Развитие инновационной инфраструктуры, совершенствование системы управления наукой, научно-технической и инновационной деятельностью — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Развитие инновационной инфраструктуры, совершенствование системы управления наукой, научно-технической и инновационной деятельностью

2019-11-19 135
Развитие инновационной инфраструктуры, совершенствование системы управления наукой, научно-технической и инновационной деятельностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сложившаяся в настоящее время структура управления наукой, представляющая собой вертикаль, которая включает в себя Администрацию Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, ГКНТ, НАН Беларуси, Высшую аттестационную комиссию; отраслевые органы государственного управления, научные учреждения, вузы, промышленные предприятия показала свою эффективность и больше не требуется проведения реформ в этой области.

В то же время сложность и многоплановость проблемы совершенствования структуры управления научно-технической и инновационной сферами деятельности определяет необходимость институциональной «достройки», сочетая традиционные и новые институты и механизмы инновационной деятельности, придание им целостного системного характера со встраиванием отдельных блоков в отраслевые и региональные инновационные системы (горизонтальный уровень) с тем, чтобы максимально использовать имеющиеся общие предпосылки и благоприятные условия: высокий образовательный уровень белорусского населения, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, научно-технический и производственный потенциал, перспективные заделы в ряде направлений науки и техники, развивающееся международное научно-техническое сотрудничество для интеграции науки, образования, производства и рынка.

Вынесение на первый план институциональной «достройки» на отраслевом и региональном уровнях обусловлено следующими причинами:

действующие институты административного принуждения без должного использования рыночных стимулов не в состоянии активизировать инвестиционные и инновационные процессы;

имеющаяся институциональная среда не создает достаточных условий для полного использования уже существующих конкурентных преимуществ Республики Беларусь, формирует административные барьеры для предпринимательской активности.

В связи с этим следует принять меры по совершенствованию управления наукой и инновационной деятельностью в отраслях и регионах, которые должны включать в себя:

развитие фирменной науки, усиление кооперационных связей между научно-исследовательскими институтами и предприятиями отраслей реального сектора экономики посредством создания на их базе корпоративных структур, научно-технических (практических) центров (кластеров, финансово-промышленных групп);

разработку эффективной маркетинговой стратегии предприятий, позволяющей им в режиме реального времени отслеживать конъюнктуру рынка и тенденции в техническом и технологическом развитии номенклатуры выпускаемой продукции;

внесение изменений и дополнений в законодательство Республики Беларусь, которые позволят создавать на базе академических, вузовских организаций и промышленных предприятий структурные подразделения двойного подчинения.

Перестройка организационных основ и структурно-функциональных блоков Национальной инновационной системы (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов) предусматривает:

обоснование долгосрочной стратегии развития науки, основанной на использовании эффективных форм интеграции науки, образования и производства, с определением критериев и новых форм организации научного труда;

совершенствование организационной структуры и профилей научно-исследовательских организаций с учетом выхода их продукции на рынок, ориентацией этих организаций на реальный сектор экономики;

повышение научного уровня и эффективности результатов исследований и разработок;

совершенствование системы управления инновационными процессами на предприятиях на основе принципов инновационного менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений;

восстановление функционирования объектов заводской науки;

формирование научно-технических корпоративных структур как важнейшего сектора инновационной инфраструктуры;

укрепление материально-технической базы конструкторско-технологических подразделений промышленных предприятий, создание новых конструкторско-технологических бюро и опытных производств;

обновление структуры и содержания учебных программ с включением проблематики инновационного менеджмента, внедрение новых образовательных программ и услуг, повышение их качества, введение курсов о новых технологиях, компьютеризация;

развитие научно-исследовательского сектора высшей школы с ориентацией его на проблемы Национальной инновационной системы Республики Беларусь;

интеграция форм связи науки, образования и производства, развитие действующих объектов инновационной инфраструктуры в системе образования и создание новых инновационных структур для формирования единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы.

В основе системной реструктуризации национальной экономики должны лежать приоритеты ее научно-технической деятельности. Поэтому, намечая стратегические ориентиры перспективного развития национальной экономики, необходимо определить оптимальное число глобальных технологических направлений, отвечающих реальным возможностям и перспективам развития страны, сконцентрировать на них усилия и денежные средства, создав тем самым эффективный механизм для технологического и экономического прорыва. Решение этой задачи требует максимальной мобилизации внутренних и привлечения внешних ресурсов.

В качестве стратегической цели для Республики Беларусь должна быть выбрана производственная специализация страны в мировом разделении труда, основанная на приоритетном развитии ограниченного числа действующих в ней макротехнологий. Республика Беларусь не в состоянии обеспечить себе на мировых рынках требуемый уровень конкурентоспособности по всей номенклатуре выпускаемой продукции. Промышленность нашей страны остается слишком многопрофильной и в нынешних условиях это делает невозможным для нее обеспечение инновациями столь большого числа отраслей.

Поскольку задача науки состоит не только в обслуживании уже сложившейся структуры народного хозяйства, но и в создании предпосылок для ее формирования согласно требованиям завтрашнего дня, в структуре ее приоритетов должен быть определен также перечень научных исследований, направленных на разработку (включая международную кооперацию) критических технологий, предназначенных для формирования спроса будущего, то есть создания новых макротехнологий (или их основ), появление которых возможно в прогнозном периоде.

Для Республики Беларусь при формировании научно-технических и инновационных программ требуется определить:

приоритетные макротехнологии, определяющие производственную специализацию страны в системе мирохозяйственных связей и перспективы ее развития;

критические технологии, создающие возможность реализации приоритетных макротехнологий и формирующие технические характеристики производимой в их рамках продукции;

приоритетные научные исследования, направленные на разработку и обслуживание критических технологий, комплексно обеспечивающие эффективное функционирование действующих и формирование будущих приоритетных макротехнологий.

Перечень критических технологий должен стать отправной точкой в выборе перечня приоритетных НИОК(Т)Р.

Гипертрофированное расширение приоритетов за счет включения в них максимально возможного числа национальных производств приведет к утрате ими своей законодательно определенной функции — концентрации на выбранных направлениях трудовых, материальных, финансовых, политических и других ресурсов страны, в результате чего только и достигается требуемый кумулятивный эффект. Поэтому размер разграничительной доли для добавленной стоимости, формируемой в приоритетной сфере материального производства, необходимо определять на правительственном уровне в установленном порядке.

Организационное и правовое объединение государственных научно-технических программ и государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований, взаимодополняющих друг друга в рамках соответствующих приоритетных направлений научной и научно-технической деятельности, направленное на обеспечение полного инновационного цикла, начиная от фундаментальных научных исследований и заканчивая внедрением научной и научно-технической продукции в производство, и реализацию приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь было осуществлено с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1117 «О государственных комплексных целевых научно-технических программах».

В соответствии с данным постановлением сформировано 11 государственных комплексных целевых научно-технических программ, которые в настоящее время объединяют в своем составе в качестве самостоятельных разделов государственные программы фундаментальных и прикладных научных исследований и государственные научно-технические программы. Это объединение позволяет обеспечить внедрение современных наукоемких технологий и техники, разработанных на базе фундаментальных и прикладных научных исследований и реализованных в государственных научно-технических программах, а также способствует повышению эффективности использования в народном хозяйстве результатов исследований и разработок. Эффективность выполнения государственных комплексных целевых научно-технических программ, подтвержденная на заседании Комиссии по научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь 5 августа 2009 года, указывает на то, что в настоящее время такая система программ достаточна для решения задач, связанных с опережающим развитием научно-технического потенциала, обеспечивающим конкурентоспособность Республики Беларусь в новых высокехнологичных отраслях.

Стратегические направления, цели и принципы реализации научных исследований в 2011 – 2015 годах, перечни конкурентоспособной научно-технической продукции, разработок и новых производств, на создание которых будут ориентированы научные исследования, определяют круг потенциальных пользователей научных результатов, а также макроэкономические и институциональные условия реализации стратегических целей.

Республика Беларусь переходит на качественно новый этап своего социально-экономического развития. От макроэкономической стабилизации середины 90-х годов XX века, когда только формировалось независимое белорусское государство, и экстенсивного роста в первом пятилетии XXI века, когда использовался экономический потенциал традиционных отраслей IV технологического уклада, Республика Беларусь должна перейти к экономическому росту на основе инноваций, производств V–VI технологических укладов, значительно повысить конкурентоспособность традиционных отраслей. Создание новых высокотехнологичных производств и интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики на основе технологий V–VI укладов (нанотехнологии, фотоника, альтернативная энергетика, клеточные технологии, генная инженерия, биотехнология, CALS-технологии и др.) является важнейшим условием успеха инновационного развития Республики Беларусь, ее глобальной конкурентоспособности.

Исходя из такого подхода приоритетными на 2011–2015 гг. определены те направления науки и техники, научный потенциал которых позволяет реализовать системные проекты создания новых секторов экономики, производств V–VI технологических укладов, обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья населения, в том числе на базе макротехнологий, которыми обладают белорусские ученые. При этом следует четко законодательно определить статус приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности, критерии их определения, систему субординации и механизмы координации приоритетов, порядок взаимоувязки приоритетов и государственных программ по их реализации, условия и механизмы финансирования этих программ. Республике Беларусь необходимо продолжить формирование «каркаса» инновационной инфраструктуры — ее материально-технической базы, производственных, офисных и других помещений, которые обеспечивала бы реализацию государственной инновационной политики как на республиканском, так и на региональном уровнях (Приложение 6). 

В рамках выполнения Государственной программы необходимо добиться радикального повышения эффективности существующей инновационной инфраструктуры.

Государственная программа должна предусматривать дальнейшее укрепление отраслевой и заводской науки, формирование научно-технических центров на базе корпоративных структур, как важнейшего сектора инновационной инфраструктуры; укрепление конструкторско-технологических, проектных, инжиниринговых организаций, создание новых конструкторско-технологических бюро и опытных производств; совершенствование системы управления инновационными процессами на предприятиях на основе принципов инновационного менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

Важнейшим приоритетом для страны является создание технопарков. Их основа должна быть заложена путем строительства в столице и регионах, где сосредоточена научная деятельность, крупных технологических парков, отвечающих современным требованиям инновационного развития экономики.

В оптимальном варианте технопарк должен отвечать требованиям территориальной целостности и включать в себя основные атрибутивные элементы: выставочно-гостиничный комплекс, инновационный центр, бизнес-школу, центр информации и трансфера технологий. Его площадка должна предусматривать возможность строительства промышленных объектов, быть оснащена инженерной, транспортной, социально-культурной и бытовой инфраструктурой.

Инициаторами создания технологических парков должны выступать: Правительство Республики Беларусь, Облисполкомы, Мингорисполком (отчуждение земли, инженерно-строительные работы), НАН Беларуси, заинтересованные белорусские и иностранные компании (долевое участие в реализации проекта). Технопаркам, при этом, должен быть предоставлен льготный режим работы по всем направлениям — лицензированию, регистрации, налогам. Их деятельность должна быть достаточно жестко регламентирована в соответствии со стоящими перед ними задачами.

К уже созданным технопаркам в Республике Беларусь планируется создание трех новых крупных технопарков:

научно-промышленный технико-внедренческий «Интеграл», со сферой деятельности, связанной с проектированием, изготовлением, тестированием, испытаниями, внедрением микроэлектронных изделий в серийное производство (и соответствующего программного обеспечения); с гарантийным и послегарантийным обслуживанием электронной техники; разработкой изделий автотракторной и зерноуборочной техники; разработкой систем микроклимата, искусственного освещения и др. для сельского хозяйства; производством магнитных и электронных пластиковых карт, электронных модулей для биометрического паспорта, медицинских электронных карт, электронных прав водителей, а также соответствующей аппаратуры считывания в стационарном и переносном виде;

Парк биотехнологий «Полесье»;

Парк передовых технологий в области лазерной, оптической и электронной техники (на базе ОАО «Пеленг», БелОМО, и организаций НАН Беларуси), со сферой деятельности по разработке и производству изделий оптико-механического и электронного приборостроения, лазерной техники, оптоэлектроники, светодиодной техники, твердотельной и вакуумной электроники, микроэлектроники, СВЧ-электроники, фотовольтоники, компьютерной техники.

В регионах по аналогии с г. Минском, но с меньшей масштабностью, следует создавать технопарковые структуры, ориентированные преимущественно на комплексную поддержку малых инновационных предприятий. Это одно из важнейших, но не единственное из совокупности направлений инновационной политики, которые следует реализовать на региональном уровне. Так планируется создание технопарка «Полесье», основным направлением деятельности которого будет развитие биотехнологий.

В развитии экономики важное значение имеет создание крупных объединений (кластеров, холдингов, и др.). В отношении крупных корпораций государство заинтересовано в увеличении их доли на мировом рынке, расширении объема участия в международном разделении труда и превращении в полноценные транснациональные компании. В этой связи новая промышленная политика должна органически сочетать в себе важнейшие элементы макроэкономической, финансовой и региональной политики.

Для эффективной реализации создания национальной инновационной системы необходимо скорейшее завершение процесса формирования крупных корпораций в наукоемких высокотехнологичных отраслях, дальнейшее развитие этих структур — вовлечение в их технологическое и экономическое пространство малых и средних предприятий и на этой основе усиление кооперационных связей, упорядочение специализации.

Основными задачами, которые решаются в процессе создания холдингов, являются создание технологически взаимосвязанных производственных и сбытовых цепочек, что обеспечивает бесперебойное функционирование всех включенных в эту цепочку предприятий и меньшую степень их зависимости от внешних поставщиков. По такому принципу создаются вертикально интегрированные компании.

С целью создания конкурентоспособного производства в агропромышленном комплексе Республики Беларусь необходимо продолжить процесс создания кооперационно-интеграционных структур на базе перерабатывающих предприятий. Кооперационно-интеграционные структуры предполагают создание полной законченной цепи интеграции по принципу: производство сельхозпродукции — ее переработка – реализация готовой продукции. Пока же интеграция предприятий АПК происходит лишь на макроуровне: формируются сырьевые зоны по производству сельскохозяйственных культур для промышленной переработки.

В условиях создания инновационных решений на основе современных информационно-коммуникационных технологий в различных сферах и придания этим технологиям статуса критических, изменяются и уточняются подходы к их формированию и эффективному применению.

Наряду с проведением научных исследований, подготовкой и обучением специалистов работе с современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), должны рассматриваться такие важные направления как создание на основе ИКТ современной инновационной инфраструктуры, формирование новых решений, а также предоставление услуг широкому классу пользователей – от отдельных граждан до государственных и бизнес-структур (электронный бизнес).

Эти направления должны реализоваться в рамках специализированных инновационных центров, организуемых на базе межотраслевых корпоративных структур, создаваемых профильными организациями НАН Беларуси, Министерством образования, Министерством связи и информатизации.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.