Методика преподавания слов категории состояния — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методика преподавания слов категории состояния

2019-12-17 181
Методика преподавания слов категории состояния 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 7 классе учащиеся знакомятся с категорией состояния как частью речи. Семиклассники еще не изучали односоставных предложений, и поэтому на данном этапе обучения невозможно в полном объеме дать представление об этой группе слов и свойственных им синтаксических функциях (безличные предл.). На изучение данной темы отводится примерно 4 часа плюс 2 часа развития речи.

Знакомство с этой группой слов можно начать с сопоставления предложений со словом тихо, которое в одном случае обозначает признак действия (ответили как? Тихо), примыкает к глаголу, является обстоятельством. В другом предложении это слово обозначает состояние окружающей среды (природы), синтаксически независимо, является сказуемым. Углублять представление о категории состояния можно расширяя примеры, чтоб учащиеся увидели, что слова категории состояния выражают не только состояние природы, но и человека, с разным значением: состояние природы, живых существ, эмоциональное и интеллектуальное состояние человека, оценка положения, ситуации; пространственные и временные отношения (типа поздно, долго, близко, глубоко).

Особую группу категории состояния представляют слова со значением возможности (невозможности), долженствования, необходимости: можно, нельзя, возможно, должно, надобно, надо, нужно, необходимо и др. К этим словам обычно примыкают глаголы в неопределенной форме. Целесообразно познакомить детей со словами категории состояния, образованными от существительных: грех, пора, время, крышка, конец, жаль и др. (Шутить не время. Мне лень вставать). В отличие от исходных существительных, слова категории состояния не изменяются.

Что же следует учесть при изучении данной категории слов? Прежде всего, научить учащихся отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.

Безлично-предикативные слова характеризуются единым значением – выражением состояния или его оценки. Это может быть состояние живых существ, психическое или физическое, состояние природы и окружающей среды, состояние с модальной окраской, оценка состояния с точки зрения морально-этической, с точки зрения протяженности во времени, пространстве и т.д. Состояние, выраженное данной категорией слов, мыслится только безлично: Ребенку больно (ср. Ребенок болеет или Ребенок болен).

В процессе обучения учащихся следует заострить внимание на морфологических признаках категории состояния, знание которых позволит им безошибочно различать эту группу слов от других частей речи.

Морфологические признаки категории состояния следующие:

1. Отсутствие форм склонения и спряжения, т.е. неизменяемость.

2. Наличие суффикса –о у слов, образованных от имен прилагательных и наречий (холодно, обидно, видно, нужно).

3. Способность выражать значение времени, передаваемого связкой, с которой сочетаются безлично-предикативные слова (грустно, было грустно, будет грустно). Отсутствие связки служит показателем настоящего времени.

4. Сохранение форм сравнения словами на –о, образованными от кратких имен прилагательных и наречий. (Было тепло – станет теплее).

5. Соотносительность с теми частями речи, от которых произошла данная категория слов: грустно соотносится со словом грустный, тепло – с теплый. Однако этот признак свойствен не всем безлично-предикативным словам. Например, совестно в современном русском языке не соотносится со словом совестный. Можно не соотносится с можный.

Наиболее четки и определенны синтаксические признаки категории состояния.

1. Существенный признак этих слов – синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении в сочетании с инфинитивом или без него.

2. Безлично-предикативные слова не согласуются и не управляются, они могут сочетаться со связкой отвлеченной или полуотвлеченной (быть, становиться, делаться), выражающей время и наклонение.

3. Категории состояния способны распространяться формами имен существительных и местоимением в дательном падеже без предлога и в родительном и предложном с предлогами, т. е. управлять данными формами. Например, Мне больно твои упреки слушать (Л.); Вам может быть скучно у меня, а я душевно рад (Писем.); На дворе было темно, хоть глаз выколи (Л.).

Кроме того, при безлично-предикативных словах част в употреблении зависимый инфинитив (Снег на прощание с землей переливал такими алмазами, что больно глядеть (Ч.); Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать (Сим.).)

4. В отличие от наречий и прилагательных слова категории состояния никаких слов не определяют. Ср., например, Она смотрела грустно (наречие определяет глагол) – Ее лицо было грустно (краткое прилагательное, определяет имя существительное) – Ей было грустно (безлично-предикативное слово). Таким образом, слова категории состояния выделяются в особую лексико-грамматическую группу на основании семантических, морфологических и синтаксических признаков [10: 358-360].


Заключение

 

Таким образом, методика преподавания наречий и слов категории состояния имеет свои особенности. Наречие изучается в 7 классе. При изучении этой темы необходимо раскрыть синтаксическую функцию данной грамматической категории не только в изолированном предложении, но и как один из способов связи законченных предложений в целом тексте. Следует показать коммуникативное значение изучаемой части речи – текстообразующие возможности наречий, их роль в организации связного высказывания.

Как показывает опыт, особые трудности в изучении данной темы вызывает орфография наречий: различение суффиксов и на конце наречий, слитное-раздельное написание (так как написание многих наречий не подчиняется общим правилам) и пр.

С целью преодоления указанных трудностей особое внимание необходимо уделить словообразовательному и этимологическому анализу наречий. Это не только помогает школьникам справляться с орфографией наречий, но и расширяет представления учеников о жизни слова, что важно для формирования их диалектического мировоззрения.

Учащиеся 7 классов знакомятся со словами категории состояния лишь в небольшом объеме, всего 4 часа отводится на изучение данной темы. Семиклассники еще не изучали односоставных предложений, и поэтому на данном этапе обучения невозможно в полном объеме дать представление об этой группе слов и свойственных им синтаксических функциях. Далее с этой группой слов школьники встречаются в 8 классе при изучении безличных предложений. Главная задача методики преподавания слов категории состояния состоит в том, чтобы научить детей распознавать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния (безлично-предикативные слова) на основе морфологических признаков.


Литература

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1991. С. 109-110.

2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове». М., 1947. С. 344.

3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. I. М., 1967. С. 396

4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.,1990. С. 181-182.

5. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. С. 130.

6. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод. рекомендации к учебнику 7 класса общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М. М. Разумовской. М., 1997. С. 51.

7. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938. С. 113.

8. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростнецова и др. М.: 2005.

9. Ориентировочное планирование по русскому языку для 7 класса на 2004/2005 учебный год / Т.А. Костяева // Русский язык в школе. 2004. № 5–6.

10. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич. М., 1966. С. 268.

11. Справочник школьника по русскому языку. 5–11 классы / Под ред. П.А. Леканта. М., 1996. С. 110.

12. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 2. СПб, 1903. С. 325.

13. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. С. 180-181.


Приложение 1

Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на и »

Цель урока: формирование навыка написания не с наречиями

Работа по развитию речи: составление устного высказывания на грамматическую тему.

Повторение: написание не с различными частями речи.

I. Проверка домашнего задания

1. Упр. 188 проверяется «по цепочке».

2. Один из учащихся составляет связный рассказ о наречии по плану, заранее написанному на доске.

II. Повторение. Не с глаголами.

Выразительно читается текст.

- Какова его основная мысль? (учебник - ценность, созданная трудом сотен людей, и его нужно беречь.) Выписать глаголы с не. Объяснить их написание.

Как обращаться с учебником

Оберните учебник бумагой или вложите его в специальную обложку.

Не загибайте страницы учебника, пользуйтесь закладкой.

Не перегибайте учебник: от этого вырываются страницы.

Не закладывайте в учебник ручку или карандаш: от этого ломается переплет.

Не пишите и не рисуйте в учебниках.

Не берите учебники грязными руками и не читайте их во время еды. Кладите учебники только на чистый стол или парту.

Не читайте учебник на солнце: солнечные лучи обесцвечивают обложку и страницы книги.

Перевертывая страницу, держите ее за верхний край и никогда не слюните пальцы.

(Из кн. "Спутник классного руководителя".)

III. Словарная диктовка

Неисследованная местность, говорил неправду, немигающий взгляд; еще не сделанные чертежи; нестерпимый зной; не проверив работу; не различая дороги; не с кем посоветоваться; скрывать нечего; ненастная ночь; необыкновенный закат; не широкая, а узкая дорожка; неширокая, а рыбная река.

(В последнем словосочетании противительный союз а не обеспечивает раздельное написание не с прилагательным, так как слова широкая и рыбная не являются синонимами.)

Делается вывод о написании не с различными частями речи.

IV. Чтение и анализ § 41. Следует обратить внимание учащихся на то, что в наречиях не на -о, -е не является только частицей (не по-заячьи, не по-нашему).

V. Закрепление материала

1. Подобрать к наречиям низко, плохо, тихо, медленно, мало сначала синонимы с приставкой не, затем антонимы.

Образец: близко - недалеко, далеко.

- Чем будет в данных наречиях не? Составить с любыми двумя наречиями с приставкой не - предложения.

Делается вывод о роли синонимической замены наречия.

2. Записать, объяснив слитное и раздельное написание не с наречиями.

1) Комбайны работали непрерывно. 2) Не оживленно, а вяло и тихо разговаривали уставшие путники. 3) Он рассказывал об этом вовсе не интересно. 4) Прокричала испуганно птица, и стало невыносимо жутко в наступившей тишине. (Дубов.) 5) Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в незнакомую усадьбу. (А. Чехов.) 6) Белая чайка на неподвижно раскинутых крыльях бесшумно скользила над самой шаландой. (В. Катаев.)

- Чем является не вданных наречиях?

3. упр. 191. Рекомендуется подробно остановиться на образце рассуждения, данном в задании к этому упражнению. Упражнение выполняется самостоятельно, один из учащихся записывает его на пленке графопроектора. Проверка правильности выполнения работы проводится методом самоконтроля: школьники сверяют написанное с спроецированным упражнением на доску или экран.

Анализ ошибок.

Вывод: чем может быть не в наречии? (Частицей, частью корня, приставкой.)

Домашнее задание: § 41; обратить внимание на графическое объяснение написания не с наречиями; упр. 192, 194.


Приложение 2

 

Контрольный диктант (№ 8)

Наступление ночи

Я прошел вправо через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, вместе с вечерними парами отовсюду и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась заросшая дорожка. Я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже с трудом различал я отдельные предметы. Поле белело вокруг, за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо раздавались мои шаги в застывшем воздухе. Побледневшее небо стало синеть, но уже это была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем. (120 слов.)

(По И. Тургеневу.)

Грамматическое задание

1. Разобрать морфологически одно из наречий.

2. Разобрать по членам предложения:

1 вариант – предложении с деепричастным оборотом;

2 вариант – предложение с причастным оборотом.

3. Подчеркнуть все наречия в тексте.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.