Организация обучения правам человека обучающихся и их родителей (законных представителей) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация обучения правам человека обучающихся и их родителей (законных представителей)

2019-12-17 366
Организация обучения правам человека обучающихся и их родителей (законных представителей) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образовательные организации с учетом раздела «Актуальность правового просвещения в области прав человека» данных методических рекомендаций должны предпринимать различные меры по повышению уровня знаний обучающихся в сфере прав человека, а для реализации данной функции также взаимодействовать с их родителями и законными представителями обучающихся для повышения их уровня знаний в данной сферы.

Важнейшим условием реализации данной работы является соответствие образовательной организации требованиям для успешной и эффективной организации обучения обучающихся и их родителей (законных представителей), в частности кадровые, материально-технические и иные условия.

 

 

Организация обучения обучающихся

Правовое просвещение — это целенаправленная деятельность определенного круга субъектов по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации, систематическому воздействию на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм, а также по формированию правосознания и правовой культуры.

Цель преподавания прав человека в образовательной организации – это формирование правовой культуры и правовых знаний, включая позитивные и правовые убеждения и ценности.

Задачи преподавания прав человека в образовательной организации включают:

1. дать обучающимся базовые представления о правах и свободах человека и гражданина и способствовать воспитанию уважительного отношения к правам и свободам человека

2. формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны на основе изучения Декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и других документов международного и российского характера в сфере прав человека;

3. обеспечить ознакомление обучающихся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;

4. формирование у детей понимания ценности и уважения человеческой жизни не только своей, но и другого человека, а также необходимость регулирования отношений между людьми;

5. способствовать развитию правовой компетентности учащихся в части защиты основных прав и свобод личности;

6. воспитывать гражданскую ответственность и внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права для обеспечения стабильного развития общества, которое гарантировано законом права и свободы;

7. формирование демократических правовых ценностей к институтам и правопорядку.

Результатами правового воспитания учащихся являются:

1. получение необходимых знаний о содержании конкретных прав и обязанностях детей, законодательстве Российской Федерации, существующем правопорядке, способах его охраны;

2. установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;

3. умение различать хорошие и плохие поступки;

4. достижение социально полезного поведения учащегося, проявляющееся в осознанном правомерном поведении в общественных местах, соблюдении дисциплины и порядка в образовательной организации, ответственном отношении к выполнению своих обязанностей;

5. снижение количества правонарушений, совершаемых обучающимися.

Обучение правам человека и ребенка способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов, а также содействует формированию нравственной и эстетической культуры обучающихся.

Образовательная организация может организовать обучение своих обучающихся правам человека путем:

1. Увлечения внимания внимания вопросам прав человека в рамках действующих в образовательной организации учебных дисциплин;

2. Внедрения в образовательную программу самостоятельной учебной дисциплины или увеличение количества учебных часов на изучение данной тематики при изучении учебных предметов в рамках вариантовой части учебного плана образовательной программы;

3. Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках тематической внеурочной деятельности и дополнительного образования;

4. Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках программ воспитания и социализации обучающихся.

Общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования рекомендуется организовать обучение детей с 1 по 11 класс или до 18 лет включительно, а для профессиональных образовательная организаций до 18 лет включительно и далее на усмотрение администрации образовательной организации.

Вопросы прав человека могут быть изучены во время различных учебных дисциплин как в рамках курса «Обществознания» и «Право», так и других предметных областей и иной учебной деятельности с учетом межпредметных и метапредметных связей.

Образовательные организации организуют в рамках своей компетенции проводят классные часы, внеклассные мероприятия и другие различные тематические мероприятия, в частности Единый урок прав человека, Всероссийская контрольная работа по правам человека, конкурс гражданской грамотности «Онфим» и другие.

Для повышения эффективности занятий могут быть проведены межпредметные и внутрикурсовые уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.

Непосредственно уроки и занятия возможно организовать в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:

1. Дискуссии или дебатов;

2. Деловые игры;

3. Подготовки обучающимися тематических буклетов, листовок и других материалов;

4. Квесты, конкурсы и олимпиады;

5. Анкетирование;

6. Тесты и викторины;

7. Демонстрация мультфильмов и (или) видеоурока;

8. Семинар, вебинар или занятие приглашенного эксперта.

При проведении уроков и занятий можно использовать следующие игровые методики:

1. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.

2. Уроки, основанные на имитации деятельности образовательной организацией и организаций: следствие, органы власти, патентное бюро, ученый совет и т.д.

3. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

Рекомендуется предусмотреть после поведения уроков и занятий раздачу обучающимся листовок о правах человека и (или) ребенка, которые образовательные организации могут распечатать самостоятельно.

Самостоятельным направлением работы является воспитание у детей культуры права вне образовательной организации:

1. Вовлечение обучающихся в деятельность детских общественных организаций, реализующие свою деятельность дистанционно, например, детская общественная организация "Страна молодых", Российское движение школьников и другие.

2. Организация и проведение дистанционных мероприятий, посвященных правам человека, например, Всероссийская контрольная работа по правам человека, конкурс гражданской грамотности «Онфим» и другие, для повышения общего уровня ИКТ-компетентности.

 

 

Правовое просвещение родителей (законных представителей) детей

Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (ст. 65 Семейного кодекса РФ). Интересы детей упоминаются во многих статьях СК РФ, регламентирующих отношения между родителями и детьми:

1. при определении права ребёнка на совместное проживание с родителями (ст. 54);

2. при предоставлении ребёнку права выражать свое мнение (ст. 57);

3. при решении вопроса об изменении имени и фамилии ребёнка (ст. 59).

В интересах детей родители (опекуны, попечители) должны по мере возможностей заниматься их правовым просвещением — рассказывать о законодательстве, о прибавлении ответственности с прибавлением возраста, о последствиях нарушения законов и правил. Однако для этого родители должны в какой-то мере разбираться в правовых вопросах.

Учебные заведения являются одним из важнейших социальных институтов, которые могут заниматься повышением уровня правовых знаний родителей (опекунов, попечителей) своих учеников для того, чтобы семья могла принимать участие в деле правового просвещения детей.

Деятельность по правовому просвещению родителей учащихся направлена на:

1. утверждение у родителей навыков самодисциплины, культуры поведения, личностных установок, основанных на правовых и моральных ценностях общества;

2. профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений, актуализацию чувства родительской ответственности перед обществом и государством;

3. освещение актуальных вопросов становления правового пространства России, развитие интереса к вопросам правового образования, определение ими своего отношение к праву как общественной ценности;

4. развитие компетенции для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции.

Отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье, правовой нигилизм родителей отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребёнка. Видя пример жизни в обход закона или в ситуации его нарушения, ребёнок не воспринимает право как ценность общества, как его основу, сам может своими делами и поступками тоже нарушать закон. В подобной ситуации правовая оценка деятельности ребёнка варьируется в зависимости от традиций семейного воспитания. Именно это обстоятельство определило важность правового просвещения родителей, их юридической и психологической подготовки.

Особенно это касается родителей детей старшего возраста, так как именно переходный период подростков — зачастую огромная проблема для семьи. Не понимая психологических причин отклоняющегося поведения детей, не зная правовых последствий такого поведения, не умея общаться с повзрослевшими личностями, уменьшая внимание к своим детям по мере их взросления, родители совершают много ошибок, которые могут негативно сказаться на будущем ребёнка и всей семьи.

Особенностью родителей подростков является то, что они, в отличие от родителей младших школьников, меньше контактируют с образовательными организациями, ослабляют контроль за детьми, нередко предоставляя им полную свободу действий.

Правовое просвещение не только даёт родителям знания в области права и законодательства, но и помогает им осознать ответственность за судьбу своих детей, способствовать их адаптации к окружающей жизни наименее болезненным образом — путём своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта.

Перечисленные факторы превращают организацию системы правового образования родителей подростков в настоятельную необходимость. Правовым просвещением родителей должны заниматься преподаватели учебных заведений, специалисты социальных служб, работники правоохранительных органов, учёные — юристы и психологи, в настоящее время — специалисты в области информационных технологий и др.

Необходимо информировать родителей о:

1. правах ребёнка, защите прав ребёнка;

2. обязанностях родителей в отношении детей;

3. наказаниях за нарушение прав ребёнка;

4. ответственности родителей за поведение несовершеннолетних детей;

5. возрастных особенностях детей, проблемах взросления и их криминологических аспектах;

6. состоянии и особенностях детской преступности, видах правонарушений несовершеннолетних и мерах их предупреждения;

7. актуальной криминогенной ситуации в городе и микрорайоне, действиях в этой ситуации, статистике правонарушений и несчастных случаев;

8. конкретных примерах сложных и конфликтных жизненных ситуаций и их правовой стороне;

9. полномочиях правоохранительных органов и социальных служб, отвечающих за работу с детьми;

10. органах защиты детей, службах, в которые можно обратиться в трудных случаях и т.п.

Преподаватели, специалисты должны:

1. помочь родителям осознать возможности своих детей, оценить их социальный статус;

2. ориентировать родителей на обеспечение и защиту прав ребёнка;

3. помочь родителям социально адаптировать детей к динамичной и противоречивой окружающей жизни;

4. способствовать профилактике правонарушений несовершеннолетних путём оказания помощи родителям в осознании их ответственности за детей;

5. знакомить родителей со способами решения конфликтных ситуаций в семье, образовательной организации, на улице и т.п..

Следует рассматривать с родителями вопросы правопорядка и юридической ответственности, выполнения правил поведения в общественных местах, общественной опасности противоправных действий др.

Необходимо акцентировать внимание на таких задачах родителей, как воспитание у ребёнка любви к человеку, семье, Родине, городу, природе, стремления к здоровому образу жизни, умения не провоцировать конфликтных ситуаций и не поддаваться на провокации.

Должна проводиться работа с родителями детей из «групп риска». Это индивидуальная работа, ориентированная на родителей одного ребёнка либо на родителей со сходными проблемами. Необходимо наблюдение за такими семьями со стороны педагогов, других специалистов.

Целью политики в сфере защиты прав семей с несовершеннолетними детьми является сохранение института семьи, создание государством благоприятных условий для выполнения родителями важнейшей социальной функции воспитания детей, профилактика и предупреждение семейного неблагополучия, поддержка семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и в социально опасное положение.

В результате правового просвещения родители должны:

1. знать права и гарантии, обязанности и ответственность родителей и детей;

2. уметь выступать в роли защитников интересов своих детей в законодательном порядке.

Важную роль должны играть родители в нравственном воспитании, они обязаны помогать подросткам в усвоении системы общечеловеческих ценностей.

Работа с родителями будет более эффективна, если проводить её на основе определения ценностной ориентации родителей, уровня их правовых и общих знаний, их жизненной ситуации. Определить это поможет диагностика (тестирование, анкетирование, опрос родителей).

Желательно сделать родителей активными участниками работы с подростками. Важно привлекать их к государственно-общественным формам управления (деятельность попечительского совета, управляющего совета, родительского комитета, совета родителей, семейных клубов, творческих объединений и т. п., благотворительная и спонсорская деятельность).

Работа с родителями может проводиться на базе учебных заведений, лекториев, домов культуры, социальных центров, клубов и т.п.

Формы работы с родителями:

1. Родительские собрания;

2. Лекции;

3. Консультации. Встречи с юристами, психологами, педагогами, медиками, санитарными врачами, работниками правоохранительных органов;

4. Круглые столы;

5. Родительские конференции;

6. Практические занятия, тренинги;

7. Наглядные формы;

8. Организация акций, проводимых совместно родителями и детьми;

9. Участие в общих мероприятиях совместно родителей и детей.

Информационно-методическое сопровождение организации обучения правам человека обучающихся и их родителей (законных представителей)

Образовательным организациям и педагогическим работникам рекомендуется учитывать следующие аспекты при выборе учебников, учебно-методической литературы и материалов для организации обучения обучающихся и их родителей (законных представителей).

Используемые в образовательном процессе учебники, учебно-методическая литература и материалы по содержанию должны соответствовать данным методическим рекомендациям.

В своей деятельности образовательные и научные организации, педагогические работники, органы власти, органы местного самоуправления и другие заинтересованные организации и лица могут использовать материалы данных методических рекомендаций и информацию из официальных документов и публикуемой на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований.

В работе образовательным организациям и педагогическим работникам рекомендуется использовать материалы и информацию, разработанную либо рекомендованную органами государственной власти, органами местного самоуправления, их подведомственными организациями и учреждениям, и научными организациями Российской Федерации.

 

 

Единый урок прав человека

Накануне Международного Дня прав человека 10 декабря в образовательных организациях Российской Федерации проходит Единый урок прав человека (далее – Единый урок).

В 2018 году Единый урок был посвящен 25-летию действующей Конституции Российской Федерации и 70-летию Всеобщей декларации прав человека.

Инициатором Единого урока выступила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова. Со-организатором Единого урока выступает Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества. Единый урок проходит при поддержке уполномоченных по правам человека в 85 субъектах Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации.

Единый урок – это серия мероприятий, направленных формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны.

В ходе уроков и различных активностей, которые охватывают все субъекты Федерации, учащиеся познакомится Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека, Конституцией Российской Федерации и другими документами международного и российского характера.

Кроме этого, обучающиеся также познакомятся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

В ходе деловой программы Единого урока запланированы организация встреч и уроков с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, проведение вебинаров и открытых уроков, проведение конкурсов, викторин, фестивалей для детей и многие другие очные и дистанционные мероприятия.

В 2017 году прошел первый Единый урок, приручённый 20-летию принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В Едином уроке приняли участие 28 664 образовательных организаций, 6 414 650 обучающихся и 2 619 30 педагогических работников.

Сайты Единого урока:

1. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации http://ombudsmanrf.org;

2. Сайт Единого урока для педагогов: www.Единыйурок.рф;

3. Сайт Единого урока для детей: www.Единыйурок.дети.

 

 

Организация организационно-административных мероприятий администрациями субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и образовательными организациями по реализации методических рекомендаций

Образовательные организации осуществляют обучение обучающихся и просвещение их родителей (законных представителей) в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

Для организации обучения эффективно и успешно образовательные организации реализуют организационно-административные мероприятия по следующим направлениям.

Образовательные организации обеспечивают в кадровом направлении работы:

1. укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками, обладающими знаниями в сфере прав человека и организации обучения правам человека.

2. осуществление профессионального развития педагогических, руководящих и иных работников по вопросам прав человека и организации обучения правам человека, в частности:

• прохождения обучения по программам дополнительного профессионального образования, в том числе в области прав ребенка, трудового законодательства и прав педагогических работников, организации правового просвещения и образовательного законодательства;

• участия в деятельности общественных организаций, осуществляющих деятельность по данным вопросам;

• участия в мероприятиях очного, очно-заочного заочного по вопросам прав человека и (или) ребенка.

Для обеспечения учебно-методического и информационного сопровождения образовательного процесса образовательные организации:

1. оказывают постоянную научно-теоретическую, методическую и информационную поддержку педагогическим работникам по вопросам прав человека и организации обучения правам человека;

2. обеспечивают укомплектованность соответствующими данным методическим рекомендациям учебниками, учебно-методической литературой и материалами, включающими вопросы, связанные с правами человека и организацией обучения правам человека, либо учебниками, учебно-методической литературой и материалами по данным тематикам.

Для обеспечения вышеуказанных процессов в организационно-административные мероприятия для образовательных организаций входит создание необходимых финансово-экономических условий для организации обучения в рамках реализации образовательной программы, в частности, закупка необходимых учебников, учебно-методической литературы, материалов и других средств обучения.

Образовательные организации для планирования и систематизации реализуемых мер и проводимых мероприятий формируют ежегодный план мероприятий образовательной организации по организации правового просвещения, отражающий все аспекты организации обучения обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуемые организационно-административные мероприятия.

К организационно-административным мероприятиям, проводимыми администрациями субъектов Российской Федерации и органами муниципальных образований, включая их подведомственные организации и учреждения, относится:

1. Утверждение методических рекомендаций нормативным правовым актом исполнительным органом государственной власти, осуществляющим управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими функции управления в сфере образования;

2. Публикация данных методических рекомендаций на сайтах администрации субъекта Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов муниципальных образований;

3. Осуществление в рамках своей компетенции обучения обучающихся и их родителей (законных представителей) правам человека и проведении организационно-административных мероприятий в образовательных организациях, в частности оказывая им необходимое содействие и поддержку;

4. Осуществление методической и информационной поддержки педагогических работников образовательных организаций в организации обучения обучающихся и их родителей (законных представителей) правам человека и проведении организационно-административных мероприятий в образовательных организациях;

5. Организация и проведение регулярного мониторинга реализации положений настоящих методических рекомендаций в образовательных организациях.

В целях реализации положений федерального законодательства и Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утверждённых Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168, администрации субъектов Российской Федерации и органы муниципальных образований в рамках своей компетенции принимают документ стратегического планирования по правовому просвещению населения, в том числе детей и родителей, на основе методических рекомендаций для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и реализации плана мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, разработанные Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.