Совершенствование системы международного научно-технического и инновационного сотрудничества, увеличение экспорта высокотехнологичных товаров, услуг, технологий — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Совершенствование системы международного научно-технического и инновационного сотрудничества, увеличение экспорта высокотехнологичных товаров, услуг, технологий

2019-11-19 122
Совершенствование системы международного научно-технического и инновационного сотрудничества, увеличение экспорта высокотехнологичных товаров, услуг, технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Системной проблемой инновационного развития Республики Беларусь является отсутствие критической массы ученых, необходимой для проведения исследований, полностью обеспечивающих потребности в научном сопровождении даже приоритетных направлений научно-технической деятельности. Продуктивным решением этой проблемы может стать международное научно-техническое сотрудничество. В процессе приобщения к нему Республика Беларусь сможет решить для себя ряд важных задач:

обеспечить доступ к международному научно-техническому банку знаний и интеллектуального продукта, а также к его использованию в совместных проектах;

сохранить или развить научно-техническую специализацию и усилить свои преимущества в разделении труда в области науки и техники;

исключить дублирование при проведении дорогостоящих исследований;

объединить финансовые усилия и разделить риски;

создать условия для решения глобальных проблем инновационного развития;

обеспечить международную защиту авторских прав;

усилить позиции в международных научно-технических сетях.

Важнейшей задачей современного этапа инновационного развития является налаживание устойчивых, долговременных кооперационных связей с научными организациями Российской Федерации и Украины по проведению комплексных исследований. В первую очередь это относится к тем областям, которые позволили бы полностью обеспечить научное сопровождение приоритетных национальных производств, составляющих основу технико-технологической специализации страны в системе мирохозяйственных связей.

Международное научно-техническое сотрудничество необходимо ориентировать на развитие сотрудничества с международными организациями и ведущими научными центрами Европы, Китая, Индии, Кореи в приоритетных для Республики Беларусь направлениях.

Актуальными вопросами для Республики Беларусь являются: вовлечение страны в Европейское научное и технологическое пространство; активизация сотрудничества с 7-й Рамочной программой научных исследований и технологического развития ЕС, сотрудничество в рамках Программы по обмену научными кадрами (IRSES), Программы Центральной европейской инициативы (ЦЕИ) и других программ ЕС.

Переход от состояния «пассивного сотрудничества» к «партнерству» в отношениях «ЕС-Беларусь» обеспечит практическую интеграцию страны в Европейское научное пространство. Первоочередными задачами на этом пути является активизация взаимодействия на всех уровнях между организациями, министерствами, правительствами, причем со стороны Республики Беларусь оно должно приобрести активную форму (например, разработка и продвижение встречных мер, инструментов и форм сотрудничества, целью которых является не только его расширение, но превращение в «дорогу с двусторонним движением»). 

Для решения задач, стоящих перед государством, прежде всего необходимо обеспечить создание в министерствах, концернах, вузах, ведущих центрах страны структур, осуществляющих международное сотрудничество в научной и инновационной сферах.

Вслед за формированием договорно-правовой базы научно-технологического сотрудничества с ЕС наиболее важными направлениями деятельности для реализации «активного сценария» в 2011–2015 годах должны стать:

государственная поддержка международного сотрудничества с ЕС научных организаций (НАН Беларуси, университетов, государственных научных организаций и предприятий, осуществляющих научно-техническую деятельность);

стимулирование и координация международной мобильности ученых и разработчиков из Республики Беларусь в страны ЕС и наоборот, особенно в рамках выполнения конкретных проектов;

создание условий для привлечения прямых зарубежных инвестиций;

содействие обмену и международному использованию знаний.

С целью устранения отрицательного сальдо во внешней торговле следует обеспечить эффективный трансфер белорусских технологий за рубеж, расширение каналов распространения технологий через экспорт (прежде всего за счет расширения внешнеэкономической деятельности предприятий тех отраслей, которые обеспечивают наиболее эффективные каналы распространения иностранных технологий).

Первоочередными мерами по увеличению белорусского экспорта и обеспечению его роста являются:

повышение конкурентоспособности экспортируемых товаров;

оказание государственной поддержки экспортоориентированным предприятиям;

обеспечение условий доступа белорусских товаров на внешние рынки;

активизация работы маркетинговых служб предприятий;

открытие сборочных и совместных производств за рубежом;

внедрение электронной торговой системы промышленными и потребительскими товарами;

предложение максимально широкого дополнительного сервиса (доставка, сборка, обучение, консультация, ремонт и т. п.);

постоянное участие в национальных и международных специализированных выставках, проводимых за пределами Республики Беларусь.

Одно из основных направлений экспортной политики страны –развитие товаропроводящей сети за рубежом. В настоящее время 260 субъектов товаропроводящей сети представляют интересы Республики Беларусь в 30 странах мира с участием белорусского капитала (Приложение 7). В ближайшие годы предусматривается расширить географию товаропроводящей сети, открыть представительства в странах Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии (Приложение 8). Планируется усилить работу по развитию межведомственной кооперации, что сделает товаропроводящие сети более универсальными. Конкретные планы развития товаропроводящих сетей будут разработаны и представлены отраслевыми министерствами и концернами в Государственную программу.

 

5.7.1. Пошаговая стратегия по увеличению доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции

Пошаговая стратегия до 2015 года увеличения не менее чем на 200 процентов доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта (далее – Стратегия) разработана во исполнение подпункта 1.3.2 пункта 1.3 протокола поручений Президента Республики Беларусь, данных на совещании с руководителями загранучреждений Республики Беларусь, от 7 сентября 2009 г. № 21.

В основу Стратегии по увеличению доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции заложены перечни конкурентоспособных, высоко технологических товаров, гармонизированных с международными и европейскими нормами.

Цель реализации Стратегии – повышение конкурентоспособности белорусской экономики, расширение экспорта белорусских наукоемких и высокотехнологических товаров, утроение к 2015 году его доли в общем объеме белорусского экспорта.

Реализация Стратегии направлена на решение следующих задач:

обеспечение роста производства и экспорта наукоемких и высокотехнологических товаров;

адекватное ограничение или расширение импорта наукоемких и высокотехнологических товаров, соответствующим образом воздействующих на снижение или увеличение объемов национального экспорта вследствие межотраслевой диффузии;

приоритетность развития отраслей и субъектов народного хозяйства, обеспечивающих разработку, ускоренное освоение высоких технологий и производство конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью;

диверсификация товарной структуры и расширение географии сбыта наукоемкой и высокотехнологической продукции.

В ряде отраслей Республика Беларусь сегодня обладает «ноу-хау» мирового уровня. Это разработки в области лазерно-оптической техники, теоретических основ автоматизированного управления характеристиками стальных деталей, технологии получения новых материалов и веществ и другие.

С одной стороны, в настоящее время Республики Беларусь имеет научные разработки V и VI технологических укладов (к V технологическому укладу относятся оптика, оптоэлектроника, точная механика, нанотехнологии, биотехнология, компьютеризация, к VI – сверхскоростные транспортные артерии, интегрированные телекоммуникации глобального масштаба, искусственный интеллект). С другой стороны, на белорусских предприятиях пока не в достаточной мере освоены CALS-технологии, которые являются инструментом повышения эффективности производства и конкурентоспособности изделий, активно применяются при разработке и производстве сложной наукоемкой продукции.

Наибольший вклад в экспорт высокотехнологичной продукции вносят Минпром, концерн «Белнефтехим», Минсвязи Минторг, Минстройархитектуры, и юридические лица без ведомственной подчиненности.

В практике хозяйственной деятельности отечественных предприятий необходимо осуществить следующие меры для расширения рыночной активности на внешних рынках:

ориентация на конкретные рынки, анализ их особенностей и тенденций развития;

ориентация на производство продукции на основе высоких технологий;

обеспечение требуемого качества продукции и сервиса;

дифференциация цен на продукцию по рынкам сбыта;

стабилизация достигнутых уровней сбыта с помощью международной диверсификации и другие;

развитие товаропроводящих сетей.

На макроэкономическом уровне должны быть приняты меры по:

увеличению к 2015 году затрат на исследования и разработки в высокотехнологичном секторе не менее чем в три раза по отношению к 2008 году;

увеличению доли занятых в высокотехнологичном и среднетехнологичном секторах до 7 – 10 процентов от общей занятости;

обеспечению в установленном порядке охраны объектов промышленной собственности за рубежом.

 

5.7.2. Защита и поддержка белорусских экспортеров

Правительство Республики Беларусь республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком, экспортоориентированные предприятия должны обеспечить реализацию системы мер по защите и поддержке экономических интересов белорусских экспортеров в соответствии с разработанными отраслевыми стратегиями и планами, среди которых можно выделить следующие:

обеспечение государственной поддержки экспорта в форме целевого страхования и кредитования экспорта (льготное кредитование экспортеров), страхование экспортных кредитов с целью обеспечения защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков. Страхование экспорта может осуществляться через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты;

государственная поддержка инновационных и инвестиционных проектов по производству и поставке на экспорт высокотехнологичных товаров, что значительно повысит доверие к ним отечественных и зарубежных инвесторов, позволит проводить аукционы по привлечению инвестиционных ресурсов;

льготное налогообложение экспортеров высокотехнологичных товаров;

свободная амортизационная политика хозяйствующих субъектов, упразднение для высокотехнологичных производств нормы амортизации основных средств;

обеспечение экспортного лизинга высокотехнологичной продукции;

введение в практику официальной государственной статистической отчетности о торговле высокотехнологичной продукцией;

обеспечение государством информационного, консультационного, маркетингового и технического содействия экспортерам;

организация в Беларуси структуры по научному сопровождению работ по развитию высокотехнологичного экспорта, создание отраслевых объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых представительств Республики Беларусь за рубежом.

 

5.7.3. Привлечение иностранных инвестиций в высокотехнологичные производства Республики Беларусь

Для привлечения иностранных инвестиций в высокотехнологичные производства Республики Беларусь необходимо:

продолжить совершенствование белорусского законодательства, включая концессионные договоры, соглашения о разделе продукции;

развивать систему гарантий, защиту и страхование иностранных инвестиций от экономических и политических рисков, залоговых операций, разрешения споров;

развивать договорно-правовые основы участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;

углубить инвестиционную ориентацию банков Республики Беларусь и сократить стоимость кредитных ресурсов, осуществить либерализацию внешнеэкономической деятельности;

развивать частно-государственное партнерство, концессионные отношения, венчурное финансирование, свободные экономические зоны;

изучить зарубежный опыт (Польши, Китая и других) и провести работу с потенциальными иностранными донорами, среди которых Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Всемирный банк;

проводить внутристрановой мониторинг инвестиционного климата.

По итогам реализации мер должен быть обеспечен выход отраслей экономики на запланированный уровень увеличения доли высоко­технологичной продукции (товаров, работ, услуг) в общем объеме экспорта страны (к 2015 году в три раза), рост расходов на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности до 3 процентов от ВВП и достигнуто устойчивое социально-экономическое развитие страны.

Определены прогнозируемые показатели объемов экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) в разрезе органов государственного управления (таблица 3). В качестве базового года выбран 2008 год (значение для 2008 года доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта составляет 3,9 процента, таблица 3).

5.8. Совершенствование системы образования и подготовки кадров, информационное и идеологическое обеспечение Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы

Стратегической целью инновационного развития системы образования Республики Беларусь должно стать: создание государственных и негосударственных образовательных учреждений, центров и кафедр по подготовке специалистов в области инновационной деятельности; разработка образовательных стандартов инновационных специальностей и внесение соответствующих изменений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (ОКРБ 011-2009).

Важнейшим средством эффективной кадровой политики в национальной системе образования должна стать система среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в специалистах в области инновационной деятельности в целом по стране и в разрезе отдельных отраслей экономики с учетом создания на базе отечественных разработок новых и высоких технологий и перспектив их внедрения в реальный сектор экономики.

С целью дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров для инновационной деятельности республиканским органам государственного управления, НАН Беларуси необходимо реализовать следующий комплекс мер.

В системе высшего образования:

разработка образовательных стандартов инновационных специальностей;

разработка государственных стандартов второй ступени высшего образования (магистратуры) научного и профессионального (инновационного) направления;

оптимизация номенклатуры специальностей (специализаций) подготовки (переподготовки) кадров и приведение их в соответствие с требованиями рынка труда путем введения соответствующих изменений и дополнений в Общегосударственный классификатор «Специальности и квалификации»;

разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам инновационной деятельности;

подготовка магистров в зарубежных университетах по инновационным специальностям в плановом порядке за счет бюджетных и внебюджетных средств.

В системе послевузовского образования:

проработка вопроса о включении номенклатуры специальностей научных работников в Общегосударственный классификатор «Специальности и квалификации»;

проработка вопроса о создании электронного банка данных актуальных проблем (тем научно-исследовательских работ) для экономики страны и общества в целом;

подготовка аспирантов, докторантов по инновационным направлениям в рамках сводного плана подготовки научных работников высшей квалификации в целом по стране и отраслям науки, а также в ведущих научных и инновационных центрах ближнего и дальнего зарубежья;

формирование и ведение информационных банков данных аспирантов, докторантов и постоянно действующего реестра перспективных специалистов-менеджеров из числа молодых ученых.

В системе повышения квалификации и переподготовки кадров:

внедрение дистанционных форм обучения;

организация переподготовки и повышения квалификации специалистов по различным направлениям инновационной деятельности в институтах повышения квалификации и переподготовки кадров, зарубежных научных и иных организациях;

Государственная политика по вопросам планирования подготовки специалистов в области инновационной деятельности должна исходить из безусловного приоритета развития ведущих отраслей фундаментальной и прикладной науки, от которых в наибольшей степени зависят решающие сдвиги в области инновационного развития экономики.

Мониторинг выполнения мероприятий Государственной программы представляет собой систему наблюдений за ходом выполнения плана реализации программы. Цель – оперативное отслеживание выполнения заданий и своевременная разработка предложений по принятию необходимых управленческих решений.

Кроме информационной подсистемы, система мониторинга должна включать подсистемы организационного, правового и методического обеспечения, определяющие организационные структуры мониторинга, порядок предоставления, обработки первичной информации.

В целях освещения достижений и проблем реализации Государственной программы целесообразно широкое привлечение средств массовой информации Республики Беларусь, особенно на телевидении и радио.

Для формирования инновационной культуры в обществе и повышения статуса инноватора необходимы:

поддержка распространения опыта лучших инноваций, включая управленческие и социальные;

активизация пропаганды роли инноваций для развития экономики и общества, в том числе путем:

формирования системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности, в том числе через общественную рекламу, вовлечение в пропаганду лидеров общественного мнения, распространение историй успеха, проведение конкурсов среди предприятий, ученых и научных коллективов и других мероприятий;

формирования в целях популяризации инновационной деятельности специализированных учебных курсов по инновациям в вузах в рамках специальностей, не относящихся к сфере высоких технологий.

 



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.