Историческая основа и проблематика романа — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историческая основа и проблематика романа

2019-11-11 605
Историческая основа и проблематика романа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основу романа составляют исторические события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 года против Наполеона, которую русская армия вела в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимом духе русского народа, подавившего французское нашествие.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрываются исторические проблемы:

- Причины военных неудач 1805 – 1807 годов.

- Роль отдельных личностей в военных событиях и истории на примере образов Кутузова и Наполеона.

- Картины партизанской войны.

- Великая роль русского народа, решившего исход войны 1812 года.

Наряду с военными проблемами в романе раскрываются и актуальные социальные проблемы 60-х годов XIX века:

 - Роль дворянства в государстве.

- Личность истинного гражданина Родины.

- Эмансипация женщин.

- Патриотизм истинный и ложный.

- Различные идейные течения XIX века (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение декабристского движения).

- Жизнь великосветского общества Москвы и Петербурга.

- Социальные отношения крестьян, городских низов и дворянства.

- Пути становления личности, поиск себя.

Система героев и смысл названия романа

В романе свыше 550 персонажей. Без такого количества героев невозможно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все…», то есть дать широчайшую панораму русской жизни начала XIX века.

Заглавие романа образно передает его смысл.

«Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

«Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть. Но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) – это «люди мира», ненавидящие не только войну в её прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагины, Наполеон, Александр 1) – «люди войны», независимо от их личного участия в военных событиях, несущие разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

Обширная проблематика романа предполагает традиционные направления размышлений над содержанием произведения, к которым обращаются его читатели:

1. Изображение жизни высшего света в романе. Москва и Петербург в романе.

2.  «Мысль семейная» в романе. Авторский идеал семьи (на примере сравнительной характеристики семей Болконских, Ростовых, Курагиных, семьи Наташи и Пьера).

3. Изображение войны в романе. (Кампания 1805-1807 годов и судьбы героев в романе. Изображение освободительной войны 1812 года в романе. Бородинское сражение как композиционный и идейный центр романа).

4. Размышления Толстого о роли личности в истории на примере обращения к образам Кутузова и Наполеона.

5.  «Диалектика души» в романе. Путь нравственных исканий любимых героев Толстого - Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

6. Женские образы в романе и актуальные «женские» вопросы современности на примере судеб Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен Курагиной, Сони. Женский идеал Толстого.

7. «Мысль народная» в романе. Вопросы движущей силы истории, влияния народных масс на исторический процесс. Представление о ложном и истинном патриотизме и героизме.

8. Восприятие романа современным читателем, размышления об актуальности и значении романа в русской и мировой литературе и культуре в целом.

Рассмотрим отдельно каждый из возможных аспектов размышления над произведением и варианты тем сочинений по данному направлению, а также возможный план подготовки по тому или иному аспекту и эпизоды романа, к которым возможно обратиться для опоры в размышлениях.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.