Пленарный доклад «Семейные ценности как основа физического и духовного здоровья нации» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Пленарный доклад «Семейные ценности как основа физического и духовного здоровья нации»

2019-12-17 117
Пленарный доклад «Семейные ценности как основа физического и духовного здоровья нации» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Межрайонная конференция «Крепка семья – сильна держава»

Г. Андреаполь 22.11.2019 г.

Первый Московский ГМУ им. Сеченова автор Е.Е. Ачкасов

В последние годы примерно 70% беременных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья. Новорожденные рождаются с физическими и неврологическими нарушениями. Из пяти рождённых детей в нашей стране четверо больны. Функциональные отклонения выявляются у 33-50% новорожденных, из них у 70% детей имеются начальные признаки патологии опорно-двигательного аппарата; у 30% детей наблюдается функциональная неполноценность кардиореспираторной системы. Наблюдается порочный круг: нездоровые дети – нездоровые подростки, которые становятся, затем нездоровыми родителями и рожают нездоровых детей.

Среди факторов риска, болезненное действие которых описывается на основании учения о стрессе, медики называют семейную заброшенность детей! Эмоциональный стресс становится визитной карточкой нашего времени. А даже банальная вирусная инфекция у человека с эмоциональным стрессом протекает тяжелее, чем у человека, ничем не обременённого. А как уберечь ребёнка от стресса, если он наблюдает за тем, как взрослые решают споры калеча и убивая друг друга? Мы сможем защитить здоровье человека, если вовлечём его в получение положительных эмоций от культурных достояний, а не от просмотра сериалов и различных шоу.

Если посмотреть статистику призыва на срочную службу, то получается, что в нашей стране только лишь 2% призывников имеют безупречное здоровье и годны к службе в элитных войсках. У остальных есть различные категории годности. Завершился очередной призыв на срочную военную службу. По некоторым данным примерно 40% призванных нуждаются в серьёзном стационарном лечении. Военные, разумеется, не согласны с такими цифрами. Но и они признают: физическое состояние призывников с каждым годом всё хуже. Армия – зеркало общества. Если верить военной статистике, российская молодёжь попросту вымирает.

Межрайонная конференция «Крепка семья – сильна держава»

Г. Андреаполь 22.11.2019 г.

Пленарный доклад «Семейные ценности как основа физического и духовного здоровья нации»

Докладчик: протоиерей Сергий Малышев, помощник благочинного по РОиК Нелидовского района

 

Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? (Екклесиаст 4:9-11)

Первая семья была создана в раю. Рассказ об этом начинается со слов Творца: «Нехорошо человеку быть одному» (Быт. 2, 18).

В современном состоянии человечество далеко от райского единства Адама и Евы. Отпавшие от Бога люди разобщены. Как пишет святитель Василий Великий, соединить раздробленное на тысячи частей человеческое естество в единое целое и возглавить его смог только воплотившийся Бог Иисус Христос. С тех пор единение каждого человека с другими людьми и с Господом достигается в Церкви Христовой, а также в семье, которая именуется малой Церковью.

Народ- это живой организм, клеточками которого является семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Мы как народ слабеем, поскольку крепость народа - в крепости семьи, а семья России уже не такая крепкая и многодетная как раньше. Христианам, которые живут в семьях, сначала следует выстроить евангельские отношения со своими близкими. Как говорится, любить все человечество легко, а вот жену или мужа — весьма проблематично. Стремясь ко Христу, супруги призваны находить консенсус в спорных вопросах. Ни у кого из них нет права на подавление личности другого или на безапелляционность суждений.

Желая блага своей семье, муж и жена должны одинаково отказываться от эгоизма и стараться трезво оценивать ситуацию, рассмотреть разные варианты, совместно обсудить достоинства и недостатки каждого, выбрать то, что действительно будет полезно всем, а не настаивать на своем во что бы то ни стало.

Пусть это идеальная модель разрешения семейных конфликтов, которая в жизни встречается редко. Но речь идет о духе и идеалах Евангелия, к которым надо стремиться всем христианам.

Можно смириться с недостатками ближних, научиться как-то их терпеть, худо-бедно жить с ними, но апостол Павел говорит об ином уровне отношений — о том, что надо носить бремена друг друга (см. Гал. 6, 2). Вместе с тем надо двигаться к тому, чтобы каждый освобождался от бремени своих страстей, а не размышлял в себе: «Вот таким я уродился. Значит, неси мои бремена, как апостол сказал». («Полюби меня такою какая я есть»)

Человек сотворен для единения с Богом в евангельской любви (см. Ин. 14, 23). Обрести эту любовь помогает семья, если постоянно на практике следовать Христовым заповедям по отношению к самым близким людям. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Как больная клетка создаёт больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения.

По отношению к жизни государственной, семейная жизнь – это корень дерева. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плоды, надо, чтобы корень был крепок». Государство имеет нравственную основу, так как, из почтения к родителям рождается уважение к государству, любовь ребенка к матери – залог любви к Отечеству, детское послушание – это приготовление к служению Родине. Во все времена и всех народов экономическая, политическая стабильность государства зависела от прочности семьи. А прочность семьи – от духовно – нравственного состояния людей, из которых она состояла. Здоровая и крепкая семья – это первая и главная ячейка общества и государства. Самое сильное и организованное государство приходит в состояние упадка и разрушается, если в нем разложена семья и нет прочных устоев семейной жизни и воспитания.

Наверное, мало кто в современной семье задумывается над тем, каким человеком, гражданином и патриотом вырастет его ребенок и чем он будет полезен Отечеству и обществу даже в самом малом делании, а тем более ставим ли мы задачу вырастить гражданина Отечества Небесного? А те немногие, которые задаются этими вопросами, знают ли что для этого нужно и как это делать? И что нас ожидает, если ничего не делать (само получится), или делать следуя современным методикам и новым веяниям, некоторые из которых утверждают, что традиционная семья теряет свою актуальность, утрачивает прежние позиции и полноценное воспитание возможно в неполной или даже вне традиционной семьи.

Сегодня одна из главных проблем, которая несет угрозу национальной безопасности России, ее существованию – это духовное состояние общества. Хорошо, что все больше людей ощущают ненормальность современной жизни. Под красочными вывесками прогресса, политкорректности, толерантности идет явная подмена ценностей. Традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло, наоборот, привлекательным и современным.

В средствах массовой информации нравственность подвергается насмешке, оправдываются аборты – убийства детей, вместо крепкой семьи пропагандируется свободная любовь, однополые браки, так называемые гражданские браки.

Русский мыслитель Иван Аксаков более ста лет назад пророчески писал: «Прогресс, отрицающий облик Христа, становится регрессом, цивилизация завершается одичанием, совлекши с себя образ Божиий, человек совлечет и человечество…» Не это ли происходит сегодня с нами? Мир меняется, но лучше, духовней, нравственней не становится. Об этом говорят у нас, об этом говорят и на Западе.

Многие сейчас рассуждают о том, какая угроза наиболее опасна человечеству: экологическая, техническая, терроризм, тоталитаризм, столкновение цивилизаций… Думаю, что наибольшую угрозу несет сам человек, отрицающий все нравственные барьеры и живущий только своими желаниями. Средства массовой информации, врываясь в наши сердца, умы, дома, несут потоки грязи, похабщины, клеветы, садистские смакования, насилие и извращение.

Я думаю, всем понятно, что строить Россию без духовных и нравственных основ – это все равно что строить дом без фундамента.

О том, как строить семью на началах православной веры, наши предки узнавали из чтения учительной литературы, в которой цитировались святые отцы Церкви, следовательно, православное воспитание детей в семье продолжало традиции воспитания первых христиан и отражало идеал христианской жизни – подготовка к вечной жизни путём постоянного духовно-нравственного совершенствования. Эти традиции во многом сформировали культуру семейного воспитания в России, явившись её информационной характеристикой и средством передачи. Сами традиции становились средством воспитания. Православные традиции семейного воспитания стали неотъемлемой частью культурных ценностей русского общества, обладающих педагогическим потенциалом, способствующих духовно-нравственному становлению личности.

Православная культура и соответствующие ей традиционные семейные ценности имеют основание в Священном Предании Церкви, в котором обосновывается и раскрывается система ценностей православной христианской религии. Она выстраивается иерархически — от самых возвышенных ценностей, касающихся отношения человека к Богу, до ценностей, касающихся обыденной жизни. Ни одна из этих сфер религиозного знания и культуры не оставляет без внимания брак и семью, определяя все категории семейных ценностей, известные в философии. Основные заповеди христианства о любви к Богу и ближнему через исполнение их в семье составляют главные семейные ценности. Можно выделить два сущностных начала, упорядочивающих семейные ценности: это любовь и иерархия. На их основании отношения между членами семьи приобретают системность и целостность, а также обусловленную иерархией стабильность, устойчивость.

 

1) родители и дети, ценности их отношений, взаимных обязанностей и прав;

2) ценностные отношения ребенка к отцу, правам и положению в семье отца, ценности отцовства, особенно для мальчиков;

3) ценностные отношения ребенка к матери, правам и положению матери в семье, ценности материнства, особенно для девочек;

4) братья и сестры, ценности взаимных отношений детей в семье с учетом их возраста;

5) ценностные отношения к своему дому (домашний очаг);

6) ценности расширенной семьи, отношение к предкам;

7) ценности добрачного поведения;

8) ценности христианского брака как «малой Церкви». Ценности взаимоотношений супругов.

Основной формой жизни людей в обществе является семья. «Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего»[1]. Внутреннее устроение семьи по образу Церкви включает в себя совместное служение Богу, иерархию, любовь, жертвенность, единомыслие и единодушие, преданность (верность), служение людям.

Совместное служение Богу в семье по образу Церкви включает в себя домашнюю молитву, поклонение святыням, исполнение заповедей и поучение в вере. Домашняя молитва предпочтительно должна быть совместной, это молитва перед едой и после нее, утреннее и вечернее правило, правило перед причащением и др., в молитвенное правило

входит поминание о здравии всех членов семьи и о прощении грехов и упокоении всех умерших родственников. Освоение основ веры должно на первичном уровне завершиться к семи годам, поскольку с этого возраста ребенок несет ответственность перед Богом за свои поступки, исповедует свои грехи в таинстве покаяния. В дальнейшем, согласно возрастным возможностям, ребенок должен быть научен основам веры в достаточной мере для мирянина.

Началом семьи в православной культуре является брак между мужчиной и женщиной, благословленный Богом от сотворения мира и определенный как соединение двух в одну плоть: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2. 24). В идеале совместное существование супругов основано на взаимной жертвенной любви и иерархии, взаимной верности, взаимной ответственности. Брак заключается при «свободном пред священником и церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности»[2]. («Пока смерть не разлучит вас» пример из жизни))

   Любовь между супругами является их долгом: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как Господь Церковь (Еф 5. 28–29). Супруги должны принимать друг друга как самое ценное, что есть на свете: «пусть для жены не будет ничего драгоценнее ее мужа, а для мужа ничего вожделеннее его жены»[3]. В деле хранения верности супруги находятся в равном положении: «сказать: “жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена” — значит определить полное равенство. Как муж есть господин ее тела, так и жена — госпожа его тела»[4].

И для детей, и для родителей важно понимание целей создания семьи. В православной традиции целью брака является как целомудрие, так и деторождение: «Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно, и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие. А рождение детей, конечно, происходит не от брака, но от слов, сказанных Богом: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю”; это доказывают те, которые, вступив в брак, не делались отцами»[5]. Таким образом, деторождение не обязательно является следствием брака и не может быть его единственной целью. В традиционной системе ценностей детоцентрическая модель семьи лишена оснований. Поэтому понимание родителями цели создания семьи полезно для антиэгоистического воспитания детей.

 

Воспитательные идеалы отцы и матери семейств черпали из книг Священного Писания и творений отцов Церкви. В сочинениях Иоанна Златоуста, столь любимых нашими предками, не раз упоминается о том, что отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание своим детям, суть убийцы своих детей и даже хуже: те отделяют тело от души, а эти (отцы) и тело, и душу вместе ввергают в огонь геенский. Нерадение о детях есть величайший из всех грехов. Цель воспитания – в приготовлении к Царствию небесному, средства – увещевания, но и наказания необходимы в силу греховности человеческого естества. И в то же время Златоуст говорил о любви и кротости отца, которая возбуждает уважение к нему в детях. Ничто так не привязывает членов семейства к дому, как постоянная скромность и любезная кротость отца в обращении со всеми домашними. Тема отца требует особого освящения в контексте православной педагогической культуры. Отношения отца и детей всегда были иерархичны. Но авторитет отца не призван был подавлять личность ребёнка, пренебрегать его внутренней свободой и ломать характер. Он был призван воспитывать его к внутренней свободе. Вместе с тем православная педагогическая культура не отделяла материнского воспитания от отцовского, настаивая на их взаимодополняемости.

Традиционно отец православного семейства всегда исполнял в нём роль как бы священнического служения, представляя пред Богом свой род. Он общался с духовником и с ним решал духовные вопросы семьи. Все проблемы жизни семьи может и должен решать глава.

Это касается не только верующих, так как установленный Богом принцип семейной иерархии действителен для всех. Поэтому и неверующий муж способен мудро решать обычные семейные, бытовые задачи, в каких-то же глубоких духовных или других сложных вопросах жене можно советоваться с духовником. Но любить и почитать своего мужа жене необходимо независимо от его веры.

Жизнь так устроена, что при нарушении Божественных установлений одинаково страдают и верующие, и неверующие. Просто верующие могут понять, отчего это случается. Они уже понимают смысл и причину жизненных трудностей и с Божией помощью могут преодолеть их. Церковь раскрывает смысл и глубину человеческой жизни, жизни семьи. Господь устроил мир так, чтобы он укреплялся любовью. Благодать, идущая от Бога в мир через Небесную и земную иерархию отношений, удерживается и передаётся любовью.

И когда иерархия разрушается, он выпадает из этого потока благодати и остается один на один с миром, который «во зле лежит». Где нет любви, там нет и жизни.

Когда в семье разрушается иерархия, то страдают все. Если муж не глава семьи, то он может начать пить, гулять, уходить из дома. Но точно так же страдает и жена, только проявляется это по- другому, более эмоционально: она начинает раздражаться, скандалить.

Мужская жизнь должна быть жертвенной — в трудах, в служении, в молитве.

В Евангелии сказано: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Это значит, что если человек исполняет волю Божию, ищет Царства Божия, то Господь Сам прикладывает достаток ему и всей его семье.

Важно сказать и о том, что если молодые люди, юноши и девушки, теряют целомудрие до брака и начинают вести блудную жизнь, то это может иметь необратимые последствия для всей их дальнейшей жизни. Например, у девушек, если они до замужества блудили, характер меняется в скверную сторону: они становятся строптивыми, капризными, упрямыми. Юноши же в результате нецеломудренной жизни часто сильно затормаживаются в своем развитии. Разрушена «цельность мудрости», целостность личности. Те способности и таланты, которые были у него от рождения, могут не только не получить развития, но и нередко вовсе утрачиваются.

Пушкин «Борис Годунов»: Вот какие предсмертные слова влагает Александр Сергеевич в уста умирающего царя Бориса Годунова к своему сыну Феодору:

Храни, храни святую чистоту Невинности и гордую стыдливость:

 Кто чувствами в порочных наслажденьях В младые дни привыкнул утопать,

Тот, возмужав, угрюм и кровожаден, и ум его безвременно темнеет.
В семье своей будь завсегда главою; Мать почитай, но властвуй сам собою —
Ты муж и царь; люби свою сестру —Ты ей один хранитель остаешься.

Теряет всякое уважение мужчина, унизивший себя бесчестным отношением к женщине. Безответственные связи, брошенные дети не совместимы с достоинством мужчины, с той высотой, на которую Господь поставил его в мире, в человеческом обществе, в семье. Ради этого высокого достоинства супруга должны быть уважаемы жена — его избранница, и дети — его наследники. И муж обязан уважать и ценить жену. Из-за его падений её не должны укорять, презирать, она не должна стыдиться жизни супруга.

Демографическая проблема нашего времени в известной мере держится и на безответственности мужчин. Их ненадёжность порождает у женщин страх перед будущим.

А страх этот — оттого, что мужской дух из семьи исчезает. Но как только мужской дух укрепляется, и женщина уверена, что муж не предаст, она с радостью готова иметь много детей. Мы видим это в церковных приходах, где 3—4 ребенка в семьях уже являются нормой. Это как раз пример того, что православные понятия нерасторжимости брака и ответственности перед Богом дают чувство надёжности, уверенности в будущем.

Отцы должны понимать свою ответственность, тот особый дух, носителями которого они должны быть.

Тогда женщина опять станет женщиной, ей уже не нужно будет полагаться только на свои силы. Не надеясь на мужа, она держится за работу, без конца занимается учёбой, чтобы не потерять квалификацию, множеством других дел, отрывающих её от семьи, от чад. Дети от этого плохо воспитаны, хуже учатся, слабее здоровьем. Вообще принцип абсолютного равенства полов вызывает очень много проблем и в воспитании, и в образовании. В частности, воспитывают и обучают мальчиков так же, как девочек, а девочек — как мальчиков. Потому-то и в семьях потом не могут разобраться, кто главнее, кто сильнее, кто ответственнее, да выясняют, кто кому чего должен.

Поэтому одна из главных задач сегодня — возродить мужской дух, дух отцовства. Но чтобы это произошло, важен дух всего государства. Иначе нам грозит физическое вырождение!

Здоровье призывников!!!


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.