Управленческие действия предпринимателя в сфере услуг — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Управленческие действия предпринимателя в сфере услуг

2019-12-17 148
Управленческие действия предпринимателя в сфере услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В связи с практически полной ликвидацией государственного сектора в сфере услуг обеспечение потребителей бытовыми услу­гами перешло к частному предпринимателю. В его руках сосредо­точились вопросы самоуправления, совершенствования органи­зации и стимулирования труда, самофинансирования и, следова­тельно, самоокупаемости, прибыли, иначе возникает угроза риска разорения.

Предприниматель становится центральной фигурой успеш­ного функционирования малых предприятий бытового обслу­живания. От его профессионализма, предпринимательской сме­калки, коммуникабельности, умения оценивать риск зависит как его финансовое положение, так и уровень развития сферы услуг. Ему должны быть присущи все лучшие качества мел­кого предпринимателя: знания планирования, бухгалтерии, мар­кетинга, а также смелые и оригинальные идеи по организации обслуживания.

Учитывая опыт развития предпринимательства в сфере обслу­живания в странах Запада, можно выделить ряд факторов, пре­пятствующих развитию предпринимательства и способствующих увеличению рисков: нехватка стартового капитала, нужда в ква­лифицированных специалистах, трудности в поисках партнеров, недостаточный опыт в области маркетинга, отсутствие опыта при разработке конкурентной стратегии, потребности в денежных суб­сидиях.

Исследования показывают, что предпринимательская деятель­ность в сфере услуг не относится к числу приоритетных. Пред­принимательский риск в этой области является достаточно высо­ким, что обусловлено вышеперечисленными факторами, а также низкой нормой прибыли в сфере обслуживания и неопределенно­стью спроса на услуги в условиях нестабильности уровня жизни населения.

Основными принципами, которых в целом придерживаются успешно действующие предприниматели являются следующие:

- предприимчивость и готовность идти на определенный рас­считанный риск;

- чутье на потребности рынка;

- железная дисциплина. Что касается самих предпринимате­лей — они работают больше, чем их сотрудники;

- детальное знание своего дела. Предприниматели - превос­ходные технические специалисты, а также специалисты в области маркетинга и финансирования;

- умение привлекать хороших сотрудников и предоставлять им достаточно широкие полномочия;

 - хорошая мотивация всех сотрудников и поэтому хорошая зарплата. Обычно на таких предприятиях зарплата сотрудников выше, чем на других предприятиях, а зарплата высокопоставлен­ных сотрудников всегда зависит от успеха работы предприятия. Если сотрудники не в состоянии справиться со своей работой они немедленно увольняются;

- строгий контроль за соотношением между расходами и при­былью, готовностью закрыть производство, если оно окажется нерентабельным;

- стремление всегда быть лучше своих конкурентов.

В вышеперечисленных принципах, которых в своей деятель­ности придерживаются успешно работающие предприниматели, изложена общая система предпринимательского поведения и ос­новных характерных черт цивилизованного западноевропейско­го предпринимательства, опыт деятельности которого могут при­менять и российские предприниматели. На первое место в выше­указанных принципах поставлены такие характерные свойства, как предприимчивость субъектов предпринимательской деятель­ности и готовность идти на риск, но не вообще на риск, а на опре­деленный, строго рассчитанный, что в российской экономике сде­лать очень сложно, учитывая несформированную предпринима­тельскую среду.

В процессе предпринимательской деятельности в бытовом об­служивании снижение уровня риска происходит прежде всего че­рез человеческий фактор, играющий существенную роль во всех сферах общественной деятельности.

Характер и динамика хозяйственных процессов во многом за­висит от экономических побуждений, мотивов и личностных осо­бенностей работающих людей. Человек - это неотъемлемая ак­тивная составляющая экономической системы, и познать ее без модельных представлений об экономическом поведении не пред­ставляется возможным.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, опыта ра­боты преуспевающих предпринимательских организаций (фирм, компаний, корпораций) показывает, что успех в деятельности предпринимательских организаций во многом зависит от лично­стных характеристик предпринимателей, как собственников ком­паний, так и наемных менеджеров, которым присущ предприни­мательский талант. Предпринимательство постоянно требует от индивидуума, занимающегося этой экономически активной дея­тельностью, определенных качеств, как заложенных в человеке генетически, так и приобретенных в практическом деле, а также посредством изучения чужого опыта и получения необходимых знаний о бизнесе.

Как показывает практика, предпринимательство требует от индивидуума проявления теоретических начал при создании и владении собственным делом, смекалки, ума, больших знаний, упорства в достижении поставленных целей, постоянного стрем­ления делать все наилучшим образом, учиться на ошибках дру­гих.

Админи­страция малого бизнеса США (малого предпринимательства) счи­тает, что предпринимателю должны быть присущи следующие пять наиважнейших характерных черт, гарантирующих ему ус­пех в самом рискованном предприятии:

1) энергия, умение заставить работать;

2) умение думать;

3) умение строить взаимоотношения с людьми;

4) коммуникабельность;  

 5) знание техники и технологии.

Отношение личности к риску

Среднестатистический человек - оптимизатор постоянно на­ходится в ситуации выбора между конкурирующими целями. Дви­жимый поиском выгоды, он считает, прогнозирует, выбирает и конструирует свое поведение таким образом, чтобы улучшить собственное положение.

Однообразие его микроэкономических поступков облегчает развитие макроэкономических представлений. Что благоразумно для отдельной семьи, не станет бессмысленным для общества в целом.

Известно, что разные люди относятся к риску по-разному: одни не любят рисковать, другие считают себя «счастливчиками», ко­торым непременно повезет. Поэтому по отношению к риску лю­дей можно условно подразделить на предпочитающих риск и не­расположенных к нему.

Подобное отношение к риску встречается и при деятельности. Некоторые предприниматели и даже крупные компании прини­мают весьма рискованные решения и ввязываются в очень сомни­тельные мероприятия, а другие предпочитают только такую дея­тельность, которая связана с минимальным риском.

Неприятие риска - это характеристика предпочтений чело­века в ситуациях, связанных с риском. Это мера готовности че­ловека заплатить за уменьшение риска, которому он подвергает­ся. Не желающие рисковать люди, оценивая компромисс между затратами на уменьшение риска и выгодами от этого, предпочи­тают менее рискованный вариант при тех же затратах. Напри­мер, если в целом вы готовы согласиться с более низкой ставкой доходности, принимая то или иное инвестиционное решение, потому что в этом случае предлагается более предсказуемая став­ка доходности, то, значит, вы склонны к тому, чтобы избегать риска. При выборе вариантов инвестирования с одинаковой ожидаемой ставкой доходности люди, которым свойственно из­бегать риска, выбирают вариант с более низкой степенью риска.

Отношение людей к риску и их поведение в условиях рисковой ситуации может быть совершенно различным и оно зависит, в час­тности, от тех внешних обстоятельств, с которыми люди сталкива­ются.

Внешние обстоятельства могут привести человека к несколь­ко иной форме поведения, чем это было бы обусловлено исклю­чительно его отношением к риску. Поэтому полезно прогнозировать отношение людей к тому или иному риску. И, если это воз­можно, то лучше исключить привлечение к определенной работе таких людей, которые слишком рискуют в опасных ситуациях, а также исключить использование людей, которые избегают риска в ситуациях, когда некоторый риск необходим. Прогнозирование поведения людей в рисковых ситуациях обеспечивает их безопас­ность, а работодателям приносит дополнительную прибыль.

Порой люди выражают сожаление по поводу того, что реши­лись на дорогостоящие меры для уменьшения риска. Сожаление высказывается, естественно, после того, как плохие прогнозы, которых они боялись, не подтвердились. Если вы продали риско­ванные акции как раз перед тем, как они втрое возросли в цене, то, несомненно, пожалеете о своем решении. Однако следует по­мнить, что все решения, принятые с учетом неопределенности, принимаются до того, как эта неопределенность исчезнет. Надо учитывать, что ваше решение было лучшим из всех тех, которые можно было принять на основании информации, имеющейся у вас на момент принятия решения.

К тому же на практике трудно определить, где заканчивается умение предвидеть и начинается простое везение. По определе­нию, решения по управлению риском принимаются в условиях нео­пределенности, следовательно, существует несколько вариантов развития событий. В конечном итоге реализуется только один ва­риант. Ни обвинения (или поздравления) по поводу принятия оши­бочного (или верного) решения не имеют никакого смысла, пото­му что они выражаются уже после получения информации, кото­рой не было на момент принятия решения, Адекватность решения по управлению риском должна рассматриваться в свете информа­ции, доступной в то время, когда это решение было принято.

Например, если, выходя из дома на работу, вы берете с собой зонтик, предполагая, что может пойти дождь, а он не идет, то вы не должны упрекать себя за неправильно принятое решение. Дру­гой вариант: предположим, что все метеосводки сообщают о вы­сокой вероятности дождя, а вы не берете с собой зонтик. Если дождь не пойдет, не спешите хвалить себя за мудрость и предус­мотрительность. Вам просто повезло.

Если вы сталкиваетесь со специфическим типом риска в связи с особенностями вашей работы, характером вашего бизнеса или определенным образом жизни, то о вас можно сказать, что вы имеете специфическую подверженность риску. Например, если вас взяли на работу временно, то подверженность риску увольнения у вас весьма высока. Если вы штатный преподаватель одного из крупнейших университетов, ваша подверженность риску уволь­нения сравнительно низка. Если вы фермер, то подвержены как риску неурожая зерновых, так и риску падения цен на них. Если ваш бизнес тесно связан с импортом или экспортом товаров, вы подвержены риску неблагоприятного изменения курсов обмена валют. Если у вас есть дом, вы подвержены риску пожара, ограб­ления, повреждения в результате бури, землетрясения, а также риску того, что снизится рыночная стоимость дома.

Таким образом, риск, с которым связано владение активами или проведение сделок, нельзя оценивать без учета других факто­ров, или абстрактно. При одних обстоятельствах покупка или продажа того или иного имущества увеличивает вашу подвержен­ность риску; при других та же са­мая операция может снизить риск.

Интуиция и риск

Человек - главный участник экономического процесса. Ради его блага существует экономика, благодаря ей он удовлетворяет свои потребности, через участие в экономическом процессе человек самосовершенствуется и самореализуется. Человек первичен, экономика вторична. В этой связи все чаще экономисты отдают пальму первенства психологам, призна­вая за человеком и спецификой его психической энергии приори­тетное право в формировании экономических процессов.

Для того чтобы человек стал созидателем и активным участни­ком экономических процессов, он должен быть способен прини­мать решения, в том числе в области экономики. В конечном счете от конкретных решений человека, от характера его выбора зависит как его динамика, так и развитие экономической системы любого уровня. Этот вывод наглядно подтверждается при реализа­ции практического менеджмента, в том числе риск-менеджмента.

Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция ме­неджера и инсайт. Интуиция представляет собой способность не­посредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскры­вающее суть изучаемого вопроса. Интуиция является непремен­ным компонентом творческого процесса. Психология рассматри­вает интуицию во взаимосвязи с чувственным и логическим по­знанием и практической деятельностью как непосредственное знание в его единстве со знанием опосредованным, ранее приоб­ретенным.

Инсайт - это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, по­стижение. В момент самого инсайта решение осознается очень ясно, однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

В случаях, когда рассчитать риск невозможно, принятие рис­ковых решений происходит с помощью эвристики. Эвристика представляет собой совокупность логических приемов и методи­ческих правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это правила и приемы решения особо сложных задач. Эвристика менее надежна и менее определена, чем матема­тические расчеты. Однако она дает возможность получить впол­не определенное решение. Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решений в услови­ях риска.

Основные правила рисковых решений менеджмента сводятся к следующему:

- нельзя рисковать больше, чем это может позволить имею­щийся капитал;

- всегда надо думать о последствиях риска;

- нельзя рисковать многим ради малого;

- положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;

- при наличии сомнений принимаются отрицательные ре­шения;

- нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Скорее всего, есть и другие.

Применительно к руководителям есть понятие широкого опы­та и повторяющегося опыта. Широким опытом обладают руко­водители, последовательно поднимающиеся по иерархической лестнице в организационной структуре управления. Широта опы­та обусловлена здесь тем, что руководитель на каждой ступени лестницы встречается с новыми проблемами. А поскольку объек­ты управления и условия, в которых приходится решать возник­шие проблемы, не всегда сопоставимы, то руководитель вынуж­ден всякий раз учитывать это при принятии решений, приобретая таким образом все более широкий (разнообразный) опыт.

Узким опытом обладают руководители, длительное время не перемещающиеся даже по горизонтали. Их опыт - это по сути однажды сформированный подход к решению проблем, повторен­ный многократно. Руководители с узким опытом почти всегда принимают решения, основываясь на имеющейся в прошлом ана­логии даже в тех случаях, когда эта аналогия носит спорный ха­рактер.

С понятием широкого и узкого опыта увязываются понятия «специалиста» и «дженералиста».

Специалист - это человек, который с течением времени знает все больше и больше о все меньшем и меньшем. И в конечном ито­ге он будет знать почти все ни о чем. Дженералист, наоборот, - человек, который во временном аспекте знает все меньше и мень­ше о все большем и большем, пока, наконец, он не будет знать практически ничего обо всем.

В решении любой проблемы, как бы мала или проста она ни была, всегда есть элементы риска. Однако для руководителей с узким опытом вероятность риска очень мала, а интуиции при выборе варианта решения практически не требуется в силу мно­гочисленных прецедентов в прошлом. К тому же и ущерб, если совершена оперативная ошибка, незначителен и достаточно лег­ко исправим.

Иное дело - руководители с широким опытом. Им гораздо чаще приходится иметь дело с новыми проблемами, не имеющи­ми аналогов в их прошлой деятельности. И уже в силу этого воз­растает степень риска и растет доля интуиции в процессе выра­ботки и принятия решений.

Тот факт, что большинство руководителей оперативного зве­на в сфере управления производством имеют по преимуществу узкий (повторяющийся) опыт, в создавшихся условиях существен­но осложняет конверсионный процесс. Это еще раз подчеркивает отмеченную выше необходимость организационно-иерархическо­го разделения сфер оперативного и перспективного управления производством.

Люди в своем отношении к риску многогранны. Один и тот же человек может в одних обстоятельствах идти на риск, а в дру­гих — избегать его. Использование тестов для определения типа людей по их отношению к риску позволяет только судить, что один человек ближе по своему характеру к «искателю риска», чем другой. Знание и понимание отношения к риску, его восприятия и типов поведения очень важны для принятия адекватных и резуль­тативных решений по управлению риском. Риск-менеджер дол­жен знать отношение к риску людей, их поведение перед лицом риска и как они его воспринимают. Зная это, риск-менеджер мо­жет предпринять определенные шаги, чтобы скорректировать вос­приятие риска от определенных источников опасности, добиться более адекватного восприятия риска персоналом, что поможет снизить частоту и последствия инцидентов, приводящих к ущербу. [15]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наличие множества разнообразных факторов экономического, юридического, политического, психологического характера, влияющих на ход предпринимательской деятельности, не позволяет точно предугадать возможные последствия, а значит, и окончательный результат. В такой ситуации естественным является стремление предпринимателя свести свой риск к минимуму.

Основная задача руководства организации по управлению рисками в любом случае должна сводится к совершенствованию аналитических процессов, построению и использованию при подготовке и проведении крупных операций моделей, позволяющих принимать решения на просчитанной многовариантной базе. Оценка и снижение рисков в значительной мере зависят от характера деятельности организации, особенностей товаров, состояния выбранных целевых рынков, сегментов потребителей, принятой схемы товародвижения и т.д.

Предупреждение возникновения рисковых ситуаций путем управляющих воздействий на контролируемые факторы внешней и внутренней среды организации с целью их модификации в ее интересах – наиболее действенный метод работы в хозяйственных зонах с наименьшим риском.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александров, О.А. Риски в управленческом учете торговых организаций: организационно-методологические подходы [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. - № 112(117). – С. 40-44

2. Балдин, К.В. Риск-менеджмент [Текст]: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. – С. 21-32

3. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент [Текст]: учебный курс. - Киев: Эльга: Ника-Центр, 2004. – С. 522-559

4. Вайсблат, Б.И. Управление финансовым риском продуктового инновационного проекта [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. - № 14(119). – С. 27

5. Гранатуров, В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения [Текст]: учеб. пособие. - М.: Дело и Сервис, 2002. - 160с.

6. Ильин, В.В. Системный подход в оценке финансовых рисков [Текст] // Финансы. – 2008. - № 1. – С. 68-72

7. Картвелишвили, В.М. Аспекты современного восприятия риска [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. - № 8(137). – С. 20-24

8. Пономарева, Н.В. Налоговые риски во внешнеэкономической деятельности [Текст] // Финансы. – 2008. - № 1. – С. 34-36

9. Резниченко, В.Ю. Риск-менеджмент [Текст]: учебное пособие. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. – 100 с.

10. Саенко, К.С. Инновационные и экологические риски: организационно-методологические подходы к учетному отражению их последствий в системе управления хозяйствующим объектом [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. - № 32(161). – С. 17-18

11. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]: учебник. - М.: Издательство «Перспектива», 2003. – С. 439-486

12. Сурков, С. Оценка экономической деятельности с помощью социально-психологических подходов [Текст] // Вопросы экономики. – 2008. - № 5. – С. 103-118

13. Тижанин, В.Г. Предпринимательский риск, его мотивы и функции [Текст] // Современный бухгалтерский учет. – 2006. - № 7. – С. 19-23

14. Чиненов, М.В. Риски в предпринимательской деятельности [Текст] // Современный бухгалтерский учет. – 2008. - № 11. – С. 3-11

15. Шапкин, А.С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций [Текст]: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – С. 21-32769-791

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.