Установление критериев риска — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Установление критериев риска

2019-11-18 205
Установление критериев риска 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 Безопасность функциональная

 УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Functional safety. Risk management on railway transport

МКС 03.220.30

Дата введения 2016-09-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

 

Сведения о стандарте

 

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Закрытым акционерным обществом "ИБТранс" (ЗАО "ИБТранс")

 

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

 

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 августа 2015 г. N 79-П)

 

За принятие проголосовали:

 

     
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Азербайджан AZ Азстандарт
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт

 

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 декабря 2015 г. N 2108-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33433-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2016 г.

 

5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54505-2011

 

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

 

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает подход и общие правила управления рисками на железнодорожном транспорте, связанными с функциональной безопасностью объектов инфраструктуры и подвижного состава.

 

Настоящий стандарт распространяется на внутренние и внешние по отношению к субъектам деятельности в сфере железнодорожного транспорта (владельцам инфраструктуры, операторам железнодорожного подвижного состава, перевозчикам и пользователям услуг железнодорожного транспорта) риски.

 

Настоящий стандарт предназначен для применения субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.

 

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:

 

ГОСТ 31539-2012 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

 

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31539, а также следующие термины с соответствующими определениями:

 

3.1 анализ риска: Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска.

 

Примечание - Анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска.

 

3.2 безопасность: Отсутствие недопустимого риска.

 

3.3 вероятность: Мера того, что событие может произойти.

 

3.4 владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

 

3.5 внешний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на общество (социальный риск) и окружающую среду (экологический риск).

 

3.6 внутренний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на пассажиров, работников железнодорожного транспорта, с работой объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также с недополучением прибыли субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта.

 

3.7 допустимый уровень риска: Уровень риска, который приемлем при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе.

 

3.8 железнодорожный подвижной состав (подвижной состав): Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры.

 

Примечание - Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, вагоны, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав.

 

3.9 жизненный цикл: Совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований, создания, применения и утилизации объекта инфраструктуры и подвижного состава, происходящих в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта инфраструктуры или подвижного состава и заканчивается после этапа утилизации объекта инфраструктуры или подвижного состава.

 

3.10 журнал учета опасностей: Документ, в котором регистрируются все действия по управлению функциональной безопасностью, выявленные опасности, ответственные лица, принятые и утвержденные решения или же указываются ссылки на связанные с этим процессом документы.

 

Примечание - Журнал учета опасностей иногда называют протоколом угроз.

 

3.11 идентификация риска: Процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска.

 

Примечания

 

1 Элементы риска могут включать в себя источники или опасности, события, последствия и вероятность.

 

2 Идентификация риска может также отражать интересы причастных сторон.

 

3.12 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

 

3.13 источник риска: Фактор, который может самостоятельно или в сочетании с другими факторами способствовать возникновению рисков.

 

3.14 критерии риска: Правила, по которым оценивают значимость риска.

 

Примечание - Критерии риска могут включать в себя сопутствующие стоимость и выгоды, законодательные и обязательные требования, социально-экономические и экологические аспекты, озабоченность причастных сторон, приоритеты и другие затраты на оценку

 

3.15 матрица рисков: Инструмент, позволяющий ранжировать и отражать риски путем определения уровней частот и тяжести последствий.

 

3.16 мониторинг: Постоянная проверка, надзор, наблюдение и определение текущего состояния с целью выявления изменений по сравнению с ожидаемыми или требуемыми показателями.

 

3.17 неисправность: Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

 

3.18 обработка риска: Процесс выбора и выполнения мероприятий для изменения риска.

 

Примечания

 

1 Термин "обработка риска" иногда используют для измерений риска.

 

2 К мероприятиям по обработке риска могут относиться исключение, оптимизация, передача или сохранение риска.

 

3 Обработка риска, направленная на устранение негативных последствий, часто называется "смягчением последствий риска" или "снижением риска".

 

3.19 объект: Любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности.

 

Примечания

 

1 Примерами объектов могут быть система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент.

 

2 Объект может состоять из технических средств, программного обеспечения или их сочетания и может также в частных случаях включать людей.

 

3 Группу объектов можно рассматривать как самостоятельный объект.

 

3.20 опасное событие: Событие, которое может причинить вред.

 

3.21 опасность: Потенциальный источник возникновения ущерба.

 

Примечание - Опасность является источником риска применительно к вопросам безопасности.

 

3.22 оператор железнодорожного подвижного состава: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.

 

3.23 остаточный риск: Риск, остающийся после обработки риска.

 

3.24 оценивание риска: Процесс сравнения оцененного риска с данными критериями риска с целью определения значимости риска.

 

3.25 оценка величины риска: Процесс присвоения значений вероятности и последствий риска.

 

3.26 оценка риска: Общий процесс анализа риска и оценивания риска.

 

3.27 перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж уполномоченному на его получение лицу (получателю).

 

3.28 пересмотр: Деятельность, направленная на установление соответствия, адекватности или эффективности предмета рассмотрения установленным целям.

 

3.29 пользователь услугами железнодорожного транспорта: Пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте.

 

3.30 риск: Сочетание вероятности события и его последствий.

 

Примечание - Термин "риск" обычно используется тогда, когда существует хотя бы возможность негативных последствий.

 

3.31 событие: Возникновение или изменение определенных обстоятельств.

 

3.32 транспортное происшествие: Событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

 

3.33 управление рисками: Согласованная деятельность, направленная на управление и руководство предприятием в отношении рисков.

 

Примечание - Обычно управление рисками включает в себя оценку риска, обработку риска, мониторинг и пересмотр риска.

 

3.34 уровень риска: Масштаб риска или совокупности рисков, который характеризуется определенным сочетанием последствий и вероятности их возникновения.

 

3.35 частота: Количество событий или их итогов на определенную единицу времени.

 

3.36 этап жизненного цикла: Часть жизненного цикла, характеризуемая ее назначением.

 

4 Основные положения

4.1 Управление рисками на железнодорожном транспорте способствует принятию верных решений, учитывающих неопределенность условий, возможность наступления определенных событий или обстоятельств в будущем (запланированных или нет), а также их влияние на достижение поставленных целей организации в области функциональной безопасности объектов инфраструктуры и подвижного состава.

 

4.2 Основной задачей управления рисками на железнодорожном транспорте является достижение и поддержание допустимого уровня риска при обеспечении функциональной безопасности объектов инфраструктуры и подвижного состава, в том числе:

 

- повышение надежности и функциональной безопасности технических средств, входящих в состав объектов инфраструктуры и подвижного состава;

 

- снижение вероятности возникновения транспортных происшествий;

 

- предотвращение или сокращение гибели и травматизма людей;

 

- снижение ущерба имуществу субъектов деятельности в сфере железнодорожного транспорта и других потерь;

 

- предотвращение неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

 

4.3 Управление рисками предполагает использование логических и систематических методов:

 

- для обмена информацией и консультирования в рамках процесса управления рисками;

 

- анализа риска и обработки риска;

 

- мониторинга и пересмотра риска;

 

- составления отчетов и учета результатов.

 

5 Процесс управления рисками

5.1 Процесс управления рисками приведен на рисунке 1 и включает:

 

- определение области применения;

 

- определение критерия риска;

 

- идентификацию риска;

 

- анализ частот;

 

- анализ последствий;

 

- определение уровня риска;

 

- оценивание риска;

 

- обработку риска;

 

- мониторинг и пересмотр риска.

 

5.2 Процесс управления рисками может быть осуществлен на любом этапе жизненного цикла объекта инфраструктуры и подвижного состава.

 

УР - уровень риска; - допустимый уровень риска

 

Рисунок 1 - Процесс управления рисками

 

6 Оценка риска

6.1 Общие правила оценки риска

6.1.1 Целями оценки риска являются получение достоверной информации и проведение необходимого анализа для принятия обоснованных решений при оценивании риска и дальнейшем выборе оптимальных способов обработки риска.

 

6.1.2 Основные результаты проведения оценки риска:

 

- описание риска и его возможного воздействия на людей, объекты инфраструктуры и подвижного состава, окружающую среду;

 

- предоставление необходимой информации лицам, принимающим решения;

 

- выявление важных условий, способствующих возникновению риска, а также недостатков связей между разными объектами инфраструктуры и подвижного состава или составными частями одного объекта;

 

- сравнение с рисками, характерными для альтернативных объектов инфраструктуры и подвижного состава или технологий;

 

- обмен информацией о рисках и условиях неопределенности;

 

- содействие в расстановке приоритетов;

 

- содействие в предотвращении опасных событий на основании результатов изучения уже произошедших событий;

 

- получение информации, позволяющей оценить допустимость риска после сравнения с предварительно установленными критериями;

 

- выбор оптимальных способов обработки риска;

 

- оценка рисков при утилизации списанного оборудования.

 

6.1.3 Для проведения оценки риска необходимо точно определить:

 

- факторы деятельности и цели организации;

 

- допустимые уровни рисков, а также способы обработки рисков, превышающих допустимые;

 

- способы интеграции оценки риска в бизнес-процессы организации;

 

- методы оценки рисков и их роли в процессе управления рисками;

 

- ресурсы, доступные для осуществления оценки рисков;

 

- административную структуру, ответственность и полномочия персонала, осуществляющего оценку рисков;

 

- способы составления отчетности и пересмотра результатов оценки риска.

 

6.1.4 Оценку риска осуществляют в рамках организации в целом, отделов, проектов, процедур или видов рисков.

 

Примечание - В зависимости от выбранного масштаба применяют различные методы оценки риска.

 

6.1.5 Оценка риска включает в себя анализ риска и оценивание риска (см. рисунок 1). Примеры проведения оценки риска приведены в приложении А.

 

6.2 Документирование

6.2.1 Процесс оценки риска должен быть задокументирован вместе с результатами оценки риска.

 

6.2.2 Отчет об оценке риска должен быть оформлен таким образом, чтобы выполненные расчеты и сделанные выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали в первоначальной оценке риска.

 

6.2.3 Отчет об оценке риска в общем случае должен включать:

 

- цели и масштаб проведения оценки риска;

 

- описание объекта оценки риска и его функций или оцениваемой ситуации;

 

- краткий обзор внешних и внутренних факторов деятельности организации, а также отношение данных условий к объекту оценки риска, оцениваемой ситуации или обстоятельствам;

 

- применяемые критерии риска и их обоснование;

 

- ограничения, допущения, предположения и обоснование гипотез;

 

- метод оценки рисков;

 

- исходные положения, ограничения и обоснование метода;

 

- описание идентифицированных опасностей и рисков;

 

- исходные данные, их источники и проверку;

 

- результаты анализа риска и оценку их достоверности;

 

- анализ факторов чувствительности и неопределенности;

 

- результаты оценивания риска;

 

- критические допущения и иные факторы, подлежащие мониторингу;

 

- обсуждение результатов;

 

- выводы и рекомендации;

 

- ссылки на справочные документы.

 

Данные, представленные в отчете об оценке риска, могут быть изменены в зависимости от целей и масштаба проведения оценки риска.

 

6.2.4 В отчете об оценке риска вместо отдельных разделов можно ссылаться на отчет об анализе риска или журнал учета опасностей, которые должны быть оформлены по [1]  и 6.2.5 соответственно.

_______________

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51901.1-2002 "Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем".

 

Журнал учета опасностей

 

6.2.5.1 Журнал учета опасностей начинают вести при проведении идентификации опасностей и рисков на этапах жизненного цикла, связанных с разработкой объекта инфраструктуры и подвижного состава.

 

6.2.5.2 В случае, если на последующих этапах жизненного цикла объекта инфраструктуры и подвижного состава вносят изменения в состав опасностей и особенно если выявляют новые опасности, в журнал добавляют соответствующие изменения или дополнения.

 

6.2.5.3 Журнал учета опасностей должен содержать:

 

- характеристику каждой опасности и вызвавшие ее причины;

 

- вероятные последствия и частоты возникновения последствий для каждой опасности;

 

- риск, связанный с каждой опасностью;

 

- критерии риска;

 

- мероприятия по обработке (снижению) риска для каждого события до допустимого уровня или по исключению риска;

 

- данные о лицах, ответственных за ведение журнала учета опасностей и проведение мероприятий по обработке риска.

 

Форма журнала учета опасностей приведена в приложении Б.

 

6.3 Анализ риска

6.3.1 Общие требования к анализу риска

 

6.3.1.1 Основные цели анализа риска:

 

- выявление опасностей и опасных событий;

 

- рассмотрение путей реализации опасностей, ведущих к возникновению опасных событий;

 

- определение уровней рисков, связанных с этими опасными событиями.

 

6.3.1.2 Анализ риска в общем случае должен включать:

 

а) определение области применения анализа риска - по [1] ;

_______________

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51901.1-2002 "Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем".

 

б) идентификацию риска;

 

в) оценку величины риска, состоящую:

 

1) из анализа частот возникновения возможных причин опасности, их продолжительности и характера (далее - анализ частот);

 

2) анализа последствий реализации опасности, включая определение типа и характера, а также тяжести последствий (далее - анализ последствий);

 

3) определения уровня риска;

 

г) установление критериев риска;

 

е)* документальное обоснование по 6.2;

____________________

* Буквенная нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

 

ж) корректировку анализа риска по результатам мониторинга и пересмотра риска.

 

6.3.1.3 Уровни риска должны быть четко определены в качественном или количественном выражении.

 

Примечание - В некоторых случаях уровень риска может быть выражен только вероятностью (частотой) наступления определенных видов последствий или тяжестью последствий, а не их сочетанием.

 

6.3.1.4 Персонал (отдельное лицо или рабочая группа), участвующий в анализе риска, должен быть ознакомлен с методами, используемыми для анализа риска, и обладать необходимыми знаниями о рассматриваемом объекте инфраструктуры или подвижного состава.

 

6.3.1.5 Если имеются результаты анализа риска для аналогичного объекта инфраструктуры или подвижного состава, они могут быть использованы в качестве справочного материала. При этом необходимо доказать, что отличия рассматриваемого и аналогичного объектов не вносят существенных различий в результаты анализа риска. Выводы должны быть основаны на систематической оценке отличий и на том, каким образом они могут влиять на существующие опасности.

 

Выбор метода анализа риска

 

6.3.2.1 Выбор метода анализа риска осуществляют в зависимости:

 

а) от этапа жизненного цикла объекта инфраструктуры и подвижного состава, на котором проводят анализ риска (эксплуатация, модернизация или вывод из эксплуатации и утилизация);

 

б) целей и задач анализа риска.

 

Примечание - В случае, если предпринимается сопоставительное исследование различных вариантов конструкции объекта инфраструктуры и подвижного состава, может оказаться приемлемым использование довольно грубых моделей последствий для составных частей объекта инфраструктуры и подвижного состава, не подверженных изменениям;

 

в) типа анализируемого объекта инфраструктуры и подвижного состава и видов опасности;

 

г) глубины проведения анализа;

 

д) требований к людским ресурсам, степени компетентности персонала и другим необходимым ресурсам.

 

Примечание - Простой, хорошо разработанный метод обеспечит более достоверные результаты по сравнению с более усложненной процедурой, которая разработана недостаточно хорошо;

 

е) наличия и доступности информации и данных об объекте инфраструктуры и подвижного состава;

 

ж) потребности в корректировке результатов анализа;

 

и) правовых требований и требований контракта.

 

6.3.2.2 Применимость методов анализа риска на различных этапах оценки риска приведена в приложении В.

 

Идентификация риска

 

6.3.3.1 Идентификация риска включает выявление и краткое описание опасностей, опасных событий, их потенциальных последствий и вероятностей (частот) возникновения.

 

6.3.3.2 Исходные допущения и результаты идентификации риска должны быть документально зафиксированы и занесены в журнал учета опасностей.

 

6.3.3.3 Систематическая идентификация риска в общем случае состоит:

 

- из эмпирического этапа (использование полученного ранее опыта, например, опросных листов);

 

- творческого этапа (профилактическое прогнозирование, например, мозговой штурм, структурированные исследования: "что, если...").

 

Примечание - Эмпирический и творческий этапы процесса идентификации риска дополняют друг друга, вследствие чего создается уверенность, что все значительные опасности выявлены.

 

6.3.3.4 Перед началом идентификации риска необходимо точно определить объект инфраструктуры и подвижного состава, включая установление границ объекта инфраструктуры и подвижного состава, границ его составных частей, параметров интерфейсов, функций и окружения объекта инфраструктуры и подвижного состава.

 

6.3.3.5 На рисунке 2 представлен иерархический подход к анализу и отслеживанию опасностей, который заключается в том, что причина возникновения опасности на уровне объекта инфраструктуры и подвижного состава в целом может быть рассмотрена в качестве опасности на уровне составной части (по отношению к границам составной части).

 

Примечание - Этот подход позволяет проводить идентификацию опасностей и рисков и анализ причин их возникновения неоднократно и с различной глубиной детализации.

 

Рисунок 2 - Определение опасностей применительно к границе объекта инфраструктуры и подвижного состава

 

6.3.3.6 Известные опасности (возможно, имевшие место при предыдущих отказах или для аналогичных объектов инфраструктуры и подвижного состава) должны быть четко и точно определены.

 

6.3.3.7 Для определения наиболее существенных рисков или для исключения из анализа менее существенных и несущественных рисков проводят предварительный анализ опасности (РНА ), что позволяет обеспечить оптимальное использование ресурсов на последующих этапах анализа риска.

_______________

РНА (Preliminary Hazard Analysis) - индуктивный метод анализа, который включает выявление опасностей, опасных событий и проведение качественного анализа последствий опасных событий и вероятности их наступления.

 

Примечания

 

1 Как правило, РНА проводят на ранней стадии разработки проекта, когда мало информации по деталям конструкции и рабочим процедурам, т.е. метод дает предварительную проработку перед проведением дальнейших исследований. Как правило, опасности, обнаруженные с помощью метода РНА, анализируются в дальнейшем другими методами.

 

2 Необходимо учитывать, что при низком уровне тяжести последствий, но при его высоком уровне частоты возможно суммарное негативное воздействие, поэтому такие риски нецелесообразно исключать из дальнейшего анализа.

 

Анализ частот

 

6.3.4.1 Анализ частот используют для оценки вероятности (частоты) возникновения каждого опасного события, выявленного на стадии идентификации риска.

 

6.3.4.2 Для оценки частот возникновения событий применяют три основных подхода, которые могут применяться как по отдельности, так и совместно:

 

а) использование имеющихся статистических данных;

 

б) получение частот происходящих событий на основе аналитических или имитационных методов;

 

в) использование мнений экспертов.

 

Примечание - Подходы а) и б) являются взаимодополняющими и могут использоваться для взаимных проверок, что способствует повышению достоверности результатов. В тех случаях, когда данные подходы не могут использоваться либо являются недостаточными, рекомендуется использовать подход в).

 

6.3.4.3 Полученные оценки частот возникновения событий соотносят с заданными уровнями частот. Типовые уровни частоты (вероятности) возникновения событий и описание каждого уровня приведены в таблице 1.

 

Примечание - Уровни частоты возникновения событий могут быть заданы как качественно, так и количественно (в виде интервала численных значений частот). Для определения количественных границ уровней частоты возникновения опасного события могут быть использованы статистические данные о транспортных происшествиях и событиях, а также данные об отказах технических средств, допущенных за определенный период, приходящихся на единицу измерения эксплуатационной работы.

 

Таблица 1 - Типовые уровни частот возникновения событий

     
Уровень частоты Частота событий в год, Описание
Частое >10   Вероятность частого возникновения. Постоянное наличие опасности
Вероятное 5·10 <10   Неоднократное возникновение. Ожидается частое возникновение опасного события
Случайное 10 <5·10   Вероятность неоднократного возникновения. Ожидается неоднократное возникновение опасного события
Редкое 5·10 <10   Вероятность того, что событие будет иногда возникать на протяжении жизненного цикла объекта. Обоснованное ожидание возникновения опасного события
Крайне редкое 10 <5·10   Вероятность возникновения маловероятна, но возможна. Можно предположить, что опасное событие может возникнуть в исключительном случае
Маловероятное 10   Вероятность возникновения крайне маловероятна. Можно предположить, что опасное событие не возникнет

Примечание - Значения частоты событий в год приведены для примера.

 

 

6.3.4.4 Используемые уровни, их количество и характеристики определяет руководство организации в соответствии с предполагаемым применением.

 

Анализ последствий

 

6.3.5.1 При анализе последствий определяют характер и тип возможного воздействия на людей, имущество или окружающую среду в случае наступления события.

 

6.3.5.2 Анализ последствий включает:

 

а) выбор опасных событий по результатам предварительного анализа опасностей (РНА);

 

б) описание всех последствий, являющихся результатом опасных событий, в том числе:

 

1) последствия, которые могут проявиться через определенный период времени, если это не противоречит области применения анализа риска;

 

2) вторичные последствия, распространяющиеся на смежные объекты инфраструктуры или подвижного состава;

 

в) рассмотрение мероприятий, направленных на смягчение последствий, наряду со всеми соответствующими условиями, оказывающими влияние на последствия.

 

6.3.5.3 Анализ последствий может быть выполнен как в виде простого описания результатов, так и в виде детального количественного моделирования.

 

6.3.5.4 Последствия возникновения событий соотносят с заданными уровнями тяжести последствий. Типовые уровни тяжести последствий приведены в таблице 2. Количество используемых уровней тяжести последствий и их характеристики определяет руководство организации в соответствии с предполагаемым применением.

 

Примечание - В качестве количественных значений ущерба могут быть использованы статистические данные по стоимости ущерба от возникновения транспортных происшествий и событий, а также данные по величине ущерба от отказов технических средств, допущенных за определенный период.

 

Таблица 2 - Типовые уровни тяжести последствий

     
Уровень тяжести последствий

Последствия по видам риска

  Внутренние риски Внешние риски
Катастрофический Гибель одного человека или более или тяжкий вред здоровью пяти человек или более, связанным с функционированием железнодорожного транспорта, или объект подвижного состава поврежден до степени исключения из инвентарного парка, или нанесен ущерб объекту инфраструктуры в размере более 5000 МРОТ Гибель одного человека или более или тяжкий вред здоровью пяти человек или более, связанным с функционированием железнодорожного транспорта, или ущерб для окружающей среды, вызвавший ЧС федерального или межрегионального характера
Критический Тяжкий вред здоровью до пяти человек, связанных с функционированием железнодорожного транспорта. Гибель одного человека или тяжкий вред здоровью одного человека или более в результате умышленных или неосторожных действий самого пострадавшего или других лиц, не связанных с функционированием железнодорожного транспорта, или повреждение объекта подвижного состава, требующее проведения капитального ремонта для восстановления его работоспосо<
Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.