Организация работы специалистов психофизиологических подразделений в зоне чрезвычайной ситуации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация работы специалистов психофизиологических подразделений в зоне чрезвычайной ситуации

2019-11-28 229
Организация работы специалистов психофизиологических подразделений в зоне чрезвычайной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Начальник отдела психофизиологического обеспечения Региональной дирекции медицинского обеспечения на Октябрьской железной дороге

Фокин С.П.

 

В Российской Федерации оказание психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) возложено на специалистов психологической службы МЧС. В чрезвычайных ситуациях к оказанию психологической и психиатрической помощи пострадавшим, соответствии с приказом МЗ РФ от 24 октября 2002 года N 325 «О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях» привлекаются соответствующие подразделения и специалисты здравоохранения.

Введение в штат негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» (далее – НУЗ) специалистов психофизиологических подразделений создало условия для организации психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте силами НУЗ до прибытия специалистов из МЧС.

Задачей специалистов психофизиологических подразделений НУЗ (далее – специалист НУЗ) при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте является оказание психологической помощи пострадавшим:

1. Оказание экстренной психологической помощи.

2. Оказание психологической помощи в виде «информационной поддержки» пострадавшим, к которым нет физического доступа (завалы, зажимы и т.д.).

Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим при ЧС обусловлено необходимостью регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с чрезвычайным событием у пострадавших. Так как психическая реакция человека на экстремальные условия, особенно в случаях гибели людей, может надолго лишить человека способности к рациональным поступкам и действиям, несмотря на "психологическую защиту", способствующую предотвращению дезорганизации психической деятельности и поведения.

Основными действиями специалистов психофизиологических подразделений НУЗ в зоне ЧС являются:

1. Создание оптимальных условий для работы спасателей и медицинских работников на месте ЧС.

Под созданием оптимальных условий для работы медицинских работников и спасателей на месте ЧС понимаются мероприятия проводимые специалистами по предотвращению развития паники, агрессии, массовой истерии среди пострадавших. Из числа пострадавших по внешним признакам необходимо вычислить и изолировать от окружающих лиц в состоянии агрессии, истерии, двигательном возбуждении, паники.

2. Оказание пострадавшим психологической помощи.

С этой целью специалист НУЗ должен провести:

анализ ситуации (количество пострадавших, нуждающихся в психологической помощи; условия предполагаемой работы (дислокация пострадавших); место работы с пострадавшими);

сортировку пострадавших по видам требуемой психологической помощи (нуждающиеся в экстренной психологической помощи; нуждающиеся в психологической помощи в виде «информационной поддержки»);

сортировку пострадавших по очередности оказания экстренной психологической помощи.

3. Оказание психологической помощи медицинским работникам НУЗ и работникам ОАО «РЖД», участвующим в ликвидации ЧС.

4. Оказание психологической помощи пострадавшим при ЧС, поступившим на стационарном лечении в НУЗ.

Таким образом, действия специалистов психофизиологических подразделений при чрезвычайных ситуациях направлено на преодоление острого эмоционального шока, устранения острых реакций на стрессовую ситуацию, предупреждение развития посттравматического стрессового расстройства у потерпевших и в первую очередь у работников локомотивных бригад.

 

__________________________

 

Медико-психологическое обеспечение и проведение восстановительных (коррекционных) мероприятий работникам локомотивных бригад после тяжелых стрессовых ситуаций

Ведущий физиолог отдела психофизиологического обеспечения Региональной дирекции медицинского обеспечения

на Забайкальской железной дороге

Осипов В.И.

 

Посттравматическое стрессовое расстройство – это специфическая, отсроченная во времени, форма нарушения психики, вызванная однократным или повторяющимся (накопленным) воздействием стресс фактора, выходящего за пределы жизненного опыта личности, субъективно воспринимаемого как необычный, и вызывающий, как правило, необычайно сильные эмоциональные реакции.

Динамика посттравматического стрессового расстройства включает в себя четыре этапа:

    Первый этап - фаза отрицания или шока.

     Второй этап - фаза агрессии и вины.

     Третий этап – фаза депрессии.

     Четвёртый этап - фаза исцеления.

Для диагностики посттравматического стрессового расстройстваиспользуется большой комплекс специально сконструированных клинико-психологических и психометрических методик.

Симптоматика включает девять основных симптоматических расстройств, выделенных в результате комплексного клинического, эмпирического и аналитического исследования:

Соматизация.

Обессивно-компульсивные расстройства.

Межличностная сензитивность.

Депрессия.

Тревожность.

Враждебность.

Фобическая тревожность.

Паранойяльные симптомы.

Психотизм.

Критерии дифференциальной диагностики острой реакции на стресс, посттравматического стрессового расстройства, расстройств адаптации при стрессе:

1. Острая реакция на стресс (ОСР) - симптомы сохраняются до одного месяца.

2. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - симптомы сохраняются более одного месяца.

3. Отсроченные реакции на стресс (отсроченное ПТСР) - симптомы появляются после трех, шести месяцев, иногда через несколько лет.

В психоаналитической концепции травматического невроза выделяют три базовых убеждения: о доброжелательности окружающего мира, о справедливости окружающего мира, о ценности и значимости собственного "Я", которые имеются у подавляющего большинства психически здоровых людей. Разрушение иллюзий под воздействием стресса вызывает цепную реакцию во внутреннем мире человека, приводя его в состояние дезинтеграции.

Восстановительные (коррекционные) мероприятия работникам локомотивных бригад после тяжелых стрессовых ситуаций

Задачи психологической помощи:

1. Обеспечить реадаптацию к обычным условиям жизни.

2. Найти позитивные ресурсы в решении смыслового конфликта и обеспечить позитивную интеграцию личности.

3. Завершить прошлое.

4. Восстановить чувства безопасности и самоконтроля.   

5. Восстановить социальные связи и отношения.

6. Определить оптимальную для личности меру ответственности.

Профилактика развития ПТСР - это деятельность или комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление профессионального здоровья, предупреждение психических и психосоматических расстройств.

Задачи профилактики: предупреждение и преодоление неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Система профилактики:

1. Психологическая подготовка (развитие психологической готовности и психологической устойчивости, управление психическими состояниями);

2. Психологическая коррекция (преодоление негативных психических состояний);

3. Психологическая реабилитация (восстановление, коррекция и компенсация).

Психотерапия посттравматических стрессовых расстройств особый вид межличностного взаимодействия, при котором человеку оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у него проблем или затруднений психического характера.

Экстренная психологическая помощь - система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события и имеющая целью регуляцию актуального - психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Целью оказания экстренной психологической помощи является поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работа с вновь возникшими (в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями.

__________________________

 

 

Особенности организации и проведения комплекса мероприятий с машинистами-первозимниками (машинистами первого года) в рамках психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности работников локомотивных бригад

Начальник лаборатории психофизиологического обеспечения

НУЗ «Узловая больница на станции Тайга ОАО «РЖД»

Батурина Т.В.

 

Цели и задачи проведения комплекса мероприятий психофизиологического сопровождения деятельности машинистов – первозимников:

1. Повышение уровня профессионально важных качеств молодых машинистов.

2. Контроль изменений функционального состояния.

3. Повышение уровня информированности молодых машинистов о специфике трудовой деятельности, взаимодействия в коллективе.

4. Формирование навыков конструктивного поведения в условиях напряженной поездной работы, конфликтных и стрессовых ситуаций.

5. Формирование навыков саморегуляции функционального состояния для поддержания оптимального функционального состояния.

6. Повышение навыков рационального распределения внимания при ведении поезда на различных участках следования.

Виды мероприятий психофизиологического сопровождения деятельности машинистов – первозимников:

Мероприятия психофизиологического сопровождения деятельности машинистов – первозимников включают следующие виды:

1. Тематические лекционные занятия: индивидуальные и групповые.

2. Мероприятия, направленные на диагностику и оценку функционального состояния.

3. Мероприятия, направленные на поддержание высокого уровня профессионально важных качеств молодых машинистов.

4. Мероприятия, направленные на формирование навыка саморегуляции.

5. Коррекционные восстановительные мероприятия (психологические, аппаратные).

Алгоритм проведения комплекса мероприятий психофизиологического сопровождения деятельности машинистов – первозимников:

1. Совместно с инженером локомотивного эксплутационного депо по обучению согласно утвержденному начальником локомотивного эксплуатационного депо плана работы с машинистами ежегодно составляется план работы с машинистами – первозимниками, при этом учитывается время постановки на должность.

2. Психологи  приглашаются на занятия с машинистами – первозимниками инженером по обучению при ведении основного курса.

3. Психологами  в условиях психофизиологической лаборатории организована индивидуальная работа с машинистами – первозимниками следующим образом:

3.1. Проводится диагностика динамического контроля функционального состояния.

3.2. По итогам проведенной диагностики психологом при неудовлетворительных данных оформляется направление в центр реабилитации, с отметкой в «Журнале направлений на курс реабилитации».

3.4. Также проводятся занятия, направленные на поддержание высокого уровня профессионально важных качеств с машинистами-первозимниками.

Индивидуальная и групповая работа с машинистами – первозимниками проводится психологами при сотрудничестве с машинистом – инструктором прикрепленной колонны, инженером по обучению, машинистом – инструктором по тормозам, заместителем начальника депо эксплуатации.

4. Анализ деятельности

 Ежеквартально психолог анализирует весь комплекс мероприятий, проводимый с машинистам-первозимниками.

 Анализ проводится по нескольким параметрам: общее количество машинистов-первозимников, количество машинистов посетивших занятия, процент охвата машинистов занятиями по поддержанию ПВК, количество проведенных занятий и количество машинистов, завершивших прохождение занятий, оценка эффективности проведенных коррекционных мероприятий, оценка эффективности проведенных занятий на поддержание и тренировку ПВК и др.

Таким образом, комплекс мероприятий психофизиологического сопровождения деятельности машинистов – первозимников  позволяет в течение первого года работы  не только поддерживать профессионально важные качества на высоком уровне, но и выработать стереотипы поведения в стрессовых ситуациях. Проведение динамической оценки функционального состояния машинистов способствует своевременному проведению коррекционных восстановительных мероприятий.

Организация в полном объеме мероприятий по психофизиологическому сопровождению машинистов-первозимников обеспечивает профессиональное становление данной категории работников и является важной составляющей в обеспечении безопасности движения поездов.

__________________________

Вопросы взаимодействия специалистов психофизиологических подразделений негосударственных учреждений здравоохранения  ОАО «РЖД» с цеховыми терапевтами локомотивных депо

Начальник отдела психофизиологического обеспечения Региональной дирекции медицинского обеспечения на Горьковской железной дороге

Акимова А.Ю.

Начальник отдела психофизиологического обеспечения Региональной дирекции медицинского обеспечения на Северной железной дороге

Кестнер С.В.

 

Общей целью психофизиологического и медицинского обеспечения деятельности работников локомотивных бригад является обеспечение безопасности движения железнодорожного транспорта путем повышения профессиональной надежности, сохранения здоровья и профессионального долголетия машинистов и помощников машинистов. Вместе с тем, необходимо четкое разграничение задач психофизиологического и медицинского обеспечения вследствие различий в организации работы, специфики задач, стоящих перед медицинскими работниками и специалистами психофизиологических подразделений.

Совместная работа цеховых терапевтов локомотивных депо и специалистов психофизиологических подразделений НУЗ включает динамический контроль функционального состояния, анализ базы данных АСПО с целью выявления работников с изменениями в функциональном состоянии и состоянии здоровья, которые могут привести к снижению профессионально значимых функций при выполнении ими служебных обязанностей, а также проведение мероприятий для поддержания устойчивой работоспособности, сохранения здоровья в профессиональной деятельности.

Динамический контроль функционального состояния и анализ данных АСПО:

1. Еженедельный анализ результатов данных АСПО (не менее 2-х раз в неделю) для выявления работников локомотивных бригад, у которых наблюдаются изменения в функциональном состоянии, которые могут привести к снижению профессионально значимых функций при выполнении служебных обязанностей. Определение:

общего состава группы работников со снижением адаптивных возможностей;

состава группы работников, нуждающихся в медицинском обследовании и реабилитации;

состава группы работников, подлежащих расширенному психофизиологическому обследованию функционального состояния и психокоррекционным мероприятиям.

2. Ежемесячное формирование списков работников локомотивных бригад, подлежащих расширенному психофизиологическому и медицинскому обследованию, а также списков работников локомотивных бригад, направляемых на профилактическое и реабилитационные мероприятия. Предоставление указанных списков руководству депо в установленном порядке.

3. Динамический контроль за состоянием здоровья работников, включенных в «группу риска» после проведения оздоровительных и коррекционных мероприятий для оценки их эффективности.

Проведение профилактических и оздоровительно-восстановительных мероприятий работникам локомотивных бригад:

1. Проведение в плановом порядке профилактических мероприятий, включающих информационные и обучающие занятия, направленные на профилактику заболеваний, сохранение работоспособности и формирование мотивации к здоровому образу жизни. Формы проведения профилактических мероприятий выбираются исходя из конкретных возможностей и условий работы.

2. Определение индивидуальной программы проведения оздоровительно-восстановительных и коррекционных мероприятий.

3. Реализация основных этапов коррекционной работы в соответствии с индивидуальным планом: консультирование, релаксационные или мобилизующие аудио - видеосеансы, обучение саморегуляции ФС, тренировка ПВК.

4. Проведение медицинских реабилитационных мероприятий по показаниям.

5. Оценка эффективности проведенных мероприятий и заключение о дальнейшей тактике психофизиологического и медицинского сопровождения работника (исключение из «группы риска», проведение дополнительного медицинского обследования, рекомендации по направлению на реабилитационные мероприятия и т.д.).

__________________________

 

 

Подготовка работников локомотивных бригад по психологии общения в целях повышения качества обслуживания пассажиров

Начальник отдела психофизиологического обеспечения Региональной дирекции медицинского обеспечения на Московской железной дороге

Боклина Н.Н.

Работа на железнодорожном транспорте, в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.       

Профессиональный долг обязывает работников локомотивных бригад принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода соматические заболевания. Кроме того, часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств (раздражительности, грубости, тревожности и т.д.), что негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях с коллегами и пассажирами.

Практика работы показывает, что машинистам и помощникам не хватает профессиональных знаний по психологии делового общения. Характерно, что многие машинисты не знают, как предотвратить и снять эмоциональное напряжение, как правильно взаимодействовать с пассажирами, чтобы избежать дополнительных стрессов, как выйти из уже сложившейся конфликтной ситуации. Как результат – жалобы пассажиров на грубость и невнимательность работников локомотивных бригад, работающих в электропоездах пригородного сообщения.

В связи с этим возникла необходимость проведения с работниками локомотивных бригад краткого курса по психологии и этике делового общения.

Задачи курса:

дать слушателям знания по психологии делового общения и поведения, необходимого в профессиональной деятельности;

сформировать коммуникативные навыки и умения психологически грамотно взаимодействовать с людьми (в рамках служебной субординации);

освоить тактики поведения в различных рабочих ситуациях.

Для решения этих задач было разработано учебно-методическое пособие для психологов, работающих с локомотивными бригадами, проведен обучающий семинар-практикум с психологами по технике проведения социально-психологических тренингов (коммуникативных тренингов), составлены варианты примерных конфликтных рабочих ситуаций.

В результате проведенной работы по технике бесконфликтного общения работники локомотивных бригад, работающие с пассажирами, получили знания по психологии делового общения и поведения, необходимые в профессиональной деятельности. Проведенные мероприятия должны помочь повысить качество обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте, снизить у работников локомотивных бригад состояние эмоциональной напряженности, повысить их работоспособность, что приведет к снижению числа конфликтных ситуаций в пути. 

__________________________

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.