Наблюдение и анализ детских игр — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наблюдение и анализ детских игр

2019-12-18 147
Наблюдение и анализ детских игр 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игра — ведущая деятельность ребенка-дошкольника, имеющая большое значение для его всестороннего развития. Поэтому педагогу нужно проводить систематические и целенаправленные наблюдения за детской игрой.

Предметом наблюдений должно быть содержание детских игр, поведение и взаимоотношения детей во время игры.

Лучше ограничить круг объектов наблюдения и наметить одну конкретную задачу: наблюдать содержание игр в целом или игру небольшой подгруппы детей, одного ребенка.

 При этом необходимо вести записи, собирать фактический материал, характеризующий состояние работы и дающий возможность сделать правильные выводы.

Во время наблюдения за игрой важно отмечать:

- когда дети начали играть,

- как перешли к играм — сами или по указанию воспитателя.

- Все ли дети были заняты.

- Сколько организовалось группок играющих, количество человек в каждой; сколько детей играло в одиночку.

- Какова тематика сюжетно-ролевых игр;

- в какие подвижные, дидактические, настольные игры играли дети, поскольку человек.

- Сколько детей занималось другими видами деятельности и сколько времени. - Какими игрушками больше пользовались, а какими не пользовались совсем.

- Какой дополнительный материал есть в распоряжении детей, какие игрушки-самоделки, кем сделаны — воспитателем, родителями, самими детьми.

 

 

- Делались ли игрушки в процессе игры, созданы ли для этого соответствующие условия.

- Когда дети закончили играть.

- Убрали ли весь игровой материал, которым пользовались, или сохранили обстановку, созданную в процессе сюжетно-ролевой или строительной игры.
На основании этих записей можно сделать выводы: воспитан ли у детей навык играть в отведенное по режиму время, сколько (фактически) продолжалась игра. Есть ли навык играть вместе, организовать коллективные игры. Насколько разнообразна тематика сюжетно-ролевых игр, отражаются ли в них знания и впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, при чтении сказок и пр.

Какое место занимают игры с правилами: подвижные, дидактические и др.

Взаимоотношения детей в игре: доброжелательны ли дети друг к другу, достаточно ли вежливы, дружны, умеют ли играть вместе, договариваться о совместных действиях.

Удобно ли было детям играть, обеспечена ли возможность свободно пользоваться игровым материалом. Какие игрушки дети любят больше, какие игровые материалы следует пополнить, какие убрать.

Как пользуются строительным материалом (есть ли навыки конструирования). Насколько бережно дети обращаются с игрушками. Созданы ли условия для продолжения, дальнейшего развития начатых игр.

 

Соответствует ли содержание, характер, организация игр возрасту детей.
Наблюдение устойчивых группировок детей в игре (содержание конкретной игры, ее развитие, на взаимоотношения детей в игре, проявление тех или иных сторон личности ребенка в коллективе).

Воспитатель подробно записывает:

- как началась игра,

- во что играли,

 

- кто был инициатором;

- как дети договаривались, кто что будет делать;

- были ли при этом споры, обиды, кто уступил.

- Выбирали ли дети место для игры или играли там, где расположен игровой материал.

- Какие игрушки они взяли для игры, какой дополнительный материал использовали.

- Кому принадлежала инициатива в процессе игры.

- Были ли в игре пассивные дети, только подчинявшиеся чужим распоряжениям.

- Придерживались ли дети первоначального замысла или меняли его.

- Сохранился ли интерес к взятой роли у всех детей.

- Сколько детей выбыло из игры, почему; сколько примкнуло к данной группе играющих, по чьей инициативе, как их приняли.

- Были ли конфликты среди играющих, в связи с чем, как они разрешались, как повлияли на дальнейший ход игры.

- Сколько времени длилась игра, как она закончилась.

- Договаривались ли дети продолжить игру или убрали весь материал после игры.

- Все ли дети принимали в этом участие.

Подробная запись коллективной игры дает возможность сделать выводы:

 

 

· Уровень сформированности умения детей играть вместе, договариваться, советоваться, уступать друг другу, приходить к совместным решениям.

· Взаимоотношения детей в игре показывают, насколько воспитаны у них чувства дружбы, ответственности за порученное дело.

 

 

· Есть ли в группе организаторы, не подавляют ли они инициативу других детей. Насколько развито у детей умение активно действовать, пользоваться своими знаниями, творчески относиться к выбору сюжета, использованию игрушек и дополнительного материала для осуществления задуманного.

· Подробное наблюдение за той же устойчивой группкой детей целесообразно повторить через небольшой промежуток времени и снова зафиксировать не только содержание игры, но и участников (отметить, есть ли новые дети, те же ли в группе организаторы, изменилось ли содержание игры, как она закончилась и т. п.).

· Во всех возрастных группах встречаются дети, не умеющие ни организовать игру, ни примкнуть к другим играющим. Одни из них спокойно рисуют, смотрят книги или бродят от одной группки к другой; другие проявляют агрессивность, мешают играющим, расстраивают игру.

· Есть дети, предпочитающие играть в одиночку. Наблюдать следует за разными детьми, даже за теми, которые ничем особенно не выделяются и хорошо чувствуют себя в коллективе, пользуются авторитетом. Все это поможет в работе с менее активными детьми.

· Наблюдая за одним ребенком, можно фиксировать, что он делал в течение всего периода, отведенного для игры (в помещении или на участке): как он начал играть, во что, сразу ли пошел к определенной игрушке или выбирал, раздумывал. Как играл с игрушкой, какую проявил выдумку, убрал ли игрушку на место. Обращался ли к воспитателю, с чем. В чем проявилось внимание воспитателя к этому ребенку. Сколько времени ребенок занимался одной игрушкой, играл один или с группкой детей, как включился в игру (или привлек других детей к своей игре). В чем проявлял инициативу (или был исполнителем замысла других детей). Сколько времени играл.

 

Если он занимался другим видом деятельности, то каким именно и сколько времени, на что переключался и т. д.

· Эти наблюдения помогут воспитателю понять индивидуальные особенности ребенка и найти наиболее эффективные способы воздействия на него.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.