства в условиях рынка.

3. Образовательный потенциал искусства.

4. Духовно-ценностные искания ХХ-XXI вв. Размывание аксиологических конвенций в культуре постмодерна и его последствия в жизни отдельного человека.

5. Игровые формы духовной культуры. Игровое начало в современных арт-практиках: хэппенинг, визуальные искусства и т.п.

6. Техногенная цивилизация: пути решения конфликтов. Есть ли будущее у техногенной цивилизации?

7. Дегуманизация культуры и искусства ХХ в. (по статье Х. Ортеги-и-Гассета).

8. Культурное выживание как глобальная проблема современности.

9. Место и роль Интернета в современной массовой культуре.

Тема 7. Культура и личность.

1. Мир предметов как мир человеческой повседневности.

2. Научный и художественный взгляды на мир. Гений в искусстве и науке.

3. Понятия жизни и смерти на примере отдельной культуры или религии.

4. Любовь как духовная ценность (по работам Вл.Соловьева, Э.Фромма).

5. Представления о творчестве в работах Н.А. Бердяева и А.Ф. Лосева: сравнительный анализ.

6. Художник в творческом процессе.

7. Пути инкультуракции личности в современных условиях.

8. Этносоциальные факторы развития личности в контексте культуры.

9. Онтогенез творческой личности в условиях демократизации общественной жизни.

10. Роль СМИ в формировании личности на современном этапе.

11. Культура как способ реализации творческих возможностей человека.

12. Мир культуры индивида как способ интеграции человека в социальную систему.

13. Психологическая культура личности.

14. Нравственная культура личности.

15. Интеллектуальная культура личности.

 

Тесты для проверки знаний.

 

Тема 1. Культурология как наука.

1. Предмет культурологии:

а) общество

б) культура общества, человека

в)цивилизации

 

2. Каков предмет культурологии? Выберите правильный ответ из следующих вариантов:

а) культурология – это совокупность всех наук о культурных явлениях в жизни человека и общества

б) культурология – это наука обо всех проявлениях культуры

в) культурология – это наука, изучающая нравы и обычаи народов.

г) культурология – это наука о культуре как специфической целостности, где все элементы взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга.

 

3. Выберите правильное высказывание:

а) культурология - интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной деятельности людей.

б) культурология - система наук о природе и обществе

в) культурология - область естественно-научного знания

г) культурология - область гуманитарного знания.

 

Тема 2. Основные школы, направления и теории в культурологии.

4. Кто из мыслителей выделял «аполлоновское» и «дионисийское» начала в

художественном творчестве:

а) Шопенгауэр

б) Гегель

в) Кант

г) Ницше?

 

5. «Аполлоновский» тип культуры основан на:

а) рациональности,

б) чувственности?

 

6.Как называются в психоаналитической концепции культуры К.Юнга врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества?

а) архаизмы

б) архетипы

в) артефакты

г) стереотипы

 

7. Основоположник учения о культурных архетипах как коллективном бессознательном

а) Сократ

б) З. Фрейд

в) К. Юнг

 

8. Что такое архетип:

а) типы архаичной культуры

б) прообразы коллективного бессознательного

в) типы мыслительных процессов

г) эталон?

 

9. Кто из ученых смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов - сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти)?

а)Юнг

б)Фрейд

в)Ницше

 

10. Что означает понятие «сублимация» в психоаналитической концепции культуры З.Фрейда?

а) бессознательное начало человеческой психики

б) сознательная сфера человеческой психики

 в) перевод энергии животных инстинктов в творческую деятельность

 г) нормы и запреты, выработанные обществом и усвоенные человеком в процессе воспитания

 

11. Мыслитель, создавший концепцию «Осевого времени»:

а) B. К. Ясперс

б) В.Ф. Гегель

в) Ф.В. Ницше

 

12. Какой исторический период К. Ясперс назвал «осевым временем», в которое произошел «самый резкий поворот в истории»:

а) VIII-II вв. до н.э.

б) I-X вв. н.э.

в)V в. до н.э. – V в. н.э.

г) Х в.?

 

13. Автор концепции пассионарности:

а) Тойнби

б) Ницше

в) Гумилёв

г) Вернадский?

 

14. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?

а) «Феномен человека»

б) «Идеи к философии истории человечества»

в) «Закат Европы».

 

15. Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал. Он включает в себя четыре периода:

а) зарождение; расцвет; старение; смерть

б) смерть, зарождение, расцвет, старение

в) младенчество, отрочество, юность, смерть.

 

16. Кто из мыслителей выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией, а также лозунг о «возврате в природу»

а)Гегель

б)Сократ

в)Руссо.

 

17. Кому из мыслителей XX века принадлежат следующие слова: «Культура возникает в игре, как игра»:

а) А.Тойнби

б) Н. Бердяеву

в) Й. Хейзинге

г) О. Шпенглеру

 

Тема 3. Культура как специфическая целостность.

18. Что означает лат. слово cultura:

а) очеловечивание

б) обработка, возделывание

в) украшение

г) всё перечисленное?

 

19. Каков был первоначальный смысл понятия «культура»?

а) уровень развития человека

б) возделывание земли

в) запреты и нормы, выработанные обществом

г) способность человека к художественному творчеству

 

20. Как называется функция культуры, состоящая в организации приспособления человека к меняющимся природным и социальным условиям?

а) адаптивная функция

б) интегративная функция

в) коммуникативная функция

г) регулятивная функция

                 

21. Как называется функция культуры, состоящая в организации восстановления сил человека, необходимых для преобразовательной деятельности?

а) гуманистическая функция

б) интегративная функция

в) регулятивная функция

г) релаксационная функция

 

22. Определите главный смысл гуманистической функции культуры, выбрав

подходящий ответ из следующих вариантов:

а) развитие общества

б) формирование из биологической особи человека как члена общества, особого социокультурного существа

в) совершенствование культуры индивида

г) развитие духовного мира человека.

 

23. Духовная культура это:

а) искусство и все, что связано с его созданием, воспроизведением, изучением, распространением

б) деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты, результаты этой деятельности

в) материальное производство с точки зрения его влияния на
развитие человека 

 

24. Составная часть духовной культуры человечества, специфический род освоения действительности посредством реализации творческих способностей, отражение мира в форме художественных образов – это:

а)искусство

б) наука

в) религия

г) мифология.

 

25. К какому понятию относится следующее определение: "разнообразные

суеверные действия человека с целью оказания влияния на материальный

предмет, явление или человека сверхъестественным образом":

а)фетишизм

б) оккультизм

в) религия

г) магия?

 

26. Анимизм – это:

а) поклонение неодушевленным предметам

б) обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека

воздействовать на людей и явления природы

в) вера в духов и души, наполняющих мир одушевленных и неодушевленных предметов?

 

27. Какие религии относятся к мировым:

а) зороастризм, синтоизм, даосизм

б) буддизм, христианство, индуизм

в) иудаизм, конфуцианство, ислам

г) буддизм, христианство, ислам?

 

28. Как называется явление, включающее в себя элементы социального и

культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению

и сохраняются в течение длительного времени?

а) обычай

б) ритуал

в) традиция

г) обряд

           

29. Что такое цивилизация:

а) уровень общественного развития;

б) ступень развития, следующая за варварством;

в) предметное тело культуры;

г) все определения используются в зависимости от контекста и позиции автора?

 

30. Такие культурные феномены как: сельская культура, молодежная культура, армейская культура – это:

а) субкультура

б) массовая культура

в) элитарная культура

г) этнокультура.

        

31. Как называется конкретная форма культуры, создаваемая тем или иным сообществом или социальной группой?

а) национальная культура

б) субкультура

в) контркультура

г) исторический тип культуры.

 

32. В каком смысле в научной литературе употребляется понятие «вторая природа»?

а) общество

б) культура

в)техника

г) образование

 

Тема 4. Особенности культурных традиций Востока и Запада.

33. Как называется подход к изучению культуры, который основывается на идее исключительности, превосходства европейской культуры?

а) европеизм

б) евразийство

в) европоцентризм

г) западничество

 

34. Для какого типа культуры характерны следующие черты: монументальность сооружений, каноничность художественного творчества, протест против конечности земного существования как центральная идея:

а) средневековой европейской

б) античной

в)древнеегипетской

г) древнекитайской?

 

35. Для какого типа культуры характерны черты: доминирование религии в

иерархии культуры, традиционализм, символизм, дидактизм:

а) средневековой европейской

б) древнерусской

в) европейского Нового времени

г) арабской?

 

36. Для какого типа культуры характерны черты: обращение к культурному

наследию античности, гуманизм, подъем творческой активности, интерес

к личности художника, расцвет светской культуры:

а) древнекитайской

б)древнеегипетской

в) возрожденческой

г) древнеиндийской?

 

37. Как называется учение Древнего Востока, в котором отношения государя и подданных строятся по образцу отношений «отца» и «сыновей» - и каждый должен выполнять свой «долг»

а) буддизм

б) даосизм

в) конфуцианство

г) зороастризм?

      

38. Как называется учение в культуре Древнего Востока, в котором утверждается принцип «недеяния» в жизни человека?

а) буддизм

б) даосизи

в) конфуцианство

г) зороастризм.

 

39. Как называется отличительная черта древнегреческой культуры – неудержимое стремление древних греков к состязаниям во всех сферах общественной жизни?

а) мимесис

б) катарсис

в) калокагатия

г) пайдейя.

 

40. Что означает греческий термин "калокагатия":

а) гармония внешнего и внутреннего

б) эмоциональность

в) рациональность

г) состязательность?

 

41. Что обозначает греческий термин "катарсис":

а) очищение через сострадание и страх

б) система норм, правил, господствующих в художественном направлении

в) гармония внешнего и внутреннего состояния человека?

 

42. Не относится к «7 чудесам света»

а) Храм Зевса в Афинах

б) Египетские пирамиды

в) Римский Коллезей.

 

43. Век, который по традиции принято считать концом античности и началом средневековья:

а) V в.

б) IV в.

в) III в.

 

44. Что характеризует взгляды на культуру в средневековье

а) космоцентризм

б) теоцентризм

в) антропоцентризм?

 

45. Что выступает мировоззренческой основой средневековой культуры Европы?

а) буддизм

б) даосизм

в) христианство              

г) конфуцианство

 

46. Хронологические рамки европейского Средневековья:

а) X — XV вв.;

б) V — XVII вв.;

в) V — XV вв.;

г) VI — XVI вв.

 

47. Хронологические рамки эпохи Возрождения:

а) XIV-XVI вв.

б) конец XIII — начало XVII вв.

в) XIII-XV вв.

г) ХII — ХIII вв.?

 

48. В какой стране началось (раньше других) эпоха Ренессанса:

а) Италия

б) Англия

в) Дания

 

49. Какая философия возникает в эпоху Возрождения, выражающая главные ценностные ориентации культуры?

а) философия рационализма

б) философия иррационализма

в) философия гуманизма

г) философия сциентизма

 

50. Западноевропейский стиль в искусстве XII-XIV вв., характеризующийся

культовой направленностью, господством линий, вертикальной устремленностью, композиционной связью архитектуры и скульптуры –это:

а) барокко

б) готика

в) романтизм

г) символизм?

 

51. Что характеризует взгляды на культуру в Новое время

а) космоцентризм

б) теоцентризм

в) антропоцентризм

 

52. Как называется направление в культуре Нового времени, которое утверждает науку как высшую ценность в системе культуры?

а) рационализм

б) деизм

в) сциентизм

г) пантеизм

         

53. Эпоха, характеризуемая: господством разума, поисками путей установления общественного блага, стремлением к распространению образования – это:

а) Реформация

б) Просвещение

в) Ренессанс

г) Античность?

 

54. Назовите одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVI веке:

а) протестантизм;

б) католичество;

в) баптизм.

 

55. Кто из просветителей и где организовал издание «Энциклопедии наук, искусств и ремесел»:

а) Кант в Германии

б) Дидро во Франции

в) Радищев в России

г) Рафаэль в Италии?

 

56. Главным художественным языком Просвещения был(о):

а) классицизм

б) барокко

в) рококо

 

57. Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии. Какие?

а) аграрно-традиционную и индустриальную

б)камня и железа

в)присваивающую и производящую.

 

Тема 5. Особенности культурных традиций России.

58. Страна, от которой приняла «культурную эстафету» Киевская Русь

а) Македония

б) Византия

в) Рим

 

59. Представители одного из направлений русской общественной мысли, выступавшие за принципиально отличный от западного путь развития России на основе самобытности

а) Гуманисты

б) Декабристы

в) Славянофилы

 

60. Апостол — покровитель Святой Руси

а) Михаил

б) Ярослав

в) Андрей

 

61. Древнерусская культура относится к периоду:

а) античности

б) средневековья

в) нового времени

 

62. На развитие древнерусской культуры большое влияние оказала
культура:

а) Италии

б) Византии

в) Китая

 

63. Андрей Рублев был выдающимся русским

а) архитектором

б) иконописцем

в) скульптором

 

64. Как называется историко-культурная концепция и общественно-политическое течение, отстаивающее идею исключительности России и русской культуры на основе синтетического характера русского этноса?

а) славянофильство

б) еврозийство

в) европеизм

г) европоцентризм.

               

Тема 6. Культура в современном мире.

65. Культура выполняет несколько жизненно важных функций. Назовите главную из них

а)репродуктивную

б)регулятивная функция

в)функция социализации

 

66. Что такое «кризис культуры»? Выберите правильный ответ из следующих

 вариантов:

а) разрушение культурных форм жизни и гибель человечества б) разрушение культурных традиций и упадок в культурном развитии

в) социально подготовленное, качественное изменение основных ценностных ориентаций в жизни общества и соответствующее изменение культурных традиций

г) временный упадок в культурном состоянии общества.

       

67. Как называется направление в художественной культуре ХХ века, связанное с полным отказом от изображения форм реального мира?

а) кубизм

б) экспрессионизм

в) сюрреализм

а) бстракционизм

 

68. Как называется терпимость к чужим мнениям и верованиям?

а) дипломатичность

б) толерантность

в) филантропия

г) реакция

 

69. Подберите понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление, т.е. подчиненных ему как своей цели?

а) элитарная культура

б) молодежная культура

в) массовая культура

г) всеобщая культура

 

70. Какая из перечисленных международных организаций занимается вопросами мировой культуры:

а) МВФ;

б) ЮНЕСКО;

в) ЕЭС;

г) ООН.

Тема 7. Культура и личность

71. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа:

а) аккультурация

б) антропоморфизм

в) антропоцентризм

г) антропосоциогенез?

 

72. Жизненная установка на получение удовольствия от жизни как ее

смыслополагание – это:

а) гедонизм

б) эстетизм

в) аскетизм

г) скептицизм

 

73. Комплекс черт, характеризующих личностный или культурно-исторический тип – это:

а) менталитет

б) стиль

в) харизма

г) парадигма?

 

73. Аккультурация – это:

а) процесс взаимовлияния культур

б) процесс освоения индивидом основных черт менталитета своего культурного

сообщества

в) пограничное положение личности на грани двух различных культур.

 

74. Что является средством приобщения человека к образу жизни и образу действия общества, т.е. к его культуре

а) наука

б) образование

в) мировоззрение

 

75. Каким образом реализуется взаимосвязь культуры и человека?

а) человек – объект воздействия культуры общества.

б) человек – субъект культурного творчества

в) человек – носитель определенных культурных ценностей

г) все перечисленное выше в пунктах а, б, в.

         

 

Г. Г. Шпет

Отрывок из уже работы Г. Г. Шпета "Эстетические фрагменты" посвящен проблеме соотношения искусства и жизни.

После прочтения текста следует ответить на следующие вопросы:

- В чем смысл фразы Шпета: «Если жизнь есть искусство, то искусства нет»

- Согласны ли вы с мыслью Шпета, что художник не творит действительности, а только воспроизводит ее?

 

Искусство и жизнь

Что искусство возникает из украшения, это — не только генетический факт, это также существенная функция искусства, раз искусство, так или иначе, целиком или частично, между прочим или всецело, представляет красоту. Поэтому-то и бессмысленно, неодушевленно, бессубстанционально искусство "вообще себе". Но нельзя обращать формулу, ибо это обращение есть извращение — нельзя сказать: всякое украшение есть искусство.

Украшение — только экспрессивность красоты, т. е. жест, мимика, слезы и улыбка, но еще не мысль, не идея. Экспрессивность — вообще от избытка. Смысл, идея должны жить, т.е., во-первых, испытывать недостаток и потому, во-вторых, воплощаться, выражаться. Красота — от потребности выразить смысл... Потребность — пока она не успокоена — беспокойство, неутомленность. Творчество — беспокойная мука, пока не найдено выражение. Муки ученика — страшнее мук мастера: пока-то выражение не "удовлетворит", пока-то не выразишь волнующего. Поистине, пока оно не выражено, оно уничижает сознание, издевается над разумом. Волнует простор неба, грудь женщины, величие духа — художник пишет, рисует, высекает, пока не "снял" выражением беспокойной страсти. "Мастер" не так мучается, как "ученик", — оттого есть мастера маститые, "академики". Есть, впрочем, мастера — ученики. Но, конечно, не в том дело, что "притупляется" страсть и волнение, — разве маститый меньше чувствует потребность жизни, чем мальчик, — а в том, что маститый не хватается за выражение "не по силам". Инстинкт почестей — против инстинкта жизни!

Так и формула: искусство есть жизнь — для немногих все-таки верна. Извращенный крик: жизнь — искусство! Такие извращения-обращения повторяются: жизнь есть философия, жизнь есть поэзия. Это — социально-психологический симптом. Это — признак эпохи, когда ложь дешева. Это — вопль вырождающихся. Жалкую увядающую жизнь хотят косметицировать философией, искусством, поэзией. Это называется "вносить" философию, искусство, поэзию в жизнь... Или, наглее, не отрывать их от жизни. Но молодость об этом не кричит, — а сама собою украшена и никаких потерь и разрывов не страшится.

Жизнь — искусство, "создание" из жизни искусства, жизнь даже величайшее из искусств — все это типическое декадентство. Это знал падавший древний мир, знал романтизм — падавшее христианство, — это слыхали недавно и мы от падавшего демократизма и натурализма—у каждого в собственном архиве найдутся напоминания...

Если жизнь есть искусство, то искусства нет. Ибо украшение должно быть украшением чего-нибудь, а если оно не украшает жизни, то и оно не существует, и жизнь — истязание. А украшать украшение — своего рода aesthetical insanity.

Художественное создание... входит в жизнь как факт. С этим ничего даже и поделать нельзя. Художественное произведение, вошедши как факт в жизнь, уже и не может не быть жизнью. Хотят же другого. Хотят, чтобы то, что не может быть, перешло в то, что есть, что не может быть. Но это и есть возвращение к неукрашенной жизни, природной, животной, — прекрасной только в некоторых редких случаях игры и безобразия природы. Тут почти всегда вместо золота — горсть глиняных черепков.

Только искусство подальше от жизни, далекое, далекое ей, может быть ей, безобразной, украшением. А искусство в жизни, близкое ей, — новое в ней безобразие. Не довольно ли того, что есть? Искусство должно быть не в жизни, а к жизни, при ней, легко отстегиваемое, — отстегнул и пошел дальше — пристегнуть к другому краю... Красота — праздник, а не середа...

Художник не творит действительности, не производит — то, что он производит, есть искусство, а не действительность, — он подражает и воспроизводит... он раньше... утверждает действительность, потому что впереди всякого познания идет созерцание. По этому поводу говорят об особой наблюдательности художника. Что под этим разуметь? Художник видит "больше"? — Но нет, он видит меньше, потому что он видит избирательно: не все, что видишь, художественно. Он видит острее? Это и значит меньше: чем острее одно, тем тупее другое. Разница зрения художника от обыкновенного зрения — не количественная, а качественная. Это — лучший сорт зрения. Для него явственна красота действительности. И это — все? Ни в коем случае! Явственная для него красота может остаться его тайною. Какое нам дело до чужих тайн? Художник не просто для себя созерцает, а разоблачает тайны. Запечатлеть — здесь только начинается художественно-совершенное зрение художника — явленность вовне... Но, прежде чем передать действительность..., художник должен утвердить ее права на бытие в созерцании: еще не реального и уже не идеального только... Художник не творит действительности, а только воспроизводит. В этом гарантия утверждаемой им действительности и действительности утверждаемого им. Творец может ошибиться и создать одну действительность вместо другой — по заблуждению, по нерасчетливости, по лукавству, по неискусности или по другой причине. Художник воспроизводит действительность уже созданную. Его утверждение относится к сущему. Как бы ни была действительность задумана и создана, созданная и существующая, она — такая, а не иная, и другой — нет. Может быть, ложная в замысле и в осуществлении, она истинна в бытии. Ее истинность — ее внешность...

Назначение художника: увидеть...

(Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989. С. 351-353, 365-367)

 

 

Жак Маритен (1882 — 1973) —

  французский религиозный философ. В приведенном отрывке из работы «Ответственность художника» рассматривается взаимодействие двух феноменов культуры: искусства и морали.

 

Искусство и мораль

Отвечает ли человек за то, что он пишет? То, что пишешь, не имеет последствий — такова была максима тех, кто три или четыре десятилетия назад возвещал так называемую "бесполезность искусства"...

Так проблема искусства и морали оказалась поставленной без обиняков. Бесполезно пытаться миновать ее крайнюю сложность. Это факт, что по природе своей Искусство и Мораль образуют два автономных мира, не имеющих по отношению друг к другу непосредственной и внутренней субординации. Может быть, субординация и существует, но внешняя и косвенная. Эта внешняя и косвенная субординация игнорируется в анархическом требовании тотальной безответственности художника: то, что пишешь, не имеет последствий; причем всякая субординация искусства и морали. какой бы она ни была, попросту подвергнута отрицанию и на противоположном полюсе, в тоталитарном требовании, полностью отдающем художника на служение людям, все, что написано, должно поступать под контроль Государства, а тот факт, что субординация не имеет непосредственного и внутреннего характера, попросту отрицается. В обоих случаях одна и та же истина: что домен Искусства и домен Морали образуют два автономных мира, но внутри того же человеческого субстрата.

Прежде чем входить в обсуждение домена Искусства, я хотел бы заметить, что, говоря об искусстве, мы имеем в виду Искусство внутри художника, внутри души и творческого динамизма художника, т. е. некую частную энергию, витальную способность, которую мы, без сомнения, обязаны рассмотреть в ней самой, обособив ее природу от всего постороннего, но которая существует внутри человека и которой человек пользуется, чтобы сделать хорошее произведение...

Но в отличие от Благоразумия, которое равным образом есть некое совершенство Практического Интеллекта, Искусство имеет в виду благо произведения — не благо человека. На этом различии любили настаивать Древние в своих углубленных сопоставлениях Искусства и моральных способностей. Перед лицом того обстоятельства, что краснодеревщик или ювелир создает отличные вещи, несущественно, что он сварлив или замечен в дурном поведении; как перед лицом того обстоятельства, что доказательства геометра вводят в нас обладание геометрической истиной, несущественно, что он ревнив или раздражителен... Что заявляет по этому вопросу Фома Аквинский? "Благо, отыскиваемое искусством, не есть благо человеческой воли или пожелательной способности (собственно благо человека), но благо самих вещей, сделанных или продуцированных искусством. По этой причине искусство не предполагает правильности пожелания" (Сумма теологии, 1-я ч. 2-й ч., вопр. 57, 4). Здесь сформулирован один из фундаментальных принципов, управляющих проблематикой, в рассмотрение которой мы входим. Этот принцип требует правильного понимания и правильного применения. Он не один в игре, ибо другие фундаментальные принципы, которые относятся к домену Морали, должны его уравновесить; наконец, что важнее всего, он должен быть дополнен констатацией того обстоятельства, что художник не есть само Искусство, не есть персонификация Искусства, сошедшая с одного из отрешенных Платоновских небес, но — человек.

При всем том обсуждаемый принцип остается истинным и не должен забываться. Искусство держится блага произведения — не блага человека. Первая ответственность художника есть ответственность перед своим произведением.

Заметим, что, пребывая на службе у красоты и поэзии, артист служит абсолюту, он любит абсолют, он порабощен абсолюту такой любовью, которая требует себе все его бытие, плоть и дух. Он не может согласиться ни на какое разделение. Клочок неба, укрытый в темном убежище его духа, — я имею в виду творческую или поэтическую интуицию — есть первейшая заповедь, которой должны подчиняться его верность, послушание и внимание.

В скобках добавим, что творческая интуиция испытывает немаловажную нужду в правилах рабочего разума. Когда ресурсы дискурсивного разума и зависящие — вторичные — правила становятся орудиями творческой интуиции, они образуют в бытии искусства необходимый арсенал расчетливости, хитрости и лукавства. Этот нюх, это терпеливое коварство имел в виду Дега, когда он говорил: "Картина — это вещь, требующая не меньше козней, плутней и порочности, чем совершение преступления..."

Нам надлежит взять для рассмотрения и другую сторону медали, и противоположный аспект проблемы. Уже не домен Искусства, но домен Морали. Не распорядок Делания, но распорядок Действования...

Каковы суть главные компоненты домена Морали? Первое понятие, с которым мы имеем дело, есть понятие морального блага.

Взятое в полном своем объеме, Благо принадлежит к рангу трансценденталий. Благо трансцендентально, как Бытие, и равно Бытию по экстенсивности. Все существующее благо постольку, поскольку оно есть или поскольку оно обладает бытием. Ибо Благо, или Желательное, есть полнота бытия.

Обозначенное мною понятие есть благо метафизическое, или онтологическое, — не понятие морального блага.

Моральное благо есть род блага, специально относящийся к действованию человеческой воли. Тот род блага, через обладание которым человек может быть хорошим, сущностно и неделимо хорошим...

Рассмотрим другой пункт: какое качество определяет, что мое действие благо? Благо есть полнота бытия. Но вещь тогда достигает полноты своего бытия, когда она образована в соответствии с формой, требуемой природой. Поскольку же человек есть существо, наделенное разумом, форма, сущностно требуемая его природой для того, чтобы его действия получили свою полноту бытия, есть форма разума. Человеческое действие хорошо, существенно и неделимо хорошо или морально хорошо, когда оно образовано разумом или получило меру сообразно с разумом.

Ну что ж! То, что человеческое действие может быть хорошим или дурным, и составляет его внутреннюю моральную ценность Это понятие моральной ценности не имеет ничего общего с понятием эстетической или артистической ценности. Добродетель духовно прекрасна, и греки обозначали моральное благо одним словом калокагатия, прекрасное-и-доброе... Художественная ценность относится к произведению, моральная ценность относится к человеку. Грехи человека могут послужить сюжетом или материалом для произведения искусства, а искусство может сообщить им эстетическую красоту; без это


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.262 с.