Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-09-26 | 173 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
СЦЕНА 1.
Бальная зала. Звучит вальс к драме «Маскарад». Бальная зала наполнена танцующими парами в масках. Лермонтов отделяется от толпы увлекая за собою черного человека в маске.
ЛЕРМОНТОВ
Вы мне вещей наговорили
Таких, сударь, которых честь
Не позволяет перенесть…
Вы знаете ль, кто я?..
Маска
Я знаю, кто вы были.
ЛЕРМОНТОВ
Снимите маску – и сейчас!
Вы поступаете бесчестно.
Маска
К чему! – мое лицо вам так же неизвестно,
Как маска – и я сам вас вижу в первый раз.
ЛЕРМОНТОВ
Не верю! Что‑то слишком вы меня боитесь.
Сердиться стыдно мне. Вы трус; подите прочь.
Маска
Прощайте же, но берегитесь.
Несчастье с вами будет в эту ночь.
(Исчезает в толпе.)
ЛЕРМОНТОВ
Постой … пропал … кто ж он? Вот дал мне бог заботу. –
Трусливый враг какой‑нибудь,
А им ведь у меня нет счету…
Вальс обрывается.
Допрос у следователя.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Как вас зовут? Сколько от роду лет, какой веры, и ежели христианской, то на исповеди и у святого причастия бывали ли ежегодно?
ЛЕРМОНТОВ. Зовут меня Михаил Юрьев, сын Лермонтов, от роду имею 25 лет, веры грекороссийской, на исповеди и у святого причастия ежегодно бывал.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. В службу его императорского величества вступили вы которого года и откуда уроженец? Имеете ли за собою недвижимое имение, и где оно состоит?
ЛЕРМОНТОВ. Время моего вступления в службу его императорского величества видно из формулярного списка. Происхожу из дворянского звания, уроженец московский. Недвижимого имения за мною нет.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. В письме вашем к полковому командиру о произведенной вами дуэли все ли вы справедливо объяснили и утверждаете ли то письмо в полной силе, ныне в присутствии комиссии Военного суда?
|
ЛЕРМОНТОВ. В письме моем о дуэли я все изъяснил справедливо, содержание коего утверждаю в полной силе в присутствии Военно-судной комиссии.
Снова звучит вальс. Бальная зала. Князь (Лермонтов) стоит в задумчивости. Одна женская маска подходит и ударяет его по плечу.
Маска
Я знаю…
Тебя!
Князь
И видно, очень коротко.
Маска
О чем ты размышлял, – и это мне известно.
Князь
Ты маска умная – а тратишь много слов!
Коль знаешь ты меня, скажи, кто я таков?
Маска
Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный.
Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.
Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь;
Людей без гордости и сердца презираешь,
А сам игрушка тех людей.
О! знаю я тебя …
Князь
Мне это очень лестно.
Маска
Ты сделал много зла.
Князь
Невольно, может быть.
Маска
Кто знает! Только мне известно,
Что женщине тебя не надобно любить.
Князь
Я не ищу любви.
Маска
Искать ты не умеешь.
Князь
Скорей устал искать.
Маска
Но если пред тобой
Она появится и скажет вдруг: ты мой!
Ужель бесчувственным остаться ты посмеешь?
Князь
Но кто ж она?.. конечно, идеал.
Маска
Нет, женщина … а дальше что за дело.
Князь
Но покажи ее, пусть явится мне смело.
Маска
Ты хочешь многого – обдумай, что сказал!
Она не требует ни вздохов, ни признанья,
Ни слез, ни просьб, ни пламенных речей…
Но клятву дай оставить все старанья
Разведать – кто она … и обо всем
Молчать …
Князь
Клянусь землей и небесами
И честию моей.
Маска
Смотри ж, теперь пойдем!
И помни, шуток нет меж нами…
Уходят под руки и скрываются в толпе карнавала. Танцующие пары замирают. Лермонтов, который некоторое время наблюдал за ними со стороны выходит на авансцену. Пары постепенно оживают.
|
ЛЕРМОНТОВ
Из-под таинственной холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки,
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну! ..
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою:
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И всё мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
В центре залы останавливается дама в маске. В конце стиха она снимает маску.
Звучит романс Н. Титова «Нет, не тебя так пылко я люблю»
По окончании романса снова звучит вальс, по зале проносятся танцующие пары, отстраиваются на задник, далее двигаются в рапиде, продолжая «призрачный карнавал». Лермонтов остается один.
ЛЕРМОНТОВ
Как часто пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шопоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
На последнее четверостишие к Лермонтову выходит юная Мадонна, воспоминание поэта о детстве и матери. Звучит романс А. Гречанинова «Колыбельная»
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Вокруг Лермонтова снова закручивается поток карнавала и увлекает его за собой. В залу вбегают Нина, за ней Арбенин (Лермонтов).
|
Арбенин
Ты сердишься?
Нина
Нет, я благодарю.
Арбенин
Ты опечалилась.
Нина
Я только говорю,
Что ты меня не любишь.
Арбенин
Нина?
Нина
Что вы?
Арбенин
Послушай… нас одной судьбы оковы
Связали навсегда… ошибкой, может быть; –
Не мне и не тебе судить. –
(Привлекает к себе на колена и целует.)
Ты молода летами и душою,
В огромной книге жизни ты прочла
Один заглавный лист, и пред тобою
Открыто море счастия и зла.
Но я люблю иначе, я все видел,
Все перечувствовал, все понял, все узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел,
И более всего страдал!
Сначала все хотел, потом все презирал я,
То сам себя не понимал я,
То мир меня не понимал.
На жизни я своей узнал печать проклятья,
И холодно закрыл объятья
Для чувств и счастия земли…
Так годы многие прошли.
Но скоро черствая кора
С моей души слетела, мир прекрасный
Моим глазам открылся не напрасно,
И я воскрес для жизни и добра.
Но иногда опять какой‑то дух враждебный
Меня уносит в бурю прежних дней,
Стирает с памяти моей
Твой светлый взор и голос твой волшебный.
В борьбе с собой, под грузом тяжких дум,
Я молчалив, суров, угрюм.
Боюся осквернить тебя прикосновеньем,
Боюсь, чтобы тебя не испугал ни стон,
Ни звук, исторгнутый мученьем.
Тогда ты говоришь: меня не любит он!
(Она ласково смотрит на него и проводит рукой по волосам.)
Нина
Ты странный человек?.. Когда красноречиво
Ты про любовь свою рассказываешь мне,
И голова твоя в огне,
И мысль твоя в глазах сияет живо,
Тогда всему я верю без труда;
Но часто…
Арбенин
Часто?..
Нина
Нет, но иногда?..
Арбенин
Я сердцем слишком стар, ты слишком молода,
Но чувствовать могли б мы ровно.
И, помнится, в твои года
Всему я верил безусловно.
Нина
Опять ты недоволен … Боже мой!
Арбенин
О нет… я счастлив, счастлив… я жестокой,
Безумный клеветник; далеко,
Далеко от толпы завистливой и злой
Я счастлив… я с тобой! –
Оставим прежнее! забвенье
Тяжелой, черной старине!
Я вижу, что творец тебя в вознагражденье
С своих небес послал ко мне.
(Арбенин целует Нину и увлекает ее за собой.)
|
ЛЕРМОНТОВ
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
ЛЕРМОНТОВ
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
СЦЕНА 2.
Дары Терека
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
Кавказу
Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! прошлых лет не ожидай,
«Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство моё;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе.
Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи,
Кинжал
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
«Тебе, Кавказ, суровый царь земли...»
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
Утро на Кавказе
Светает - вьётся дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорождённый луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам…
ЛЕРМОНТОВ
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Лермонтов был неприятный, насмешливый человек, который всегда старался быть выше других. Он хвастал своей храбростью как будто на Кавказе, где все были храбры, можно было кого-то удивить ею. Он собрал кучку грязных головорезов, которые врывались в аулы, вели партизанскую войну и носили громкое имя лермонтовского отряда. Впрочем, длилось это недолго, потому что Лермонтов никогда не мог усидеть долго на одном месте, все время рвался куда-то и ничего никогда не доводил до конца.
|
ЛЕРМОНТОВ
Я умирал. Меня томил
Предсмертный бред.
Казалось мне,
Что я лежу на влажном дне
Глубокой речки — и была
Кругом таинственная мгла,
И, жажду вечную поя,
Как лед холодная струя,
Журча, вливалася мне в грудь...
И я боялся лишь заснуть,—
Так было сладко, любо мне...
А надо мною в вышине
Волна теснилася к волне
И солнце сквозь хрусталь волны
Сияло сладостней луны...
И рыбок пестрые стада
В лучах играли иногда.
И помню я одну из них:
Она приветливей других
Ко мне ласкалась. Чешуей
Была покрыта золотой
Ее спина. Она вилась
Над головой моей не раз,
И взор ее зеленых глаз
Был грустно нежен и глубок...
И надивиться я не мог:
Ее сребристый голосок
Мне речи странные шептал,
И пел, и снова замолкал.
ЛЕРМОНТОВ
Душа моя мрачна.
Скорей, певец, скорей!
Вот арфа золотая:
Пускай персты твои, промчавшися по ней,
Пробудят в струнах звуки рая.
И если не навек надежды рок унес,
Они в груди моей проснутся,
И если есть в очах застывших капля слез --
Они растают и прольются.
Пусть будет песнь твоя дика.
Как мой венец,
Мне тягостны веселья звуки!
Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
Иль разорвется грудь от муки.
Страданьями была упитана она,
Томилась долго и безмолвно;
И грозный час настал -- теперь она полна,
Как кубок смерти яда полный.
Романс???
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Июля пятнадцатое было назначено днем для поединка. Почему-то в кругу молодежи господствовало убеждение, что все это шутка. Ехали скорее как на пикник, нежели на смертельный бой. Кто-то из секундантов воткнул в землю шашку со словами:" Вот барьер. Сходитесь. " Мартынов быстрыми шагами пошел к барьеру, тщательно наводя пистолет. Лермонтов остался неподвижен. Он стоял, подняв пистолет дулом вверх. Раз... Два... Три... Мартынов стоял около барьера. Кто-то крикнул "Стреляйте, или я разведу вас." Выстрел раздался, и Лермонтов упал. Все подбежали. В правом боку его дымилась рана, в правом сочилась кровь. Неразряженный пистолет так и остался в руке.
ЛЕРМОНТОВ. Ты знаешь, что ты жесток?
МАСКА. Давно желал я полной мести, и вот, вполне я отомщен.
ЛЕРМОНТОВ
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит… Всё равно
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей, —
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!
Вальс к драме «Маскарад».
Н. Титов «Нет, не тебя так пылко я люблю»
А. Гречанинов «Колыбельная»
А. Рубинштейн «Желание».
С. Рахманинов Хор «Ангел»
МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
СЦЕНА 1.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!