Аспекты правового просвещения родителей (законных представителей) детей — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Аспекты правового просвещения родителей (законных представителей) детей

2019-12-17 120
Аспекты правового просвещения родителей (законных представителей) детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Семья — естественная среда обитания ребёнка. Именно в семье реализуется комплекс взаимосвязанных нравственных и правовых норм, основанных на отношениях супружества и родства, что всегда считалось благоприятным для развития чувств любви, солидарности, взаимной защиты, взаимопомощи.

Пространство, с которым ребёнок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев — это семья. Первые отношения, в которые вступает ребёнок — это его отношения с родителями — матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребёнка — это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать. Личность получает развитие именно в семье, так как семья для такого ребёнка пока есть весь мир. Семья, являясь моделью взаимоотношений индивида с обществом, выполняет функцию социализации, т.е. приспособления человека к жизни в обществе. Роль семьи равно велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения подрастающего поколения.

В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 г.) из всех обозначенных факторов, влияющих на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания, первостепенное значение уделяется именно укреплению воспитательных возможностей семьи и моральному климату в семье. Это говорит о том, что в отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны личности человека на протяжении всей его жизни.

Согласно Конвенции о правах ребёнка ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Основные гарантии прав и законных интересов детей провозглашены в Конвенции ООН «О правах ребёнка», Конституции Российской Федерации, а также детализированы в других законодательных актах, таких как Семейный, Трудовой, Гражданский, Уголовный и др. кодексы.

Кроме того, права и защита прав детей, нуждающихся в социальной поддержке, закреплены в Федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изм. от 19.11.2015), «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) и других нормативных правовых актах.

В Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе Российской Федерации очерчены три главные сферы прав и обязанностей родителей в отношении их детей — содержание; воспитание; защита прав и законных интересов детей.

 

Право ребёнка жить и воспитываться в семье

Право жить и воспитываться в семье предусмотрено п. 2 ст. 54 Семейного кодекса (СК). В этой ситуации законодательство, как правило, охраняет семью, ограждая её от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь.

Однако в случае нарушения прав ребёнка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.

В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи и когда устройство ребёнка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения (ст. 123 СК).

 

Право ребёнка на заботу со стороны родителей

Под заботой следует понимать все виды помощи ребёнку. Родители тратят часть своего заработка (дохода) на питание, одежду, лечение, образование и все другие потребности ребёнка, выполняя при этом свой родительский долг.

Одновременно тем самым они обеспечивают право ребёнка на получение содержания, которое относится к числу неотъемлемых прав каждого ребёнка.

Когда почему-либо это право родители (или один из них) не обеспечивают, средства на их содержание взыскиваются по суду (ст.ст. 80–83 СК). При невозможности получения ребёнком содержания от своих родителей он имеет (при определенных условиях) право на алименты от других членов семьи: совершеннолетних братьев, сестер, бабушки, дедушки (ст.ст. 93, 94 СК).

Злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание ребёнка является основанием для лишения родительских прав (ст. 69 СК), а также для привлечения к уголовной ответственности по ст. 157 УК. В суммы, причитающиеся ребёнку, составляющие материальную основу его существования, входят не только алименты, но и пенсия, различного рода пособия.

Ребёнок вправе получать от государства в определенных законом случаях и единовременную материальную помощь. Так, согласно ст. 41 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 03.07.2016) детям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, ежегодно выплачивается компенсация в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 30.12.2015) несовершеннолетние дети лиц, признанных вынужденными переселенцами, имеют право на получение единовременного денежного пособия. Входить в причитающиеся ребёнку денежные суммы могут и другие регулярные и единовременные платежи от имени как государственных, муниципальных учреждений, организаций, так и различных благотворительных и иных фондов. Суммы полученных алиментов, пенсий и пособий являются собственностью ребёнка.

Однако право распоряжаться ими в интересах ребёнка принадлежит его родителям (заменяющим их лицам — усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям).

Они обязаны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребёнка (п. 2 ст. 60 СК). Если родитель, выплачивающий алименты, считает, что они расходуются другим родителем не по назначению (особенно когда речь идет о суммах, превышающих текущие потребности ребёнка), он вправе обратиться в суд с требованием о зачислении части алиментов (не более 50%) на счета, открытые на имя ребёнка в банке.

 

Право ребёнка на совместное проживание со своими родителями

Это право должно соблюдаться (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), и в том случае, когда родители и ребёнок проживают на территории различных государств.

В соответствии со ст. 10 Конвенции ООН о правах ребёнка государства-участники обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей.

Место жительства ребёнка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор разрешается судом (ст. 65 СК).

 

Право ребёнка на воспитание, обеспечение его интересов и всестороннее развитие

Данное право предполагает предоставление каждому ребёнку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни.

Уважение человеческого достоинства ребёнка в семье — неотъемлемая часть его надлежащего воспитания. Провозглашая такое право, СК определяет одно из главных направлений семейного воспитания, формулирует принципиально важный критерий разрешения разного рода споров по воспитанию детей. Условием полноценного воспитания детей является постоянный контакт с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

 

Право ребёнка на общение с обоими родителями и другими родственниками

Реализация этого права может осложняться разрывом семейной связи из-за расторжения брака или признания его недействительным, однако этот факт на права ребёнка не влияет.

Проблема общения с обоими родителями обычно возникает в случаях, когда несовершеннолетний проживает с лицами, их заменяющими (опекуном, попечителем, приемными родителями), либо постоянно находится в одном из государственных учреждений. Однако если общение с родителями таит в себе угрозу воспитанию ребёнка, можно его запретить или отложить на время. Например, если родитель страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, тяжелым психическим заболеванием.

Особую сложность вызывает право ребёнка на общение со своими родителями в случае их проживания в другом государстве или в разных государствах. На этот счет действует п. 2 ст. 10 Конвенции ООН о правах ребёнка следующего содержания: ребёнок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

С этой целью и в соответствии с обязательством государств — участников Конвенции они уважают право ребёнка и его родителей покинуть любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Так, ВИЧ-инфицированный ребёнок в возрасте до 18-ти лет имеет право на совместное пребывание с родителями, а также иными законными представителями в стационаре учреждения, оказывающего помощь несовершеннолетнему (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Приводимый в п. 2 ст. 55 СК перечень ситуаций, которые относятся к экстремальным, исчерпывающим не является. На практике могут возникнуть и другие. При их возникновении будет применяться п. 2 ст. 55 СК.

 

Право ребёнка на свободное выражение своего мнения

Закрепление этого права подчёркивает, что и в семье ребёнок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Ст. 12 Конвенции ООН о правах ребёнка и ст. 57 СК). Закон не содержит указания на минимальный возраст, начиная с которого ребёнок обладает этим правом.

В Конвенции ООН о правах ребёнка закреплено, что такое право предоставляется ребёнку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Следовательно, как только ребёнок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, в частности при выборе образовательных организаций, формы обучения и т.п.

С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося, затрагивающего его интересы. В зависимости от возраста ребёнка его мнению придается различное правовое значение. Конвенция ООН о правах ребёнка предписывает уделять внимание взглядам ребёнка в соответствии с его возрастом и зрелостью.

Согласно ст.57 СК учет мнения ребёнка, достигшего 10-летнего возраста, обязателен. До этого возраста ребёнок, способный выразить свои взгляды, тоже обязательно должен быть заслушан, но в силу его малолетства при несогласии с его мнением родители, опекуны и должностные лица не обязаны мотивировать свое несогласие.

Однако это не значит, что указанные лица всегда обязаны согласиться с мнением ребёнка, достигшего 10 лет. Ребёнок и в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью. Часто он, хотя и способен бывает сформулировать свое мнение, но не обладает еще способностью осознать свои собственные интересы (например, если имеет место стремление ребёнка при определении судом его места жительства остаться жить с родителем-алкоголиком, наркоманом или с родителем, удовлетворяющим все его неразумные прихоти и т.п.).

Учёт мнения ребёнка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано, вовторых, при несогласии с мнением ребёнка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребёнка.

В целом ряде случаев закон придает воле ребёнка, достигшего 10 лет, правовое значение, и определенные действия вообще не могут быть совершены, если ребёнок возражает против этого. Речь идет об изменении имени и фамилии ребёнка (ст. 59 СК), восстановлении родителей в родительских правах (ст. 72 СК), усыновлении ребёнка (ст. 132 СК), изменении имени, отчества и фамилии ребёнка при усыновлении (ст. 134 СК), записи усыновителей в качестве родителей ребёнка (ст. 136 СК), изменении фамилии и имени ребёнка при отмене усыновления (ст. 143 СК).

 

Право ребёнка на имя

Право на имя ребёнок имеет с момента своего рождения. Согласно ст. 19 Гражданского кодекса (ГК) каждый гражданин имеет право на имя. Оно включает в себя имя, данное ребёнку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. Это право реализуют родители (а при их отсутствии — заменяющие их лица) во время регистрации рождения ребёнка в установленном законом порядке. Имя, отчество, фамилия ребёнка индивидуализируют личность. Под своим именем ребёнок выступает как воспитанник учебного заведения, как пациент медицинского учреждения и т.п.

От имени ребёнка родители (заменяющие их лица) выступают в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего. Дети в возрасте от 14 до 18 лет от своего имени заключают гражданско-правовые сделки в соответствии с требованиям ст.26 ГК. Ребёнок имеет право на имя и как автор творческого произведения.

Ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя ребёнку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей.

При разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребёнка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребёнку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца, фамилия — по фамилии матери.

По совместной просьбе родителей до достижения ребёнком возраста 14 лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребёнка вправе разрешить изменить имя ребёнку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребёнок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребёнка и с учетом мнения другого родителя. Учёт мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребёнка.

Если ребёнок рождён от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребёнка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени и (или) фамилии ребёнка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия.

 

Право ребёнка на принадлежащее ему имущество

Ребёнок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. Его массу могут образовывать движимые и недвижимые вещи любой стоимости, ценные бумаги, паи, доли в капитале, вклады, внесенные в кредитные учреждения или иные коммерческие организации, дивиденды по вкладам и др.

Это имущество может быть приобретено на средства ребёнка либо получено им в дар, по наследству. Принадлежит несовершеннолетнему также получаемая им стипендия, его заработок (доход) от результатов интеллектуальной и предпринимательской деятельности.

Ребёнок может стать собственником дома, квартиры, комнаты (их части) в результате приватизации. Имущественные права ребёнка в таких случаях защищаются с помощью Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, № 16, ст. 1864), где сказано, что приватизируемые жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе этих органов.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органов опеки и попечительства(ст. 2 указанного закона). Поскольку ГК (ст. 26) связывает наступление частичной дееспособности ребёнка с достижением 14 лет, соответственно меняются возрастные критерии в Законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (лицами, их заменяющими) на личный счет ребёнка в местном отделении банка.

Эти возможности ребёнка зависят от его возраста и определяются статьями 26 и 28 ГК. Ребёнок в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, попечителя распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять право автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки.

Все другие гражданско-правовые сделки, связанные с реализацией имущественных прав ребёнка, он совершает с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителя, попечителя).

Причём эти сделки будут действительны и в том случае, если родители (лица, их заменяющие) впоследствии одобрят их в письменном виде. Из этого общего правила есть исключение: суд при наличии достаточных данных по просьбе родителей (лиц, их заменяющих) или органов опеки и попечительства может либо ограничить, либо лишить ребёнка в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иным доходом. Причиной тому может послужить, в частности, использование причитающихся ребёнку сумм на приобретение спиртных напитков, наркотиков.

При ограничении этого права несовершеннолетний распоряжается своими доходами только с согласия родителей (лиц, их заменяющих), а при лишении права в интересах несовершеннолетнего распоряжаются его доходами родители (лица, их заменяющие). Ребёнок в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет имущественную ответственность по совершённым им сделкам.

Малолетние (несовершеннолетние, не достигшие 14 лет) в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными им родителями (лицами, их заменяющими) или третьими лицами с согласия последних.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет могут безвозмездно пользоваться предоставляемым им имуществом, принимать подарки. Они вправе также сами распоряжаться средствами, которые им выдают родители (лица, их заменяющие), а если эти средства им вручают другие члены семьи или вовсе посторонние лица, необходимо согласие на то родителей (лиц, их заменяющих). Подобного рода требования продиктованы главным образом соображениями педагогического порядка. Но в любом случае малолетний не может сам совершить сделку, если она требует нотариального удостоверения или государственной регистрации.

Что касается детей в возрасте до 6 лет, то все сделки от их имени могут совершать только родители (лица, их заменяющие).

Родители, будучи естественными опекунами (попечителями) своего ребёнка, при управлении имуществом ребёнка обладают теми же правами и несут те же обязанности, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов (попечителей) (ст. 37 ГК). Эти требования полностью распространяются и на усыновителей ребёнка, его приёмных родителей. Отсюда следует, что причитающиеся ребёнку доходы (кроме доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно) расходуются родителями (усыновителями, приемными родителями) в интересах ребёнка и с предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Такое разрешение не требуется, если речь идет о текущих расходах, необходимых для содержания ребёнка, приобретения ему одежды, его лечения, отдыха.

Дети и родители не имеют права собственности на имущество друг друга, однако, если они проживают совместно, они вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию, строя свои отношения на доверии, сообразуя их со сложившимся в семье укладом.

Никакого особого правового режима для собственности родителей и детей не существует.

Если у родителей и детей возникает право общей собственности на какое-либо имущество, их отношения регулируются общими нормами гражданского законодательства (ст.ст. 244–255 ГК).

 

Защита прав ребёнка

В ст. 56 СК впервые вопрос о защите прав ребёнка занял свое самостоятельное место. При этом под защитой понимается: восстановление нарушенного права; создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав; устранение препятствий на пути осуществления права и др.

Объектом защиты со стороны семейного законодательства являются лишь те права несовершеннолетнего, которые предусмотрены ст.ст. 54–58, 60 СК.

Защита прав ребёнка как члена общества претворяется в жизнь с помощью других отраслей права (административного, гражданского, уголовного, трудового и проч.). Ребёнок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, между которыми нет и не может быть противоречий.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей (лиц, их заменяющих), которые осуществляют ее в соответствии с требованиями ст.ст. 26, 28 ГК. Раздельное проживание с ребёнком не освобождает родителя от обязанностей по защите его прав и интересов (ст. 66 СК).

Защиту прав и законных интересов ребёнка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные недееспособными.

Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребёнка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

В случае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребёнка в полном объеме выполняют лица, уполномоченные в установленном законом порядке на его воспитание.

При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя.

Если ребёнок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребёнка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов.

При невозможности вернуть ребёнка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК).

Прокурор защищает права и законные интересы ребёнка, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются прежде всего уполномоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей (п. 2 ст. 70 СК).

Суд рассматривает споры, связанные с воспитанием детей. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь. Вступление в брак (до 18 лет), оформленный в установленном законом порядке (п. 2 ст. 21 ГК), эмансипация несовершеннолетнего (ст. 27 ГК) служат основанием для приобретения гражданской дееспособности в полном объеме.

Поэтому признанный дееспособным ребёнок вправе не только самостоятельно осуществить свои права и обязанности, в том числе и семейно-правовые, но и защищать себя сам.

Особую опасность для ребёнка представляют всякого рода злоупотребления со стороны родителей. Это основание для лишения родительских прав (ст. 69 СК).

Не меньшую угрозу для детей, оставшихся без родителей, представляют злоупотребления в отношении ребёнка со стороны тех, кто вызвался их заменить, принял на себя всю заботу о нем. При наличии такой угрозы есть все основания для прекращения существующих правоотношений путем отстранения опекуна (попечителя) в соответствии с п. 3 ст. 39 ГК, отмены усыновления (ст. 141 СК), досрочного прекращения договора о передаче ребёнка на воспитание в семью (п. 2 ст. 152 СК).

Права и законные интересы ребёнка могут нарушаться и в других случаях, в частности при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию (ст.63 СК).

Уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе связанных с образованием детей, злоупотреблением родительскими правами служит основанием для лишения родительских прав (ст. 69 СК). Но п. 2 ст. 56 СК делает акцент на предоставлении ребёнку в таких случаях права самостоятельно обратиться за защитой своих прав. Это касается в первую очередь органов опеки и попечительства, которые обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры.

Родители (заменяющие их лица) не могут без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению его имущества, в том числе по обмену и дарению этого имущества, сдаче его в наём (аренду), в безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих ребёнку прав либо уменьшение размера принадлежащего ему имущества. Без согласия органов опеки и попечительства нельзя также осуществить раздел его имущества либо выдел из него доли.

Особое значение для охраны имущественных прав ребёнка любого возраста имеют ограничения родительских правомочий при отчуждении принадлежащего ребёнку приватизированного жилья или его части. Причем в случае продажи в обязательном порядке должно быть закреплено право несовершеннолетних членов семьи собственника (сособственника) на проживание и пользование вновь приобретаемым жилым помещением.

Государство и общество создало учреждения и организации, способные помочь каждому ребёнку в любой ситуации. С просьбой о защите своих прав ребёнок может обратиться в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних.

Ребёнок может обратиться за защитой к прокурору, всегда можно обратиться к уполномоченным по правам ребёнка.

Главным социальным предназначением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка является улучшение положения детей в Российской Федерации, обеспечение соблюдения прав и свобод ребёнка и восстановление нарушенных прав детей. Адрес уполномоченного — на сайте Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка http://www.rfdeti.ru в рубрике Контакты/Уполномоченный в вашем регионе.

Деятельность данного института, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации определяется Федеральным законом от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".

В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации совместно с субъектами Российской Федерации введён единый общероссийский номер Детского телефона доверия 8-800-2000-122.

При звонке на этот номер в любом населённом пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети в трудной жизненной ситуации, их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах

Российской Федерации служб, представляющих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.

Ст. 56 СК предоставляет право несовершеннолетнему обращаться самостоятельно по достижении 14-ти лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже несовершеннолетнему, достигшему 14-ти лет, нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав.

Исключение составляет отмена усыновления, поскольку ст. 142 СК допускает ее по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14-ти лет.

По смыслу п. 2 ст. 56 СК несовершеннолетний, достигший 14-ти лет, может обжаловать в суд действия и решения, нарушающие его права, в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

Дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, часто не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть такие злоупотребления из страха перед родителями или из боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения.

В связи с этим в п. 3 ст. 56 СК установлено, что все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребёнка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства.

Понятие должностного лица можно распространить на всех должностных лиц органов власти и учреждений (государственных и муниципальных учреждений, государственных и частных предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и т.п.).

Все сведения о детях, попавших в бедственное положение, следует адресовать в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения несовершеннолетнего. Это позволит без промедления принять в необходимых случаях меры по защите нарушенных прав ребёнка (ст.ст. 122 и 123 СК).

 

 

Формирование демократических условий в образовательной организации

В основу обучения правам человека положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением данной науки.

Одним из важнейших условий обучения правам человека и развитие соответствующих навыков является формирование в образовательных организаций демократических основ, создание демократического уклада жизни.

Основными элементами демократического уклада являются:

1. идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю атмосферу образовательной организации – как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю организацию;

2. демократизация управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов детского коллектива в управлении организации, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;

3. превращение организации в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса.

4. широкое участие учащихся в разработке и решении проблем организации и  местных и общественных проблем;

5. создание в организации среды взаимоуважения, взаимной ответственности сторон образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников жизни образовательной организации, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;

6. создание в организации правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие самоуправления, моделирование в организации институтов демократии;

7. учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.

На международном уровне в настоящее время кроме положений Всеобщей декларации прав человека об утверждении принципов недопустимости дискриминации и провозглашает право каждого человека на образование действует Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (далее - Конвенция).

Конвенция принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки в культуры и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 2 июля 1962 г..

Сокращенный текст Конвенции:

Номер статьи Краткое содержание статьи
Статья 1 1. В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, и в частности: а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; b) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; с) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо случаев, предусмотренных положением Статьи 2 настоящей Конвенции; или d) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.
Статья 2   Следующие положения не рассматриваются как дискриминация с точки зрения Статьи 1 настоящей Конвенции, если они допускают в отдельных государствах: а) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам; b) создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени; с) создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении норм образования одной и той же ступени.
Статья 3   В целях ликвидации или предупреждения дискриминации, подпадающей под определение, данное в настоящей Конвенции, государства, являющиеся сторонами этой последней, обязуются: а) отменить все законодательные постановления и административные распоряжения и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования;

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.