Профессионально важные качества психолога — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Профессионально важные качества психолога

2019-12-17 142
Профессионально важные качества психолога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3. Психолог как личность и профессионал.

План

Профессионально важные качества психолога.

2. Отличия профессионального психолога и психолога–любителя.

3.Структура профессиональной деятельности психолога.

4.Психологические профессии по отношению к академической и практической психологии.

5. Проблема профессиональной деструкции психолога.

Структура профессиональной деятельности психолога.

Деятельность психолога, как и любая деятельность, имеет свою структуру. Рассмотрим основные элементы деятельности.

Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются личность, ее индивидуальные особенности, психофизиологические и психические процессы, свойства, состояния, а также социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях поведения, деятельности и взаимодействия людей.

Содержание профессиональной деятельности психолога непосредственновытекает из функций профессиональной деятельности специалиста и включает сферы и виды профессиональной деятельности.

Специалист может выполнять следующие функции:

· постановка задач;

· выработка и принятие решения;

· психодиагностика;

· психокоррекция;

· мотивирование деятельности;

· прогнозирование и целеполагание;

· планирование деятельности;

· проектирование;

· организация обеспечения деятельности и взаимодействия людей;

· адаптация, обучение, развитие;

· контроль и учет результатов деятельности;

· координация и коррекция деятельности и поведения.

Сферы профессиональной деятельности специалиста.

Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее мож­но разделить на два основных направления: научную (академическую, фундаментальную) и практичес­кую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. На стыке этих направлений выделяется прикладная психология (рисунок 1).

В соответствии с направлениями психологии можно выделить следующие сферы деятельности психолога:

· в сфере академической психологии психолог может быть теоретиком-исследователем, научным работником;

· в сфере практической психологии – практический психолог;

· промежуточное положение занимает психолог-преподаватель.

Рисунок 1 – Направления психологии

Виды профессиональной деятельности

- научно-исследовательская;

- учебно-воспитательная;

- экспертно-консультационная;

- коррекционно-реабилитационная;

- социально-адаптационная;

- культурно-просветительская;

- инновационная.

Задачи профессиональной деятельности:

· осуществлять образовательную и учебно-методическую работу в области психологии и смежных с ней наук;

· планировать, организовывать и проводить психопрофилактическую, психодиагностическую, психокоррекционную, психоконсультативную и психотерапевтическую работу;

· вести теоретические и прикладные научные исследования;

· распространять психологические знания среди всех социальных групп и слоев населения, оказывать психологические услуги;

· использовать знания и навыки управления трудовыми коллективами и применять их на практике;

· использовать научные методы исследований при анализе современных социально-политических и социально-экономических процессов.

Тема 3. Психолог как личность и профессионал.

План

Профессионально важные качества психолога.

2. Отличия профессионального психолога и психолога–любителя.

3.Структура профессиональной деятельности психолога.

4.Психологические профессии по отношению к академической и практической психологии.

5. Проблема профессиональной деструкции психолога.

Профессионально важные качества психолога

 

Состояния человека при взаимодействии с окружающим миром проявляются как человеческие качества. Основными человеческими состояниями и качествами являются адекватность ситуации, активность, целесообразность, духовность, восприимчивость.

Для профессиональной деятельности определяющие значения имеют профессионально важные качества. Именно эти качества позволяют успешно реализовывать необходимую деятельность. В процессе своей деятельности психолог неизбежно проецирует свои переживания, свой внутренний мир па возникающие ситуации. Также на его работу оказывает влияние отношение как к миру, так и социально-экономическим и политическим проблемам.

Как наиболее важные профессиональные качества психолога (помимо качеств, которые необходимы в любой другой профессии: ответственность, добросовестность, терпимость и т.п.) можно выделить следующие.

Эмпатия — это способность к сопереживанию, ставить себя на место другого. Эмпатия — способ понимания без осмысления, проникновение в эмоциональный мир другого человека.

Открытость — постоянная готовность взаимодействовать с окружающим миром.

Самообладание — умение контролировать свои настроение и чувства, сохранение спокойствия и невозмутимости в любой ситуации. Особенно это сложно, когда заказчик или клиент ведет себя агрессивно, навязчиво, капризно и т.п. Сохранение границ собственного "Я" позволяет контролировать поступающую через органы чувств информацию из внешнего реального мира в любых ситуациях.

Конгруэнтность (лат. — соразмерный, соответствующий) — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей. Данный термин был введен в психологию К. Роджерсом.

Интерес к людям — эмоционально положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям, сопровождающееся желанием и стремлением общаться с ними, узнавать их.

Умение признавать ошибки — это одно из важных качеств, которые позволяют исправлять ошибки и самосовершенствоваться.

Стрессоустойчивостъ — способность человека переносить значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, обусловленные нагрузками профессиональной деятельности.

Рефлексия — способность человека к критическому самоанализу, способность к размышлению о смысле человеческого существования.

Понятийность мышления — способность адекватно воспринимать реальную ситуацию, т.е. умение выделять суть объекта или явления, умение видеть причину и прогнозировать последствия, систематизировать информацию и строить целостную картину мира.

Коммуникативность — способность быстро и легко находить общий язык с людьми. Для психолога необходимо разговаривать понятным для заказчика или клиента языком. Важно уметь приближать свою речь к речи собеседника для улучшения контакта при умении психологически корректно взаимодействовать с сохранением дистанции.

Важно помнить, что личность человека не является механической суммой психологических качеств. Эти психологические качества интегрированы в единой личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, где доминируют высшие духовные потребности.

Таким образом, практическая этика является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую реальность человека. Современная жизнь человека в обществе протекает так, что, по существу, любая сфера общественной жизни оказывает в той или иной мере на него такое воздействие. Решение профессионально этических проблем помогает успешно функционировать как в своей профессиональной среде, так и в обществе в целом.

Цели и ценностные ориентации профессионала выходят за рамки профессии и касаются не только этики (в ее философской традиции), но и затрагивают мировоззрение в более широком смысле. Профессиональное самосознание специалиста начинается с рефлексии проблем своей профессиональной деятельности. Такое осознание является отличной мотивационной основой и для получения знаний, необходимых для решения проблем, а для психолога — необходимых еще и для собственного личностного роста. Само ощущение непрекращающегося процесса собственного профессионального и личностного роста (неизбежного через преодоление множества внутренних и внешних проблем) в итоге обеспечивает ощущение настоящего счастья и удовлетворения профессионала.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.