Взаимосвязи внутренней и внешней среды организации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Взаимосвязи внутренней и внешней среды организации

2019-11-19 394
Взаимосвязи внутренней и внешней среды организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

 

Первую составляют факторы общего внешнего окружения (макроокружения) организаций. Влияние этих факторов является более или менее одинаковым для многих организаций. Основные из таких факторов:

-состояние экономики государства;

- социокультурные факторы;

- природно-географические условия;

- законодательная система;

- кредитно-финансовая политика;

- уровень развития техники и технологий;

- мировой рынок и т. д.

 

Ко второй группе относятся факторы непосредственного (делового) окружения организаций, которые непосредственно связаны, взаимодействуют с ними. Это:

- потребители;

- конкуренты;

- поставщики;

- деловые партнеры;

- органы системы государственного регулирования;

- источники "силового давления" на организации;

- профсоюзы и т. д.

 

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

 

Внутренняя среда анализируется след.факторами:

 

- кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;- организация управления;- производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;- финансы фирмы;- маркетинг;- организационная культура.

 

-НИОКР

 

Взаимодействие внутренней и внешней среды: элементы среды организации испытывают не одностороннее воздействие, а находятся в условиях активного взаимодействия. Внешняя среда является: с одной стороны источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне, с другой стороны - потребителем продукции организации, а значит и источником прибыли.

 

Все внутренние факторы взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсис­темы (люди — социальный компонент; цели, задачи, структуры и технологии — технические компоненты). Изменение одной из них в некоторой степени влияет на все остальные. При этом "совершенствование одной переменной не обязательно может привести к повышению эффективности функционирования орга­низации, если эти изменения сказались отрицательно на дру­гой (других) переменной.

 

19. Задачи, содержание и порядок разработки плана себестоимости, прибыли и рентабельности.

 

Цель плинрования себестоимости является оптимизация текущх затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности,на основе рационального использования денежным,трудовых и материальных ресурсов.

Исходные данные для планирования себестоимости являются: план производства и реализации,план материально-техн.обеспечения, план по труду, прескуранты цен, плановый объем работ по подготовке про-ва,освоение и внедрение новой техники.

 

План себестоимости:

 

1. Расчетно-аналитический, т.е. по основным технико-экономическим факторам.Предусматривает расчет снижения себестоимости по основным технико-экономическим факторам.

 

2. Балансовый (нормативно - балансовый) – метод прямого счета при котором рассчитывается плановая себестоимость всех изделий и услуг, предусмотренных производственной программой, составляется смета затрат на производство. Используется при разработке текущих планов по себестоимости,

 

Технико-экономические факторы:

 

Снижение норм расхода материала и цен;

 

Рост производительности труда, а следовательно рост заработной платы;

 

Рост объема производства, а следовательно снижение управленческих расходов.

 

Изменение норм расхода материалов.

 

М – снижение норм расхода материалов;

 

Ц – изменение цен;

 

ДМ – удельный вес материальных затрат в себестоимости.

 

Рост производительности труда.

 

 

З – рост заработной платы;

 

П – рост производительности труда;

 

ДЗ – удельный вес заработной платы в себестоимости.

 

Рост объема производства.

 

 

У – изменение управленческих расходов;

 

V – изменение объема производства;

 

ДУ – удельный вес управленческих расходов.

44. Идентификация внешней и внутренней среды организации

Внешняя среда организационной системы

 

Управление бизнес процессами

Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собою и взаимоотношения с внешним окружением. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за

 

Организация как открытая система

 

Таблица 2.2

 

 

Черты и свойства Характеристика, обоснование
Компоненты Система состоит из некоторого количества частей, называемых компонентами или элементами; они необходимы для достижения целей системы
Связи Компоненты системы связаны между собою, что обеспечивает непрерывность протекающих в системе процессов
Структура Форма связи организационно закреплена в структуре, что обеспечивает устойчивость и придает системе стабильность; для систем характерна иерархичность построения структур, то есть наличие в них подсистем
Взаимодействие Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, и только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы, с помощью которых возникает результат
Процесс В системе одновременно осуществляется ряд процессов, каждый из которых связан с какими-либо изменениями. Процессы изменяют ресурсы, входящие в систему, превращают их в продукты и услуги
Холизм и эмерджентные свойства Система — целостность (англ, holism, от греч. holos — целое), проявляющая свойства, возникающие только в результате взаимодействия ее компонентов
Идентификация Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать, то есть отличить от других явлений, не входящих в систему; для этого надо определить границы, отделяющие систему от окружающей среды
Окружение Явления и факторы, которые, не являясь частью системы, существенно влияют на нее. Они образуют окружающую среду системы и своим воздействием могут менять ее поведение
Концепция Система — это концепция, ее особая форма отражает цели и ценности людей, которые являются ее неотъемлемыми элементами и реализуют собственные идеи о том, какой должна быть система

 

границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. На рис. 2.1 эти факторы изображены в виде двух кругов, образующих внешнее окружение организации.

В первом круге, непосредственно прилегающем к ней, представлены организации и люди, которые связаны с данным пред-

 

 

Рис. 2.1. Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации

 

приятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы, общества потребителей и пр. В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие параметры факторов первого круга:

 

• сложность рынка. Определяет ли рынок способ, темпы и технологию выполнения работ внутри самой компании? Насколько очевидно то, что надо делать? Можно ли достаточно легко понизить сложность ответных действий с целью преодоления этой сложности?

• степень диверсификации, характеризующая спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий со стороны предприятия;

• определенность и стабильность, помогающие или, наоборот, мешающие предприятию предсказывать ход и темпы изменений на данном рынке;

• соотношение возможностей и угроз на данном рынке, предопределяющее его результирующую оценку для предприятия;

• характер отношений с другими организациями, определяющий предсказуемость требований и запросов с их стороны, наличие прямых или опосредованных связей, степень зависимости от них и т. д. (Хант Дж. У. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера. М., 1999, с. 201).

Важным фактором внешней среды первого ряда является конкуренция, которая в современных условиях приобретает новые черты благодаря использованию информационных технологий. Вот один из примеров, характеризующих приемы и способы завоевания рынка туристическими фирмами, широко использующими сеть Интернет для расширения услуг своим клиентам. Активно конкурируя с авиаперевозчиками, которые проявляют меньше гибкости, они создали один из наиболее развитых в индустрии путешествий сайт www.biztravel.com, который объявил о выплате компенсаций за опоздавшие и отмененные рейсы авиакомпаний American Airlines, Continental Airlines, US Airways, British Airways и Air France всем пассажирам, которые забронировали билеты через него (если оплата была произведена по карточкам американских или канадских банков). Размер компенсации 100 долл., если самолет опоздал более чем на 30 минут, и 200 долл., если прилет задержался на час или два от назначенного времени. Выплата небольших компенсаций (от 10 до 50 долл.) предлагается за разнообразные нарушения сервиса (за необеспеченнее заранее заказанного меню или оговоренного места в самолете и т. д.). (Авиатранспортное обозрение, май/июнь 2000, с. 4).

 

Во втором ряду переменных внешней среды (см. рис. 2.1) находятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. В их составе политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические факторы. Рассмотрение содержания каждой из этих групп позволяет определить силу и возможное направление их воздействия на работу организации.

Влияние политических факторов вызывает необходимость изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Например, смена программы правительства может вызвать весьма серьезные сдвиги в характере поддержки национальной экономики, частного бизнеса, предпринимательства, государственного сектора экономики. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в тот или иной сектор экономики.

 

Экономические факторы оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста валового национального продукта и продукции отраслей, оплата труда, его производительность. Появление в результате структурной перестройки новых сфер деятельности с высокими показателями прибыльности и эффективности может оказать негативное влияние на положение организации из-за снижения инвестиций в ее отрасль. Изменение систем и размеров оплаты труда в экономике в целом или в конкретной отрасли может потребовать радикального пересмотра стратегии управления персоналом. В этой группе факторов следует рассматривать и другие экономические параметры, например ситуацию с предложением денег, кредитно-денежную и налоговую политику, наличие рабочих мест и уровень безработицы, динамику доходов населения, размеры инфляции и т. п. Очевидно, например, что рост инфляции сокращает покупательную способность населения и таким образом влияет на оплачиваемый спрос со стороны потребителей продукции. Новые налоги могут привести к перераспределению доходов и вызвать неблагоприятные изменения в покупательной способности клиентов организации. Высокий уровень безработицы может быть учтен при разработке кадровой политики организации и при решении вопросов оплаты труда работающих и т. д.

 

Анализ демографических факторов производится по показателям подвижности, половозрастного состава населения, коэффициентам смертности и рождаемости, динамики спроса и т. п. Сокращение коэффициента рождаемости, например, может в какой-то период времени привести к снижению спроса на детские вещи, игрушки, учебники, детские сады и школы. Тенденция к старению населения может привести к заметному изменению вкусов и характера покупок населения, увеличивая потребность в более удобных, но менее модных вещах, повышая спрос на определенные медицинские препараты, учреждения, специальное обслуживание и т. д.

 

Социально-культурные факторы оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг, которые стремятся приобрести люди. Он отражает определенные вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда. Например, при концентрации внимания общественности на идее социальной ответственности бизнеса последний должен отреагировать введением ряда ограничений на свою деятельность или расширением своих социальных функций.

 

Группа технологических факторов отражает уровень научно-технического развития в обществе или в отрасли и в определенном смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди факторов этой группы особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях. Все это в конечном счете предопределяет способность компании быстрее других применить новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации.

 

Такой же детальный анализ должен быть проведен по остальным группам факторов внешней среды второго круга.

 

Значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может проявляться в виде:

                • возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации;

• угроз, характеризующих такие факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации.

В условиях переходного периода, характерных для российских предприятий, учет влияния обеих групп факторов приобретает особое значение, так как со многими из них, и в первую очередь с новыми видами угроз, руководители предприятий встречаются впервые.

 

Приведем примеры. В мировой практике придается большое значение такому фактору внешнего окружения предприятия, как законодательная основа его экономического развития. В условиях перехода нашего общества к рыночной экономике нередко складываются такие отношения рынка и государства, которые раньше не имели места и поэтому требуют к себе пристального внимания. Сегодняшнее состояние законодательной основы в стране оценивается специалистами в большинстве случаев как неудовлетворительное, не помогающее, а мешающее нормальному развитию экономики.

 

В докладе о мировом развитии в 1997 г., составленном Международным банком реконструкции и развития по результатам опросов 3600 фирм в 69 странах, приведены данные, характеризующие непредсказуемость политики правительств СНГ и их законодательных уложений (это отметили более 75% бизнесменов стран — членов СНГ) и ненадежность правового положения (это тревожит почти 80% руководителей). Кроме того, более 65% руководителей предприятий в странах СНГ указывали на нестабильность правительств, примерно 88% опасались за свою собственность и около 65% высказали претензии по поводу коррупции. На выяснение отношений с официальными властями по поводу налогов, правил ведения бизнеса и т. п. половина из них тратит более 15% времени, что в 5 раз превышает такой же показатель по другим государствам (Симония Н. О роли государства в общественном развитии: запад vs. незападные модели// Общество и экономика, 2000, № 3—4, с. 16).

 

Как угроза нередко расценивается состояние взаимодействия и деловых отношений между предприятиями, которые нередко, находясь под контролем со стороны криминала и посредников, вынуждены заключать невыгодные сделки. К этому же приводит преобладание бартера как формы трансакций между предприятиями.

 

По данным выборочного обследования, в середине 1999 г. доля бартера составляла в общем объеме расчетов предприятий с поставщиками 53,1%, с потребителями — 46,4%, что ограничивало возможности выбора партнеров по экономическим параметрам.

 

Безденежные поставки сырья и реализации продукции приводят к потере права предприятиями на свободное распоряжение производимой продукцией, так как у них заранее определены потребители их услуг и объемы. «Для таких предприятий, — пишет Г. Клейнер, — вопросы реализации, а следовательно, и рыночно-маркетинговые функции отходят на второй план») (Г. Клейнер. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя //

                45. Трансакционные издержки и распределение прав собственности

                Теория трансакционных издержек

Теория трансакционных издержек является составной частью нового направления в современной экономической науке - неоинституционализма. Ее разработка в первую очередь связана с именами двух экономистов - Р.Коуза и О.Уильямсона. Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, требующих как детального документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек. Трансакционные издержки - центральная объясняющая категория всего неоинституционального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Ключевое значение для работы экономической системы трансакционных издержек было осознано благодаря статье Р.Коуза "Природа фирмы" (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия. Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как "издержки пользования рыночным механизмом". Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур (таких как фирмы) также не свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание определению К.Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

                Ис тема прав собственности: «спецификация», «размывание» Еще одним фундаментальным понятием новой институциональной теории выступает понятие прав собственности. Под системой прав собственности, согласно взглядами А. Алчіана и Г. Демсеца, понимается вся совокупность норм, которые регулируют доступ к редких ресурсов. Эти нормы могут санкционироваться не только государством, но и обществом - в виде обычаев, моральных установок, религиозных заповедей. В соответствии с существующими определениями, права собственности охватывают как физические объекты, так и бестелесные (например, результаты интеллектуальной деятельности).

В обществе права собственности выступают как «правила игры», которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. С точки зрения индивида, они представляют собой «пучки правомочий» на принятие решений по поводу того или иного ресурса. Каждый такой «пучок» может расщепляться таким образом, что одна часть правомочий принадлежит одному агенту, вторая - другом и т. д. Права собственности имеют поведенческое значение; одни способы действий они стимулируют, другие - подавляют (через запреты или повышение расходов) и таким образом влияют на экономический выбор.

К основным элементам пучка прав собственности относят: 1) право на исключение из доступа к ресурсу других агентов; 2) право на использование ресурсов; 3) право на получение от них дохода; 4) право на передачу всех предыдущих полномочий. Чем шире набор полномочий, закрепленных за ресурсом, тем выше его стоимость.

Согласно неоінституціональною теорией, любой акт обмена есть не что иное, как обмен «пучками прав собственности». Каналом, по которому они передаются, служит контракт. Это еще один ключевой термин нового подхода, который связывает цепь между понятиями прав собственности и экономической организации. Контракт фиксирует, какое именно полномочия и на каких условиях подлежит передаче. Тем самым он ограничивает будущее поведение сторон, причем эти ограничения принимаются ими добровольно. Контракт тем сложнее, чем более сложные втянуты в обмен блага и чем сложнее структура трансакционных издержек, которые к ним относятся.

Обязательным условием эффективной работы рынка является точное определение, или "спецификация", прав собственности. Чем конкретнее определены и надежнее защищены права собственности, тем более тесную связь между действиями экономических агентов и их благосостоянием. Тем самым спецификация подталкивает к принятию экономически наиболее эффективных решений. Обратное явление - "размывание" прав собственности - имеет место тогда, когда они неточно установлены и плохо защищенные или подпадают под разного рода ограничения.

Принципиальный тезис новой институциональной теории заключается в том, что спецификация прав собственности не бесплатная. Порой она нуждается больших затрат. Поэтому степень ее точности зависит от баланса выгод и затрат, которые сопровождают установки и защиту тех или иных прав. Отсюда следует, что угодно-какое право собственности проблематично - в реальной экономике оно не может быть определенным с исчерпывающей полнотой и защищенным с абсолютной надежностью. Его спецификация - это всегда вопрос меры.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.