Часть 1. Технологический макет курса «Историческое краеведение» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Часть 1. Технологический макет курса «Историческое краеведение»

2019-12-18 263
Часть 1. Технологический макет курса «Историческое краеведение» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

На современном этапе развития науки особенно важным представляется исследование проблематики становления исторической науки в российской провинции. Истоки провинциальной истории лежат в летописных сводах, литературных памятниках, в исторических преданиях и песнях. К первым провинциальным трудам можно отнести исследования XVI-XVII веков, такие как «История о Казанском царстве», «История Сибирская», «Большой чертеж», «Книга Большому чертежу» и др. Именно они позволяют составить общие представления об уровне и специфике провинциальных трудов. Дальнейшее поступательное развитие провинциальные исследования получили в XVIII-XIX вв., а на рубеже XIX-XX столетий эта специфическая форма научной традиции на местах получила наименование «Краеведение».

С помощью провинциальных краеведов был собран огромный массив исторических, археологических и этнографических источников и материалов, который, к большому сожалению, в основном оказался невостребованным в исторической науке ХХ в. Отсюда понятно значительное повышение интереса к историческому краеведению сегодня.

В советские годы отношение к краеведению было специфическим. Советские государственные и партийные деятели то заявляли о широкой поддержке краеведения, то устраивали гонения на активистов краеведческого движения, при этом постоянно используя его для повышения роста производительности труда с целью скорейшего построения социалистического общества.

На наш взгляд, важнейшей задачей исторического краеведения, как учебной дисциплины, является пробуждение в студентах профессионального интереса к истории той местности, в которой они обитают; к тем людям, с которыми им суждено общаться; к тем предметам, которые их окружают. Ведь квалификация историка определяется не только умением работать с архивными источниками и литературой, но и пониманием того факта, что история - это то окружающее пространство, в котором обитают люди, и они сами являются частью исторического процесса.

Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано с учетом учебных программ, краеведческой литературы и опыта краеведческой работы. Оно позволяет составить целостное представление об этапах зарождения, становления и развития исторического краеведения в центре и на местах. Вместе с тем совокупность лекционного курса, реферативного сообщения, контрольно-тестовых заданий и зачета по дисциплине расширит и углубит представление об истории России, поможет преодолеть схематизм и упрощенное понимание прошлого.

 

 

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Историческое краеведение»

 

 

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

· понимать специфику исторического краеведения как комплексной дисциплины исторического цикла и формы общественной деятельности;

· представлять специфические формы научной традиции на местах, получивших наименование «краеведение»;

· иметь представление об огромном массиве созданных и опубликованных исторических источников и материалов при умении их критического анализа и осмысления;

· уметь разбираться в научно-практической значимости исторического краеведения;

· приобрести навыки подготовки рефератов по краеведческой тематике и умелому использованию их в практической работе.

 

Цель и основные задачи дисциплины

 

Цель дисциплины – оказать помощь студентам в овладении основными научными знаниями по курсу «Историческое краеведение».

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

· показать истоки и общественно-политические предпосылки возникновения краеведческого движения в России;

· рассмотреть основные проблемы становления исторической науки в российской провинции;

· сформировать представления о методах и методологии научного познания Исторического краеведения;

· выявить основные направления историко-краеведческой деятельности государственных, научных, общественных организаций краеведческой направленности, а также краеведов-любителей в центре и на местах в последней трети XVII-нач. XX вв.;

· сформировать научные представления о выдающихся краеведах-любителях и их роли в становлении и развитии исторического краеведения;

· изучить влияние государственных органов СССР, краеведческих учреждений и обществ в становлении советского краеведения и определить основные этапы его развития;

· показать результаты и изучать историко-краеведческой работы в Казанской губернии и Татарстане.

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Объем учебного курса – 60 часов

Форма обучения – дневная и заочная

Количество семестров: дневное отделение – 1, заочное – 2

Форма контроля: контрольные задания (тесты), реферат, зачет.

 

 

Виды учебной работы

Количество часов

Дневное отделение Заочное отделение
1 Общее количество часов по дисциплине 45 10
2 Консультация 3 2
3 Самостоятельная работа - -

4

Аудиторные занятия, в том числе:

лекций

семинаров

45 10
30 8
12 -

 

 

О критериях зачета

Зачет проводится в соответствии с требованиями программы, содержание которой доводится до студентов в начале семестра. К зачету допускаются студенты, набравшие 26 и более баллов за текущую работу в семестре (посещение лекций), реферативное сообщение и контрольно-тестовые опросы (не менее трех в семестр). На зачете студент может набрать максимум 50 баллов. К этим баллам добавляются баллы, набранные студентом в течение семестра, после чего в ведомости и зачетной книжке делается запись «зачтено» (87 б.), т.е. проставляется общее количество баллов, набранных студентом за семестр (рейтинговый показатель).

В случае неудовлетворительной оценки во время зачета студенту предоставляется возможность пересдать зачет в течение дополнительной сессии (но не более двух раз).

 

 

Часть 2. Содержание курса «Историческое краеведение»

 

Лекционные занятия

Название и ее краткое содержание Количество часов
1 2 3
1 Введение в курс «Историческое краеведение». ХХ век для нашей страны прошел под знаком глубочайшего разрыва в преемственность и последовательности исторического процесса. Это привело к колоссальным утратам духовной и материальной культуры тысячелетней истории России. Не будет преувеличением определить результат социального эксперимента, осуществленного в России на основе коммунистической идеологии, как Культурную Катастрофу. Исторический период, который переживает современная Россия, в культурном смысле можно назвать Обретением Родины. Постепенно приходит осознание исключительной значимости таких фундаментальных человеческих ценностей, как семья, род, Родина, самодеятельность личности, уважение к человеку. В этом длительном и сложном процессе культурного самоопределения наших сограждан огромное значение имеет развитие краеведения. Отсюда вытекает постановка и актуальность проблемы, а также основные цели и задачи, хронологические и территориальные рамки дисциплины. Сразу же следует отметить проблему выявления сущности краеведения. В современном общественном, да и в немалой степени научном сознании, краеведение все еще воспринимается как периферия научного знания, как удел местных энтузиастов. В то же время осмысление истории краеведения в нашей стране, распространение терминов: культурно-историческое краеведение, регионоведение, отчизноведение, родиноведение и др. – говорит о новом качестве в развитии краеведения. Фактически происходит рождение научной дисциплины, предлагающей комплексное изучение отдельного региона. Такое исследование должно сочетать представления о флоре, фауне, археологии, исторических достопримечательностях, экономике, путях сообщений, демографической и экологической ситуации, культуре, тенденциях развития. При этом подобный системный подход требует решения сложных теоретических и методологических вопросов. Дать четкое и точное определение понятия «краеведения» непросто. Классическим стало считаться определение А.С.Баркова, по мнению которого, это «комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края…» (Вопросы методики и истории географии. М., 1961. С.80). Среди методов исследования господствует описательный (историко-генетический, идеографический). Он служит своеобразным методологическим каркасом. Суть его «состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта» (И.Д.Ковальченко). Описательный метод эффективен при сочетании с количественным, компаративным (сравнительным) и междисциплинарным методами. Специфическим для краеведения на путях познания является метод путешествия. Итак, инструменты ученого при объяснении событий «большой истории» 4
1 2 3
  пригодны и для микроистории, хотя техника их применения имеет специфику, обеспечивающую большую конкретность. Некоторые средства познания, мало привлекательные для «большой истории» в историческом краеведении выходят на первый план (метод научной экскурсии, устные источники). Имеется своя специфика у стилистики краеведческих сочинений. По сравнению с научными трудами по макроисторической проблематике, они более публицистичны и способны воздействовать на чувства людей. Культурно-просветительное и воспитательное значение историко-краеведческих работ. Влияние краеведения на развитие общественного сознания, социальной активности и формирование гражданского общества. Типы историко-краеведческих учреждений: академические и вузовские центры, музеи, общества, кружки. Основные виды историко-краеведческих сочинений. Историография исторического краеведения. Ознакомление студентов с основными требованиями по дисциплине и требования к знаниям по балльно-рейтинговой системе.  
2 Роль государства в развитии экономико-географического изучения России на рубеже XVII- XVIII вв. Предпосылки к зарождению краеведения. Сведения о прошлом селений, городов издавна хранились в народной памяти. Известно, что уже в XVI в. памятники археологии используются государством в дипломатии. В 1592 г. русские послы Г.В.Васильчиков и С.Г.Звенигородский на переговорах о русско-датской границе в Коле ссылались на остатки новгородских укреплений на берегах Кольского залива и благодаря этому добились положительного решения в пользу России. Любопытные краеведческие сведения содержатся в сообщениях землепроходцев и в донесениях служилых людей, посылаемых государством в течение XVI в. в Сибирь и другие окраинные земли. Важные сведения по истории окраин России можно найти в ясачных книгах. Данные этих книг тогда были доступны лишь чинам высшей приказной администрации и использовались для составления всевозможных инструкций воеводам и другим начальникам. К XVII в. летописные формы изложения событий на окраинах России еще продолжают существовать, хотя в центре они уже полностью отмирают, и им на смену приходят первые труды, посвященные истории регионов. На рубеже XVII-XVIII столетий все больше проявляется заинтересованность государства в последовательном изучении Сибири. К примеру, в 1696 г. вышел указ Петра 1 о создании атласа Сибири, выполнение которого было поручено боярскому сыну города Тобольска С.У.Ремезову (1642-ок.1720). Его иногда называют первым историком-краеведом Сибири. До С.У.Ремезова Карты Сибири составлялись в 1629, 1667, 1673 гг., но на них отсутствовали данные о местах обитания различных народов, поэтому в «приговоре» Сибирского приказа указывалось, что на чертеже должно быть показано, «в котором месте какие народы кочуют и живут, также с которой стороны к порубежным местам какие люди подошли». С.У.Ремезов успешно справился с поручением. К 1698 г. он составил «Чертеж всех сибирских градов и земель», на котором были указаны места обитания различных народов Сибири с довольно точным определением мест их кочевок. К 1701 г. Ремезов представил 22 карты, которые вышли под названием «Чертежная 2
1 2 3
  книга Сибири». Эти труды Ремезова представляют наибольший интерес для историков-краеведов. Итак, с конца XVII - нач. XVIII вв. значительно возрастает интерес государственных структур к окраинам России. В этой связи они дают поручения исследователям на изучение экономико-географического положения регионов, описание бытовых условий коренных народов, их взаимоотношений с соседями и составление исторических описаний.  
3 Становление и развитие краеведения в XVIII в.: основные направления, специфика и особенности (по материалам доцента И.Б.Сидоровой). Истинное зарождение исторического краеведения связано со становлением отечественной исторической науки, возникшей в нашей стране в начале XVIII в. Создание Кунсткамеры – первого в России музея – способствовало выявлению и сбору вещественных материалов. Одни из «птенцов гнезда Петрова», первый российский историк Василий Никитич Татищев придавал большое значение выявлению исторических источников («припасов»). В.Н.Татищев в своей научной деятельности руководствовался опытом предшествующих исследователей, таких как С.У.Ремезов, Д.Г.Мессершмидт, Ф.И.Страленберг (Табберт), И.К.Кирилов. В.Н.Татищев, служивший в Екатеринбурге управляющим казенных заводов Урала и Сибири, был хорошо осведомлен о деятельности Оренбургской экспедиции 1734-1743 гг. под руководством начальника Оренбургского края обер-секретаря Пр.Сената И.К.Кирилова. Поэтому после смерти Кирилова (1737) именно Татищев возглавил Оренбургскую экспедицию. В.Н.Татищев разработал подробную анкету для сбора сведений о местном крае из 92, затем из 198 вопросов. По сути это была программа исследования географии, истории и этнографии. Она вошла в его «Предложение о сочинении истории и географии российской», с которой он обратился в Академию наук (создана в 1725 г.). Главным трудом В.Н.Татищева стала многотомная «История Российская с самых древнейших времен». Участником Оренбургской экспедиции был Петр Иванович Рычков, который под влиянием В.Н.Татищева впоследствии стал выдающимся географом и историком, признанным экономистом XVIII в., первооткрывателем и исследователем месторождений полезных ископаемых – соли, каменного угля, алебастра, нефти, железной и медной руды, знатоком лесоводства и пчеловодства, энтомологом и карстоведом. П.И.Рычков написал и издал более 60 книг и статей, он являлся активным членом Вольного экономического общества. За выдающиеся заслуги ему впервые в России в 1759 г. было присвоено звание член-корреспондент АН. В 1732-1743 гг. проводилась самая известная экспедиция XVIII в. под руководством В.Беринга. Она была организована Сенатом и Академией наук и охватывала всю Сибирь, берега Японии и Америки. Великая Северная или вторая Камчатская экспедиция (первая Камчатская под руководством В.Беринга проходила в 1725-1730гг. и имела целью изучение пролива между Азией и Америкой) была развита на академические отряды, каждый из которых выполнял самостоятельные исследовательские цели. Руководители одного из академических отрядов профессора Академии историк Г.Ф.Миллер и натуралист И.Г.Гмелин, независимо от В.Н.Татищева, применили также анкетный способ получения сведений. 4
1 2 3
  Анкеты Г.Ф.Миллера учитывали специфику конкретной местности, в то время как татищевская анкета была единой для всех территорий. Самой большой заслугой Миллера считается создание уникальной коллекции копий документов из архивов 20 городов и острогов Сибири (многие подлинники со временем были утрачены). Тем самым Миллер поставил на научную основу архивное дело России. После возвращения из экспедиции Миллер возглавил Географический департамент АН, а затем его сменил М.В.Ломоносов, руководивший всеми учеными и учебными учреждениями Академии наук. В то время ставилась задача подготовки нового улучшенного атласа России. В 1759 г. была составлена Ломоносовская анкета, разосланная во все губернии. В течение 7 лет Академия наук собирала анкетные материалы, издав на их основе «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской империи» (4 тома, 1771-1774). Вершиной развития экспедиционного дела в России считаются две главные экспедиции Академии наук 1768-1774 гг.: Оренбургская и Астраханская. В первую экспедицию вошли три отряда, руководимые П.С.Палласом, И.П.Фальком и И.И.Лепехиным, во вторую два отряда – И.А.Гильденштедта и С.Г.Гмелина-младшего. После 1774 г. Академия наук масштабных экспедиций уже не проводила ни в XVIII в., ни в XIX в. В 1762 г. картографическая деятельность от академии переходит к созданному в 1762 г. Генеральному штабу. В связи с проведением губернской реформы 1775 г. Сенат издал указ от 1 ноября 1777 г. о подготовке топографических описаний всех губерний. К изучению истории местного края в середине XVIII в. подключались частные лица. Первое в России научно-краеведческое общество было основано в Архангельске в 1759 г. В.В.Крестининым - архивариусом в магистрате, мещанским писарем. Перу В.В.Крестинина принадлежат: «Исторические начатки о двинском народе древних, средних, новых и новейших времен» (1784), «Начертание истории города Холмогор» (1790), «Краткая история о городе Архангельске» (1792) и др. Всероссийский масштаб приобрела деятельность «Вольного экономического общества», основанного в Петербурге в 1765 г. Во второй половине XVIII в. начали выходить первые топографические, исторические описания и путеводители по отдельным городам. Как видим, XVIII в. в плане изучения местного края дал много: впервые были научно описаны земли Сибири, Поволжья, Урала, русского севера и др. Были разработаны и применены экспедиционный и анкетный методы сбора материалов. Появились такие виды краеведческих изданий, как топографические описания, путеводители, статьи в словарях, путевые записки. В изучении местного края большую роль сыграла Академия наук. История края в XVIII в. нередко изучалась вместе с географией и другими естественными науками: ботаникой, зоологией, геологией.  
4 Основные этапы развития исторического краеведения в XIX в. На рубеже XVIII-XIX столетий к краеведению приобщаются писатели А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин и др. Эта традиция, зародившись на стыке веков, была подхвачена российской интеллигенцией, внесшей огромный вклад в дальнейшее развитие краеведения. В «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина, в «Истории села Горюхина» А.С.Пушкина правдиво описывается быт русского народа, обычаи, нравы и 4
1 2 3
  мн.др. Например, в повести А.С.Пушкина присутствуют все внешние признаки «научности»: здесь и нарративные материалы (летописи горюхинского дьячка), и «изустные», и документальные источники («ревижские сказки»), и даже список источников! Есть «методы» - «описательный», «междисциплинарный», «количественный анализ», даже приметы «синтеза» и «анализа» и «восхождения от конкретного к абстрактному». Но все это служит художественным целям автора. А.С.Пушкин, как мы знаем, историю высоко ценил и сам был прекрасным историком. Для Н.М.Карамзина его письма стали первыми шагами на пути создания знаменитой «Истории государства Российского». А.С.Пушкин писал, что Карамзин открыл отечественную историю для русских читателей, подобно тому как Колумб открыл Америку. Действительно, успех «Истории» Карамзина был необыкновенным. Меньше чем за месяц были раскуплены все 3 тысячи экземпляров первых томов, и уже в 1818-1819 гг. тираж был повторен, хотя 10-й и 11-й тома впервые были опубликованы в 1824 г., а 12-й – в 1829 г. вскоре после смерти историка. Н.М.Карамзин, как В.Н.Татищев и М.М. Щербатов, считал, что история - наука, которая призвана наставлять людей в их практической деятельности. В начале XIX в. продолжались экспедиции по изучению окраин Российского государства, совершались многочисленные кругосветные морские плавания. Особенно много дала экспедиция Ф.П.Врангеля и Ф.Ф.Матюшкина. Их главной целью были географические исследования. В путевых записках и в изданной ими книге «Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820, 1821, 1822, 1823, 1824 гг. экспедицией под начальством флота лейтенанта Ф.П.Врангеля», содержится много ценных сведений о чукчах, юкагирах, чуванцах, тунгусах, ламутах, колымских якутах и русских старожилах. Содержательны наблюдения Матюшкина – лицейского друга А.С.Пушкина. Им дано интересное конкретное описание быта чукчей, их торговли с русскими, обычаев, верований, хозяйства и быта охотничьих народов к востоку и Колымы. Экспедиции XIX в. сделали много, но не меньший вклад в изучение народов России внесли ссыльные поселенцы. В начале века в Сибири предпринимаются первые попытки систематизированного краеведческого ее изучения. В 1818 г. ссыльный инженер Г.И.Спасский стал издавать журнал «Сибирский вестник», в котором постоянно печатались извлечения из отчетов «старых» путешественников и помещались описания памятников древности и т.п. В журнале был специальный раздел «Изображение обитателей Сибири». С 1838 г. стали выходить «Губернские ведомости», в которых часто помещались краеведческие сведения. В 40-50-х гг. стали публиковаться труды по отдельным городам и губерниям России. Распространены были «Памятные книжки» - своеобразные краеведческие сборники. С 1835 г. во всех губерниях создаются Статистические комитеты, которые занимаются сбором и приведением в порядок статистических данных; составлением ведомостей; описанием губерний и городов в топографическом, промышленном и с.-х. отношениях. Основная работа комитетов сводилась к подготовке обзоров, изданию памятных книжек и адрес-календарей. Фактически Губернские статистические комитеты и Губернские ученые архивные комиссии со второй трети XIX в. стали  
1 2 3
  аккумулировать вокруг себя лучшие силы краеведов-любителей. Определенную роль в развитии краеведения сыграли провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе) и местные отделения научных обществ. В 1804 г. было организовано общество Истории и древностей Российский, в 1845 г. – Географическое, в 1846 г. – Археологическое. В 1869 г. в Казанском университете создается Общество естествоиспытателей, а в 1878 г. Общество археологии, истории и этнографии. Определяющей чертой членов Обществ было желание «трудиться во имя науки и ради науки». В XIX в. продолжало развиваться школьное краеведение. Еще М.В.Ломоносов стремился привлечь «малых, особливо крестьянских детей» к приискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». По программе народных училищ 1782 г. предписывалось учителям собирать сведения местной истории и краев и о «народах там живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют…» Передовые учителя занимались краеведением, организовывали народные чтения, издавали труды о своем краеведческом опыте. С конца XIX в. стали издаваться серии книг «Народы России. Этнографические рассказы для детей» Н.А.Александрова. Под его редакцией издана серия книг «Где на Руси какой народ живет и чем он промышляет». Журналы «Всходы», «Детское чтение», «Родник» и др. Демократическое направление в краеведении стремилось привить детям гуманные идеи. Вместе с тем во второй половине XIX в. оживилось изучение этнографии Белоруссии, Украины и других регионов России. Например, много внимания краеведению уделял выдающийся сын казахского народа Чохан Валиханов (1835-1865). Им созданы труды по истории народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: «Очерки Джунгарии» (1861), «Киргизы» (впервые опубл. лишь в 1958 г.) и др. В связи с освоением Средней Азии и Кавказа ширилось изучение этих районов. С 1868 по 1881 г. выходили специальные издания – «Сборники сведений о кавказских горцах» (10 выпусков), их сменили «Сборники материалов для описания местности и племен Кавказа»; в 1881-1916 гг. вышло 46 томов. Большие работы на Кавказе провели филолог В.Ф.Миллер и историк М.М.Ковалевский. Подводя итог, необходимо отметить, что XIX в. стал временем дальнейшего поэтапного развития краеведения. В краеведческую работу включились: писатели, большой отряд краеведов-любителей, ссыльные поселенцы, учителя и даже государственные чиновники. Огромную роль в развитии краеведения сыграли университеты и организованные при них научные общества; губернские статистические комитеты и губернские ученые архивные комиссии. С середины XIX в. регулярно стали выходить «Губернские ведомости», «Памятные книжки», «Адрес-календари» и много других специализированных краеведческих изданий. К краеведческой деятельности подключился большой отряд национальной интеллигенции.  
5 Становление российской провинциальной исторической науки во второй трети XIX – нач. ХХ века. Становление провинциальной исторической науки явилось частью общего процесса духовного развития российского общества. Использование термина «провинциальная историческая наука». Под данным термином «мы понимаем всю совокупность исторических исследований 2
1 2 3
  определенной (не столичной) губернии (губерний) или области (областей) в различные исторические периоды. Это понятие несколько шире понятия «историческое краеведение», поскольку в него наряду с исследованиями любителей-краеведов мы включаем труды и профессиональных историков (независимо от места их проживания) о той или иной губернии или области…» (Первушкин В.И. Указ. соч. С.21-22). Формирование провинциального краеведения в России началось с объединения провинциальной интеллигенции, разночинной по происхождению в социальную группу, объединенную общими мировоззренческими установками. В ее составе появились историки-любители, консолидирующиеся в каждой губернии в начале вокруг Губернского статистического комитета, а затем - Губернской ученой архивной комиссии. Идейное воздействие народничества на этот круг людей выразилось, прежде всего, в их обращении к истории, археологии и этнографии той местности, где они проживали. Интересы русской провинциальной интеллигенции нашли яркое отражение в деятельности замечательного русского историка той эпохи А.П.Щапова. Созданная им концепция «областничества» послужила теоретическим обоснованием для занятий местной историей многих историков-любителей. Правовая база Губернских статистических комитетов (далее ГСК) формировалась на протяжении 30 лет. В конечном счете, эти учреждения стали систематически заниматься историко-краеведческой работой и до конца 70-х были единственными в России, вокруг которых концентрировалась провинциальная интеллигенция. Церковно-краеведческие учреждения начали создаваться в России в середине XIX в., но попытки административными мерами подтолкнуть духовенство к развернутой краеведческой работе были обречены на провал. Большинство священников в силу своего образовательного уровня, интеллектуального потенциала и интересов были не готовы к такой работе. Массовый характер этот процесс получил лишь на рубеже XIX-ХХ вв. Успех церковно-краеведческой деятельности во многом зависел от уровня организации краеведческого дела в провинции. К сожалении, работа церковно-краеведческих учреждений была не длительной, т.к. с началом Первой мировой войны она была свернута. С 1884 по 1918 г. в России функционировали Губернские ученые архивные комиссии (далее - ГУАК). Процесс и создания не был случайным, спорадическим явлением. ГУАК появились в ходе продолжительного и сложного процесса создания в России системы историко-архивных учреждений. Создание комиссий также предшествовала длительная работа местных краеведов по сбору исторических источников, изучению истории края и пропаганде историко-краеведческих знаний. Организационными центрами этой работы были губернские статистические комитеты. Основной целью ГУАК было сохранение массивов документов и формирование исторических архивов. Вместе с тем комиссии проводили археологическое обследование своих губерний. На рубеже XIX – ХХ вв. трудами краеведов были заложены основы провинциальной этнографии. В рассматриваемый период в России отсутствовало законодательство об охране памятников, поэтому ГУАК приходилось работать в условиях полной зависимости от воли местной светской и церковной администрации, а значит деятельность «комиссий» в большинстве случаев не была  
1 2 3
  эффективной. Положительным моментом в их работе в конце XIX в. стало, то, что они, активно сотрудничая с научными обществами, стали создавать сеть музеев краеведческой направленности. Оценивая деятельность ГСК, ГУАК и научных обществ, необходимо отметить, что они способствовали проникновению научных знаний в широкие слои провинциального общества и тем самым воспитывали местную интеллигенцию в духе не только понимания и поддержки научных исследований, но и активного участия в изучении местной истории.  
6 Казанская губерния – один из центров провинциального краеведения в дореволюционной России.  Становление провинциального краеведения в России пришлось на XIX в., которому, как мы выяснили ранее, предшествовал период зарождения и складывания предпосылок. Известно, что изучение Казанской губернии в XVIII в. вели преимущественно столичные ученые. Так, во время первой академической экспедиции в 30-е годы XVIII в. академики Г.Ф.Миллер, С.Г.Гмелин посетили Казань и уделяли внимание изучению местного населения. Результатом этого явилась книга Г.Ф.Миллера «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов». Много места изучению Казанского края уделено в трудах участников второй академической экспедиции, проводившейся в 60-х гг.: в «Дневных записках» академика И.И.Лепехина, «Наблюдениях во время путешествия по Русскому государству» академика И.И.Георги. Но, пожалуй, наиболее весомый вклад в изучение Казанского края внес выдающийся географ и историк, член-корреспондент АН России П.И.Рычков, который в 1767 г. опубликовал свой труд «Опыт Казанской истории с древних и средних времен» и подготовил к публикации «Краткое известие о татарах и о нынешнем состоянии тех народов, которые под именем татар разумеются». Эти сочинения дают ценный фактический материал о быте татар, их хозяйственной деятельности, торговле и взаимоотношениях с разноплеменным населением края. Важное место в формировании предпосылок к зарождению провинциального краеведения сыграла Первая мужская гимназия. В 1758 г. по инициативе Московского университета, которым в то время руководил М.В.Ломоносов, была открыта первая в России провинциальная гимназия. Последующие тридцать лет гимназия находилась в ведении университета, что благотворно сказалось на ее развитии. Именно в гимназии было начато изучение восточных языков и предприняты конкретные шаги по описанию архитектурных памятников. С открытием в 1804 г. Казанского университета часть педагогов гимназии перешла туда на преподавательскую работу. Со дня основания университета на факультете словесных наук преподавал историю, географию и статистику Российской империи ординарный профессор И.Ф.Яковкин (он же первый директор университета); адъюнкты: М.А.Юнаков, В.Я.Булыгин – исторические науки, а А.О.Ярцев – восточные языки. Фактически с того времени постепенно начали складываться предпосылки к зарождению в Казани провинциальной исторической науки. Вместе с тем, постепенно складывающееся университетское сообщество стало одним из катализаторов в становлении провинциального краеведения, ростки которого проявились задолго до его появления. 4
1 2 3
  Ярким представителем краеведов-любителей начала  XIX в. был Карл Фидрихович Фукс доктор медицины, профессор естественной истории и ботаники университета, сорок лет своей жизни посвятивший Казани. Фукс был страстным коллекционером. В его доме образовался музей, в котором видное место занимали материалы по природе, этнографии и нумизматике. На основе изучения края К.Фукс написал свое первое исследование «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», а после изучения материалов русских летописей, мусульманских письменных источников и устных преданий составил в 1817 году «Краткую историю Казани». 1809 г. в июне-августе – магистр П.С.Кондырев первым из ученых университета совершил поездку в Булгары. Сделанное им описание булгарских развалин положило начало многочисленным и систематическим исследованиям их. 1820-1950е годы в университете связаны с созданием и активной деятельностью восточного разряда (факультета). Кроме кабинета редкостей, который составил основу нынешнего этнографического музея университета, в 1819 г. был открыт минц-кабинет (нумизматический музей). Сюда поступили собрания профессоров К.Ф.Фукса, И.Ф.Яковкина, ряда частных коллекция казанских купцов и помещиков. Большую роль, как мы отмечали ранее, в становлении краеведения в губернии сыграли Казанский губернский статистический комитет (1835), а с 1884 г. – Губернская ученая архивная комиссия. Вступление России на путь капиталистического развития потребовал всестороннего изучения края, поэтому в 60-80е годы происходит новый подъем провинциального исторического краеведения. В новых экономических условиях усилий разрозненных профессиональных историков и краеведов-любителей уже было недостаточно, чтобы соответствовать требованиям времени. Поэтому повсеместно в России создаются различные научные, в том числе и краеведческой направленности, общества. Так, в 1869 г. в Казанском университете создается Общество естествоиспытателей во главе с профессором А.А.Штукенбергом. Спустя 9 лет создается Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ, 1878). В числе членов-учредителей были Н.Я.Агафонов, Н.П.Загоскин, А.Ф.Лихачев, В.В.Радлов, С.М.Шпилевский, П.Д.Шестаков, А.А.Штукенберг и др. «Предметом своего особенного внимания» общество, прежде всего, считало изучение памятников древности, этнографии и истории местного края. Первым председателем общества был избран П.Д.Шестаков, а товарищем (заместителем) председателя С.М.Шпилевский. за свою более чем полувековую деятельность члены общества внесли неоценимый вклад в изучение Волжско-Камского края. По подсчетам К.Р.Синициной, с 1878 по 1900 гг. на заседаниях общества было заслушано 209 научных докладов, которые в большинстве своем публиковались в «Известиях ОАИЭ». Общество в 1890-1910 гг. осуществляло обмен изданиями с 53 научными обществами России, 20 губернскими статистическими комитетами, 16 ученым архивными комиссиями, 3 кружками любителей истории, археологии, этнографии, естествознания. По свидетельству И.Б.Сидоровой, в 1909 г. «Известия ОАИЭ» высылались 145 адресатам в России и 50 – за границей. (И.Б.Сидорова. Указ.соч. С.10).  
1 2 3
  В Казанском университете первых лет учебно-воспитательного процесса формировались музейные коллекции и открывались музеи. В течение XIX в. – начала ХХ века были созданы и действовали музеи при факультетах, отделениях, кафедрах, научных обществах - ботанический, зоологический, минералогический, нумизматический, изящных искусств и древностей, этнографический, отечествоведения, Музей ОАИЭ и др. Однако эти музеи не имели широкого просветительного воздействия, они были замкнуты в своей среде, существовали как на

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.