Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 4. Формирование письменной речи

2019-11-11 221
Глава 4. Формирование письменной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

     Письменная речь, как общение, формировалась постепенно.
Вы помните, всё началось со слова "ПИСАТЬ", в котором ударная "А". Это было 2 марта 2005 года. Многие из ваших детей ещё не родились, а гигантский шаг к вашему взаимопониманию был уже сделан, сделан маленькой парализованной девочкой, не умеющей ни ходить, ни говорить.
    Я стала вести дневник на компьютере. Он назывался "Прошу слова". В нём я описывала ситуацию, в которой всё это происходило и Наташино высказывание по поводу этой ситуации. Их я и буду приводить из своего дневничка.

     Поводом для разговора почти всегда был плач. Эмоции раздирали неговорящего ребёнка - внутри горит, а сказать не могу. Выглядело это примерно вот так.


 

    Поэтому все мои вопросы похожи как близнецы-братья: Что случилось, детка? Почему ты так горько плачешь? И ответы были корявенькие поначалу, с большим количеством ошибок, но я знала одно - это со мной говорит мой неговорящий ребёнок.

    Её подарили носовые платки на 8 марта, я убрала их в шкаф (Где им ещё быть, платкам-то?). Звонкий плач.


- СЫСЧИТАЛА КОКИЕ ПЛАТКИ ПОДАРИЛИ.
Господи! Глупая же вы женщина, это же подарок, а вы его в шкаф.

   Пришла подруга со взрослым ребёнком. Визг. Что ты хочешь?
- МГАЗИН ПОЙДУ
- Кто?
- Я.
- За чем?
- ЗА КОНФЕТАМИ.
- Смотри сколько у нас конфет. Нам конфеты не нужны. Я поставлю чайник.
  И снова бесконечный разговор между женщинами. Дикий визг.
- Что ты?
- ДАВАЙ ЧАЙ ПИТЬ.

       Ещё вот такой пример. 8 Марта 2005 года пришла моя сестра, посидели за столом, Наташа  рядом на диване.
Я спросила: "Чего ты хочешь?" - имея в виду, что будешь есть.
- ЩТОБЫ БАБУШКА ПРИШЛА.
Бабушка пришла часа через три, она и в самом деле стала приходить, мягко скажем, "не часто» - по праздникам.
- Ну, вот пришла бабушка, что ты хотела ей сказать?
- НАДО ПЫРИХОДИТЬ ЧАЩЕ
- Зачем тебе бабушка, у тебя же и мама, и папа, и дедушка есть?
- ЧТОБЫ НАС ВИДЕТЬ.

 

   Вот он укор неговорящего ребёнка, они страдают, если бабушки ходят не часто, а мы думаем - просто рады. Бабушка, кстати, не поверила, сказала: «Научили». А это был шестой день с начала общения при помощи письменной речи.

    Разревелась на занятиях с психологом. Я вынесла её с оттопыренной губой (это наша фамильная достопримечательность - я тоже так плачу), с красным носом.

- ОНА МЕНЯ НЕ ПОНЯЛА.

    Всё это обострилось, после того как был осуществлён прорыв сквозь многолетнее непонимание.


  Сына забирали в армию, до призыва ещё 2 месяца. Мальчик начал пить, думать о том кто он? Что значит для других: для родителей, для сестры? Что изменится, если его не будет с нами? Такая картина. Я на кухне. Поддатый Виталик держит Наталью, рассыпанные буквы.


- Сынок, что вы делаете?
Сынок не ответил, ушёл.
- Наташа, что он хотел? Что спрашивал у тебя?
- ЗАЧЕМ МНЕ БРАТ НУЖЕН.
- Что ты ответила?
- НЕ УЖ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ.

    Я спросила, как ей кажется, почему она не может говорить?
- РОТ НЕ ОСУЧЕЗТВЛЯЕТ КОГДА ГОВОРИТЬ
- Это что за слово такое?
- НЕ СЛУШАЕТСЯ.

  Я выбираю только самые интересные отрывки. Следующий диалог очень диагностичен. Она училась в первом классе к этому времени, заканчивала. У Наташи мощная психологически верная мотивация к учёбе.
- Для чего тебе учится?
- ЧТОБЫ БЫТЬ ХОРОШЕЙ.
- Хорошей, для кого?
- ДЛЯ СЕБЯ.
- А ты раньше была плохой?
- НЕТ.
- Так для чего тебе учиться?
- ЧТОБЫ БЫТЬ УМНОЙ.
- А раньше ты какой была?
- Я НЕ УМЕЛА ЧИТАТЬ.
- Ну, читать ты сейчас можешь, а учится зачем?
- ЧТОБЫ БЫТЬ ЕЩЁ УМНЕЕ.

 

   Когда  меня брали на работу, то обещали подобрать психолога, чтобы в душу  моему ребёнку смог заглянуть, чтобы мог понять - чего он хочет, мой ребёнок? Меня тогда вопрос в недоумение поставил: чего хочет? Того же, что и я - ходить, говорить, играть, чего она может хотеть. Понимать ребёнка это не значит знать, когда он хочет есть или пить. Вдруг  дочка хочет поиграть в доярку - это значит, я должна её руками игрушечной корове вымя тягать, а она - маленькая девочка- кукла.
   Она вдруг хочет в магазин сходить сама. Это значит, я должна её взвалить на плечо и отнести в ближайший магазин, пристроить её, нестоящую, возле кассы, протянуть её руками деньги, и получить в отделе её неберущими руками печенье.

     А потом она спросит у сына в письме: «Тебе печенье понравилось? А то я могу ещё в магазин сходить сама». Огромное желание быть, как все дети.

   Когда я всё это поняла в марте 2005 года, я ревела белугой, над тем, что я на самом-то деле всё всегда объясняла за неё, считая, что я, её понимаю. Вот беда то, какая!

  Один из моих учеников 18 летний аутист молчал, всё понимал, а сказать не мог ничего. Это действительно страшно. Я за это здесь бьюсь.
Ведь нашему дорогому государству всё равно. Привезли в Россию замечательную методику "Маленькие ступеньки", перевели. Бадалян, наш главный детский невролог на тот момент, ещё в 1997 году сказал: «Внедрить во всех коррекционных заведениях, во всех учебных заведениях выпускающих кадры». Так почему же меня специального психолога 2007 г. выпуска в институте учили: Даун синдром это умственная отсталость, необучаемые дети?!

    Так и с моей методикой будет. Хорошая, титулованная, специалисты говорят, стройная, очень красивая. Они говорят: «ДА ЭТО ТАК!» Говорят, и будут учить, что неговорящие дети – необучаемы, и их надо содержать в специальных закрытых учреждениях. А у них может такие головы светлые, там такие таланты могут быть зарыты, и никому до этого дела нет.

  Моя задача внедрить программу, работать по ней самим родителям,  чтобы те, в свою очередь, занимались сами, говорили знакомым и т.д. Очень редко программа даёт она сбои. Это можно понять сразу и отсеять тех, кому  программа не пойдёт.

Глава 5. Письма к брату


      Я постараюсь не только и не столько рассказать о роли эпистолярного жанра, как развивающей силы письменной речи, сколько о становлении личности этой маленькой сильной девочки.

    Брата Виталия забрали в армию 6 июня 2005 года, и девочка моя решила скрасить брату тоску по дому и писать письма такие подробные, что он как будто бы дома побывает. А для меня эти письма были бесценным материалом для анализа, исповедью моей девочки. Такие письма очень развивают письменную речь. Наташины письма я тоже храню отдельно в папочке "Рассказ про жизнь". А начиналось всё вот с чего:

    «ПОШЛЮ ВИТАЛИКУ РАССКАЗ ПРО ЖИЗНЬ.

 
          ПРИВЕТ БРАТИК!

    ЖИВЁМ МЫ ХОРОШО! Я ЕЗДИЛА В ВЕЛЕГОЖ.

    МНЕ ТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ. ТЕБЕ ПРИВЕТ ОТ ДЕДУШКИ. ОЧЕНЬ ПО ТЕБЕ СОСКУЧИЛАСЬ. ПАПА КУПИЛ МАШИНУ НОВУЮ. МАМА УЧИТСЯ НА ВОДИТЕЛЯ. Я ХОЧУ ТЕБЯ УВИДЕТЬ, НО ОНИ МЕНЯ НЕ БЕРУТ. ТАК ЧТО ВСТРЕТИМСЯ НЕ СКОРО. ОЧЕНЬ ТЕБЯ ЛЮБЛЮ. ЦЕЛУЮ. НАТАША.


- Как называется рассказ про жизнь?
- БОНДЕРОЛЬ.

Вот как это всё выглядит.


    Это письмо мы возили Виталику на присягу 16 июля, т.е. спустя 4,5 месяца после начала общения на буквах. Писем много, я не буду их все здесь опубликовывать, я буду делать их анализ в связи с обсуждаемой темой. Сейчас мы рассмотрим, как меняется качество письменной речи, её объём с течением времени. А вот следующее письмо датировано февралём 2006 года, т.е. прошло приблизительно полгода со дня начала переписки, и приблизительно 11 месяцев со дня начала употребления письменной речи как формы общения. Мне очень нравится это письмо, на мой взгляд, написано в стиле Драгунского.


    ЗДРАВСТВУЙ, МИЛЫЙ ВИТАЛИК!


    Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ, КАК МЫ С МАМОЙ ХОДИЛИ В ЦИРК. БЫЛО ЭТО В ВОСКРЕСЕНЬЕ. К НАМ ПРИШЛА КРИСТИНА С ОДНОЙ СВОЕЙ ПОДРУЖКОЙ.
     МЫ ПРИЕХАЛИ В ЦИРК ПОРАНЬШЕ. Я ДАЖЕ УСТАЛА ЖДАТЬ, КОГДА НАЧНЁТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. НАКОНЕЦ, ПОГАСИЛИ СВЕТ, И ОНО НАЧАЛОСЬ. ТАМ БЫЛО ОЧЕНЬ КРАСИВО. МЫ СИДЕЛИ ВЫСОКО. МНЕ ХОТЕЛОСЬ ПОБЛИЖЕ СИДЕТЬ, НО МЕСТ СВОБОДНЫХ НЕ БЫЛО. Я ДУМАЛА, ЧТО МНЕ БУДЕТ ПЛОХО ВИДНО, НО Я НАПРАСНО БОЯЛАСЬ: БЫЛО ВИДНО ХОРОШО.

     ВНАЧАЛЕ ВЫСТУПАЛИ КРАСИВЫЕ ТЁТИ. ОНИ БЕГАЛИ ПО АРЕНЕ И ТАНЦЕВАЛИ. ЕЩЁ У НИХ БЫЛИ КОСТЮМЫ, КАК БУДТО ОНИ ЗЕБРЫ.
ДАЛЬШЕ ВЫСТУПАЛИ КЛОУНЫ. ОНИ БЫЛИ КАКИЕ-ТО ЧУДНЫЕ - БЕГАЛИ, КАК НЕНОРМАЛЬНЫЕ И ТАК СМЕШНО КУВЫРКАЛИСЬ, ЧТО Я ХОТЕЛА ГРОМКО ЗАКРИЧАТЬ: «ЧТО ВЫ РАЗБЕГАЛИСЬ? ДАЙТЕ ЦИРК ПОСМОТРЕТЬ!» НАКОНЕЦ, ОНИ УШЛИ. Я ДУМАЛА, ЧТО ЦИРК – ЭТО ТОЛЬКО ЖИВОТНЫЕ ДРЕССИРОВАННЫЕ. НО ТАМ БЫЛИ И АКРОБАТЫ, И ФОКУСЫ, И ЖОНГЛЁРЫ. МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ.
ОСОБЕННО МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, КАК ПРЫГАЛИ НА БАТУТЕ. БЫЛО ОЧЕНЬ ЗДОРОВО, И Я ПРЕДСТАВЛЯЛА СЕБЕ, ЧТО ЭТО Я ТАК ПРЫГАЮ.
Я ЕЩЁ ЗАПОМНИЛА, КАК ФОКУСНИК ОДНУ ТЁТЮ ОГНЁМ ПОДЖИГАЛ, КОГДА ОНА В ЯЩИКЕ СИДЕЛА. Я ДУМАЛА, ОН ЕЁ СЖЕГ СОВСЕМ, А ОНА ВЫШЛА ЖИВАЯ И ЗДОРОВАЯ, ТОЛЬКО ПЛАТЬЕ ПОМЕНЯЛА. Я НАПРАСНО ЗА НЕЁ БОЯЛАСЬ. ОН ЕЁ ЕЩЁ САБЛЯМИ ПРОТЫКАЛ, КОГДА ОНА СИДЕЛА В ЯЩИКЕ. Я ОПЯТЬ ИСПУГАЛАСЬ, НО И ТУТ ВСЁ БЫЛО ХОРОШО.
МНЕ ЕЩЁ ПОНРАВИЛИСЬ ЛОШАДИ. ОНИ БЫВАЮТ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ – ПОНИ. ЛОШАДИ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, МОГУТ ТАНЦЕВАТЬ РАЗНЫЕ ТАНЦЫ. Я И НЕ ЛОШАДЬ, А ТАНЦЕВАТЬ НЕ УМЕЮ. ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО Я БЫЛА ЛОШАДЬ, Я БЫ ТАК НЕ СМОГЛА.
ЕЩЁ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ СОБАЧКИ. ОНИ БЫЛИ РАЗНЫЕ. ОНИ ХОДИЛИ НА ЗАДНИХ И ПЕРЕДНИХ ЛАПАХ, САМИ КАТАЛИ РАЗНЫХ ЖИВОТНЫХ НА СВОЕЙ СПИНЕ И САМИ ДЕЛАЛИ ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Я СМОТРЕЛА С УДОВОЛЬСТВИЕМ.

    ТАМ ЕЩЁ БЫЛИ КЕНГУРУ. ОНИ ДРАЛИСЬ БЕЗ ПРАВИЛ НА РИНГЕ. МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ.

    ЕЩЁ ТАМ БЫЛА ЗЕБРА. ОНА ИГРАЛА В МЯЧИ СО ЗРИТЕЛЯМИ. ОНА ОТБИВАЛА МЯЧИ ЗАДНИМИ НОГАМИ. МНЕ БЫЛО СТРАШНО, ВДРУГ ОНА В МЕНЯ ПОПАДЁТ. Я ИСПУГАЛАСЬ, ЧТО МНЕ БУДЕТ БОЛЬНО. МЯЧ ДО МЕНЯ ДАЖЕ НЕ ДОЛЕТЕЛ.

    ТАМ ЕЩЁ БЫЛИ ВЕРБЛЮДЫ. ОНИ И ТАНЦЕВАЛИ, И СОБАК КАТАЛИ И ЛЮДЕЙ.

    ЕЩЁ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ ЗМЕИ И НАСТОЯЩИЙ ЖИВОЙ КРОКОДИЛ. КРОКОДИЛ УБЕЖАЛ, НО ЕГО ПОЙМАЛИ И НА СТОЛ ПОЛОЖИЛИ ВВЕРХ ЖИВОТОМ. ОН ПОЛЕЖАЛ-ПОЛЕЖАЛ И ПОШЁЛ К СЕБЕ В ЯЩИК. А НА АРЕНУ ВЫШЕЛ ДРУГОЙ КРОКОДИЛ. ОН БЫЛ КАКОЙ-ТО СТРАННЫЙ. ОН И БЕГАЛ НЕ ТАК, И ГОЛОВА У НЕГО БЫЛА НЕ ТАКАЯ. НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО БЫЛА СОБАКА В КОСТЮМЕ КРОКОДИЛА. А Я СНАЧАЛА НЕ ПОНЯЛА, ГДЕ Я ТАКОЕ ЖИВОТНОЕ ВИДЕЛА. А КОГДА КОСТЮМ СНЯЛИ, МНЕ СТАЛО ДАЖЕ СМЕШНО: «А Я И НЕ ДОГАДАЛАСЬ, ГОЛОВА САДОВАЯ!».
    ЕЩЁ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ ЛЕОПАРДЫ. ОНИ ВЫСТУПАЛИ ВНАЧАЛЕ НА ПОВОДКЕ, А ПОТОМ СОВСЕМ БЕЗ НЕГО. ОЧЕНЬ КЛАССНЫЕ ЖИВОТНЫЕ!
    ХОЧЕТСЯ ЕЩЁ РАССКАЗАТЬ О ЛЕТАЮЩЕЙ ТЁТЕ. ОНА ЛЕТАЛА ПОД КУПОЛОМ ЦИРКА НА ТАКОМ КРАСИВОМ ДЛИННОМ ШАРФЕ.

    ВОТ ТАК МЫ И СХОДИЛИ. ВСЁ. МОЖЕТ, Я И ЗАБЫЛА ЧТО? ВРОДЕ ВСЁ РАССКАЗАЛА. ОЧЕНЬ ВСЕГО БЫЛО МНОГО. Я И НЕ ДУМАЛА, ЧТО БУДЕТ ТАК ИНТЕРЕСНО.

  ХОЧЕТСЯ НЕМНОГО СКАЗАТЬ О ДЕДУШКЕ. ОН ТАКОЙ СМЕШНОЙ, ЧТО Я ПРОСТО ДИВУ ДАЮСЬ, КАК МОЖНО БЫТЬ ТАКИМ ДОБРЫМ. ОН МЕНЯ ОЧЕНЬ ЛЮБИТ.

ВСЁ. ПОКА.

                                                            НАТАША.  21-22. 02.06.


    Кстати, после представления моя сестра спросила у своей 14 летней здоровой дочери: "Как цирк?"

- Нормально.

                       Глава 6. Выход в большой свет

         Как часто, мы боимся вынести наших тяжёлых детей в большой свет, в цирк, в театр? Очень тяжело нести. Тяжело в театре: чтобы раздеть, надо положить, летающие руки и ноги могут кого-то задеть, кто-то посмотрит недобрым взглядом, что-то скажет недоброе, и от этого сердце сожмётся. Разве мы виноваты, в чём нибудь?
Наши неговорящие дети могут покричать своим неречевым звуком, кто-то обернётся на него. А они, наши детки, просто требовали начала спектакля - ведь они уже пришли.

  В театре я особенно тяжело переношу шеренгу детишек, которые стоят и смотрят на мою девочку, часто показывают руками, убегают, приводят подружек, наклоняются и шепчут им что-то на ухо. Больно. Мне очень больно пережить такие моменты и хочется провалиться сквозь землю. Собрав всё своё мужество, я сижу, не показывая вида - ведь это дети, они познают мир, они увидели что-то необычное, им интересно, терпи, "Особая мама".

И всё же ходите в театр со своими тяжёлыми детьми, им это полезно. Они там переживают, получают опыт, соприкасаются с культурой.

 

 Вот два письма о театре:


       ЗДРАВСТВУЙ ЛЮБИМЫЙ ВИТАЛИК!

    ПОЛУЧИЛА ОТ ТЕБЯ ПИСЬМО, ОЧЕНЬ ОБРАДОВАЛАСЬ. Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ ПРО ТО, КАК МЫ С МАМОЙ ХОДИЛИ В ТЕАТР. НАС ПРИГЛАСИЛА В ТЕАТР ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА.

    МЫ ДОБРАЛИСЬ ХОРОШО, НА АВТОЛАЙНЕ. ОН ХОДИТ ВОЗЛЕ НАШЕГО ДОМА И ПРЯМО ДО ТЕАТРА, И МАМА ТАК НЕ МУЧИЛАСЬ, ПОКА МЕНЯ ДОНЕСЛА.

    В ТЕАТРЕ НАС ХОРОШО ВСТРЕТИЛИ, ПОМОГЛИ РАЗДЕТЬСЯ И В ЗАЛЕ ДАЛИ СТУЛ, ЧТОБЫ МЫ НЕ МЕШАЛИ НИКОМУ. ТАМ БЫЛО МНОГО ДЕТЕЙ, И ОНИ ОЧЕНЬ ШУМЕЛИ, НО ПОТОМ ВСЕ УСПОКОИЛИСЬ, И СПЕКТАКЛЬ НАЧАЛСЯ. МНЕ БЫЛО ХОРОШО ВИДНО И СЛЫШНО.
СПЕКТАКЛЬ НАЗЫВАЛСЯ «ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА АЛЛАДИНА». ТАМ БЫЛ ОДИН БЕДНЫЙ ЮНОША. ОН БЫЛ ХРАБРЫЙ И СПАС ОТ ДРАКОНА СУЛТАНА И ЕГО ДОЧКУ. А ВИЗИРЬ СУЛТАНА БЫЛ КОЛДУНОМ И ХОТЕЛ ЖЕНИТЬСЯ НА ПРИНЦЕССЕ. ОН ПОСЛАЛ АЛЛАДИНА В ПЕЩЕРУ ЗА ЛАМПОЙ И ОБМАНУЛ ЕГО. АЛЛАДИН ЕЩЁ В ПЕЩЕРЕ РЕШИЛ ПОТЕРЕТЬ ЛАМПУ. ИЗ ЛАМПЫ ПОЯВИЛСЯ ДЖИН. ОН ОТНЁС АЛЛАДИНА ВО ДВОРЕЦ, ГДЕ ЕГО ВСТРЕТИЛА ПРИНЦЕССА ЛЕЙЛА. ОНА ПОЛЮБИЛА АЛЛАДИНА И СОГЛАСИЛАСЬ ВЫЙТИ ЗА НЕГО ЗАМУЖ. ВИЗИРЬ ОБМАНУЛ СУЛТАНА И ВЕЛЕЛ ПОСАДИТЬ АЛЛАДИНА В ТЮРЬМУ. ПОТОМ ЛЕЙЛА ПЕРЕОДЕЛА АЛЛАДИНА В ЖЕНСКОЕ ПЛАТЬЕ, И ОНИ ВЗЯЛИ ЛАМПУ, НО ВИЗИРЬ СДЕЛАЛСЯ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ДЖИНОМ, И ЕГО ПОСАДИЛИ В ЛАМПУ. АЛЛАДИН ОТПУСТИЛ СВОЕГО ДЖИНА НА СВОБОДУ, И ОНИ ЗАЖИЛИ СЧАСТЛИВО.

    ПОТОМ ВСЕ АРТИСТЫ ВЫШЛИ НА СЦЕНУ. ИМ ДОЛГО ХЛОПАЛИ. СПЕКТАКЛЬ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ.

    ВОТ ТАК МЫ СХОДИЛИ В ТЕАТР. ЕСЛИ НАС ПРИГЛАСЯТ ЕЩЁ РАЗ, МЫ ПОЙДЁМ ОБЯЗАТЕЛЬНО. ТЫ НАПИШИ, КОГДА ТЕБЕ ПИСЬМО ПРО ТЕАТР ПРИДЁТ, ПОНРАВИЛСЯ ЛИ ТЕБЕ СПЕКТАКЛЬ? ЖАЛКО, ЧТО ТЫ ЕГО НЕ ВИДЕЛ СОБСТВЕННЫМИ ГЛАЗАМИ.

 ВСЕ. ПОКА.                                                           НАТАША. 15.03.06.


   Мой, замечательный критик! Ты наголову разбила режиссёра-постановщика! Действительно, как можно было посягнуть на святое, на Волкова! Но как хорошо, что всё это ты смогла оценить и проанализировать своей маленькой головкой гидроцефальной формы.

            ЗДРАВСТВУЙ ЛЮБИМЫЙ БРАТИК!

   Я СЕГОДНЯ ХОДИЛА В ТЕАТР. ДОЕХАЛИ МЫ ОПЯТЬ ХОРОШО. ДЕТИ ШУМЕЛИ МЕНЬШЕ, КОНЕЧНО, ВСЁ РАВНО ШУМЕЛИ, НО НЕ ТАК КАК В ПРОШЛЫЙ РАЗ. МЫ СИДЕЛИ НА СТУЛЕ В ЦЕНТРЕ ЗАЛА. ОЧЕНЬ ХОРОШО БЫЛО ВИДНО. ЕСЛИ ТЫ ПОМНИШЬ, В ТЕАТРЕ ЕСТЬ ТАКИЕ СТУПЕНЬКИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ АРТИСТЫ ВЫХОДИЛИ В ЗАЛ. ВОТ МЫ И СИДЕЛИ НАПРОТИВ НИХ.

   СПЕКТАКЛЬ НАЗЫВАЛСЯ «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА». МНЕ КАК-ТО НЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ. ВО-ПЕРВЫХ, КАК-ТО НЕ ПРОДУМАН СЮЖЕТ. КАК МОЖНО БЫЛО ВЫКИНУТЬ ТОТОШКУ?!
ЕЩЁ Я НЕ УВИДЕЛА ТИГРОВ САБЛЕЗУБЫХ. ВМЕСТО НИХ БЫЛИ КАКИЕ-ТО ПОДУШКИ С НАРИСОВАННЫМИ МОРДАМИ ТИГРОВ.

    И ЕЩЁ НЕ БЫЛО ГУДВИНА В ОБРАЗЕ ДЕВУШКИ И ЧУДОВИЩА.
ЕЩЁ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, ЧТО ДОМОЙ ОНИ ПОЛЕТЕЛИ ВМЕСТЕ, А В КНИГЕ ГУДВИН УЛЕТЕЛ ОДИН.

    ТАК, ВООБЩЕ-ТО СПЕКТАКЛЬ БЫЛ НИЧЕГО.

НУ, ВСЁ. ПОКА.

                                                                            НАТАША. 31.03.06.

  Вообще, листая страницы Наташкиных писем, мне хочется дать почитать вам их все. Они такие тёплые, умные, в них столько надежды, переживаний. Милая моя девочка, как здорово, что мы научились понимать друг друга в полном смысле этого слова!

   Может быть, кто-то думает, что это у меня такой, особо одарённый ребёнок и мне повезло? Нет. Всё не так. Я точно знаю, те, кто не такой как Наташа только потому, что никому и в голову не приходит, что они могут быть такими, их никто не рассматривал с этой точки зрения. Они может даже лучше, гораздо лучше моей дочки. Я просто хочу, чтобы все взглянули на своих тяжёлых детей другими глазами. Это маленькие страдающие Люди, это не растения. Я к этому призываю.

 

Глава 7. О Любви

    Итак, моя девочка влюбилась, и кажется мне, что любовь эту она себе придумала сама. Возможно, в основе этой любви лежит расчёт: что же она будет делать, когда мамы не будет рядом. Так ли она не права, моя девочка?

   Всё началось в октябре 2005 года, наверное, с сочинения. Тему она выбирала сама. На уроке написала, что хочет написать сочинение о детях. Что ж, пиши.

    Вы уже читали это сочинение. Позвольте, приведу его ещё раз.

    МНЕ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ИМЕТЬ ДЕТЕЙ. ОНИ ПОЧЕМУ-ТО БЫВАЮТ ТОЛЬКО У ВЗРОСЛЫХ ТЁТЕЙ. ДЕТИ ТАКИЕ СЛАВНЫЕ, ЧТО И МНЕ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛИ ДЕТИ. Я НЕ СМОГУ О НИХ ЗАБОТИТЬСЯ, НО Я БУДУ ИХ ОЧЕНЬ ЛЮБИТЬ. ВЫРАСТИТЬ ИХ МНЕ ПОМОЖЕТ МАМА, А Я БУДУ ИМ ПИСАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СКАЗКИ. Я, НАВЕРНОЕ, СМОГУ ЧТО-НИБУДЬ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НИХ ПОЛЕЗНОЕ. ОНИ НЕ ОСТАВЯТ МЕНЯ В СТАРОСТИ. Я БУДУ ИМ ОЧЕНЬ НУЖНА, И Я ПОСТАРАЮСЬ НАУЧИТЬСЯ ВСЕМУ САМА. ТАК Я МЕЧТАЮ О БУДУЩЕМ.

 

   Потом из под руки её появился странный вопрос, такой, что глаза мои полезли на лоб.


   - Я ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОГОВОРИТЬ О ТОМ, КАК МНЕ БЫТЬ С РЕБЁНКОМ, КОТОРЫЙ БУДЕТ У МЕНЯ С АЛЁШЕЙ.

- Ой, дочь, как-то ты рано об этом хочешь поговорить. Тебе сначала надо всему учиться и ходить и говорить.

- Я ОЧЕНЬ ЕГО ЛЮБЛЮ.

- Как друга?

- КАК ЖЕНИХА.

- Ой, Виталик в твоём возрасте уже на трёх девочках жениться собирался, а сам и сейчас ни на ком не женился, ты подрасти сначала.
- ХОЧУ ЖЕНИТЬСЯ НА АЛЁШЕ. ГДЕ МЫ С НИМ БУДЕМ ЖИТЬ? Я МОГУ ЗНАТЬ, ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?

- А ты что, разве не знаешь – рождаются из животиков.
- ДЕТИ КАК В ЖИВОТ ПОПАДАЮТ?

- Мама с папой любят друг друга и дети появляются, поняла?
- ДА.


  А это кусочек из письма брату:

    Я ЕЩЁ ХОЧУ ЖИТЬ С АЛЁШЕЙ. Я ЕГО ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ. МНЕ КАК-ТО НЕ ПОНЯТНО, КОГДА Я СМОГУ ЗАЯВЛЕНИЕ В ЗАКС НАПИСАТЬ. ЗНАЮ, ЧТО НЕ СКОРО, НО Я БУДУ ЛЮБИТЬ ЕГО ВСЕГДА.

     В новогодних поздравлениях она пишет этому славному мальчику, моему ученику с тяжёлой формой ДЦП, который на 1,5 года её моложе, пишет, что очень любит его, не может без него жить, всё время думает о нём и хочет выйти за него замуж. Я растерялась, я стала звонить его родителям. Мы дружим, дружим уже давно. Ведь если человеку, ограниченному во всём, запретить ещё и любить, чему же тогда радоваться? Любовь – чувство, толкающее людей на подвиг, творящее чудеса. Может быть, пусть оно будет? Вдруг оно поможет поставить нам, родителям, детей своих на ноги?

  Мальчик оказался умнее меня. Он написал, что тоже любит Наташу, что часто думает о ней. Но "...давай сначала научимся ходить, или хотя бы говорить". Слова мужа, не мальчика.

Мы ходили на утренник в центр, в котором я работаю. Вот они, голубки.



    Ещё из писем брату:

    НЕ МОГУ ДОЖДАТЬСЯ, КОГДА ПРИЕДЕТ АЛЁША. ОН УЖЕ НЕ БЫЛ С ПРОШЛОГО ГОДА, И Я ОЧЕНЬ СОСКУЧИЛАСЬ.

    АЛЁША ОПЯТЬ НЕ ПРИЕХАЛ. Я ТАК ПО НЕМУ СОСКУЧИЛАСЬ, ЧТО БОЛЬШЕ НЕ МОГУ.

    Я подарила ей на 8 Марта чудного небольшого малыша вместе с ванной. На нём она сможет прожить, отработать свои первые материнские чувства. Малыш имеет приемлемые для неё габариты. Хорошая игрушка. Есть и коляска. Играй - не хочу!


- МНЕ НУЖНО АЛЁШУ УВИДЕТЬ.

- Зачем?

- Я ПОКАЖУ ЕМУ МАЛЫША.

- Он же сюда не в куклы приезжает поиграть, он будет заниматься.
- ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ ЗАДАНИЯ, А Я БУДУ ПРОСТО НА НЕГО СМОТРЕТЬ.

Письмо брату целиком:


     ЗДРАВСТВУЙ, ЛЮБИМЫЙ ВИТАЛИК!

    ВОТ Я КАК ДУМАЮ. БЕЗ ТЕБЯ Я СКУЧАЮ, А БЕЗ АЛЁШИ ПРОСТО ТАК ЖИТЬ НЕ МОГУ. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ ЕГО ЧАЩЕ? Я ТАК ЕГО ЛЮБЛЮ, ЧТО ДУМАЮ, ЧТО УМРУ БЕЗ НЕГО. Я ХОЧУ ВИДЕТЬ ЕГО КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ТЫ МОЖЕШЬ МНЕ ЧТО-НИБУДЬ ПОСОВЕТОВАТЬ? Я БУДУ ЖДАТЬ. НАПИШИ МНЕ ОБ ЭТОМ.

ВСЁ. ПОКА.

            НАТАША.
                           16.03.06.

И вдруг, как гром среди ясного неба, другое Наташино письмо.

    ЗДРАВСТВУЙ, ЛЮБИМЫЙ МОЙ БРАТИК!

    СЕГОДНЯ К НАМ ПРИХОДИЛ АЛЁША. ОН СО МНОЙ ЛЕЖАЛ НА ПОЛУ, И МЫ С НИМ ТРОГАЛИ ДРУГ ДРУГА РУКАМИ. Я БЫЛА ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНА. ТЕПЕРЬ У НАС БУДЕТ ВСЁ-ТАКИ НАСТОЯЩИЙ РЕБЁНОК. Я ТЕПЕРЬ СТАНУ МАМОЙ. ТАК НАСТОЯЩИЕ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТСЯ, ЕСЛИ ТРОГАТЬ ДРУГ ДРУГА ЗА РАЗНЫЕ МЕСТА. НУЖНО ТЕПЕРЬ ПОДОЖДАТЬ ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ И РЕБЁНОК РОДИТЬСЯ. У НАС БУДУТ ДЕТИ, И Я ДУМАЮ, ЧТО ЕСЛИ РОДИТСЯ ДЕВОЧКА, ТО Я НАЗОВУ ЕЁ АНЕЙ, КАК БАБУШКУ, А ЕСЛИ МАЛЬЧИК – ТО МИШЕЙ, КАК ДЕДУШКУ. СЕГОДНЯ У НАС С НИКИТОЙ БЫЛА СВАДЬБА. КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, У ЛЮБИМЫХ ЛЮДЕЙ СРАЗУ ДЕТИ БЫВАЮТ, ИЛИ НАДО НЕСКОЛЬКО РАЗ ПОЛЕЖАТЬ НА ПОЛУ?
НУ, ВСЁ. ПОКА.

                  НАТАША.
                                 30.03.06
    Я забегала по психологам. Решили дать почитать девочке литературу. Я и раньше давала, но там просто мужчина и женщина рядом, потом животик, плод вверх ногами. Теперь же мы нашли картинку со всеми подробностями. Совокупление в разрезе, всё видно, что куда и зачем.
   Психолог работала с Наташей, и именно отсюда эти замечательные строки, посвящённые Наташиному психологу:


                      ***
ОЧЕНЬ ВАС ЛЮБЛЮ Я ВСЕЙ ДУШОЙ.
БУДЕМ С ВАМИ ВМЕСТЕ МЫ ВСЕГДА.

НЕ ОСТАЛОСЬ СКАЗКИ НИ ОДНОЙ,
ЧТОБ НЕ РАЗОБРАЛИ МЫ. ТОГДА

РАССКАЖИТЕ МНЕ ЕЩЁ ОДНУ.
ПОКАЖИТЕ ОЧЕНЬ МНОГО КНИГ,
ЧТОБ МОГЛА Я НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ
И МЕЧТАТЬ О ДЕТЯХ, О СВОИХ.

        

     Наташин добрый брат написал её из армии, что дети появляются по-другому, и кроме того что полежать на полу, нужно кое-что другое, об этом лучше спроси у мамы. А пока тренируйся на куклах, как детей растить.
    Вот так ответила ему Наташа:

    ТЫ МНЕ НАПИСАЛ ПРО ДЕТЕЙ, А МНЕ МАМА УЖЕ ВСЁ ОБЪЯСНИЛА. Я ТЕПЕРЬ ВСЁ ПОНЯЛА, И БОЛЬШЕ НЕ БУДУ ГОВОРИТЬ ГЛУПОСТИ.

    И, казалось бы, инцидент исчерпан, не тут то было.

    Новый виток пошёл ещё хлеще!

    Опять из писем брату:

 

    ВОТ РОДИТЕЛИ И СЪЕЗДИЛИ К ТЕБЕ. МАМА МНЕ ВСЁ ПОКАЗАЛА И РАССКАЗАЛА. В ТАКОЙ ГЛУШИ ОКАЗАЛСЯ, ЧТО МНЕ И НЕ ПОЛУЧИТСЯ ТЕБЯ ПОВИДАТЬ, ПОЭТОМУ СЛУЖИ ХОРОШО И ПРИЕДЕШЬ НА ВЫХОДНЫЕ САМ. С СОБОЙ ВОЗЬМИ ОДНОГО ДРУГА. Я ХОЧУ С НИМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ. Я БУДУ С НИМ ПЕРЕПИСЫВАТЬСЯ. ОН БУДЕТ ПИСАТЬ МНЕ О МАГАЗИНЕ, В КОТОРОМ ПАТРОНЫ ЕСТЬ, О ВСЯКИХ НОВОСТЯХ ИЗ АРМИИ. Я БУДУ ПИСАТЬ ЕМУ О СВОИХ УСПЕХАХ В УЧЁБЕ, А ПОТОМ ОН ПРИЕДЕТ, И МЫ ПОЖЕНИМСЯ. МНЕ ЭТО НАДО, ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛ ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК, А ТО ОТ АЛЁШИ МОЖЕТ И НЕ ПОЛУЧИТСЯ ЗДОРОВОГО МАЛЫША. ВИДНО НЕ СУДЬБА МНЕ ЗА НЕГО ЗАМУЖ ВЫЙТИ. ЛУЧШЕ НА ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА РАСЧИТЫВАТЬ БУДУ.


    Я сделала ей вливание: «Разве так можно? Солдата ей привезите с армии! Жениться они будут! Как тебе не стыдно?!»

    А она спросила меня: "А разве стыдно мечтать о любви?"
Сразу потеряв страсть речей своих, я ответила: "Мечтать не стыдно"
- Вот я и мечтаю.


    Ну, что тут скажешь? Поставила маму на место.

    Потом были такие письма:

    И ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С МУЖЕМ? ГДЕ ЕГО ИСКАТЬ? МОЖЕТ, ТЫ МНЕ ПОДСКАЖЕШЬ? А У МЕНЯ ВОЛОСИКИ НАЧАЛИ РАСТИ (ей показалось), И СКОРО БУДЕТ ГРУДЬ – ЗНАЧИТ ПОРА ЗАМУЖ. РАЗВЕ ЭТО СТЫДНО, МЕЧТАТЬ О ЛЮБВИ? ОЧЕНЬ МНЕ ДЕТИ НУЖНЫ, ЧТОБЫ УХАЖИВАЛИ ЗА МНОЙ, ПОЭТОМУ ИЩИ МНЕ МУЖА!

    И ещё ниже в этом же письме:

    ЕЩЁ Я ДУМАЮ, ЧТО Я СЕЙЧАС НЕ БУДУ ЗАМУЖ ВЫХОДИТЬ – ЕЩЁ РАНО, Я ЕЩЁ МАЛЕНЬКАЯ. БУДУ ТОЬКО МЕЧТАТЬ ОБ ЭТОМ: О ДЕТЯХ, О МУЖЕ. БЕЗ МЕЧТЫ ЖИТЬ ОЧЕНЬ ТРУДНО. ТАК ЧТО, ТЫ НЕК ДУМАЙ, ЧТО Я ТЕБЯ О МУЖЕ ПРОШУ. МНЕ ПРОСТО ХОЧЕТСЯ ПОМЕЧТАТЬ ОБ ЭТОМ. ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ДУМАЙ ОБО МНЕ ПЛОХО, Я УМЕЮ ЖДАТЬ.
  Следующий виток был ещё круче. У Виталика есть друг, ещё с детского сада. Раньше был толстым, а теперь вытянулся, красивый, общительный, замечательный парень.

    ВЧЕРА МЫ С МАМОЙ ХОДИЛИ В ПАРК. ТАМ БЫЛ СО СВОЕЙ ДЕВУШКОЙ И СЕСТРОЙ КОСТЯ. ЛУЧШЕ БЫ МЫ ИХ НЕ ВСТРЕЧАЛИ! ОН ТАКОЙ КРАСИВЫЙ, ЧТО Я ВЛЮБИЛАСЬ СРАЗУ, НО У НЕГО ЕСТЬ ДЕВУШКА. ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КАК МН БЫТЬ. ВРОДЕ НЕЛЬЗЯ РАЗБИВАТЬ ПАРУ, А Я ЕГО СРАЗУ ПОЛЮБИЛА. ЗАЧЕМ Я ТОЛЬКО НА НЕГО ПОСМОТРЕЛА! Я ПОТОМ ТАК ПЛАКАЛА, ЧТО МАМА МЕНЯ НАКАЗАЛА. ОЧЕНЬ МНЕ БЫЛО ОБИДНО! ОХ, УЖ ЭТА ЛЮБОВЬ! ИЗ-ЗА НЕЁ ОДНИ СТРАДАНИЯ!

 

   А плакала она действительно сильно, безутешно: "Разве я виновата, что я больная?!"

    Я объясняла, что будь она хоть трижды здоровая, она маленькая и на таких сопливых девчонок двадцатилетние парни не смотрят, они их просто не замечают. Надо вырасти сначала. У нас ещё Кристина (двоюродная сестра Наташи 15 лет) не замужем. Лена (тётя Наташи) ещё не устроила свою личную жизнь, вот уж кому действительно пора. А ты первая хочешь, очередь соблюдай.

    Чего только не наплетёшь, чтобы унять её такие горькие, такие безутешные слёзы.

    Опять из писем:


    НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ Я НА УЛИЦЕ ВИДЕЛА КОСТЮ И ОПЯТЬ С ДЕВУШКОЙ. РАЗВЕ Я ВИНОВАТА, ЧТО БОЛЬНАЯ? А ОН ДРУГУЮ ЛЮБИТ. КОСТЯ ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ. КОНЕЧНО, ОН И НА ДРУГИХ ДЕВУШЕК НЕ СМОТРИТ, ОН СВОЮ ЛЮБИТ. РАЗВЕ НА НЕГО МОЖНО НЕ РЕАГИРОВАТЬ? К НЕМУ ВСЕ ЖЕНЩИНЫ БУДУТ ПРИСТАВАТЬ. СНАЧАЛА Я ДУМАЛА, ЧТО БУДУ ЕГО ЛЮБИТЬ, А ТЕПЕРЬ РЕШИЛА ЖДАТЬ СВОЮ СУДЬБУ. Я КОГО-НИБУДЬ ВСТРЕЧУ, КОГДА БУДУ БОЛЬШАЯ. ОН МЕНЯ БУДЕТ ЛЮБИТЬ, НА РУКАХ НОСИТЬ, А Я К НЕМУ БУДУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО ОТНОСИТЬСЯ, РОЖУ ЕМУ РЕБЁНКА И БУДЕМ ЖИТЬ СЧАСТЛИВО ДО САМОЙ СМЕРТИ. РАНЬШЕ Я ДУМАЛА, ЧТО ЛЮБЛЮ АЛЁШУ, ПОТОМ КОСТЮ, НО У МЕНЯ ЕЩЁ ВСЯ ЛЮБОВЬ ВПЕРЕДИ!

 
   Видно дошли мои слова, хоть казалось, не слышит, визжит от горя и всё. Больше обострений не было. Разве что только всеми своими силами стала она двигать эту очередь невест. Стала предлагать моей сестре своих знакомых. Какие у неё знакомые? Педиатр, невропатолог, психиатр. В самом деле, все очень интересные импозантные мужчины, но у всех семьи, дети. Нет, не подходят они нам. И тут опять страшный рёв: "Тогда бери Костю..."

   Добряшечка моя, ты хотела отдать своей тёте самое дорогое, самое святое для тебя - свою любовь. Чтобы только продвинуть очередь, ведь тёте твоей, уже, в самом деле, пора определиться. Тётя отказалась от такого великолепного подарка, разница была в 13 лет, только теперь маленьким оказался сам Костя.

   Приходили ребята из школы. Среди них был замечательный мальчишка - Глеб. Он из многодетной семьи. У него такие глаза, даже трудно подобрать слова, глубокие что ли.

   Наташа потрогала его ручкой, это значило "Глеб".
Дальше она написала: "У тебя есть девушка? Давай с тобой дружить"
Меня опять бросило в жар. Учитель, замечательный классный руководитель, нормализовала ситуацию, сказала, что Глеб пока об этом не задумывался. А мне сказала, чтобы я не дёргалась, в этом нет ничего такого.
     На этом всё. Я жду нового витка. Свою собственную реакцию не могу предугадать. Поживём - увидим.

 

Глава 8. О Вере и Надежде

    Сегодня у Наташи был потрясающий урок истории. По окончании я была в ступоре. А истории ли это был урок? И кого учили на нём? Я стесняюсь предложить новым учителям записывать уроки на видеокамеру, но такие вещи надо  обязательно писать. Тем и хорош мой ребёнок, каждый урок, почти каждый, таит в себе такие потрясающие вещи, что значение происходящего разрывает мозг пополам в переносном смысле слова, а уж сердце щемит и рвётся из груди совсем по-настоящему. Сегодняшний прецедент побудил меня следующей рассмотреть тему: "Как наши дети воспринимают, что они "особые"".
    Начну как обычно, с первых проявлений, с материала, в котором можно покопаться, проанализировать: с дневничка "Прошу слова", с сочинений и писем брату.

     Мы пытались делать логопедическую гимнастику, Наташа даже не старалась. Я ругалась, взывала к сознательности. Чтобы не разойтись в порыве своём, не выплеснуть негатива на ребёнка, у которого, быть может, просто не получается, я ушла на кухню. Обратно я прибежала, на звонкий, эмоционально окрашенный плач.

- ХОЧУ, ЧТОБЫ ВРЕМЯ ПРОШЛО, И СТАЛА Я ЗДОРОВА.

 

    Сердце защемило болью.


    А вот это адресовано папе, вернувшемуся с юга:

- Я ПО ТЕБЕ СОСКУЧИЛАСЬ. Я ОЧЕНЬ ХОТЕЛА ЕХАТЬ К МОРЮ, НО ТЫ МЕНЯ НЕ ВЗЯЛ. НУ И ПУСТЬ, МЫ ПОТОМ ПОЕДЕМ ВМЕСТЕ С ВИТАЛИКОМ. Я НАУЧУСЬ ХОДИТЬ, И МНЕ ОЧЕНЬ СКОРО БУДУТ ЗАВИДОВАТЬ, А Я БУДУ САМА ВЕЗДЕ ХОДИТЬ.


     Даже нет сил комментировать, что я испытывала. Думаю, вам понятна моя боль. Жжёт, больно и ступор.


    А это кусочки из сочинений и писем. В них ещё реальная надежда, даже уверенность в том, что всё пройдёт. Я не разубеждала, я плакала потом в соседней комнате. Ты всё поймёшь сама, моя девочка!
    ОЧЕНЬ ХОЧУ ХОДИТЬ В ШКОЛУ САМА. НУ, НИЧЕГО, КОГДА-НИБУДЬ ПОЙДУ.

    Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ, У МЕНЯ ПОЛУЧАЕТСЯ ХОРОШО, И МЫ ЕЩЕ С ТОБОЙ ПОБОЛТАЕМ. ЕЩЕ Я ХОРОШО СИЖУ САМА. КОГДА ТЫ ПРИДЕШЬ, Я И ХОДИТЬ НАУЧУСЬ. И БУДЕМ МЫ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВЕЗДЕ ХОДИТЬ! Я ОЧЕНЬ ЭТОГО ХОЧУ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОБЬЮСЬ!

    Я ХОДИЛА В ШКОЛУ. МЫ С МАМОЙ ХОДИЛИ В КЛАСС. ТАМ БЫЛА МОЯ УЧИТЕЛЬНИЦА, И МЫ С НЕЙ СФОТОГРАФИРОВАЛИСЬ. Я НЕ ХОТЕЛА УХОДИТЬ. МАМА МЕНЯ УВЕЗЛА ДОМОЙ, И Я ПЛАКАЛА. ОЧЕНЬ ХОЧУ ХОДИТЬ В ШКОЛУ САМА. КОГДА-НИБУДЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЙДУ.

     ЕЩЁ УЧУСЬ СТОЯТЬ. А ГОВОРИТЬ У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, ТАК ЧТО МЫ БУДЕМ ПИСАТЬ ДРУГ ДРУГУ ПИСЬМА. Я ОЧЕНЬ ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ САМА ВСЁ ДЕЛАТЬ.

 
   Реальность давала о себе знать. Это уже совсем по-другому звучит.
    МНЕ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛИ ДЕТИ. Я НЕ СМОГУ О НИХ ЗАБОТИТЬСЯ, НО Я БУДУ ИХ ОЧЕНЬ ЛЮБИТЬ. ВЫРАСТИТЬ ИХ МНЕ ПОМОЖЕТ МАМА.


    ДЛЯ МЕНЯ БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ – ЗНАЧИТ БЫТЬ КАК ВСЕ ДЕТИ: ИГРАТЬ, УМЕТЬ ГОВОРИТЬ, ХОДИТЬ, СИДЕТЬ. НО Я, НАВЕРНОЕ, НИКОГДА НЕ СМОГУ ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ И БУДУ ОБ ЭТОМ Я ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ.

- Давай поговорим про вчерашний день. Как у тебя дела с логопедией?
- НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО.

- Почему?

- Я НЕ БУДУ ГОВОРИТЬ, И ПРОБОВАТЬ НЕ БУДУ.

- Это почему ты так решила?

- У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.

- А как же там Виталик ждёт, когда ты говорить научишься?
- БУДУ ПИСАТЬ ПИСЬМА.

- Письма вон как долго идут, Виталик уже и из армии придёт, а письма всё идти будут.

- А Я ВСЁ РАВНО НЕ БУДУ ГОВОРИТЬ НИКОГДА.
- У тебя же чуть-чуть получается, ты же сказала «ананас», «когда придешь», «мама, пойдём домой». Тебя ведь все поняли, у тебя получилось (Это от лукавого - ничего у неё не получается, совсем ничего).
- РАЗВЕ ЭТО РЕЧЬ? Я БУДУ ЗНАЧИТ ДЕЛАТЬ ДЕЛО И НЕ ГОВОРИТЬ.
- Вот ты говорить не хочешь учиться, а как же ты будешь детям своим всё говорить?

- Я БУДУ ИМ ПИСАТЬ.

- А они не захотят читать. Вот когда я тебе говорю, ты хочешь или не хочешь, а вынуждена меня слушать. А твои не захотят читать, и будут тебя не слушаться.

- ПУСТЬ НЕ СЛУШАЮТСЯ.

- Ну, тебя учителя будут в школу вызывать, за то, что у тебя дети невоспитанные.
- ПУСТЬ ХОДЯТ НЕВОСПИТАННЫЕ.

    Она спрашивала у меня результат после подсадки стволовых клеток, после похода в монастырь в Питере. Она всё понимала.
   Мне пришлось ей читать Домана, чтобы она поняла - надо много работать. Она вертелась, плохо спала ночью. Писала, что ей и верится, и не верится. Доман убедителен. Она поверила и поползла. Она заставляла меня сделать ещё один подход, плакала при этом, но ползла.
Сейчас ей плохо, она тяжело болеет, осуществлять задуманное не с кем. Она астенична, много спит. Но что-то мне подсказывает - мы выберемся, рассчитаем свой ежедневный подвиг и поползём снова.

    А сегодня был чудо-урок. Выйдя из состояния аффекта, я взяла ручку, законспектировала по памяти, созвонилась с учительницей - Светланой Владимировной Нарышкиной, учителем истории, классным руководителем и Классным специалистом!

 

 

   Она совсем молоденькая, она недавно в школе. Я горжусь нашим Тульским старейшим педуниверситетом, коль куёт он такие кадры!
    Светлана Владимировна пришла на урок истории. Но начала она его с рассказа о том, как ездили они с ребятами в прошедшую субботу в Введенский Владычный женский монастырь, что под Серпуховом Московской области. Что привезла она ей подарок - святой воды с молебна и святое маслице от чудотворного мироточивого образа Божьей Матери "Всецарица". Сказала и поставила свой бесценный подарок, который был в непрозрачном пакете, на диван. Наталья стала косить глазом. Я поняла, и попросила показать ей поближе.

   Светлана Владимировна рассказала, что подошла к ней матушка, поговорили о Наташе, и матушка сказала: "Встанет девочка". Не должна встать, не может, поможет, а встанет. Заказали сорокоуст, и теперь все обитатели монастыря три раза в день при каждом прославлении Бога будут просить Его об исцелении. Надо пить святую воду натощак по чайной ложке, мазать маслицем язычок и лобик крестом, и, Верить. Так сказала Матушка.

   Наталья, стреляный Воробей, спросила: "А когда я поправлюсь?". Отвечали мы по очереди, дополняя друг друга, а в конце, когда меня скосило, здорово помогла Светлана Владимировна (СВ).

Я: Нам даётся по Вере нашей. Это только Господу известно, что будет. Мы не знаем. Надо верить, надо надеяться. Илья Муромец 33 года пролежал, а потом вон каким богатырём стал.
СВ: В библии написано про расслабленного (Мы как раз изучали недавно. Расслабленный = парализованный). Господь спросил: Ты веришь мне" " Верю, Господи!" "Тогда встань и иди!" И он встал и пошёл.
Наталья: Это так можно всю жизнь прождать.
Я: Жди всю жизнь. Главное не что ты умеешь: ходить, стоять, держать голову, говорить. Главное - какой ты человек. Ты хороший человек, Наталья. Ты добрый, сильный, умный человек. Я горжусь тобой!
Наталья: Я умная, весёлая. Я хочу бегать, играть с ребятами, говорить с ними. Я хочу быть как все. (Тут я потеряла контроль над происходящим, потекли слёзы, это по живому, это по натянутым нервам).

СВ: Человек не должен жить без Скорбей. Чтобы не очерстветь душой, чтобы чувствовать чужую боль, чтобы уметь помогать друг другу и любить друг друга, нам суждено пройти через Скорби. У каждого своя Скорбь.
    Я выдохнула и взяла себя в руки.

Я: Кому-то выпадает это в самом начале жизненного пути. Кто-то рождённый здоровым и сильным, идёт защищать свою Родину и на войне теряет ноги. Молодой сильный парень в 20 лет оказывается без ног, остаётся только половина тела. Кого-то в возрасте 50 лет, когда ещё есть силы работать, есть мудрость, чтобы жить, после инсульта разбивает паралич, и он оказывается прикованным к кровати. У каждого своя скорбь.


СВ: Нужно ценить то, что у тебя есть. У тебя есть дом, любящая тебя семья, мама, которая души в тебе не чает, у тебя есть друзья, школа, учителя, которые тоже любят тебя. У нас есть дети, у которых нет этого. Они живут на помойках, грязные, голодные, оборванные. Они никому не нужны они попрошайничают. Их никто не любит. Но они рождены здоровыми, они умеют ходить, говорить, но они несчастливы.
Я: А сколько у нас детей, у которых есть абсолютно всё, чего пожелает душа, но нет самого главного, нет любящих родителей. Мама на тусовках, живёт своей жизнью, папа работает. Они здоровы, они умеют ходить, говорить, у них есть крыша над головой, у них есть всё, но у них нет такой родительской любви, которая есть у тебя, и они глубоко несчастны и одиноки.

Наталья: Давайте займёмся историей.


    Всё, значит дошло. Светлана Владимировна стала вещать про Древнюю Индию, а я сидела в ступоре, абсолютно эмоционально выхолощенная. Наверно, всё отдала дочке, чтобы убедить, укрепить её в её Вере.

    У меня у самой отношение к Богу двоякое (было до сегодняшнего дня). Я слишком глубоко молилась вначале Наташкиного жизненного пути, буквально истекая молитвой "Живые в помощи вышняго...". На первый поверхностный взгляд ничего не произошло. Она лежит. И зародилось странное чувство - обида, обида на Бога. Я так просила Его защитить, спасти, сохранить. И буквально сегодня как озарило после разговора со Светланой Владимировной: А не в этом ли помощь Божья? Она живёт, у неё такая светлая Душа, у неё такой острый Ум. Могло быть всё по-другому.
   С другой стороны, безусловно, что-то есть Высший Разум, Вселенская Энергия, Бог. Я чувствую помощь Его.

   Я сказала ей перед сном: "Ты помолись. Вспомни, что у тебя есть хорошего. Порадуйся. И попроси Господа об исцелении" Я положила ей рядом иконку Божьей Матери "Целительница".

   Было тихо, Наташа быстро заснула. Под ладошкой иконка. И проспала крепко, практически на одном боку.

Чудо моё ненаглядное!


Наверное, рано или поздно, мы всё равно приходим к Богу, даже Я...

 

Глава 9. Специалисты

 

    Это фрагмент сочинения, я его приводила целиком выше.

    ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ МНОГО! ОНИ ПОМОГАЮТ МНЕ С САМОГО РОЖДЕНИЯ. МНЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ВСЕМ СКАЗАТЬ: «ОГРОМНОЕ СПАСИБО!». Я ИХ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ. ДУМАЮ, ЧТО БЕЗ ИХ ПОМОЩИ Я БЫ ПРОСТО НЕ СМОГЛА ЖИТЬ.

 
   А вот это письмо хочется привести целиком, это Наталья описывает тот самый расширенный кон<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.