Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях

2019-12-17 288
Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СПФ МВС

Кафедра легкой атлетики

ЛЕКЦИЯ

Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ : Курейчик О.И.

Ст. преподаватель кафедры легкой

Атлетики

 

 

Лекция обсуждена и одобрена на

заседании кафедры легкой атлетики

Зав.кафедрой

________________ А.Н.Конников

«_____» _______________2007г.

Протокол № __________________

 

 

       Минск, 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание учебных программ по физическому воспитанию в различных учебных заведениях и планирование учебной работы.

1.1. Методика проведения урока.

1.2. Формы физического воспитания.

1.3. Организация физкультурно-оздоровительной работы в секции по легкой атлетике.

1.4. Контроль за физической подготовленностью и оценка успеваемости.

2. Физическое воспитание в высших учебных заведениях.

2.1. Виды учебных отделений.

2.2. Зачетные требования и учебные практики студентов.

3. Обучение легкоатлетическим упражнениям (бегу, прыжкам, метаниям).

3.1. Задачи, средства и методы обучения.

3.2. Типовая схема обучения.

 

 

1. Содержание учебных программ по физическому воспитанию в различных учебных заведениях и планирование учебной работы

Правовые социальные и экономические основы развития физической культуры и спорта среди учащейся молодежи определяются Законами Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь" от 29.10.1991г., "О физической культуре и спорте" от 18.06.1993г. Организация и содержание физического воспитания регламентируются учебными планами, учебными программами, Положением о физическом воспитании, инструктивно-методическими документами Министерства образования Республики Беларусь.

Введение 3-го урока физкультуры в общеобразовательных школах и дополнительных занятий внеурочными формами физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учебных заведениях потребовало соответствующей подготовки физкультурных кадров и расширения учебно-спортивной базы. В настоящее время такие кадры готовят: Белорусская Государственная Академия Физической культуры (БГАФК) и 5 факультетов физического воспитания в университетах г.Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно,

пед.института г. Могилева.

Повышению эффективности лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста способствует введение в штат детских садов руководителей физкультуры.

Основными документами планирования физического воспитания учащихся и молодежи являются "Программа по физической культуре для общеобразовательной школы", "Программы по физической культуре для средних специальных заведений", «Программа по физической культуре для профессионально-технических училищ» и для студентов ВУЗов "Типовая программа по физической культуре.

На основании программ в школах, ССУЗах, ПТУ разрабатывается 3 основных документа: годовой план-график распределения учебного материала, поурочный (в ПТУ и ССУЗах – календарно-тематический) план, план-конспект урока.

Годовой план график распределения учебного материала составляется на 102 урока и должен содержать базовый компонент: требования к знаниям, требования к двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств, контрольные нормативы по физ. подготовленности и домашнее задание. Порядок размещения уроков, связанных с выполнением разделов программы является, по сути, творческим процессом учителя физической культуры. На легкую атлетику отводятся осенние и весенние месяцы, т.е. уроки в 1 и 4 четверти.

 

 

ТАБЛИЦА 1.

Распределение учебного времени на различные виды программного материала в общеобразовательной школе.

п/п

Виды программного

материала

КЛАССЫ

IY Y YI YII YIII IX X XI
1. Основы знаний 7 8 8 8 8 8 8 8
2. Гимнастика 10 20 20 20 20 20 16 16
3. Легкая атлетика 20 30 30 24 24 20 20 20
4. Спортивные игры 23 16 16 18 18 22 24 24
5. Лыжная подготовка 15 12 12 16 16 16 18 18
6. Плавание 16 16 16 16 16 16 16 16

 

В зависимости от условий и объективной необходимости (отсутствие бассейна) учитель может изменить объем учебного времени на другие виды программного материала за счет часов плавания, в том числе и на легкую атлетику.

Программа по физическому воспитанию в ПТУ и ССУЗах включает в себя базовый компонент (такой же, как и в общеобразовательной школе) и вариативный компонент: средства для развития физических качеств, материал по профессионально-прикладной подготовленности (ППФП) учащихся и студентов. Подбор средств и методов ППФП специфичен для каждой профессии, осуществляется с учетом её особенностей и должен обеспечить необходимый образовательный и тренирующий эффект.

ТАБЛИЦА 2.

 Распределение учебного времени по видам программного материала для учащихся ССУЗов

№ п/п Вид программного материала 3ч. в неделю на базе 9 класс.обр. 4ч. в неделю на базе 11 класс.обр
1. Основы знаний 6 8
2. Гимнастика(акробатика, атлетическая, художественная, ритмическая, на снарядах)   24   36
3. Легкая атлетика -Бег, -прыжки, -метания   36   42
4. Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, настольный теннис и др) 16 24
5. Кроссовые, лыжные, конькобежные упражнения 16 20
6. Плавание 8 12
7. Единоборства 6 10
8. Сдача контрольных тестовых упражнений 8 8  

Итого:……………………………………….120ч.…………………160ч.

Примечание: если в учебном заведении отсутствуют условия для организации занятий по предложенным видам, то выделенные часы на эти виды пропорционально распределяются на приемлемые виды программного материала.

Из таблиц 1 и 2 мы можем сделать вывод, что, как и в общеобразовательной школе, так и в ПТУ и ССУЗах много времени уделяется изучению легкой атлетики. И это оправдано, так как большинство легкоатлетических упражнений общедоступно, встречается в повседневной жизни, не требует сложного инвентаря и оборудования и позволяет комплексно решать оздоровительные, прикладные, образовательные и воспитательные задачи.

На основании годового плана-графика составляется рабочий план на четверть (в школе) или на полугодие (в ПТУ и ССУЗ). При планировании учитель физической культуры уточняет темы теоретических знаний, устанавливает последовательность освоения умений и навыков, и времени, затрачиваемого на изучение отдельных технических элементов или упражнений в целом.

При этом он должен учитывать не только пол, возраст учащихся, но и также их физическую, техническую подготовленность, условия проведения занятий и другие факторы.

Подбор средств поурочно должен осуществляется с учетом преемственности в изучении предусмотренных программой видов легкой атлетики.

План-конспект урока пишется к каждому уроку по схеме.

 

 

"_____" ______________200…г.

      (дата проведения)

План-конспект урока №

Для учащихся ________________________ классов

Задачи урока_________________________________

Инвентарь___________________________________

Место проведения_____________________________

 

Части урока Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
1 2 3 4

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

Урок принято делить на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.

Такое построение урока обеспечивает постепенное вовлечение занимающихся в основную деятельность, поддержание и эффективное использование достигнутой работоспособности, и, наконец, оптимальное выравнивание функционального состояния организма, снижение уровня физического и эмоционального напряжения. Общая продолжительность урока 40-45 минут. Продолжительность подготовительной части урока-8-12 минут.

В состав комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ) включают 8-10 упражнений которые: формируют правильную осанку, развивают большие группы мышц воздействующих на мышцы рук, плечевого пояса спины, брюшного пресса, ног. Наиболее эффективными средствами активизации функций организма детей является ускоренная ходьба, разновидности бега, изменения темпа бег. Подготовительная часть заканчивается упражнениями умеренной интенсивности, во время которых происходит обучение правильному дыханию.

Задачи основной части:

а) общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и двигательной систем, формирование поддержание правильной осанки, закаливание организма;

б) вооружение занимающихся знаниями в двигательной деятельности, формирование умений и навыков в овладении тем или иным упражнением;

в) развитие двигательных качеств.

Упражнения; используемые в основной должны быть логическим продолжением подготовительной части урока. Предусматривается одна задача по изучению нового материала и не более 2-3 дополнительных для закрепления полученных задач по совершенствованию техники выполнения движений.

Обучение новым, технически сложным двигательным действиям проводят в начале, а закрепляют и совершенствуют усвоенные ранее навыки в середине или ближе к концу основной части.

Упражнения, требующие проявления скоростно-силовых качеств, точной координации и ловкости, выполняют в начале, а действия, связанные с развитием силы и выносливости - в конце основной части. Общая продолжительность -28-32 минуты.

В заключительной части урока выполняются упражнения, снижающие уровень возбуждения и приводящие организм в спокойное состояние.

Применяются простые построения, спокойная ходьба, упражнения на внимание, дыхательные упражнения, спокойные малоподвижные игры.

Средняя продолжительность заключительной части урока-3-5 минут.

 

Участие в соревнованиях

Допускаются к участию в соревнованиях после 1 года учебно-тренировочных занятий. Учащиеся 10-12лет соревнуются внутри класса или школы по выполнению контрольных нормативов и программных требований. Учащиеся 13-14 лет и старшие могут участвовать в соревнованиях вплоть до городского и республиканского масштаба и в течение года участие в 8-10 соревнованиях. По физической подготовке в 3-4 соревнованиях, по легкоатлетическим многоборьям - 4-6 соревнованиях.

Внешкольная спортивно-массовая работа (занятия легкой атлетикой за пределами учебного заведения) включает6 занятия детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских клубах и центрах по месту жительства. Содержание внешкольной спортивно-массовой работы определяется программой по легкой атлетике для детско-юношеских школ. ДЮСШ могут быть комплексными (культивирующие несколько видов спорта) и специализированные (один вид). Они являются важнейшим звеном внешкольной работы с детьми, подростками, юношами и девушками, так как осуществляют подготовку основной массы квалифицированных легкоатлетов.

 

Типовая схема обучения.

При обучении технике легкоатлетических упражнений можно установить общие педагогические положения в типовой схеме, состоящей из трех этапов:

I этап. Задача создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.

Средства:

1.Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения.

2. Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований.

3. Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.

II этап. Задача: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Средства:

1.Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида.

2.Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств применительно к конкретному виду легкой атлетики.

3. Ознакомление с особенностями выполнения упражнения каждым занимающимся, с целью определения основных недостатков, и путей их устранения.

III этап. Задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.

1. Выполнение изучаемого упражнения в целом в соответствии с правилами соревнований.

2. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития физических качеств и техники движений.

3. Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.

Этапы обучения тесно взаимосвязаны и определяют лишь направленность в решение тех или иных задач процесса обучения легкоатлетическим упражнениям.

Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, таких как ходьба и бег, которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики.

Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага в беге на средние и длинные дистанции. Затем переходить к изучению бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта, на вираже, на финише и т.д. Далее изучать технику эстафетного бега, бега с барьерами, препятствиями.

Обучение технике прыжков можно начинать с прыжка в высоту, который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега с активным отталкиванием. Технически сложные виды прыжков: тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом требуют более высокого уровня специальной подготовки занимающихся. Этим видам обучают тогда, когда пройдены прыжки в длину и высоту.

При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т.е. с определенным ритмом движения. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием снарядов различного веса. После этого переходить к овладению техникой толкания ядра, метания мяча, гранаты, копья, молота, диска.

 

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

по лекции «Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях»

 

1. Какие документы составляются учителем физической культуры для грамотного планирования учебного процесса в школе?

2. Расскажите содержание годового плана – графика распределения учебного материала?

3. Когда планируются учебные часы на легкую атлетику?

4. Как правильно составляется план – конспект урока по легкой атлетике?

5. Какие задачи решаются в подготовительной, основной и заключительной части урока?

6. Кроме урочной формы, какие еще применяются формы физического воспитания школьников и студентов?

7. Как организовать секцию по легкой атлетике? Какие виды целесообразно включить в секционные занятия?

8. Какие организации за пределами учебных заведений занимаются подготовкой спортсменов-легкоатлетов?

9. В чем отличительные особенности программ по физическому воспитанию учащихся в ПТУ, ССУЗах и ВУЗах?

10. Как осуществляется контроль за физической подготовленностью учащихся в общеобразовательных школах? В ПТУ и ССУЗах?

11. Какой объем двигательной активности должен выполняться студентами ВУЗов в неделю?

12. Какие методы принимаются для успешного обучения легкоатлетическим упражнениям?

13. Как выделить основное звено легкоатлетического упражнения?

14. Из каких этапов состоит процесс обучения легкоатлетическим упражнениям?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аб увядзеннi-вучэбных праграм i палажэння аб фiзiчным выхаваннi навучэнцаý Рэспублiкi Беларусь: Загады Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ад 12 жнiýня 19993г., №259

2. // Фiзiчная культура i здароý-е, 1995г., №1.

3. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков - Киев,1981.-117с.

4. Матвеев А.П. Методика физического воспитания - М.:Просвещение, 1991.-191с.

5. Программа по физической культуре для учащихся Y-XI классов общеобразовательной школы. Авт.-сост. В.Н.Кряж, А.А.Гужаловский-Мн.,-1999г. - 38с.

6. Программа по физической культуре для учащихся средних специальных учебных заведений. Авт.-сост. В.Н.Кряж, А.А.Кулак, Е.И.Ворсин - Мн.,1999г. - 41с.

7. Программа по физической культуре для учащихся профессионально технических училищ. Авт. - сост. В.Н.Кряж и др.-Мн.-1999.-38с.

8. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь.

9. //Фiзiчная культура i здароý е, №4 - 2000г.,с.3-24.

10. Физическое воспитание студентов и учащихся: Учебное пособие. Под ред.Н.Я.Петрова, В.А.Соколова.- Мн.:Полымя, 1988.-256с.

 

СПФ МВС

Кафедра легкой атлетики

ЛЕКЦИЯ

Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ : Курейчик О.И.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.