История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-12-17 | 269 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с задержкой психического развития.
Методическое пособие
Введение.
Чтение и русский язык – основные предметы начальной школы, знание которых является необходимым условием для овладения основами других учебных дисциплин.
Эти предметы – одни из самых трудных, требующие от ребёнка больших усилий, связанных с формированием беглого, осознанного чтения, с запоминанием значительного числа правил, орфограмм, словарных слов. Особую трудность в овладении навыками чтения и письма испытывают дети с ЗПР.
Известно, что чем больше и «качественнее» читает ребёнок, тем грамотнее он пишет. Если систематически и целенаправленно работать по совершенствованию навыка чтения по специально подобранным методикам, то это позволит повысить и уровень орфографической грамотности школьников с ЗПР.
Важнейшим элементом обучения грамоте является целенаправленная и систематическая работа по формированию у школьников умения последовательно выделять звуки в словах, осознанно осуществлять звукобуквенный анализ слов.
Учитывая возрастные особенности младших школьников и типологические особенности учащихся с ЗПР, одним из наиболее эффективных путей достижения результата в обучении детей чтению и письму является преподнесение учебного материала в игровой, занимательной для ребёнка форме. При этом очень важно, чтобы задание одновременно могло выполнять две функции: и обучающую, и развивающую. Одним из наиболее эффективных путей снятия нервной и физической перегрузки ученика является введение яркого, эмоционального учебного материала.
В данном пособии даны апробированные в практике упражнения и задания, которые наиболее эффективны для повышения орфографической грамотности учащихся.
|
Игра «Теремок»
Назначение: работа над звукобуквенным анализом слов.
Цель игры: учить групповой работе.
На доске висит красочный теремок.
Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются буквы, например: «С», «Т», «О», «Л». - Стоит в поле теремок – теремок, Он не низок, не высок, не высок. - Бежала мимо буква … Ученик берёт в руки карточку с буквой «С» и продолжает сказку: |
- Буква «С» обозначает согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой.
- Смотрит: нет никого в теремке. Вошла буква «С» в теремок и стала там жить.
- На следующий день шла мимо ещё одна буква …
- Тук – тук – тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?
- Это я, буква «С», обозначаю согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой. А ты кто?
Если буква рассказала о себе всё правильно, то получает разрешение жить в теремке. А если нет, то те дети, которые вызваны к доске, по количеству букв в кармане, должны помочь дать характеристику данной букве.
Примечание:
· при работе с гласными учащиеся объясняют роль гласного звука (служит для обозначения твёрдости и мягкости согласного звука);
· после того, как всем буквам дана характеристика, и они заселились в теремок, учитель предлагает ученикам: «Чтобы буквы подружились, давайте составим из них слово».
· Возможны различные виды работ с этим словом: деление слова на слоги, выделение ударного слога, печатание слова в тетрадях, составление схемы слова, составление предложения с этим словом.
Упражнение «Тим и Том»
Назначение: дифференциация согласных по твёрдости – мягкости.
Цель: формировать у учащихся умение распознавать твёрдые и мягкие
согласные звуки.
На доску вывешиваются две картинки с изображением клоунов Тима и Тома.
|
Тим Том
- Тим – клоун весёлый, жизнерадостный. К этой картинке будем подбирать слияния, где согласный звук произносится мягко.
- Том – клоун грустный, не смеётся. К этой картинке будем подбирать слияния, где звук произносится твёрдо.
При первом проведении игры, надо осуществлять анализ слов:
· НАПИСАНИЕ
· ЗВУЧАНИЕ
Тим Том
слияние с мягким слияние с твёрдым
согласным звуком согласным звуком
Работа проводится как на слух, так и при использовании разрезных или записанных на доске слогов и слов. Например, на доске – столбик слогов или слов. Дети должны соотнести слог или слово с изображением клоунов. Соответствие можно показать стрелками, или, если работа осуществляется с напечатанными на карточках слогами и словами, размещать карточки в соответствии с изображениями на картинках клоунами.
Усложнённый вариант этого упражнения заключается в том, что учитель предлагает слоги и слова учащимся на слух.
Упражнение – игра «Дождик»
Цель: формирование умения распознавать гласные и согласные
звуки.
На доску вывешивается «солнышко». Каждому ученику выдана буква (гласная или согласная). Детям предлагается «погулять по полянке».
На доску вывешивается два зонтика, один – красный, другой – синий, а солнышко исчезает.
- Буквы, пошёл дождь. Прячьтесь скорее под зонты! Согласные буквы – под синий, гласные буквы – под красный.
Дальше идёт проверка, если допущены ошибки, надо подвести детей, чтобы они сами их нашли и исправили.
- Буквы, выглянуло солнышко! Можно погулять и познакомится друг с другом (гласные и согласные буквы должны объединится в слог).
|
По сигналу учителя на магнитную доску дети выставляют получившийся слог. Идёт проверка слогов: если допущена ошибка – найти, исправить.
- Дети, а сейчас придумайте слова, чтобы они начинались с тех слогов, которые вы создали.
- С понравившимся словом придумайте предложение.
Упражнение «Экран чтения»
Цель: формирование навыка чтения и его понимания.
В классе вывешен экран «Солнышко с лучиками». Каждый лучик солнца соотнести с конкретным учеником. Еженедельно, желательно в определённый день, проводить чтение в 1 минуту и фиксировать количество слов на лучике солнца. Экран должен быть доступным для обозрения детям и их родителям. В конце каждой четверти подводить итог, определять лучшего чтеца класса.
ТАНЯ 30, 20, 12 ДИМА
Упражнение реши ребус
Цель: развивать логическое мышление и внимание учащихся.
1. Учитель на доске пишет несколько букв и под ними ставит по порядку цифры:
О А И К Т Н У
1 2 3 4 5 6 7
Затем шифрует цифрами слова:
4 1 5 | ? |
4 1 6 3 | ? |
7 5 4 2 | ? |
Предлагает детям расшифровать данные слова:
5 1 5 | КОТ |
5 1 6 3 | КОНИ |
7 5 4 2 | УТКА |
Дальше идёт работами над этими словами.
- Что общего можно сказать об этих словах? (Возможны разные варианты ответа: обозначают предметы, отвечают на вопрос кто, обозначают домашних животных).
2.
А О И У К Н Т Л 1 2 3 4 5 6 7 8 | 2 5 4 6 3 | ОКУНИ |
8 3 6 3 | ЛИНИ | |
4 7 5 1 | УТКА |
- Лишнее слово «УТКА», обозначает птицу.
- Лишнее слово «ОКУНИ», оно трёхсложное.
- Лишнее слово «УТКА», в этом слове нет мягких согласных.
- Лишнее слово «ЛИНИ», ударение падает на второй слог.
3.
А О И Ы Р С Т Н
1 2 3 4 5 6 7 8
- Эти слова называют растения, обозначают предметы, отвечают на вопрос «ЧТО?».
- Лишнее слово «СОСНА», оно обозначает дерево, а слова «ИРИСЫ» и «АСТРЫ» – цветы.
- Лишнее слово «ИРИСЫ», оно трёхсложное.
- Лишнее слово «СОСНА», в нём ударный слог – второй, в остальных словах – первый.
|
- Лишнее слово «ИРИСЫ», в нём есть мягкие согласные.
- Лишнее слово «СОСНА», оно в единственном числе.
Это упражнение может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе, изменяя уровень сложности выполнения.
Примечание:
При составлении задания на поиск «лишнего» слова, учителю важно иметь несколько вариантов правильного ответа.
Упражнение «Запомни слова»
Цель: грамотное безошибочное написание словарных слов.
Запоминание происходит легче, если ученик мысленно представляет себе предметы, явления, действия, которые обозначают слова. Объединённые в группы предметы должны «оживать» и «двигаться». Словарные слова можно распределять в группы, объединяя их одной сюжетной линией.
ПОГОДА | Стояла хорошая погода. Мы поехали по дороге на огород. И стали сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры. |
ДОРОГА | |
ОГОРОД | |
ОВОЩИ | |
ГОРОХ | |
МОРКОВЬ | |
ОГУРЕЦ | |
ПОМИДОР |
СОРОКА | Сорока – ворона кашку варила, Кашку на молоке, На молоке от коровы. В городе был сильный мороз, Прилетел голодный воробей И всю кашку съел. |
ВОРОНА | |
МОЛОКО | |
КОРОВА | |
ГОРОД | |
МОРОЗ | |
ВОРОБЕЙ |
ДЕРЕВНЯ | В деревне стоит школа. В первом классе учатся ребята. Дежурный ученик проверяет тетради и пенал. |
РЕБЯТА | |
УЧЕНИК | |
ДЕЖУРНЫЙ | |
ТЕТРАДЬ | |
ПЕНАЛ |
Упражнение, развивающее внимание, способствующее запоминанию правильного написания словарных слов, грамотному использованию их в речи, увеличению темпа чтения.
Этапы работы:
1. Работа проводится индивидуально. Каждому ученику выдаётся карточка, на которой написано 12 – 15 слов. Слова написаны разным шрифтом и разным цветом (если ученик читает плохо, то на первых порах надо давать карточку со словами, написанными одинаково). Среди слов: 2 – 3 словарных слова написаны в начальной форме; 1 словарное слово – 1 раз в начальной форме и к нему родственные слова; 2 – 3 не словарных слова с проверяемой орфограммой с родственными словами.
Задание:
· прочитать слова (за ограниченное время);
· закрыть карточку;
· записать слова, повторяющиеся на карточке несколько раз;
· проверить по карточке (самопроверка, взаимопроверка);
· подчеркнуть буквы в словарных словах, требующие запоминания.
Очень важно:
· желательно, чтобы слова были объединены одной темой;
· составить из данных слов предложение;
2. На другой стороне карточки дан текст (предложение) с пропущенными словами.
Задание:
· вставить подходящие по смыслу слова из карточки (но слов перед глазами учеников нет);
· самопроверка или взаимопроверка с опорой на карточку со словами.
|
(обратная сторона карточки) За деревней большое............... Много........... на........., да боимся мы ходить туда сами. |
Кроссворды
(1 класс)
Кроссворд – один из известнейших видов грамматической игры – может быть с успехом использован на уроках по русскому языку и чтению. Кроссворды, зашифрованные в форме загадок, не требуют значительного времени на расшифровку, посильны младшим школьникам. Для составления таких игр по простейшим схемам, включающим от 4 до 10 слов, также не требуется много времени. Работа с кроссвордом возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна при закреплении важнейших орфограмм.
Словарные слова
1. | 2. | По горизонтали | |||
3. | 3. Какой это мастер на стёкла нанёс и | ||||
|
| листья, и травы, и заросли роз? (мороз) 4. В поле родился, на заводе творился, | |||
4. | в стакане растворился. (сахар) |
По вертикали
1. С хозяином дружит, Домик сторожит, Живёт под крылечком И хвостик колечком. (собака) | 2. Ручка есть, а не грабли, Землю роет, а не плуг. (лопата) |
Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с задержкой психического развития.
Методическое пособие
Введение.
Чтение и русский язык – основные предметы начальной школы, знание которых является необходимым условием для овладения основами других учебных дисциплин.
Эти предметы – одни из самых трудных, требующие от ребёнка больших усилий, связанных с формированием беглого, осознанного чтения, с запоминанием значительного числа правил, орфограмм, словарных слов. Особую трудность в овладении навыками чтения и письма испытывают дети с ЗПР.
Известно, что чем больше и «качественнее» читает ребёнок, тем грамотнее он пишет. Если систематически и целенаправленно работать по совершенствованию навыка чтения по специально подобранным методикам, то это позволит повысить и уровень орфографической грамотности школьников с ЗПР.
Важнейшим элементом обучения грамоте является целенаправленная и систематическая работа по формированию у школьников умения последовательно выделять звуки в словах, осознанно осуществлять звукобуквенный анализ слов.
Учитывая возрастные особенности младших школьников и типологические особенности учащихся с ЗПР, одним из наиболее эффективных путей достижения результата в обучении детей чтению и письму является преподнесение учебного материала в игровой, занимательной для ребёнка форме. При этом очень важно, чтобы задание одновременно могло выполнять две функции: и обучающую, и развивающую. Одним из наиболее эффективных путей снятия нервной и физической перегрузки ученика является введение яркого, эмоционального учебного материала.
В данном пособии даны апробированные в практике упражнения и задания, которые наиболее эффективны для повышения орфографической грамотности учащихся.
Игра «Теремок»
Назначение: работа над звукобуквенным анализом слов.
Цель игры: учить групповой работе.
На доске висит красочный теремок.
Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются буквы, например: «С», «Т», «О», «Л». - Стоит в поле теремок – теремок, Он не низок, не высок, не высок. - Бежала мимо буква … Ученик берёт в руки карточку с буквой «С» и продолжает сказку: |
- Буква «С» обозначает согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой.
- Смотрит: нет никого в теремке. Вошла буква «С» в теремок и стала там жить.
- На следующий день шла мимо ещё одна буква …
- Тук – тук – тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?
- Это я, буква «С», обозначаю согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой. А ты кто?
Если буква рассказала о себе всё правильно, то получает разрешение жить в теремке. А если нет, то те дети, которые вызваны к доске, по количеству букв в кармане, должны помочь дать характеристику данной букве.
Примечание:
· при работе с гласными учащиеся объясняют роль гласного звука (служит для обозначения твёрдости и мягкости согласного звука);
· после того, как всем буквам дана характеристика, и они заселились в теремок, учитель предлагает ученикам: «Чтобы буквы подружились, давайте составим из них слово».
· Возможны различные виды работ с этим словом: деление слова на слоги, выделение ударного слога, печатание слова в тетрадях, составление схемы слова, составление предложения с этим словом.
Упражнение «Тим и Том»
Назначение: дифференциация согласных по твёрдости – мягкости.
Цель: формировать у учащихся умение распознавать твёрдые и мягкие
согласные звуки.
На доску вывешиваются две картинки с изображением клоунов Тима и Тома.
Тим Том
- Тим – клоун весёлый, жизнерадостный. К этой картинке будем подбирать слияния, где согласный звук произносится мягко.
- Том – клоун грустный, не смеётся. К этой картинке будем подбирать слияния, где звук произносится твёрдо.
При первом проведении игры, надо осуществлять анализ слов:
· НАПИСАНИЕ
· ЗВУЧАНИЕ
Тим Том
слияние с мягким слияние с твёрдым
согласным звуком согласным звуком
Работа проводится как на слух, так и при использовании разрезных или записанных на доске слогов и слов. Например, на доске – столбик слогов или слов. Дети должны соотнести слог или слово с изображением клоунов. Соответствие можно показать стрелками, или, если работа осуществляется с напечатанными на карточках слогами и словами, размещать карточки в соответствии с изображениями на картинках клоунами.
Усложнённый вариант этого упражнения заключается в том, что учитель предлагает слоги и слова учащимся на слух.
Упражнение – игра «Дождик»
Цель: формирование умения распознавать гласные и согласные
звуки.
На доску вывешивается «солнышко». Каждому ученику выдана буква (гласная или согласная). Детям предлагается «погулять по полянке».
На доску вывешивается два зонтика, один – красный, другой – синий, а солнышко исчезает.
- Буквы, пошёл дождь. Прячьтесь скорее под зонты! Согласные буквы – под синий, гласные буквы – под красный.
Дальше идёт проверка, если допущены ошибки, надо подвести детей, чтобы они сами их нашли и исправили.
- Буквы, выглянуло солнышко! Можно погулять и познакомится друг с другом (гласные и согласные буквы должны объединится в слог).
По сигналу учителя на магнитную доску дети выставляют получившийся слог. Идёт проверка слогов: если допущена ошибка – найти, исправить.
- Дети, а сейчас придумайте слова, чтобы они начинались с тех слогов, которые вы создали.
- С понравившимся словом придумайте предложение.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!