Ознакомление детей с художественной литературой — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Ознакомление детей с художественной литературой

2019-11-28 291
Ознакомление детей с художественной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Развитие речи детей в ситуациях ознакомления с художественной литературой происходит в результате их ознакомления с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух различных текстов детской литературы различных жанров, проигрыванию детьми сюжетов сказок, пересказу сказок с опорой на их предметные и графические модели, сочинению детьми своих сказочных историй.

Решение задач по развитию речи ребенка включено в его литературно-художественную деятельность и, в основном, ею мотивировано. Речевые задачи по освоению средств художественной выразительности (антонимов, сравнений, синонимов, эпитетов) вынесен в специальные игры-упражнения. Объединение в общем смысловом контексте всех речевых задач (связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь; речевое творчество) объясняется целесообразностью такой образовательной работы по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Введение ребенка в мир художественной литературы начинается с его ознакомления с произведениями разных литературных жанров. Поэтому список литературы для чтения (см приложение) включает в себя сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки. Такое ознакомление происходит через целостное познавательно-эмоциональное переживание ребенка, происходящее в процессе слушания литературных произведений. От личностного переживания и проникновения детей в художественное произведение ребенок движется по пути более точного понимания событий произведения, воссоздания его основной структуры путем двигательного, пространственного или графического моделирования его сюжета, освоения средств художественной литературы. Таким образом, ребенок переходит с позиции слушателя на позицию рассказчика, владеющего средствами собственной передачи литературного текста. Сначала эти средства даются ребенку во внешнем плане. Ими являются условные заместители персонажей произведения, символы, наглядные модели, которые позволяют ребенку проявить свое отношение к героям произведений, передать его основные события. Постепенно внешние действия с такими заместителями становятся внутренними, умственными, позволяя ребенку произвольно направлять себя на передачу авторского текста. К концу дошкольного возраста дети могут самостоятельно пересказать небольшие произведения, выделяя в них основные события и смысл.

Занимая позицию рассказчика, ребенок постепенно и сам проявляет себя в литературно-художественном творчестве, входит в авторскую позицию. Здесь дети также проходят на каждом этапе путь от использования внешних средств, на которые опирается их творчество, к самостоятельной творческой деятельности. Старшие дошкольники могут уже сами создавать собственные произведения, передавая в литературной форме свое отношение к действительности.

Основным материалом, на котором происходит направленное развитие авторской позиции рассказчика, является сказка.

В ней наиболее явно представлены как смысловые характеристики героев, так и ее структура (наличие определенной последовательности основных событий).

Таким образом, в процессе проведения занятий происходит развитие не только эмоционального, но и аналитического компонентов литературно-художественного творчества.

Образовательная работа по ознакомлению детей с детской художественной литературой, овладению детьми (пересказом), развитию речи детей во всех возрастных группах осуществляется по трем основным направлениям.

1. ​ Ознакомление детей с детской художественной литературой. Дети знакомятся с различными жанрами художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, загадки и т. п.), авторскими и народными, в соответствии со своими возрастными возможностями. Произведения подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами действительности: произведениями культуры, явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, миром собственных переживаний.

2.​ Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, связной выразительной речи, ее грамматического строя (по этому направлению работы дополнительно могут использоваться фрагменты программы по развитию речи, разработанной под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой)*.

3. Развитие умственных способностей детей на материале художественной литературы. В это направление включаются задания, нацеленные на развитие мышления и воображения ребенка.

В младшей группе осуществляется следующая работа:

- выделение в произведениях средств художественной выразительности (эпитетов) и их активное использование детьми при описании предметов;

- помощь детям в построении по возможности развернутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного, по описанию игрушек и картинок, персонажей сказки. Такие ответы могут включать в себя указания на наглядные (цвет, форма, величина и др.) и ненаглядные (доброта, смелость и др.) признаки. Сюда же входит построение бесед на интересующие детей темы, во время которых происходит работа над расширением словарного запаса, грамматического строя, выразительности;

- разучивание и выразительное чтение детьми отдельных стихотворений. Игры-драматизации, требующие от детей интонационной и мимической выразительности.

Свое эмоциональное отношение к событиям сказки ребенок начинает проявлять с помощью элементарных символических средств (цвет, форма предмета), позволяющих обобщить свое переживание (использование символических обозначений персонажей сказок).

В области развития воображения у ребенка начинают складываться предпосылки собственного творчества. Это проявляется в «опредмечивании» отдельных признаков действительности, когда ребенок может представить целостный предмет или персонаж сказки на основе отдельного признака. Ребенок может включаться в совместную с взрослым и другими детьми литературно-художественную деятельность (совместное сочинение сказок и историй).

В любом случае эмоциональное «проживание» ребенком литературного произведения предшествует его анализу с помощью специальных средств.

К программе прилагается примерный список произведений для чтения детям (в список не включены произведения, работа с которыми проводится на занятиях).

В средней группе развитие речи ребенка и его литературно - художественная деятельность осуществляются по тем же трем основным направлениям.

В работе по освоению специальных средств литературно-речевой деятельности добавляются следующие направления:

​ - активизация детей с целью применения ими средств художественной выразительности: эпитетов и сравнений - при пересказе сказок, описании предметов и игрушек, ответах на вопросы, сочинении историй;

​ - помощь детям при построении полных и выразительных ответов по содержанию прочитанного, по описанию картинок, игрушек, персонажей сказок;

​ - выразительное чтение детьми отдельных стихотворений, игры-драматизации по произведениям художественной литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности;

​ - подбор возможно большего числа признаков к предмету и предметов к признаку в дидактических играх, направленных на развитие смысловых связей между словами;

​ - развитие звуковой культуры речи.

Для развития умственных способностей детей в качестве средства, помогающего ребенку определять главные структурные компоненты сказки и опираться на них при ее пересказе, выступает наглядная пространственная модель сериационного или двигательного типа.

В области развития воображения совершенствуется действие «опредмечивания» заданных элементов действительности.

В старшей группе для ознакомления с детской художественной литературой применяются и другие формы работы с художественным произведением: просмотр диа- и видеофильмов, разучивание стихотворений, чтение по ролям и т.д.

Художественные произведения подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами действительности: явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний.

Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи. Большое внимание уделяется созданию ситуаций, требующих от ребенка активного использования средств художественной выразительности, а также самостоятельного построения речевого высказывания при пересказе знакомых художественных произведений и сочинении собственных. Работа по овладению детьми средствами литературно-речевой деятельности включает в себя:

​ - выделение в художественных произведениях средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений) и их активное использование в специальных игровых упражнениях и собственной речи (описание предметов с указанием их наглядных: цвет, форма, величина, материал, и не наглядных признаков). В старшей группе добавляются специальные упражнения по использованию синонимов и антонимов;

​ - подбор возможно большего числа признаков к предмету и предметов к признаку в процессе дидактических игр, направленных на расширение смысловых связей между словами;

​ - построение развернутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного, описанию картинок, игрушек, представляемых предметов и событий. В старшей группе добавляются задания по пересказу прочитанного, рассказыванию придуманных эпизодов знакомых сказок и сочинению собственных;

​ - эмоционально выразительное чтение и рассказывание. С одной стороны, это заучивание и чтение отдельных стихотворений, с другой - участие в драматизации произведений детской художественной литературы, требующее от детей интонационной и мимической выразительности. В старшей группе детям предлагаются произведения с большим количеством и смысловым разнообразием ролей, чем в средней;

​ - свободные беседы с детьми на интересующие их темы, обсуждение событий, произошедших в детском саду и дома.

Для развития умственных способностей продолжается овладение детьми действием использования готовой пространственной модели при пересказе известных сказок, причем модель представляет собой наглядный план сказки. Сначала дети используют готовую пространственную модель, затем переходят к самостоятельному построению пространственной модели сказки и ее использованию при пересказе.

​ Продолжается работа по овладению детьми символизацией как способом передачи своего отношения к персонажам и событиям сказок и историй, сами задания, в процессе которых происходит усвоение символических средств, усложняются.

​ Творческие задания изменяются: детям предлагается сочинять сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и используя пространственные модели. Эти модели являются наглядными схематическими планами, которые можно наполнять любым содержанием.

Особое внимание в старшей группе уделяется сюжетной связанности занятий, когда несколько занятий объединяются общей сказочной ситуацией.

В подготовительной группе в работе по освоению средств литературно-речевой деятельности большое внимание уделяется овладению лексической и грамматической культурой; развитию связной и выразительной речи. Большое внимание уделяется умениям использовать в речи эпитеты, обозначающие наглядные признаки (цвет, форма, величина, материал), и ненаглядные, обозначающие свойства объектов (грустный, веселый, добрый). Проводится работа по ознакомлению со сравнениями, синонимами и антонимами. Для этого организуются специальные игры, даются упражнения, предлагается ответить на вопросы.

​ Для развития у детей связной речи предлагаются вопросы по содержанию прочитанных произведений, по описанию картинок, игрушек, представляемых событий и предметов, по пересказу прочитанного текста, по придумыванию новых эпизодов знакомых сказок и сочинению собственных. Все типы заданий усложняются; основной упор делается на работу по представлению, без опоры на предметы (картинки, игрушки).

В этот же раздел работы включается проведение с детьми бесед на интересующие их темы, свободное обсуждение событий, происходящих дома и в детском саду.

​ Для развития у детей выразительного чтения и рассказывания предлагается заучивание и выразительное чтение отдельных эмоционально насыщенных стихотворений, а также проведение игр - драматизаций произведений детской художественной литературы, требующих от детей интонационной и мимической выразительности. В подготовительной группе детям дают для драматизации более сложные произведения, и от них требуется большая самостоятельность при организации игры-драматизации и исполнении более сложных индивидуальных ролей.

Для развития умственных способностей предлагаются специальные задания, предполагающие активизацию возможностей детей самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. Эта работа осуществляется как в совместной деятельности, так и индивидуально (каждый ребенок составляет собственную модель). К концу подготовительной группы реализуется переход к планированию пересказа сказки без помощи наглядной модели и осуществлению последовательного пересказа без опоры на внешние вспомогательные средства.

В подготовительной группе дети переходят к планированию в умственном плане и самостоятельному распределению ролей и расстановке действующих лиц и «декораций» на игровой площадке при планировании и проведении игр-драматизаций.

Развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей-планов сопровождается их усложнением: вводится большее количество заместителей и они меняются по своим параметрам (цвету, форме, величине).

Развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений с опорой на высказывания других детей происходит при помощи заданий на коллективное сочинение историй, когда каждый ребенок должен сказать 1 - 2 предложения, а воспитатель направляет коллективное творчество детей. Эти задания направлены на развитие умения предвидеть и планировать ход придумываемой истории.

Развитие понимания обобщенного смысла сказок предполагает сопоставление близких по смыслу, но разных по сюжету сказок. Дети слушают две близкие по смыслу сказки, обсуждают их, и в процессе обсуждения подходят к пониманию этого обобщенного смысла.

Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказок и историй происходит с помощью символических средств. Это происходит при сочинении детьми сказок и историй с опорой на символические средства, заданные взрослым, или придумывании символов для обозначения своего отношения к персонажам в заданной взрослым игровой ситуации. В подготовительной группе дети от общей оценки персонажей, как положительных, так и отрицательных, переходят к более дифференцированному обозначению их внутренних, качественных характеристик при помощи символических средств.

В подготовительной группе, как и в старшей, желательна организация сюжетно связанных образовательных ситуаций, когда несколько ситуаций объединяются одной сказочной ситуацией.

 

Список литературы для чтения детям к разделу «Чтение художественной литературы и развитие речи»

 

Младшая группа

1.​ А. Барто. Игрушки.

2.​ Литовская народная сказка «Почему кот моется после еды».

3.​ К. Чуковский. Тараканище.

4.​ Т. Волжина. Где чей дом?

5.​ Русская народная сказка «Заяц-хваста».

6.​ В. Бианки. Кто чем поет.

7.​ Стихи об осени (А. Плещеев, И. Бунин, А. Толстой, А. Пуш​кин, М. Ивенсен).

8.​ И. Токмакова. Где спит рыбка?

9.С. Маршак. Английские песенки.

10.​ Л. Квитко. Ручеек.

11.​ Русская народная сказка «Лиса и журавль».

12.​ К. Чуковский. Путаница.

13.​ К. Чуковский. Телефон.

14.​ А. Введенский. Песенка о лошадке.

15.​ Ел. Благинина. Паровоз.

16.​ И. Токмакова. Поиграем. Медведь.

17.​ Э. Мошковская. Я - машина.

18.​ В. Орлов. Январь.

19.​ Л. Яхнин. Зима.

20.​ В. Сутеев. Кораблик.

21.​ К. Чуковский. Мойдодыр.

22.​ К. Чуковский. Муха-цокотуха.

23.​ 3. Александрова. Что взяла, клади на место! Плохая де​вочка.

24.​ Братья Гримм. Горшок каши.

25.​ А. Барто и П. Барто. Девочка-ревушка. Девочка чумазая.

26.​ Стихи о зиме (А. Пушкин, А. Плещеев, И. Бунин, А. Яким).

27.​ Э. Мошковская. Жадина.

28.​ К. Чуковский. Краденое солнце.

29.​ Э. Мошковская. Нос, умойся! Спокойной ночи1

30.​ Н. Павлова. Чьи башмачки?

31.​ Г. Ладонщиков. Медведь проснулся.

32.​ В. Берестов. Песенка весенних минут.

33.​ Л. Яхин. Апрель.

34.​ Русская народная сказка «Маша и медведь».

35.​ В. Сутеев. Петух и краски.

36.​ С. Маршак. Сказка о глупом мышонке.

37.​ С. Маршак. Почта.

38.​ Шотландские народные песенки: «Купите лук», «Крош​ка Вилли Винки», «Лошадка пони».

39.​ Б. Заходер. Строители. Переплетчица. Портниха. Монтер.

40.​ Мордовская народная сказка «Как собака друга искала».

41.​ В. Сутеев. Кто сказал «мяу»?

42.​ В. Левин. Обыкновенная история. Глупая лошадь. Сун​дук. Несостоявшееся знакомство. Маленькая песенка о боль​шом дожде.

43.​ С. Прокофьева. Подарок.

44.​ К. Чуковский. Айболит..

45.​ Стихи о весне (А. Пушкин, А. Плещеев, Ф. Тютчев).

46.​ Д. Хармс. Кораблик. Удивительная кошка.

47.​ В. Орлов. Разноцветная планета.

48.​ В. Сутеев. Капризная кошка.

49.​ М. Хаштова. Стул, который придумал Мишко.

50.​ С. Михалков. От кареты до ракеты.

51.​ Уолт Дисней. Приключение маленького щенка.

52.​ Е. Пермяк. Хитрый коврик.

53.​ И. Пивоварова. Волшебная палочка. Разговор с сорокой. Бегемотики. Свечки на крылечке.

54.​ К. Чуковский. Цыпленок.

55.​ А. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый...

56.​ Уолт Дисней. Новоселье гномов,

57.​ Н. Калинина. Утром. В лесу.

58.​ Стихи о лете (А. Плещеев, И. Суриков, И. Бунин, 3. Алек​сандрова).

59.​ Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить бук​ву «р».

60.​ Русские народные потешки и загадки.

 

Средняя группа

1.​ Русская народная сказка «Теремок».

2.​ Л. Толстой. Дуб и орешек.

3.​ Д. Хармс. Иван Иванович Самовар.

4.​ Г. Остер. Котенок по имени Гав.

5.​ Л. Толстой. Как волки учат своих детей.

6.​ Г. Остер. Котенок по имени Гав (продолжение).

7.​ К.Ушинский. Ласточка.

8.​ Л. Толстой. Яблоки.

9.​ Стихи об осени:

10. А. Блок. Зайчик;

11. А. Фет. Ласточки пропали;

12. А. Майков. Осень и др.

13.​ А. Гостомыслов. Берестяной туесок.

14.​ Э. Мошковская. Суслик, который хотел быть похожим на человека.

15.​ Русская народная сказка «Зимовье».

16.​ В. Суслов. Колеса.

17.​ Э. Мошковская. Кто самый добрый.

18.​ Г. Сатир. Леса-чудеса, Красный шар.

19.​ Белорусская народная сказка «Пых».

20.​ С. Козлов. Заяц, ослик, медвежонок и чудесные облака.

21.​ Э. Котляр. Часы-часики.

22.​ С. Козлов. Осенняя рыбалка.

23.​ Г. Сатир. Смеянцы.

24.​ Братья Гримм. Заяц и еж.

25.​ Стихи о зиме: С. Есенин. Береза; Е. Михайлов. Что такое Новый год; Н. Некрасов. Мороз-воевода и др.

26.​ К. Чуковский. Федорино горе.

27.​ Сказка эскимосов Аляски «Большое путешествие ма​ленького мышонка»

28.​ Г. Снегирев. Топ.

29.​ В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

30.​ Иене Синегорд. Палле один на свете.

31.​ Л. Квитко. Бабушкины руки.

32.​ С. Капутикян. Моя бабушка.

33.​ Г. Виеру. Мама, почему?

34.​ Г. Снегирев. Морская свинка.

35.​ К. Чуковский. Бармалей.

36.​ Американские народные песенки «Джон и Джон», «Ма​лыш и мышь», «Кузнец» и др.

37.​ Эстонская народная сказка «Каждый свое получил».

38.​ Ю. Тувим. Овощи.

39.​ К. Чуковский. Крокодил.

40.​ Отфрид Пройслер. Маленькая Баба-Яга.

41.​ II. Носов. Заплатка.

42.​ Отфрид Пройслер. Маленькая Баба-Яга (продолжение).

43.​ В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка.

44.​ С. Маршак. Багаж.

45.​ Казахская народная сказка «Колосок».

46.​ А. Барто. Я расту.

47.​ Украинская народная сказка «Медведь и комар».

48.​ Л. Берг. Рассказы о маленьком автомобильчике.

49.​ С. Михалков. А что у вас?

50.​ И. Пивоварова. Сосчитать не могу; Тихое и звонкое; Го​степриимный крот и др.

51.​ О. Дриз. Мальчик и дерево.

52.​ В. Бороздин. Звездолетчики; Праздник.

53.​ Стихи о весне:

54. С. Есенин. Черемуха;

55. Г. Ладонщиков. Медведь проснулся;

56. Ф. Тютчев. Зима не даром злится и др.

57. В. Суслов. Твое дело.

58.​ Уолт Дисней. Три поросенка отдыхают.

59.О.Дриз. Разноцветный мальчик.

60. Стихи о лете:

61. Александрова. Ветер на речке;

62. С. Маршак. Июнь; Июль; Август и т. д.

63.​ П. Воронько. Лучше нет родного края.

64.​ А. Жаров. Пограничник.

65.​ Дж. Родари. Чем пахнут ремесла.

 

Старшая группа

1.​ Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

2.​ А. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»: «Уж небо осенью дышало...».

3.​ Русская народная сказка «Волк и лиса».

4.​ Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...».

5.​ Я. Аким. «Осень». «Девочка и лев».

6.​ В. Сутеев. «Что это за птица?».

7. Т.Д. Хармс. «Очень страшная история». «Кошки». «Бульдог и таксик».

8.​ Индийская сказка «Мотхо и Мунго».

9.​ Д. Хармс. «Миллион». «Врун». «Веселые чижи». «Что этобыло?».

10.​ И. Одоевский. «Мороз Иванович».

11.​ Г. Сатир. «Ночь и день». «Тень-олень». «Тучи». «Про овечку и человечка». «Сныч

12.​ С. Маршак. «Двенадцать месяцев» (возможен вариант народной сказки).

13.​ Г. Сатир. «Удивительный день». «Людоед и принцес​са». «Месяц». «Семья».

14.​ Г. Сатир. «Лошарик».

15.​ А. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».

16.​ Ш. Перро. «Красная Шапочка».

17.​ «Енот и опоссум». Американские народные песенки, счи​талки, загадки. Перевод А. Сергеева.

18.​ А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богаты​рях».

19.​ Английская сказка «Женщина, которая жила в бутыл​ке».

20.​ А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

21.​ Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

22.​ В. Левин. «Сундук». «Мистер Квакли». «Зеленая исто​рия». «Несостоявшееся знакомство».

23.​ Русская народная сказка «Сивка-бурка».

24.​ В.Левин. «Мистер Сноу». «Бычок». «Джо Билл». «Ноч​ная история».

25.​ Е. Миханова. «Что такое Новый год».

26.Л. Окнин. «Зима»

27.​ К. Чуковский. «Елка».

28.​ Русская народная сказка «По щучьему веленью».

29.​ А. Барто. «В защиту Деда Мороза».

30.​ Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

31.​ С. Черный. «Детям». «Про Катюшу». «Когда никого нет дома». «Что кому нравится». «Приставалка».

32. М. Крюгер. «Принцесса Белоснежка».

33.0.Дриз. «Семицветная страна». «Как сделать это утро вол​шебным». «Птичьи ватрушки». «Волшебные тени». «Ве​тер-ветерок».

34.​ Р. Киплинг. «Слоненок».

35.​ О. Дриз. «Цирк». «Игра». «Горячий привет». «На что похож павлиний хвост».

36.​ Л. Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

37.​ Г. Кружков. «Подледный лов». «Кросс». «Грозная хозяй​ка». «Стихи о чистой посуде».

38.​ В. Гауф. «Маленький Мук».

39.​ А. Кушнер. «Большая новость». «Корабли». «Марка». «Что я узнал».

40.​ Ш. Перро. «Спящая красавица».

41.​ А. Кушнер. «Облака Кино». «Почему я от всего отказал​ся».

42.​ Ш. Перро. «Кот в сапогах».

43.​ И. Пивоварова. «Волшебная палочка». «Хочу летать». «Про шляпу». «Сосчитать не мог...».

44. Е. Чарушин. «Яшка». «Глупые обезьянки». «Захочешь есть - говорить научишься».

45.​ И. Пивоварова. «Жили-были пони». «Стихи про Лошад​ку». «Месяц-козлик». «Если...».

46.​ Е. Чарушин. «Щур». «Волчишко». «Что за зверь?»

47.​ Б. Заходер. «Повара».

48.​ Э. Успенский. «Если был бы я девчонкой».

49.​ В. Берестов. «Восьмое марта».

50.​ С. Аксаков. «Аленький цветочек».

51.​ Я. Аким. «Мой верный чиж». «Яблоко». «Весело мне».

52.​ Л. Пушкин. «Зимний вечер». «Зимнее утро».

53.​ Бр. Гримм. «Розочка и Беляночка».

54.​ Л. Квитко. «Кисонька». «Чудо».

55.​ Е. Чарушин. «Хитрая мама». «Свинья». «Гаяр».

56.​ Л. Квитко. «Бабушкины руки». «Из Бембы в Дрембу».

57.​ Бр. Гримм. «Храбрый портняжка».

58.​ А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами...»

59.​ Г. Скребицкий. «Ворона». «Галка». «Грач».

60.​ Ф. Тютчев. «Весенние воды». «Весенняя гроза*. «Фонтан».

61.​ Г. -X. Андерсен.«Гадкий утенок».

62.​ Г. Скребицкий. «Сорока». «Воробей». «Синица».

63.​ Г.-Х. Андерсен. «Дюймовочка».

64.​ А.К. Толстой. «Колокольчики мои...».

65.​ Г. Скребицтсий. «Скворец». «Ласточка».

66.​ Н. Некрасов. «Зеленый шум».

67.​ Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева».

68.​ Г. Остер. «Вредные советы».

69.​ Ш. Перро. «Золушка».

 

Подготовительная группа

1.C. Маршак. Круглый год.

2.​ Русская народная сказка «Хаврошечка».

3.​ В. Бианки. Синичкин календарь. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

4.​ Е. Трутнева. Осень.

5.​ Я. Носов. Живая шляпа.

6.​ Словацкая сказка «У солнышка в гостях».

7.​ М. Лермонтов. Бородино.

8.​ В. Драгунский. «Он живой и светится...»

9. Г. -X. Андерсен. Принцесса на горошине.

10.​ И. Крылов. Лебедь, рак и щука. Стрекоза и муравей.

11.​ Л. Шибаев. Буква заблудилась. Озорные буквы. Что за шутки?

12.​ В. Осеева. Волшебное слово.

13.​ А. Липдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне.

14.​ С. Черный. На коньках. Про девочку, которая нашла своего мишку. Кто?

15.​ В. Бианки. Лесные домишки.

16.​ С. Козлов. Как ослик шил шубу. Такое дерево.

17.​ С. Маршак. Вот какой рассеянный.

18.​ В. Бианки. Синичкин календарь. Декабрь, январь, февраль.

19.​ П. Бажов. Серебряное копытце.

20.​ С. Есенин. «Поет зима - аукает...»

21.​ Я. Носов. Дружок.

22.​ В. Гауф. Калиф-аист.

23.3. Александрова. Снежок.

24.​ Я. Сегелъ. Как я был мамой.

25.​ Л. АМилн. Винни Пух и все-все-все.

26.​ А. Пушкин. «Зима!» Крестьянин торжествуя...»

27.​ Бр. Гримм. Король Дроздобород.

28.​ Г. Снегирев. Скворец.

29.​ Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...»

30.​ Г.-Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.

31.​ С. Козлов. Ежикина скрипка.

32.​ И. Крылов. Ворона и лисица.

33.​ В. Суслов. Твое дело.

34.​ П. Ершов. Конек-горбунок.

35.​ Н. Носов. Фантазеры.

36.​ Уолтер Де Ла Мэр. Песня сна.

37.​ В. Осеева. Почему?

38.Вавилонская башня и другие древние легенды. Под об-

щей ред. К. Чуковского.

39.​ Л. Пушкин. «Румяной зарею...»

40.​ Русская народная сказка «Перышко Финиста Ясна-Сокола».

41.Л". Бальмонт. Снежинка. Осень.

42. Р. Киплинг. Маугли.

43. А. Фет. «Уж верба вся пушистая...»

44.​ Я. Сладкое. Разноцветная земля.

45.​ Я. Рубцов. Привет, Россия... «У сгнившей лесной избушки...»

46.​ В. Гауф. Холодное сердце.

47.​ М. Бородулина. Убежало молоко.

48.​ Я. Носов. Карасик.

49.​ А. Барто. В защиту Деда Мороза.

50.​ В. Осеева. Синие листья.

51.​ Л. Шибаев. Волшебные слова. Дорогие слова. Удивительные названия. Прислушайся к слову. Стихи играют в прятки.

52.​ Былина «Добрыня Никитич и Алеша Попович».

53.​ В. Бианки. Синичкин календарь. Март, апрель, май.

54.​ Г. Кружков. Подледный лов. Чудеса в рукаве. Кросс. Грозная хозяйка. Стихи о чистой посуде.

55.​ Л. Толстой. Прыжок.

56.​ В. Левин. Зимняя колыбельная история о Дэнни, папе и кошке Кэтти. Грустная песенка о слоненке.

57.​ Д. Родари. Мышка, которая ела кошек.

58.​ Г. Сатир. Подарки весны. Садовник. Кошка и я. Лесная азбука.

59.​ Б. Житков. Как я ловил человечков.

60.​ И. Пивоеарова. Долго мы искали. О чем мечтала туча. Синий вечер.

61.​ М. Пришвин. Еж.

62.​ А. Пушкин. Руслан и Людмила.

63.​ В. Бианки. Оранжевое горлышко.

64. О. Дриз. Стеклышки. Пуговки. Сто весенних лягушат. Когда человеку шесть.

65.​ А. Линдгрен. Мио, мой Мио.

66.​ Ф.Тютчев. Весенняя гроза.

67.​ В. Катаев. Дудочка и кувшинчик.

68.​ Русская народная сказка «Семь Симеонов - семь работников».

69.Г. Сатир. Четыре конверта. Сказка о лесной музыке.

70. В. и Л. Успенские. Мифы древней Греции. Золотое руно.

Двенадцать подвигов Геракла

71.0. Дриз. Виолончель. Глоток воды.

72.​ М. Пришвин. Ребята и утята.

73.​ В. Бианки. Синичкин календарь. Июнь, июль, август.

74.​ Африканская сказка «Малыш леопард и малыш антилопа».

75.​ Е. Серова. Подснежник. Фиалки. Незабудки. Ландыш.

76.​ Ю. Мориц. Это - да! Это - нет! Любимый пони.

 

Произведения в списке расположены в основном в той последовательности, в которой они читаются детям (в соответствии с временами года).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.214 с.