Освещение придомовой территории — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Освещение придомовой территории

2019-09-26 128
Освещение придомовой территории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Освещение придомовой территории

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила № 491 не содержат https://vk.com/aspects_zhkh?w=wall-115093447_1074

В соответствии с п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», действие которых распространяется на управляющие организации, территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым основным входом в жилой дом должны быть установлены светильники, обеспечивающие на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк, для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола. Должно быть также предусмотрено освещение пешеходной дорожки у входа в здание.

Доводы ответчика о том, что указанные работы не включены в перечень обязательных работ по текущему ремонту, а также об отсутствии решения общего собрания об их проведении, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно вышеуказанному заключению эксперта соответствующие работы не относятся ни к текущему, ни к капитальному ремонту. Вместе с тем они являются необходимыми в рамках надлежащего содержания общего имущества. Установку распределительного щита судебная коллегия расценивает также как услугу, необходимую для обслуживания имеющегося общего имущества жилого дома в части освещения его фасадов, входов в подъезды, пешеходных дорожек https://vk.com/aspects_zhkh?w=wall-115093447_1055

По мнению Минстроя России, организация ремонта уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления
Разъясняется, что исчерпывающий перечень имущества, составляющего общее имущество в многоквартирном доме, установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. В указанный перечень сети наружного освещения придомовой территории не включены. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению действующее законодательство не содержит.

Cети наружного освещения придомовой территории не включены в Постановление РФ №491.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2013 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа, в том числе и освещение улиц. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

< Письмо> Минстроя России от 18.09.2017 N 33418-АЧ/04< Об организации ремонта уличного (дворового) освещения>

 

<Письмо> Минстроя России от 18.09.2017 N 33418-АЧ/04 <Об организации ремонта уличного (дворового) освещения>

 

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

От 18 сентября 2017 г. N 33418-АЧ/04

 

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил N 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила N 491 не содержат.

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№47-АПГ18-4

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва ≪3≫ октября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда

Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по апелляционным жалобам Орского городского Совета депутатов

Оренбургской области и администрации города Орска Оренбургской области

на решение Оренбургского областного суда от 22 мая 2018 года, которым

частично удовлетворен административный иск региональной общественной

организации ≪Объединение советов многоквартирных домов ≪Народное

ЖКХ≫ об оспаривании пунктов 5.5.8 и 6.3.3 Правил благоустройства

территории города Орска, утвержденных решением Орского городского

Совета депутатов Оренбургской области от 25 сентября 2017 года № 28-487.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации

Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры

Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по

административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Орского городского Совета депутатов от 25 сентября

2017 года № 28-487 утверждены Правила благоустройства территории города

Орска.

2

Пунктом 5.5.8 данных Правил предписано следующее: ≪собственники

помещений в многоквартирных домах или лица, осуществляющие по

договору управление/эксплуатацию многоквартирными домами,

обеспечивают в темное время суток наружное освещение дворовых

территорий, фасадов, подъездов, строений и адресных таблиц (указатель

наименования улицы, номера дома, подъездов, квартир) на домах≫.

Пунктом 6.3.3 этих же Правил предписано следующее: ≪эксплуатацию

дворового освещения, козырькового освещения и освещения адресных

таблиц (указатели наименования улиц, номеров домов) домов обеспечивают

собственники помещений в многоквартирных домах либо лица,

осуществляющие по договору управление или эксплуатацию

многоквартирными домами≫.

Региональная общественная организация ≪Объединение советов

многоквартирных домов ≪Народное ЖКХ≫ обратилась в Оренбургский

областной суд с административным исковым заявлением о признании

приведенных норм правил благоустройства недействующими, ссылаясь на

то, что данные нормы не соответствуют законодательству, имеющему

большую юридическую силу, приняты с нарушением положений статьи 85

Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса

Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона 6 октября 2003 года

№ 131-ФЗ ≪Об общих принципах организации местного самоуправления≫,

поскольку незаконно возлагают на собственников помещений в

многоквартирных домах или лиц, осуществляющих по договору управление

(эксплуатацию) многоквартирными домами, обязанность обеспечивать

наружное освещение дворовых территорий, возлагают на собственников

бремя содержания имущества, которое им не принадлежит.

Решением Оренбургского областного суда от 22 мая 2018 года

административный иск удовлетворен частично. Пункты 5.5.8 и 6.3.3

оспариваемых правил благоустройства признаны судом не действующими со

дня вступления в законную силу решения суда в следующей части: ≪в части

возложения на собственников помещений в многоквартирных домах или лиц,

осуществляющих по договору управление и (или) эксплуатацию

многоквартирными домами, обязанности по обеспечению и эксплуатации в

темное время суток наружным освещением дворовых территорий≫. В

удовлетворении административного иска в остальной части судом отказано.

В апелляционных жалобах Орский городской Совет депутатов

Оренбургской области и администрация города Орска Оренбургской области

просят решение суда отменить и принять по административному делу новое

решение об отказе удовлетворении административного иска. Ссылаются на

то, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для

обращения в суд. Считают, что производство по административному делу

подлежит прекращению, так как административный истец не является

субъектом регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом

правоотношений, федеральным законодательством не предусмотрено право

региональной общественной организации ≪Объединение советов

3

многоквартирных домов ≪Народное ЖКХ≫ на обращение в суд в защиту

прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных

интересов, административный истец не доказал нарушение его прав, а также

нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц. Полагают

несостоятельными выводы суда первой инстанции о наличии правовой

неопределенности в оспариваемых правилах благоустройства, а именно, в

понятии ≪дворовая территория≫. Полагают, что из положений статьи 262

Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального

закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ ≪О введении в действие

Жилищного кодекса Российской Федерации≫, статей 36 и 46 Жилищного

кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской

Федерации, пункта 1.9 Методических рекомендаций по финансовому

обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда,

утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 28 декабря

2000 года № 303, возможно определить, какая территория относится к

понятию ≪дворовая территория≫.

Относительно доводов апелляционной жалобы Орского городского

Совета депутатов региональной общественной организацией ≪Объединение

советов многоквартирных домов ≪Народное ЖКХ≫ представлены

письменные возражения.

Прокурором, участвующим в административном деле, представлены

письменные возражения относительно доводов апелляционных жалоб

Орского городского Совета депутатов и администрации города Орска

Оренбургской области.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы

апелляционных жалоб и возражений против их удовлетворения, Судебная

коллегия по административным делам Верховного Суда Российской

Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его

правильным.

Согласно пункту ≪н≫ части 1 статьи 72 Конституции Российской

Федерации установление общих принципов организации системы органов

государственной власти и местного самоуправления находится в совместном

ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции

Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации

обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного

значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной

собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют

муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют

местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют

охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного

значения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона

≪Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

4

Федерации≫ по вопросам местного значения населением муниципальных

образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и

должностными лицами местного самоуправления принимаются

муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить

Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным

законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и

иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также

конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам

субъектов Российской Федерации.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 этого же федерального закона к вопросам

местного значения городского округа отнесено утверждение правил

благоустройства территории городского округа.

Пунктом 11 части 10 статьи 35 указанного федерального закона

утверждение правил благоустройства территории муниципального

образования отнесено к исключительной компетенции представительного

органа муниципального образования.

Проверив порядок принятия, введения в действие оспариваемого

нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к правильному

выводу о том, что решение Орского городского Совета депутатов

Оренбургской области, которым утверждены оспариваемые правила

благоустройства, опубликованные в печатном издании ≪Орская газета≫ от

27 сентября 2017 года, принято в пределах предоставленных полномочий, в

соответствии с установленным положениями части 3 статьи 37 Устава

муниципального образования ≪Город Орск≫ порядком.

Признавая законными процедуру и порядок принятия оспариваемого

нормативного правового акта, учитывая положения подпунктов ≪б≫ и ≪г≫

пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,

утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от

13 августа 2006 года №491, а также положения санитарно-

эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10

≪Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в

жилых зданиях и помещениях≫ (пункты 2.12, 5.4, 5.5 и 5.6), суд первой

инстанции, вместе с тем, пришел к выводу о незаконности оспариваемых

норм и признал недействующими оспариваемые положения правил

благоустройства в названной выше части.

Пункт 5.5.8 оспариваемых правил благоустройства предусматривает

обязанность собственников помещений в многоквартирных домах или лиц,

осуществляющих по договору управление (эксплуатацию)

многоквартирными домами, обеспечивать наружное освещение дворовых

территорий.

Пункт 6.3.3 этих же правил возлагает на собственников помещений в

многоквартирных домах либо лиц, осуществляющих по договору управление

или эксплуатацию многоквартирными домами, обязанность по эксплуатации

дворового освещения.

5

Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, ни Земельный

кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской

Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержат

понятия ≪дворовая территория≫; не дано этому понятию определения также и

в оспариваемых правилах благоустройства.

Так в пункте 2.23 оспариваемых Правил дано определение понятия

≪отведенная территория≫, пункты 2.31 и 2.32 этих же Правил содержат

определения понятий ≪придомовая территория≫ и ≪прилегающая

территория≫.

Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях

Конституционного суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года

№ 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от

21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29

ноября 2007 года № 48 ≪О практике рассмотрения судами дел об

оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части≫, суд

первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при

отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится

к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети

наружного освещения дворовой территории входят в состав общего

имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по

организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого

для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и

имущество не принадлежат.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда

Российской Федерации согласилась с выводами суда первой инстанции,

поскольку отсутствие четкого определения, какой именно земельный участок

относится к дворовой территории, не отвечает критерию формальной

определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование

правовых понятий, а поэтому дает возможность свободного

(расширительного) толкования этого термина.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом

трехмесячного срока на обращение в суд как основании к отказу в

удовлетворении административного иска, а также об отсутствии

процессуального права у административного истца на обращение в суд в

защиту интересов неопределенного круга лиц являются несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного

судопроизводства Российской Федерации с административным исковым

заявлением о признании нормативного правового акта не действующим

полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых

применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений,

регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они

полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и

законные интересы.

6

Как следует из материалов дела, административный истец

осуществляет управление жилым и нежилым фондом, а также содержание

общего имущества в отношении 6 многоквартирных домов, расположенных в

городе Орске Оренбургской области, соответственно, оспариваемый

нормативный правовой акт безусловно затрагивает его законные интересы.

Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного

судопроизводства Российской Федерации административное исковое

заявление о признании нормативного правового акта недействующим может

быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного

правового акта.

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и

обоснованным. Доводы апелляционных жалоб основаны на неверном

истолковании норм материального и процессуального права, выводы суда

первой инстанции о противоречии (в части) оспариваемых норм

федеральному законодательству не опровергают и основаниями для отмены

решения суда являться не могут.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309

Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда

Российской Федерации

определила:

решение Оренбургского областного суда от 22 мая 2018 года оставить

без изменения, апелляционные жалобы Орского городского Совета депутатов

Оренбургской области и администрации города Орска Оренбургской области

- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи__

ВВзять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

РосКвартал - Интернет-портал для УО, ТСЖ, РСО: https://roskvartal.ru/

 

Освещение придомовой территории

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила № 491 не содержат https://vk.com/aspects_zhkh?w=wall-115093447_1074

В соответствии с п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», действие которых распространяется на управляющие организации, территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым основным входом в жилой дом должны быть установлены светильники, обеспечивающие на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк, для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола. Должно быть также предусмотрено освещение пешеходной дорожки у входа в здание.

Доводы ответчика о том, что указанные работы не включены в перечень обязательных работ по текущему ремонту, а также об отсутствии решения общего собрания об их проведении, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно вышеуказанному заключению эксперта соответствующие работы не относятся ни к текущему, ни к капитальному ремонту. Вместе с тем они являются необходимыми в рамках надлежащего содержания общего имущества. Установку распределительного щита судебная коллегия расценивает также как услугу, необходимую для обслуживания имеющегося общего имущества жилого дома в части освещения его фасадов, входов в подъезды, пешеходных дорожек https://vk.com/aspects_zhkh?w=wall-115093447_1055

По мнению Минстроя России, организация ремонта уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления
Разъясняется, что исчерпывающий перечень имущества, составляющего общее имущество в многоквартирном доме, установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. В указанный перечень сети наружного освещения придомовой территории не включены. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению действующее законодательство не содержит.

Cети наружного освещения придомовой территории не включены в Постановление РФ №491.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2013 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа, в том числе и освещение улиц. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

< Письмо> Минстроя России от 18.09.2017 N 33418-АЧ/04< Об организации ремонта уличного (дворового) освещения>

 

<Письмо> Минстроя России от 18.09.2017 N 33418-АЧ/04 <Об организации ремонта уличного (дворового) освещения>

 

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.