Развитие экологических представлений — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Развитие экологических представлений

2019-11-28 212
Развитие экологических представлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа по данному разделу включает следующие направления.

Первое из них - развитие представлений об окружающем мире. Ребенок с помощью взрослого знакомится с живой и неживой природой. Дети узнают о некоторых растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни, взаимозависимостях живой и неживой природы, знакомятся с элементами экологических знаний, с объектами неживой природы (водой, песком, воздухом и др.), делают выводы об их свойствах.

Значительная часть материала предлагается детям на прогулках, в свободной деятельности, где происходит развитие представлений об объектах и явлениях природы ближайшего окружения и обогащение детского опыта. Предварительная работа может проходить в любое удобное время.

Второе направление - освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих им получать знания. Это, прежде всего, опыт экспериментирования, проживания, а также сотрудничество с взрослыми (педагогами, родителями).

Экспериментирование - типичная для дошкольника деятельность, включающая в себя игры и действия с мокрым и сухим песком, водой и льдом, помогающая детям раскрыть их свойства, включив свой опыт.

Проживание помогает эмоциональному развитию, умению сочувствовать и сопереживать, выражать положительное отношение к объектам природы, дает возможность почувствовать красоту природы, ощутить единство с ней. Уход за животными и растениями, игры, отображающие повадки животных, другие приемы, направленные на развитие внимательного отношения к природе, также являются формой проживания и формируют у детей чувство общности с живыми существами, сопереживания всему живому, желание беречь и сохранять его.

Важной остается и такая форма приобретения опыта, как получение информации через взрослого. Дети слушают рассказы педагогов и родителей, произведения детской литературы, обсуждают их, наблюдают за объектами под руководством взрослого, смотрят видеофильмы и т.д. Сочетание всех форм приобретения опыта дает возможность полнее познать явления окружающего мира и выработать к ним собственное отношение. Это способствует объединению эмоционального и познавательного компонентов в психическом развитии детей.

В приложении приводится примерный список литературы для чтения в свободное время. Многие из произведений рекомендовались в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»; нет необходимости читать их дважды, вполне можно опираться на имеющиеся знания детей.

Третье направление - развитие познавательной активности. Воспитатель не стремится сразу все объяснить детям, ему важно обратить их внимание на непонятное явление, подвести к тому, чтобы дети сами задавали вопросы, умели их поставить.

Большую часть работы предполагается проводить на тематических прогулках, в беседах, играх, побуждающих детей задавать вопросы, искать решение проблемных ситуаций, объединенных какой-либо темой (Почему тает снег? Как сделать пирог сладким? Почему не получился куличик? и т. д.). Вопросы у детей могут возникать спонтанно, под влиянием ярких впечатлений, что поможет усилить познавательную мотивацию.

Четвертое направление - развитие познавательных и творческих способностей. В младшей группе эта задача решается через овладение детьми действиями замещения объектов природы (воды, земли, диких и домашних животных).

Детей пятого года жизни (средняя группа) интересуют структура и свойства различных объектов, они могут прослеживать причинно-следственные связи. Дети вместе с взрослыми больше времени уделяют анализу разных объектов, ищут и находят причины того или иного явления, рассматривают рост и развитие живых организмов. На первое место выступает задача развития познавательных и творческих способностей через овладение действием замещения, а затем использования простейших пространственно-временных моделей (времени суток и времени года).

Организованная партнерская деятельность педагогов с детьми представляет собой «сплав» беседы, игры, художественно-выразительных средств.

В разделе решаются те же задачи, что и в младшей группе: развитие представлений о природе ближайшего окружения, освоение различных форм приобретения опыта, развитие познавательной активности, познавательных и творческих способностей.

Развитие представлений о природе ближайшего окружения охватывает объекты неживой и живой природы. Знакомство с неживой природой происходит как в ходе наблюдений за сезонными изменениями и погодой, так и при экспериментировании с такими объектами, как вода. Дети узнают о ее свойствах, получают представления о ее значении и использовании в жизни человека, по результатам наблюдений делают выводы о причинах того или иного явления. Помимо этого происходит знакомство с временами суток, временами года, обогащаются представления детей о природе. Они узнают о сезонных изменениях, происходящих в природе, усваивают основные признаки времен года; с помощью воспитателя устанавливают взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы.

В уголке природы дети знакомятся с комнатными растениями: их названиями, внешним видом, способами ухода.

Ознакомление детей с природой предполагает два аспекта: один аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому; другой - в обогащении детских представлений о мире природы и развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности природных явлений. В процессе познания у ребенка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания о природе. Эти аспекты рассматриваются в комплексе и неотделимы друг от друга.

Освоение различных форм приобретения опыта осуществляется тем же путем, что и в младшей группе. Отличие состоит в том, что дети проявляют большую самостоятельность.

В экспериментировании взрослый ставит познавательную задачу, требующую выяснения причин того или иного явления, поиска нужного способа действий. Дети предлагают различные способы решения, проверяют их на практике. Благодаря этому развивается способность детей к решению задач, поддерживается по­знавательная активность.

В играх дети проживают и выражают свои эмоции по отношению к объектам и явлениям природы через движения, имитацию голосом животных и т. д. Таким образом, они глубже осмысливают ту или иную ситуацию, выражают отношение к ней.

Чтение произведений детской литературы и ее обсуждение не только дает ребенку новые сведения о природе, но и создает определенное настроение, помогающее установить доверительную атмосферу, по-другому взглянуть на обыденные вещи. В приложении приводится примерный список литературы для чтения в свободное время.

Помимо этого воспитатель организует экскурсии, наблюдения, просмотры фильмов и обсуждает с ними увиденное и услышанное.

Организация экспериментирования, проживания, активных форм взаимодействия с природой, партнерская позиция взрослого стимулируют развитие познавательной активности.

Развитие познавательных и творческих способностей решается теми же путями, что и в младшем дошкольном возрасте, и проходит поэтапно: от овладения действиями замещения к действиям использования моделей времени года и времени суток.

В старшей группе сохраняются четыре направления образовательной работы с детьми, описанные в предыдущих возрастных группах:

- развитие представлений о природе,

- освоение различных форм приобретения опыта (экспериментирование и проживание),

- развитие познавательной активности,

- развитие умственных способностей.

К пяти годам расширяется круг представлений и интересов детей, усложняется их мыслительная деятельность, начинает формироваться логическое мышление. Все это позволяет дошкольникам понимать и структурировать более широкие и комплексные взаимосвязи в живой и неживой природе, между растениями и животными. Основное внимание уделяется развитию экологического сознания детей на примере знакомства с различными экологическими системами, окружающими ребенка (лес, луг, водоем, город). Также продолжается работа по развитию представлений детей о временах года.

Развитие экологического сознания включает понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое - с другой. Дошкольники знакомятся с теми экологическими системами, где особенно четко прослеживается взаимосвязь живой и неживой природы. Ребенок чувствует свое единство с миром растений и животных, начинает осознано относиться к его обитателям. Такая работа происходит в различных ситуациях сотрудничества детей с педагогами и родителями: на прогулках, экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка, проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при чтении произведений детской литературы, просмотре видеоматериалов и т.д.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей происходит через овладение действиями наглядного моделирования. К пяти годам дети, в основном, овладевают действием замещения. Они способны самостоятельно придумывать большее количество условных обозначений. Помимо этого, дети активно осваивают действия использования, а затем и построения моделей. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

Самостоятельное построение детьми различных моделей в середине и в конце года способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических "живых миров».

Основные четыре направления образовательной работы с детьми сохраняются и в подготовительной к школе группе.

Дети седьмого года жизни имеют широкий круг представлений об окружающем мире и разнообразный опыт общения с природой. Познавательное, личностное и социальное развитие ребенка переходит на более высокий уровень. В связи с этим появляется возможность углубить содержание образовательной работы с детьми, расширить пространство, с которым знакомится ребенок, выйти за рамки природы ближайшего окружения. Это происходит через знакомство со сложными и хрупкими связями живой и неживой природы в природных зонах. Понимание закономерностей, зависимостей и взаимосвязей живого и неживого, растений и животных внутри природных зон Земли дает возможность ребенку почувствовать себя неотъемлемой частью этого процесса, причастным к сохранению его красоты и многообразия.

Познавательные и творческие способности развиваются в процессе овладения действиями использования, а затем и построения моделей, отображающих связь животного и растительного мира различных природных зон Земли с условиями жизни в них. Дети знакомятся с флорой и фауной природных зон Земли (тундры, тайги, пустыни и др.), узнают о влиянии условий неживой природы на образ жизни растения и животных.

Эта работа происходит в различных ситуациях сотрудничества детей с педагогами и родителями: на прогулках, экскурсиях в музей, зоопарк и ботанический сад; в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой и неживой природы; в ходе проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при чтении произведений детской литературы, просмотре видеоматериалов и т.д.

Список литературы для чтения детям к разделу «Развитие экологических представлений»

 

Младшая группа

Аким Я. Первый снег.

Барто А. Колокольчики. Солнышко.

Благинина Ел. Снег.

Есенин С. Воробышки.

Ивенсен М. Падают, падают листья...

Коскгшиес Пирко. Зайчишка-пушишка на ферме. Зайчиш­ка-пушишка в зоопарке.

Ладыжец В. Гром.

Маршак С. Загадка о дожде.

Маршак С. Где обедал воробей?

Михалков С. Если. Голос в лесу. Сыплет, сыплет снег... Зимой. Зеленая стра­ница.

Мошковская Э. Нос, умойся! Спокойной ночи.

Плещеев А. Осень наступила.

Погорельский С. Если солнышко проснулось

Потешки, загадки, прибаутки о диких и домашних жи­вотных.

Потешки, прибаутки, загадки о воде, снеге, дожде, солн­це, состояниях погоды, временах года и суток.

Родина М. Снежинки.

Сладков Н. Пересмешник.

Сутеев В. Кто сказал «Мяу».

Токмакова И. Весна

Ушинский К. Васька. Петушок с семьей. Уточки.

Фет А. Чудная картина.

 

Средняя группа

Берестов В. Веселое лето.

Бианки В. Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. Ивовый пир. Кто чем поет? Лис и Мышонок. Мастера без топора. Мышонок Пик (выборочно). Первая охота. Синичкин календарь. Хитрый Лис и умная Уточка».

Блок А. Ветхая избушка. Зайчик.

Бунин А. Туча растаяла. Влажным теплом… После дождя.

Дмитриев Ю. Как летает паучишка. Красный и зеленый. Утята и цыплята. Цыплята и воробьята.

Есенин С. Береза. Черемуха. Заметает пурга белый путь.

Жуков С. Сыроежки

Зимовье зверей (русская народная сказка).

Майков А. Весна. Осень.

Маршак С. Дремота и зевота. Ночь.

Маршак С. Будущий лес. Песня о желуде. Дети всякие бывают. Детки в клетке.

Некрасов Н. Перед дождем. Не ветер бушует над бором...

Плещеев А. Уж тает снег, бегут ручьи… Скучная картина! Тучи без конца…

Пушкин А. Буря мглою небо кроет… Под голубыми небесами… Месяц, месяц, мой дружок... Осень (отрывки). Уж небо осенью дышало…

Серова Е. Незабудки. Новогоднее.

Скребицкий Г. Всяк по-своему. Четыре художника.

Сладков Н. Бабочки. Весенние ручьи. Волшебная полочка. Гнездо. Дрозденок. Еловая каша. Кузнечик. Плясунья. Синичий запас.

Соколов-Микитов И. Белки. В берлоге. Весна. Листопадничек. Осень в лесу.

Суриков И. Зима. Ярко солнце светит, в воздухе тепло…

Твардовский А. Лес осенью.

Толстой Л. Дуб и орешник. Юный лес, в зеленый дым одетый… Декабрь. Вот уж снег последний в поле тает…

Трутнева Е. Осень. Первый снег.

Тютчев Ф. Зима не даром злится... Чародейкою Зимою околдован лес стоит. Весна. Весенняя гроза.

Ушинский К. На поле летом. Утренние лучи.

Фет А. Уж верба вся пушиста раскинулась кругом…

Черный С. Что ты тискаешь утенка.

Чуковский К. Доктор Айболит.

 

Старшая группа

Африкантова Е. Стихи и рассказы о природе. Времена года

Атлас родной природы. Животные луга.

Атлас родной природы. Жизнь леса.

Бальмонт К. Глушь

Бианки В. Приключения Муравьишки. Лесные домишки

Большая энциклопедия живой природы

Бунин И. Метель. На пруде

Дмитриев Ю. Рассказы моей полянки.

Жалобная книга природы

Жуков С. Водомерка

Загадки природы. Детская иллюстрированная энциклопедия

Катаев В. Грибы

Лаврентьева Е. Энциклопедия животных для малышей

Майков А. Сенокос

Некрасов Н. Дорого-любо, кормилица-нива…

Никитин И. Вьюга

Пожарова М. В лесу

Пришвин М. Зеленый шум. Кладовая Солнца. Золотой луг. Разговор деревьев. Цветущие травы.

Радзиевская С. Лесная капель. Полосатая спинка. Круглый год

Сергеевич О. Где ты, речка?

Серова Е. Незабудки

Скребицкий Г. На лесной полянке

Сладков Н. Русские народные сказки о природе. Бежал ежик по дорожке. Силуэты на облаках (выборочно)

Соколов-Микитов И. Колокольчики. Дождик в лесу.

Ушинский К. На поле летом.

Чаплина В. Питомцы зоопарка (выборочно)

Чарушин Е. Бобровый пруд. Про зверей. Кошка Маруся. Что за зверь?

Черный С. Летом

Шим Э. Рассказы и сказки о природе

 

Подготовительная группа

Акимушкин И. Занимательная биология

Барков А. Азбука живой природы

Барто П. Иволга

Багров В. Беседы о природе (выборочно)

Бианки В. Повести и рассказы о природе

Большая энциклопедия живой природы

Бульнан А. Секреты природы. Животные пяти континентов.

Ганейзер Г. География в картинках.

Даррел Дж. Перегруженный ковчег (выборочно). Зоопарк в моем багаже (выборочно)

Жалобная книга природы

Загадки природы Детская иллюстрированная энциклопедия

Квитко Л. Медведь в лесу

Константиновский М. География. Холодно…теплее…горячо!

Марысоев Е. Повесть о белой медведице (выборочно)

Мир вокруг нас. Атлас для детей

Мир живой природы

Нечаев П. Ноев ковчег

Пальчинскайте В. Есть у каждого свой дом

Пришвин М. Кладовая Солнца. Природа и животные

Сладков Н. Русские народные сказки о природе. Силуэты на облаках (выборочно).

Соколов-Микитов И. Рассказы о природе

Тайны живой природы. Животные Африки

Тихонов А. Вокруг света. Моя первая книга о природе (выборочно)

Твардовский А. Лес осенью

Тютчев Ф. Чародейкою зимою околдован лес стоит...

Фидлер А. Зов Амазонки (выборочно)

Храбрый В. Животные нашей страны

Чаплина В. Питомцы зоопарка (выборочно)

Чуковский К. Доктор Айболит.

Шим Э. Рассказы и сказки о природе

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.