Методика преподавания наречий и слов категории состояния в школе — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методика преподавания наречий и слов категории состояния в школе

2019-12-17 149
Методика преподавания наречий и слов категории состояния в школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НАРЕЧИЙ И СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В ШКОЛЕ


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1.1 Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе

1.2 Наречие и слова категории состояния как части речи

Глава 2. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

2.1 Методика преподавания наречий

2.2 Методика преподавания слов категории состояния

Заключение

Литература

Приложение 1. План урока по теме: «Слитное и раздельное

написание НЕ с наречиями на и –е»

Приложение 2. Контрольный диктант


Введение

 

Чтобы учащиеся овладели грамотным русским литературным языком, им необходимо усвоить его основные компоненты: звуковую систему, лексику, грамматический строй, условия его формирования и функционирования. В процессе обучения у учащихся формируется представление о наречии как о своеобразной лексико-грамматической группе слов, соотносимой с другими знаменательными словами: прилагательными, существительными, глаголами, числительными, местоимениями. Эта тема порождает определенные трудности опознавания учащимися этой грамматической категории. Кроме того, сравнительно мало уделяется внимания такой теме, как слова категории состояния. Эта область методики в настоящее время слабо разработана. В связи с этим работа является актуальной.

Цель курсовой работы заключается в тщательной проработке методики преподавания наречий и слов категории состояния в школе. Исходя из этого цели в работе были поставлены следующие задачи:

– раскрыть общие принципы методики преподавания морфологии;

– отразить наречие и категорию состояния как части речи;

– показать основные принципы методики преподавания наречий и категории состояния.

Эмпирическую базу исследования составляют работы следующих методистов и языковедов: В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, М. М. Разумовская, Л. А. Тростнецова, И. И Срезневский, А. В. Текучев и др.

Практическая значимость: материалы этой работы могут быть использованы учителями-предметниками при изучении данной темы, а также студентами в процессе обучения методике преподавания русского языка в школе.


Глава 1. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Глава 2. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Заключение

 

Таким образом, методика преподавания наречий и слов категории состояния имеет свои особенности. Наречие изучается в 7 классе. При изучении этой темы необходимо раскрыть синтаксическую функцию данной грамматической категории не только в изолированном предложении, но и как один из способов связи законченных предложений в целом тексте. Следует показать коммуникативное значение изучаемой части речи – текстообразующие возможности наречий, их роль в организации связного высказывания.

Как показывает опыт, особые трудности в изучении данной темы вызывает орфография наречий: различение суффиксов и на конце наречий, слитное-раздельное написание (так как написание многих наречий не подчиняется общим правилам) и пр.

С целью преодоления указанных трудностей особое внимание необходимо уделить словообразовательному и этимологическому анализу наречий. Это не только помогает школьникам справляться с орфографией наречий, но и расширяет представления учеников о жизни слова, что важно для формирования их диалектического мировоззрения.

Учащиеся 7 классов знакомятся со словами категории состояния лишь в небольшом объеме, всего 4 часа отводится на изучение данной темы. Семиклассники еще не изучали односоставных предложений, и поэтому на данном этапе обучения невозможно в полном объеме дать представление об этой группе слов и свойственных им синтаксических функциях. Далее с этой группой слов школьники встречаются в 8 классе при изучении безличных предложений. Главная задача методики преподавания слов категории состояния состоит в том, чтобы научить детей распознавать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния (безлично-предикативные слова) на основе морфологических признаков.


Литература

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1991. С. 109-110.

2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове». М., 1947. С. 344.

3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. I. М., 1967. С. 396

4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.,1990. С. 181-182.

5. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. С. 130.

6. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод. рекомендации к учебнику 7 класса общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М. М. Разумовской. М., 1997. С. 51.

7. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938. С. 113.

8. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростнецова и др. М.: 2005.

9. Ориентировочное планирование по русскому языку для 7 класса на 2004/2005 учебный год / Т.А. Костяева // Русский язык в школе. 2004. № 5–6.

10. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич. М., 1966. С. 268.

11. Справочник школьника по русскому языку. 5–11 классы / Под ред. П.А. Леканта. М., 1996. С. 110.

12. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 2. СПб, 1903. С. 325.

13. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. С. 180-181.


Приложение 1

Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на и »

Цель урока: формирование навыка написания не с наречиями

Работа по развитию речи: составление устного высказывания на грамматическую тему.

Повторение: написание не с различными частями речи.

I. Проверка домашнего задания

1. Упр. 188 проверяется «по цепочке».

2. Один из учащихся составляет связный рассказ о наречии по плану, заранее написанному на доске.

II. Повторение. Не с глаголами.

Выразительно читается текст.

- Какова его основная мысль? (учебник - ценность, созданная трудом сотен людей, и его нужно беречь.) Выписать глаголы с не. Объяснить их написание.

Как обращаться с учебником

Оберните учебник бумагой или вложите его в специальную обложку.

Не загибайте страницы учебника, пользуйтесь закладкой.

Не перегибайте учебник: от этого вырываются страницы.

Не закладывайте в учебник ручку или карандаш: от этого ломается переплет.

Не пишите и не рисуйте в учебниках.

Не берите учебники грязными руками и не читайте их во время еды. Кладите учебники только на чистый стол или парту.

Не читайте учебник на солнце: солнечные лучи обесцвечивают обложку и страницы книги.

Перевертывая страницу, держите ее за верхний край и никогда не слюните пальцы.

(Из кн. "Спутник классного руководителя".)

III. Словарная диктовка

Неисследованная местность, говорил неправду, немигающий взгляд; еще не сделанные чертежи; нестерпимый зной; не проверив работу; не различая дороги; не с кем посоветоваться; скрывать нечего; ненастная ночь; необыкновенный закат; не широкая, а узкая дорожка; неширокая, а рыбная река.

(В последнем словосочетании противительный союз а не обеспечивает раздельное написание не с прилагательным, так как слова широкая и рыбная не являются синонимами.)

Делается вывод о написании не с различными частями речи.

IV. Чтение и анализ § 41. Следует обратить внимание учащихся на то, что в наречиях не на -о, -е не является только частицей (не по-заячьи, не по-нашему).

V. Закрепление материала

1. Подобрать к наречиям низко, плохо, тихо, медленно, мало сначала синонимы с приставкой не, затем антонимы.

Образец: близко - недалеко, далеко.

- Чем будет в данных наречиях не? Составить с любыми двумя наречиями с приставкой не - предложения.

Делается вывод о роли синонимической замены наречия.

2. Записать, объяснив слитное и раздельное написание не с наречиями.

1) Комбайны работали непрерывно. 2) Не оживленно, а вяло и тихо разговаривали уставшие путники. 3) Он рассказывал об этом вовсе не интересно. 4) Прокричала испуганно птица, и стало невыносимо жутко в наступившей тишине. (Дубов.) 5) Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в незнакомую усадьбу. (А. Чехов.) 6) Белая чайка на неподвижно раскинутых крыльях бесшумно скользила над самой шаландой. (В. Катаев.)

- Чем является не вданных наречиях?

3. упр. 191. Рекомендуется подробно остановиться на образце рассуждения, данном в задании к этому упражнению. Упражнение выполняется самостоятельно, один из учащихся записывает его на пленке графопроектора. Проверка правильности выполнения работы проводится методом самоконтроля: школьники сверяют написанное с спроецированным упражнением на доску или экран.

Анализ ошибок.

Вывод: чем может быть не в наречии? (Частицей, частью корня, приставкой.)

Домашнее задание: § 41; обратить внимание на графическое объяснение написания не с наречиями; упр. 192, 194.


Приложение 2

 

Контрольный диктант (№ 8)

Наступление ночи

Я прошел вправо через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, вместе с вечерними парами отовсюду и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась заросшая дорожка. Я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже с трудом различал я отдельные предметы. Поле белело вокруг, за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо раздавались мои шаги в застывшем воздухе. Побледневшее небо стало синеть, но уже это была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем. (120 слов.)

(По И. Тургеневу.)

Грамматическое задание

1. Разобрать морфологически одно из наречий.

2. Разобрать по членам предложения:

1 вариант – предложении с деепричастным оборотом;

2 вариант – предложение с причастным оборотом.

3. Подчеркнуть все наречия в тексте.

 

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НАРЕЧИЙ И СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В ШКОЛЕ


Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.