К вопросу о психологической совместимости локомотивных бригад. Результаты исследования — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

К вопросу о психологической совместимости локомотивных бригад. Результаты исследования

2019-11-28 351
К вопросу о психологической совместимости локомотивных бригад. Результаты исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ведущий психолог отдела психофизиологического обеспечения

Региональной дирекции медицинского обеспечения

на Южно-Уральской железной дороге

Костина И.В.

 

В докладе на конференции 2009 года нашим отделом было доказано, что система психологической совместимости на сегодняшний день не работает по определённому ряду причин: учёт групп ПФО, благодаря системе АРМ, возможен теперь и без участия психолога; гомеостатической методикой технически не укомплектованы все психофизиологические подразделения; социометрия, по причинам социального характера коллектива РЛБ, не реализуется в полном объёме.

Единственным показателем оставалась методика Лири, доступная для всех кабинетов психологов, с набором критериев, проверенная временем. Но, проведя эксперимент на своей дороге мы сделали выводы:

1. Сами психологи не считают методику Лири достаточно информативной для того, чтобы, опираясь на ее результаты, выдать заключение о психологической совместимости.

2. Методика Лири с предложенными критериями не может обеспечить объективность и нормативность обследования на психологическую совместимость.

Таким образом, проанализировав все диагностические методики, определяющие психологическую совместимость, мы можем сказать, что на сегодняшний день набор методик социально-психологического и психофизиологического уровня на сети дорог не удовлетворяет запросу и требует корректировки.

В качестве альтернативы методике Лири наш отдел ПФО предложил методику «Q-сортировка» (разработанную В. Стефансоном и впервые опубликованную в 1958 г.). 

Для применения методики «Q- сортировка» в практике психологов железнодорожных структур, с целью удобства при подсчёте баллов и при оформлении результатов обследования, мы:

разработали новую форму бланка;

составили инструкцию для психологов;

разработали алгоритм обработки результатов;

ввели трёхуровневый показатель совместимости: совместимы, условно совместимы, не совместимы.

Проведя данное исследование, и применив его на практике, мы пришли к выводам, что для психологической совместимости локомотивных бригад, «Q- сортировка» имеет следующие преимущества:

1. Она проста в применении и может являться экспресс-методикой, так как полное обследование испытуемых и выдача заключения психологом занимает в общей сложности 15 минут.

2. Определённые критерии оценки делают эту методику нормативной, а значит объективной.

3. Трехуровневый показатель совместимости позволяет спрогнозировать временной отрезок успешной профессиональной деятельности локомотивной бригады (временная или постоянная).

4. В процедуре совместимости по «Q-сортировке» учитываются индивидуальные личностные особенности и соответствие запросу напарника. Нет необходимости переделывать тест, если помощник обкатался в машинисты.

5. Имея банк данных с результатами «Q-сортировки», психолог может произвести процедуру совместимости в отсутствие самой локомотивной бригады. А это, в свою очередь, тоже имеет определённые удобства при некоторых производственных ситуациях.

__________________________

 

 

Основные методы восстановительных (коррекционных) мероприятий. Организация восстановительных (коррекционных) мероприятий в психофизиологических подразделениях

НУЗ ОАО «РЖД»

Начальник лаборатории Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД»

Дмитриева Е.В.

Под восстановительными (коррекционными) мероприятиями понимается система мер, направленная на предупреждение развития неблагоприятных функциональных состояний или на восстановление (коррекцию) уже возникших состояний.

Главной целью восстановительных (коррекционных) мероприятий является сохранение здоровья, повышение работоспособности, профессиональной надежности, эмоциональной устойчивости в процессе профессиональной деятельности, принятие правильных и быстрых решений в любых внештатных ситуациях, а так же сохранение оптимального функционального состояния у работников локомотивных бригад.

Восстановительные (коррекционные) мероприятия включают психологическое консультирование, аудиовизуальный метод, психологический тренинг, метод аутогенной тренировки, метод биологической обратной связи, метод полифункционального воздействия.

Восстановительные (коррекционные) мероприятия проводятся специалистами, имеющими специальную подготовку и прошедшими соответствующее повышение квалификации. Мероприятия осуществляются в кабинетах психофизиологической разгрузки и мобилизации локомотивных (моторвагонных) депо.

Психологическое консультирование  — это совокупность процедур, направленных на помощь работнику в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Основная задача специалиста состоит в том, чтобы помочь работнику в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. При проведении психологического консультирования необходимо соблюдать этические и технические принципы психологического консультирования, а так же процедуры и техники психологического консультирования. Психологическое консультирование применяется при ошибках в профессиональной деятельности, причастностях к авариям и катастрофам, при совершении наездов на людей, животных, транспортные средства, повышенной тревожности, трудностях на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), трудностях в межличностных отношениях, неустроенностью личной жизни и неурядицами в семье.

При консультировании работников локомотивных бригад, возможно, использовать один из общеизвестных подходов психологического консультирования, таких как психодинамический (межличностный, психоанализ), гуманистический (клиент-центрированная терапия, гештальт-терапия), поведенческий, когнитивный, подход взаимодействия (групповая, семейная, производственная психотерапия).

Аудиовизуальный метод является средством воздействия на функциональное состояние работника индивидуального или коллективного применения. Данный метод представлен в аудиовизуальном комплексе. АВК состоит из набора аудиовизуальных программ и включает  аудиовизуальные сеансы, аудио и цветовые сеансы. АВП различают по виду воздействия: релаксирующего и мобилизующего характера. Частота проведения сеансов варьируется от ежедневных сеансов до одного сеанса в 3 дня. Количество сеансов от 5 до 10.

Психологический тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Психологический тренинг может рассматриваться с разных точек зрения: тренинг как тренировка, тренинг как форма активного обучения, тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Типы психологического тренинга:тренинг командообразования; тренинг межличностного общения, тренинг личностного роста, коррекционный тренинг, адаптационный тренинг.

На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, игры-разминки, фасилитация. При проведении психологического тренинга используются принцип активности, принцип исследовательской творческой позиции, принцип объективации (осознания) поведения, принцип партнерского (субъект - субъектного) общения.

Психологический тренинг применим дляулучшения психологического климата, повышения работоспособности и дисциплины, при проявлении скрытых конфликтных ситуаций, улучшения личных взаимоотношений между работниками.

Метод аутогенной тренировки это способ психической саморегуляции, основанный на действии релаксации (мышечной и психической) и целенаправленных самовнушений. В основе обучения АТ лежит формирование определенных психических и физических навыков, направленных на оптимизацию функционального состояния путем словесных внушений, регуляции мышечного тонуса, управления ритмом дыхания, а также оперирования активным вниманием и чувственными образами. Обучение АТ проводится как индивидуально, так и в процессе групповых занятий. Показания к применению метода АТ:физическое и психическое напряжение, утомление, стрессовые состояния, повышенная тревожность, необходимость активации психических и физических функций (внимания, памяти, воображения, способности к физическим усилиям).

Метод биологической обратной связи – это способ обученияработника саморегуляции, направленной на активацию внутренних резервов организма и оптимизацию функционального состояния.Данный метод осуществляется в ходе БОС-процедур. Комплекс БОС-процедур заключается в мониторинге определенных физиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных систем. Показания к применению метода БОСповышенная тревожность, стрессовые состояния, эмоциональная напряженность. Противопоказанием к проведению БОС-процедур является состояние острого психоза и некоторые виды эпилепсии (фотосенситивная).

Метод полифункционального воздействия – это специально разработанная система регуляции функционального состояния работника при помощи дозированного механического массажа в сочетании со звуковыми и зрительными стимулами. Данный метод воздействия представлен в виде полифункциональных кресел, включающих несколько видов массажа. Метод полифункционального воздействия применяется при состоянии усталости, физическом и психическом напряжении, а так же для повышения тонуса и физической активности.

__________________________

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.