Роль института парламентаризма — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Роль института парламентаризма

2019-11-28 126
Роль института парламентаризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роль института парламентаризма

В становлении и развитии белорусской государственности

После распада СССР бывшим советским республикам нужно было в кратчайшие сроки обеспечить законодательное закрепление государственности, интегрироваться в уже сложившиеся мировые связи, создать надежные правовые механизмы реализации национальных интересов.

25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» от 27 июля 1990 г. статуса конституционного закона. Беларусь стала парламентской республикой. Функции Парламента в стране выполнял Верховный Совет Республики Беларусь (разделения на две палаты тогда еще не было).

Успешное развитие Республики Беларусь во многом зависело от того, насколько созданные правовые институты соответствовали избранным приоритетам, отвечали интересам народа и требованиям развития суверенного государства.

Предполагалось, что Верховный Совет будет способен вывести страну из кризиса. Однако этого не произошло. Эффективному проведению политических и экономических преобразований мешало то, что исполнительная и судебная ветви власти были полностью подчинены Верховному Совету и не могли принимать независимых решений. Кроме того, работу Верховного Совета дестабилизировали острая фракционная борьба и личные амбиции части депутатов. Их заседания больше напоминали митинги, а принимаемые законы зачастую были оторваны от жизни.

Экономика находилась в состоянии хаоса, быстро снижался уровень жизни населения, авторитет власти падал. Однако вместо поиска путей выхода из кризисной ситуации руководство Верховного Совета продолжало заниматься дележом власти. Для создания подлинно правового демократического государства, последовательно проводящего политику в интересах народа, требовалось на практике реализовать принцип разделения властей и создать по-настоящему работоспособный представительный и законодательный орган.

Переломным моментом в новейшей истории Беларуси стал выбор народа в пользу курса, предложенного Президентом страны Александром Григорьевичем Лукашенко. На состоявшемся 24 ноября 1996 г. референдуме граждане проголосовали за твердую власть, стабильность и законность. Принятая в новой редакции Конституция провозгласила Республику Беларусь демократическим социальным правовым государством, высшей ценностью и целью которого являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Ответственность за создание условий для свободного и достойного развития личности взяло на себя государство.

Результатами конституционной реформы явились установление оптимального разграничения полномочий между ветвями власти, создание эффективного механизма их конструктивного взаимодействия при координирующей роли Главы государства.

Создание двухпалатного Парламента (Национального собрания Республики Беларусь) стало важным фактором формирования правового фундамента, обеспечившего последовательное проведение намеченных социально-экономических преобразований.

В новом Парламенте были учтены интересы органов территориального самоуправления, обеспечено более полное представительство всех слоев общества, оптимизирована численность парламентариев. Если в состав Верховного Совета входило 260 парламентариев, то в современный двухпалатный Парламент – 174.

Благодаря продуманному разграничению полномочий палат и тому, что проекты законов стали проходить через «двойное сито» экспертных проверок, принимаемые решения приобрели более взвешенный и ответственный характер.

Важно также и то, что депутаты стали выполнять свои функции на профессиональной основе. По-настоящему заработали постоянные комиссии Палаты представителей. На их долю сегодня приходится основная часть всей законотворческой деятельности, что позволяет снять большинство дискуссионных вопросов еще до начала обсуждения законов в Овальном зале.

За два десятилетия усилиями парламентариев шести созывов в стране создана качественно новая законодательная база, учитывающая отечественный и зарубежный опыт. Принятые законы охватывают все сферы жизнедеятельности общества. Обеспечена законодательная поддержка проводимых в стране преобразований.

Важнейшими чертами законодательного процесса стали социальная направленность и эволюционный системный подход к трансформации правовых отношений, что позволило не только обеспечить стабильность и развитие экономики, но и приступить к осуществлению таких крупных социальных проектов, как реформирование систем образования и здравоохранения, возрождение села, развитие малых городов.

Особую роль в определении принципов работы Парламента, оптимизации подходов к организации законодательной деятельности сыграла позиция Главы государства. Ежегодные послания Президента страны белорусскому народу и Национальному собранию, его регулярные встречи с депутатами стали определяющими факторами развития белорусского парламентаризма. По инициативе белорусского лидера законотворческий процесс стал осуществляться на плановой основе.

 

Порядок избрания депутатов

Правовую основу деятельности Парламента составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», а также регламенты палат Национального собрания.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента – четыре года. В настоящее время работают Палата представителей и Совет Республики шестого созыва.

В Конституции закреплен принцип самоорганизации палат Национального собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает порядок работы в принимаемом ею регламенте. Общий орган палат отсутствует.

Справочно.

Двухпалатные парламенты существуют в таких развитых странах, как Германия, Италия, Россия, США, Франция, Япония и др.

Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний (например, во время обращений Президента Республики Беларусь с ежегодными посланиями к белорусскому народу и Парламенту, заслушивания отчетов Правительства).

Совет Республики является палатой территориального представительства. Полный состав верхней палаты – 64 человека. От каждой области и г.Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и г.Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, в г.Минске не менее пяти лет.

В Палате представителей насчитывается 110 депутатов. Они избираются гражданами на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может стать гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Таким образом, в Беларуси действует мажоритарная избирательная система.

Справочно.

Порядок формирования Национального собрания отвечает мировой практике. Как правило, нижние палаты парламентов формируются путем всеобщих и прямых выборов. Для верхних палат характерно бóльшее разнообразие, хотя в большинстве стран состав верхней палаты избирается.

В отличие от смешанной или пропорциональной избирательной системы мажоритарная система проста, понятна и более справедлива. Люди голосуют за каждого кандидата в отдельности, который должен заслужить доверие избирателей.

Справочно.

Политологи обращают внимание на то, что «основной недостаток пропорциональной системы состоит в том, что люди ориентируются на хорошо известного партийного лидера. Он приводит к власти людей, которых зачастую не знает никто. Причем избиратель не может оказывать на них влияния».

Вместе с тем в Беларуси существует эффективная законодательная база для деятельности политических партий. Если партии смогут убедить избирателей, что действуют в их интересах, они получат реальный шанс расширить свое представительство в Парламенте.

Депутаты осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.

Палата представителей, Совет Республики избирают из своего состава соответственно Председателя Палаты представителей и его заместителя, Председателя Совета Республики и его заместителя.

Для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, организации работы постоянных комиссий и иных органов палат Парламента создаются Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики.

Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики являются постоянно действующими коллегиальными органами, подотчетными соответственно Палате представителей и Совету Республики.

В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий Палаты представителей.

В состав Президиума Совета Республики входят Председатель Совета Республики, его заместитель, председатели постоянных комиссий Совета Республики.

Палата представителей и Совет Республики избирают постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания.

Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами палат Парламента и избираются из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики соответствующей палатой Национального собрания на срок полномочий палаты в составе председателя, его заместителя и членов постоянных комиссий.

Каждый депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут входить в состав только одной из постоянных комиссий. Председатели палат Национального собрания и их заместители не могут входить в состав постоянных комиссий.

В белорусском Парламенте шестого созыва представлены все социальные группы общества. Парламентарии имеют высокий образовательный и профессиональный уровень.

Роль института парламентаризма


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.