Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с задержкой психического развития. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с задержкой психического развития.

2019-12-17 269
Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с задержкой психического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с задержкой психического развития.

Методическое пособие

 

Введение.

Чтение и русский язык – основные предметы начальной школы, знание которых является необходимым условием для овладения основами других учебных дисциплин.

Эти предметы – одни из самых трудных, требующие от ребёнка больших усилий, связанных с формированием беглого, осознанного чтения, с запоминанием значительного числа правил, орфограмм, словарных слов. Особую трудность в овладении навыками чтения и письма испытывают дети с ЗПР.

Известно, что чем больше и «качественнее» читает ребёнок, тем грамотнее он пишет. Если систематически и целенаправленно работать по совершенствованию навыка чтения по специально подобранным методикам, то это позволит повысить и уровень орфографической грамотности школьников с ЗПР.

Важнейшим элементом обучения грамоте является целенаправленная и систематическая работа по формированию у школьников умения последовательно выделять звуки в словах, осознанно осуществлять звукобуквенный анализ слов.

Учитывая возрастные особенности младших школьников и типологические особенности учащихся с ЗПР, одним из наиболее эффективных путей достижения результата в обучении детей чтению и письму является преподнесение учебного материала в игровой, занимательной для ребёнка форме. При этом очень важно, чтобы задание одновременно могло выполнять две функции: и обучающую, и развивающую. Одним из наиболее эффективных путей снятия нервной и физической перегрузки ученика является введение яркого, эмоционального учебного материала.

В данном пособии даны апробированные в практике упражнения и задания, которые наиболее эффективны для повышения орфографической грамотности учащихся.

 

 

Игра «Теремок»

Назначение: работа над звукобуквенным анализом слов.

Цель игры: учить групповой работе.

 

На доске висит красочный теремок.

                      

    Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются буквы, например: «С», «Т», «О», «Л». - Стоит в поле теремок – теремок, Он не низок, не высок, не высок. - Бежала мимо буква … Ученик берёт в руки карточку с буквой «С» и продолжает сказку:

 

- Буква «С» обозначает согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой.

- Смотрит: нет никого в теремке. Вошла буква «С» в теремок и стала там жить.

- На следующий день шла мимо ещё одна буква …

- Тук – тук – тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?

- Это я, буква «С», обозначаю согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой. А ты кто?

Если буква рассказала о себе всё правильно, то получает разрешение жить в теремке. А если нет, то те дети, которые вызваны к доске, по количеству букв в кармане, должны помочь дать характеристику данной букве.

 Примечание:

· при работе с гласными учащиеся объясняют роль гласного звука (служит для обозначения твёрдости и мягкости согласного звука);

· после того, как всем буквам дана характеристика, и они заселились в теремок, учитель предлагает ученикам: «Чтобы буквы подружились, давайте составим из них слово».

· Возможны различные виды работ с этим словом: деление слова на слоги, выделение ударного слога, печатание слова в тетрадях, составление схемы слова, составление предложения с этим словом.

Упражнение «Тим и Том»

 

Назначение: дифференциация согласных по твёрдости – мягкости.

 

Цель: формировать у учащихся умение распознавать твёрдые и мягкие 

       согласные звуки.

 

 

На доску вывешиваются две картинки с изображением клоунов Тима и Тома.

                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 


            Тим                                            Том

 

- Тим – клоун весёлый, жизнерадостный. К этой картинке будем подбирать слияния, где согласный звук произносится мягко.

- Том – клоун грустный, не смеётся. К этой картинке будем подбирать слияния, где звук произносится твёрдо.

При первом проведении игры, надо осуществлять анализ слов:

· НАПИСАНИЕ

· ЗВУЧАНИЕ

 

Тим                                                    Том

слияние с мягким                               слияние с твёрдым

согласным звуком                             согласным звуком

 

Работа проводится как на слух, так и при использовании разрезных или записанных на доске слогов и слов. Например, на доске – столбик слогов или слов. Дети должны соотнести слог или слово с изображением клоунов. Соответствие можно показать стрелками, или, если работа осуществляется с напечатанными на карточках слогами и словами, размещать карточки в соответствии с изображениями на картинках клоунами.

Усложнённый вариант этого упражнения заключается в том, что учитель предлагает слоги и слова учащимся на слух.

Упражнение – игра «Дождик»

 

Цель: формирование умения распознавать гласные и согласные 

       звуки.

На доску вывешивается «солнышко». Каждому ученику выдана буква (гласная или согласная). Детям предлагается «погулять по полянке».

На доску вывешивается два зонтика, один – красный, другой – синий, а солнышко исчезает.

                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                  

 

 

 


- Буквы, пошёл дождь. Прячьтесь скорее под зонты! Согласные буквы – под синий, гласные буквы – под красный.

Дальше идёт проверка, если допущены ошибки, надо подвести детей, чтобы они сами их нашли и исправили.

- Буквы, выглянуло солнышко! Можно погулять и познакомится друг с другом (гласные и согласные буквы должны объединится в слог).

По сигналу учителя на магнитную доску дети выставляют получившийся слог. Идёт проверка слогов: если допущена ошибка – найти, исправить.

- Дети, а сейчас придумайте слова, чтобы они начинались с тех слогов, которые вы создали.

- С понравившимся словом придумайте предложение.

 

 

 

Упражнение «Экран чтения»

 

Цель: формирование навыка чтения и его понимания.

 

В классе вывешен экран «Солнышко с лучиками». Каждый лучик солнца соотнести с конкретным учеником. Еженедельно, желательно в определённый день, проводить чтение в 1 минуту и фиксировать количество слов на лучике солнца. Экран должен быть доступным для обозрения детям и их родителям. В конце каждой четверти подводить итог, определять лучшего чтеца класса.

 

 

 


ТАНЯ    30, 20, 12                                                              ДИМА

 

 


          

       

Упражнение реши ребус

 

Цель: развивать логическое мышление и внимание учащихся.

1. Учитель на доске пишет несколько букв и под ними ставит по порядку цифры:

О А И К Т Н У

1 2 3 4 5 6 7

 

Затем шифрует цифрами слова:

4 1 5 ?
4 1 6 3 ?
7 5 4 2 ?

 

Предлагает детям расшифровать данные слова:

5 1 5 КОТ
5 1 6 3 КОНИ
7 5 4 2 УТКА

 

 Дальше идёт работами над этими словами.

- Что общего можно сказать об этих словах? (Возможны разные варианты ответа: обозначают предметы, отвечают на вопрос кто, обозначают домашних животных).

 

2.

А О И У К Н Т Л

1 2 3 4 5 6 7 8

2 5 4 6 3 ОКУНИ
8 3 6 3 ЛИНИ
4 7 5 1 УТКА

 

- Лишнее слово «УТКА», обозначает птицу.

- Лишнее слово «ОКУНИ», оно трёхсложное.

- Лишнее слово «УТКА», в этом слове нет мягких согласных.

- Лишнее слово «ЛИНИ», ударение падает на второй слог.

 

3. 

А О И Ы Р С Т Н

1 2 3 4 5 6 7 8

3 5 3 6 4 ИРИСЫ 1 6 7 5 4 АСТРЫ 6 2 6 8 1 СОСНА

 

- Эти слова называют растения, обозначают предметы, отвечают на вопрос «ЧТО?».

- Лишнее слово «СОСНА», оно обозначает дерево, а слова «ИРИСЫ» и «АСТРЫ» – цветы.

- Лишнее слово «ИРИСЫ», оно трёхсложное.

- Лишнее слово «СОСНА», в нём ударный слог – второй, в остальных словах – первый.

- Лишнее слово «ИРИСЫ», в нём есть мягкие согласные.

- Лишнее слово «СОСНА», оно в единственном числе.

Это упражнение может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе, изменяя уровень сложности выполнения.

 

Примечание:

При составлении задания на поиск «лишнего» слова, учителю важно иметь несколько вариантов правильного ответа.

 

                        Упражнение «Запомни слова»

 

Цель:  грамотное безошибочное написание словарных слов.

 

Запоминание происходит легче, если ученик мысленно представляет себе предметы, явления, действия, которые обозначают слова. Объединённые в группы предметы должны «оживать» и «двигаться». Словарные слова можно распределять в группы, объединяя их одной сюжетной линией.

 

ПОГОДА

Стояла хорошая погода. Мы поехали по дороге на огород. И стали сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры.

ДОРОГА
ОГОРОД
ОВОЩИ
ГОРОХ
МОРКОВЬ
ОГУРЕЦ
ПОМИДОР

 

СОРОКА

Сорока – ворона кашку варила,

Кашку на молоке,

На молоке от коровы.

В городе был сильный мороз,

Прилетел голодный воробей

И всю кашку съел.

ВОРОНА
МОЛОКО
КОРОВА
ГОРОД
МОРОЗ
ВОРОБЕЙ

 

ДЕРЕВНЯ

В деревне стоит школа.

В первом классе учатся ребята.

Дежурный ученик проверяет тетради и пенал.

РЕБЯТА
УЧЕНИК
ДЕЖУРНЫЙ
ТЕТРАДЬ
ПЕНАЛ

 

 

Упражнение, развивающее внимание, способствующее запоминанию правильного написания словарных слов, грамотному использованию их в речи, увеличению темпа чтения.

 

Этапы работы:

1. Работа проводится индивидуально. Каждому ученику выдаётся карточка, на которой написано 12 – 15 слов. Слова написаны разным шрифтом и разным цветом (если ученик читает плохо, то на первых порах надо давать карточку со словами, написанными одинаково). Среди слов: 2 – 3 словарных слова написаны в начальной форме; 1 словарное слово – 1 раз в начальной форме и к нему родственные слова; 2 – 3 не словарных слова с проверяемой орфограммой с родственными словами.

Задание:

· прочитать слова (за ограниченное время);

· закрыть карточку;

· записать слова, повторяющиеся на карточке несколько раз;

· проверить по карточке (самопроверка, взаимопроверка);

· подчеркнуть буквы в словарных словах, требующие запоминания.

Очень важно:

· желательно, чтобы слова были объединены одной темой;

· составить из данных слов предложение;

 

 

2. На другой стороне карточки дан текст (предложение) с пропущенными словами.

Задание:

· вставить подходящие по смыслу слова из карточки (но слов перед глазами учеников нет);

· самопроверка или взаимопроверка с опорой на карточку со словами.

 

 

 
   
  (обратная сторона карточки)   За деревней большое...............   Много........... на........., да боимся мы ходить туда сами.

Кроссворды

(1 класс)

Кроссворд – один из известнейших видов грамматической игры – может быть с успехом использован на уроках по русскому языку и чтению. Кроссворды, зашифрованные в форме загадок, не требуют значительного времени на расшифровку, посильны младшим школьникам. Для составления таких игр по простейшим схемам, включающим от 4 до 10 слов, также не требуется много времени. Работа с кроссвордом возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна при закреплении важнейших орфограмм.

 

Словарные слова

  1.   2.

               По горизонтали

3.               3. Какой это мастер на стёкла нанёс и

 

 

 

 

                листья, и травы, и заросли роз?

                                                         (мороз)

                4. В поле родился, на заводе творился,

   
   
4.                    в стакане растворился. (сахар)   

По вертикали

1. С хозяином дружит, Домик сторожит, Живёт под крылечком И хвостик колечком.                                 (собака)   2. Ручка есть, а не грабли, Землю роет, а не плуг.                                    (лопата)

Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с задержкой психического развития.

Методическое пособие

 

Введение.

Чтение и русский язык – основные предметы начальной школы, знание которых является необходимым условием для овладения основами других учебных дисциплин.

Эти предметы – одни из самых трудных, требующие от ребёнка больших усилий, связанных с формированием беглого, осознанного чтения, с запоминанием значительного числа правил, орфограмм, словарных слов. Особую трудность в овладении навыками чтения и письма испытывают дети с ЗПР.

Известно, что чем больше и «качественнее» читает ребёнок, тем грамотнее он пишет. Если систематически и целенаправленно работать по совершенствованию навыка чтения по специально подобранным методикам, то это позволит повысить и уровень орфографической грамотности школьников с ЗПР.

Важнейшим элементом обучения грамоте является целенаправленная и систематическая работа по формированию у школьников умения последовательно выделять звуки в словах, осознанно осуществлять звукобуквенный анализ слов.

Учитывая возрастные особенности младших школьников и типологические особенности учащихся с ЗПР, одним из наиболее эффективных путей достижения результата в обучении детей чтению и письму является преподнесение учебного материала в игровой, занимательной для ребёнка форме. При этом очень важно, чтобы задание одновременно могло выполнять две функции: и обучающую, и развивающую. Одним из наиболее эффективных путей снятия нервной и физической перегрузки ученика является введение яркого, эмоционального учебного материала.

В данном пособии даны апробированные в практике упражнения и задания, которые наиболее эффективны для повышения орфографической грамотности учащихся.

 

 

Игра «Теремок»

Назначение: работа над звукобуквенным анализом слов.

Цель игры: учить групповой работе.

 

На доске висит красочный теремок.

                      

    Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются буквы, например: «С», «Т», «О», «Л». - Стоит в поле теремок – теремок, Он не низок, не высок, не высок. - Бежала мимо буква … Ученик берёт в руки карточку с буквой «С» и продолжает сказку:

 

- Буква «С» обозначает согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой.

- Смотрит: нет никого в теремке. Вошла буква «С» в теремок и стала там жить.

- На следующий день шла мимо ещё одна буква …

- Тук – тук – тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?

- Это я, буква «С», обозначаю согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой. А ты кто?

Если буква рассказала о себе всё правильно, то получает разрешение жить в теремке. А если нет, то те дети, которые вызваны к доске, по количеству букв в кармане, должны помочь дать характеристику данной букве.

 Примечание:

· при работе с гласными учащиеся объясняют роль гласного звука (служит для обозначения твёрдости и мягкости согласного звука);

· после того, как всем буквам дана характеристика, и они заселились в теремок, учитель предлагает ученикам: «Чтобы буквы подружились, давайте составим из них слово».

· Возможны различные виды работ с этим словом: деление слова на слоги, выделение ударного слога, печатание слова в тетрадях, составление схемы слова, составление предложения с этим словом.

Упражнение «Тим и Том»

 

Назначение: дифференциация согласных по твёрдости – мягкости.

 

Цель: формировать у учащихся умение распознавать твёрдые и мягкие 

       согласные звуки.

 

 

На доску вывешиваются две картинки с изображением клоунов Тима и Тома.

                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 


            Тим                                            Том

 

- Тим – клоун весёлый, жизнерадостный. К этой картинке будем подбирать слияния, где согласный звук произносится мягко.

- Том – клоун грустный, не смеётся. К этой картинке будем подбирать слияния, где звук произносится твёрдо.

При первом проведении игры, надо осуществлять анализ слов:

· НАПИСАНИЕ

· ЗВУЧАНИЕ

 

Тим                                                    Том

слияние с мягким                               слияние с твёрдым

согласным звуком                             согласным звуком

 

Работа проводится как на слух, так и при использовании разрезных или записанных на доске слогов и слов. Например, на доске – столбик слогов или слов. Дети должны соотнести слог или слово с изображением клоунов. Соответствие можно показать стрелками, или, если работа осуществляется с напечатанными на карточках слогами и словами, размещать карточки в соответствии с изображениями на картинках клоунами.

Усложнённый вариант этого упражнения заключается в том, что учитель предлагает слоги и слова учащимся на слух.

Упражнение – игра «Дождик»

 

Цель: формирование умения распознавать гласные и согласные 

       звуки.

На доску вывешивается «солнышко». Каждому ученику выдана буква (гласная или согласная). Детям предлагается «погулять по полянке».

На доску вывешивается два зонтика, один – красный, другой – синий, а солнышко исчезает.

                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                  

 

 

 


- Буквы, пошёл дождь. Прячьтесь скорее под зонты! Согласные буквы – под синий, гласные буквы – под красный.

Дальше идёт проверка, если допущены ошибки, надо подвести детей, чтобы они сами их нашли и исправили.

- Буквы, выглянуло солнышко! Можно погулять и познакомится друг с другом (гласные и согласные буквы должны объединится в слог).

По сигналу учителя на магнитную доску дети выставляют получившийся слог. Идёт проверка слогов: если допущена ошибка – найти, исправить.

- Дети, а сейчас придумайте слова, чтобы они начинались с тех слогов, которые вы создали.

- С понравившимся словом придумайте предложение.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.