Формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с билингвизмом — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с билингвизмом

2019-12-18 104
Формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с билингвизмом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с билингвизмом

Особенности устной речи детей с билингвизмом.

Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Уровень владения русским языком у детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи. Приступая к обследованию данной категории учащихся, логопеду следует знать и учитывать особенности фонетики, лексики и грамматики родного детям языка. Следует иметь ввиду явление интерференции, сущность которого заключается в переносе особенностей родного языка в иностранный (русский). Например, в армянском языке отсутствуют фонемы ы и щ, в языках тюркской группы – щ, ц, в, ф. В таких языках, как армянский, азербайджанский, татарский, башкирский, якутский отсутствует категория рода имен существительных, а прилагательные не изменяются по числам и падежам. В якутском языке после слов “нет”, “сколько”, “много”, “мало”, а также после всех числительных употребляется именительный падеж единственного числа. Сказуемое в якутском языке всегда ставится в конце предложения (“Мальчик в школу пошёл”, “Лампа на столе стоит”). В армянском языке предлоги находятся после слова, к которому они относятся. У детей эти особенности проявляются в ошибках согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными (“новый ручка”, “один строчка”, “мой мама”); в нарушении согласования существительного с глаголом единственного числа прошедшего времени (“девочка упал”, “пальто висел”); в нарушении управления и связанным с ним неверным употреблением предлогов (“мяч взяли под стол” - вместо “из-под стола”).

Работа логопеда с такими учащимися будет эффективна лишь в случае, если наряду с коррекцией и развитием различных сторон речи будет осуществляться предупреждение и устранение ошибок, обусловленных интерференцией.

Фрагменты занятий

Тема: Составление 3-словных предложений.

Цель: учить составлять предложения, заменяя дополнение без наглядной основы, строить фразу по опорной схеме.

1. Работа по сюжетной картинке. Логопед выставляет картинку, дети составляют по сюжету предложение. (Мама моет посуду). Рисуют на доске схему предложения. Логопед спрашивает: “Что ещё может мыть мама?” Дети подбирают действия, составляют новые предложения, заменяя последнее слово.

2. Игра “Что перепутал Незнайка?” Логопед зачитывает предложения и просит исправить ошибки: “Ваза разбила девочку”, “Гусеница склевала воробья”, “Курица утащила лису”, “Заяц догоняет волка” и др.

Тема: Согласование числительных один, одна с существительными.

Цель: учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными и подбирать существительные к ним.

1. Логопед читает стихотворение:

Мама на земле одна,

И одна у нас страна.

Дом один и нос один,

И один у мамы сын.

Логопед поясняет, что количество названных предметов в стихотворении одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна – одна, дом, нос, сын – один.

2. Игра “Назови, не ошибись”. Логопед дотрагивается до разных частей тела детей, они должны правильно сказать один или одна: живот, нос, затылок, лоб, шея и т.д. Дети произносят сочетания слов по одному и хором.

3. Работа с картинками. У всех детей картинки. Расставить картинки в две группы (один – одна).

4. Расскажи о своей комнате. Дети по очереди составляют предложения: “У меня одна комната. В ней один стол, один шкаф, одна кровать”.

Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными.

Цель: Учить согласовывать местоимения с существительными в роде; подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.

1. Логопед читает стихотворение:

Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

Мой медведь, моя машина,

Мячик мой, мой Буратино!

Никому я их не дам!

Ну сиди, играй в них сам!

Уточняется, про какие игрушки Глеб говорил мой, про какие моя? Вспомните и назовите свои игрушки, про которые можно сказать мой? Моя?

Аналогично дети называют свои вещи, предметы в доме.

2. Игра “Исправь Незнайку”.

Этот стол теперь моя, и хозяин тоже я! (дети произносят правильное сочетание).

Этот стол и твой и мой, и сидим мы тут с тобой! (произносит логопед)

Мой кроватка, мой подушка, спальня мой и мой игрушка! (дети исправляют ошибки).

Тема: Приставочные глаголы.

Цель: научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.

1. Логопед демонстрирует 2 действия – наливает и выливает воду. Спрашивает у детей: одинаковые ли действия выполнены? Передаёт интонационно различное звучание приставок на – вы в словах наливает – выливает, которые обозначают противоположные действия. Далее логопед спрашивает: что можно наливать, выливать? Дети составляют предложения типа: Таня наливает молоко. Мама выливает воду.

Логопед вызывает одного помощника, предлагает ему выполнить ряд действий (завязать бант мишке, развязать узел, повязать косынку и т.д.) Дети составляют предложения по демонстрируемому действию.

2. Игра “Скажи наоборот”. Логопед бросает ребёнку мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: входит – выходит, влетает – вылетает, вносит – выносит, закрывает – открывает, приплывает – отплывает.

Список литературы

Аникина А.Е., Павлова Н.В. Обучение детей с двуязычием русскому языку // Школьный логопед. 2004. №3.

Волкова Е., Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 2002. №12.

Михайлова М.М. Двуязычие: принципы и проблемы. – М.: Просвещение, 1978.

Румега Н.А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом // Логопедия в школе: практический опыт/ Под ред. В.С. Кукушина. – М.: МарТ, 2004.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акциденит, 1998.

Федорова В.В. и др. Особенности работы учителя-логопеда в национальной школе с русским языком обучения // Дефектология.1984. №4.

Филимошкина Н.М. Разграничение речевой патологии и проявлений билингвизма // Дефектология. 1980. №2.

Якунина О.В. Билингвизм и нелитературные формы языковой системы как одна из проблем логопедии // Школьный логопед. 2005. №1.

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И БУКВЕННОГО ГНОЗИСА У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ.

 

Тема занятия. Цели. Содержание коррекционно-воспитательной работы.
1.   2.     3.   4.   5.   6.   7.     8.   9.     10.     11.   12.     13.     14.     15.     16-17.   18.   19.   20.     21.     22.     23.     24.   Узнавание предметов:
  • по их контурам,
  • недорисованных предметов.
Подбор картинок к определённому цветовому фону.   Узнавание предметов, перечёркнутых изображений. Распределение предметов по величине, учитывая их реальные размеры.   Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. Соотнесение предмета с цветом.   Определение ошибок в рисунках (анализ нелепых картинок). Сопоставление предмета с геометрическим телом.   Сопоставление предмета с геометрическим телом. Конструирование из геометрических фигур.   Сравнение предметов (по высоте, ширине, длине, толщине и.т.д.). нахождение заданной фигуры среди аналогичных изображений.   Сравнение предметов. Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур и симметричных предметов. Закрепление понятий предлогов: на, за, под, над, около (возле, рядом с), в, перед, у. Отгадывание ребусов.   Работа над пространственными предлогами: из, из-под, из-за, с, от.   Работа над пространственными предлогами. Закрепление. Отгадывание ребусов.   Определение правой и левой сторон. Части тела (правая и левая рука). Дополнение рисунка по инструкции.   Схема тела. Дорисовывание симметричных изображений.   Ориентировка на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу. Конструирование из счётных палочек (геометрических фигур) по инструкции.   Ориентировка на листе бумаги. Выполнение рисунка по инструкции.   Закрепление понятий: направо, налево, вверх, вниз. Лабиринт.   Ориентировка в пространстве. Закрепление понятий: направо, налево, вверх, вниз.   Нахождение заданной буквы среди ряда других. Конструирование букв по образцу. Конструирование букв. Сравнение букв, написанных разными шрифтами. Узнавание букв:
  • перечёркнутых,
  • в неправильном положении.
Дописывание элементов букв.   Выделение изображений букв, наложенных друг на друга. Буква «Г».   Реконструирование букв, путём уменьшения количества элементов. Буква «С».   Реконструирование букв, путём добавления элементов. Буква «Р».   Реконструирование букв, путём изменения пространственного расположения элементов букв. Буква «И».   Определение различий сходных букв, отличающихся одним элементом. Буква «З».   Определение различий сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве. Буква «Ю».   Нахождение правильной буквы среди пар букв, написанных правильно и зеркально. Буква «Ч». Буква «Э». Буква «Я». Закрепление пройденного.    
Развитие зрительного восприятия и узнавания.   Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.     Развитие зрительного анализа и синтеза.     Развитие зрительного анализа и синтеза. Развитие мелкой моторики. Закрепление речевых обозначений при сравнении предметов (антонимы).     Закрепление пространственных представлений и соотношений между предметами и их изображениями. Закрепление речевых обозначений пространственного расположения предметов.   Закрепление пространственных восприятий и представлений. Дифференциация правых и левых частей тела.   Закрепление зрительно-пространственного анализа и синтеза. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных и временных соотношений.     Развитие зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза. Развитие мелкой моторики.     Закрепление пространственных соотношений элементов букв. Развитие фонематического восприятия.   Дифференциация смешиваемых букв. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  1. устойчивость внимания;
  2. способность к запоминанию;
  3. способность к переключению с одного вида деятельности на другой;
  4. наблюдательность в том числе и к языковым явлениям;
  5. познавательная активность;
  6. навыки и приёмы самоконтроля и самооценки.
    Формирование полноценных учебных умений:
  1. планирование предстоящей деятельности:
-- принятие учебной задачи; -- активное осмысление материала; -- выделение главного в учебном материале; -- определение путей и средств достижения учебной цели; 2. контроль за ходом своей деятельности (начиная от умения работать с образцом, до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля); 3. работа в определённом темпе (умение быстро и качественно читать, писать, производить сравнение, сопоставление, анализ, синтез и.т.д.); 4. применение полученных знаний в новых ситуациях; 5. анализ и оценка продуктивности собственной деятельности.  

 

Формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с билингвизмом


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.