Задачи, средства и методы обучения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Задачи, средства и методы обучения

2019-12-17 130
Задачи, средства и методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начиная с 1 класса, в разных возрастных группах здоровые дети составляют лишь 2-9%, многие выпускники школ имеют медицинские ограничения при выборе профессии и более чем половине юношей призывного возраста противопоказана служба в армии. Физическое воспитание в учебных заведениях должно комплексно решать проблему оздоровления учащихся и студентов. Одним из таких средств являются легкоатлетические упражнения.

В процессе обучения технике видов легкой атлетики необходимо решать следующие задачи.

Общепедагогические задачи направлены на формирование нравственного создания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, самовоспитания, эстетического и эмоционального развития личности.

Оздоровительные задачи направлены на укрепления здоровья, профилактику травматизма, содействие правильному физическому развитию.

Прикладные задачи направлены на формирование представлений, знаний, умений, навыков необходимых для будущей профессиональной деятельности, подготовке к службе в вооруженных формированиях республики Беларусь, а также семейной жизни.

Специфические образовательные задачи направлены на формирование знаний, умений и навыков управления относительно простыми движениями, необходимыми для овладения техникой вида, овладение основами техники изучаемого легкоатлетического упражнения техникой специально подготовительных упражнений. Для студентов ВУЗов – овладение знаниями и умениями преподавания видов легкой атлетики.

Учитывая структурную сложность техники видов легкой атлетики, ведущими методами их освоения является разучивание упражнений по частям с последовательным сведением их в целое.

По мере роста физических и двигательных возможностей занимающихся может применяться метод целостного повторения для совершенствования отдельных элементов, для создания необходимого ритма, соотношения и величины мышечных усилий в целостном двигательном действии.

Для младших школьников при сравнительно малом понимании ими своих ощущений подходит наглядный метод. Применение этого метода требует от преподавателя умения образцово демонстрировать детали техники и подводящие упражнения. В крайнем случае, можно продемонстрировать учебный фильм или видео-съемку. Для учащихся старших классов, студентов в связи со способностью длительно концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. Все рассматриваемые методы обучения тесно связаны друг с другом в процессе обучения, но на определенных этапах, какой то из них становиться преобладающим.

Для облегчения обучения сложное упражнение, т.е. целостное действие, разделяют на фазы, выделяя главную фазу в цепочке движений, которой подчиняются все остальные. Главной фазой в ходьбе, беге прыжках является фаза отталкивания, в метаниях - финальное усилие и выпуск снаряда. С обучения этим основным движениям обычно и начинается овладение техникой легкоатлетических видов. После этого следует переходить к изучению вспомогательных фаз и деталей техники, постепенно усложняя само упражнение и условие выполнения. При обучении каждому упражнению в различных видах легкой атлетики внимание занимающихся следует обращать на отдельные стороны движения в определенной последовательности.

Вначале овладеть правильным исходным положением, установить какие части тела участвуют в выполнении движений, уточнить направление движений. После этого следует добиться согласованности в движениях по оптимальной амплитуде и на небольшой скорости. Затем можно постепенно увеличить быстроту движений и выполнять их с нарастающей силой. Такое последовательное овладение основными сторонами движения позволяет конкретно ставить частные задачи и использовать разнообразные методические приемы при обучении технике легкоатлетических упражнений.

На занятиях легкой атлетикой учитель или преподаватель организует выполнение упражнений фронтальным методом (все одновременно), групповым (последовательно, группами), индивидуальным (поочередно, друг за другом). С целью начального обучения следует применять фронтальный метод, реже групповой. Индивидуальный метод применяется на этапе совершенствования.

 

Типовая схема обучения.

При обучении технике легкоатлетических упражнений можно установить общие педагогические положения в типовой схеме, состоящей из трех этапов:

I этап. Задача создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.

Средства:

1.Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения.

2. Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований.

3. Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.

II этап. Задача: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Средства:

1.Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида.

2.Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств применительно к конкретному виду легкой атлетики.

3. Ознакомление с особенностями выполнения упражнения каждым занимающимся, с целью определения основных недостатков, и путей их устранения.

III этап. Задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.

1. Выполнение изучаемого упражнения в целом в соответствии с правилами соревнований.

2. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития физических качеств и техники движений.

3. Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.

Этапы обучения тесно взаимосвязаны и определяют лишь направленность в решение тех или иных задач процесса обучения легкоатлетическим упражнениям.

Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, таких как ходьба и бег, которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики.

Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага в беге на средние и длинные дистанции. Затем переходить к изучению бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта, на вираже, на финише и т.д. Далее изучать технику эстафетного бега, бега с барьерами, препятствиями.

Обучение технике прыжков можно начинать с прыжка в высоту, который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега с активным отталкиванием. Технически сложные виды прыжков: тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом требуют более высокого уровня специальной подготовки занимающихся. Этим видам обучают тогда, когда пройдены прыжки в длину и высоту.

При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т.е. с определенным ритмом движения. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием снарядов различного веса. После этого переходить к овладению техникой толкания ядра, метания мяча, гранаты, копья, молота, диска.

 

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

по лекции «Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях»

 

1. Какие документы составляются учителем физической культуры для грамотного планирования учебного процесса в школе?

2. Расскажите содержание годового плана – графика распределения учебного материала?

3. Когда планируются учебные часы на легкую атлетику?

4. Как правильно составляется план – конспект урока по легкой атлетике?

5. Какие задачи решаются в подготовительной, основной и заключительной части урока?

6. Кроме урочной формы, какие еще применяются формы физического воспитания школьников и студентов?

7. Как организовать секцию по легкой атлетике? Какие виды целесообразно включить в секционные занятия?

8. Какие организации за пределами учебных заведений занимаются подготовкой спортсменов-легкоатлетов?

9. В чем отличительные особенности программ по физическому воспитанию учащихся в ПТУ, ССУЗах и ВУЗах?

10. Как осуществляется контроль за физической подготовленностью учащихся в общеобразовательных школах? В ПТУ и ССУЗах?

11. Какой объем двигательной активности должен выполняться студентами ВУЗов в неделю?

12. Какие методы принимаются для успешного обучения легкоатлетическим упражнениям?

13. Как выделить основное звено легкоатлетического упражнения?

14. Из каких этапов состоит процесс обучения легкоатлетическим упражнениям?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аб увядзеннi-вучэбных праграм i палажэння аб фiзiчным выхаваннi навучэнцаý Рэспублiкi Беларусь: Загады Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ад 12 жнiýня 19993г., №259

2. // Фiзiчная культура i здароý-е, 1995г., №1.

3. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков - Киев,1981.-117с.

4. Матвеев А.П. Методика физического воспитания - М.:Просвещение, 1991.-191с.

5. Программа по физической культуре для учащихся Y-XI классов общеобразовательной школы. Авт.-сост. В.Н.Кряж, А.А.Гужаловский-Мн.,-1999г. - 38с.

6. Программа по физической культуре для учащихся средних специальных учебных заведений. Авт.-сост. В.Н.Кряж, А.А.Кулак, Е.И.Ворсин - Мн.,1999г. - 41с.

7. Программа по физической культуре для учащихся профессионально технических училищ. Авт. - сост. В.Н.Кряж и др.-Мн.-1999.-38с.

8. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь.

9. //Фiзiчная культура i здароý е, №4 - 2000г.,с.3-24.

10. Физическое воспитание студентов и учащихся: Учебное пособие. Под ред.Н.Я.Петрова, В.А.Соколова.- Мн.:Полымя, 1988.-256с.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.