Тема 1. Педагогика как наука — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 1. Педагогика как наука

2019-11-11 170
Тема 1. Педагогика как наука 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины (модуля) «Общая и профессиональная педагогика» является формирование у будущих бакалавров профессионального обучения общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обеспечивающих овладение профессионально-педагогической деятельностью. Понимание представлений, значения, смыслов, ценности профессионально-педагогического знания в процессе овладения учебно-профессиональной деятельностью.

    Задачи профессионально-педагогической деятельности в процессе подготовки бакалавров определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 – Профессиональное обучение (по отраслям) – квалификация: бакалавр профессионального обучения:

· определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов);

· развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста);

· организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и ФГОС в образовательных организациях;

· организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно-правовых документов;

· анализ профессионально-педагогических ситуаций;

· проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач.

    Воспитательная роль данной учебной дисциплины заключается в формировании мотивации студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности.

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Общая и профессиональная педагогика» входит в структуру базовой части (Б1) общепрофессионального модуля (М3).

Изучение дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» является логическим продолжением подготовки бакалавра и основывается на знаниях и умениях, сформированных в результате освоения таких учебных дисциплин, как «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Общая психология», «Философия и история образования». В процессе изучения общей и профессиональной педагогики используются междисциплинарные связи с философией, культурологией, социологией и др.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые дисциплиной «Общая и профессиональная педагогика»: «Методика профессионального обучения»; «Педагогические технологии»; «Методика воспитательной работы».    

 

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Общая и профессиональная педагогика» является базовой для формирования целого ряда профессиональных компетенций, будущего бакалавра профессионального обучения.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести способности и готовности, позволяющие реализовать совокупность общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

общепрофессиональные компетенции:

• способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1);

• способностью осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОПК-4);

• способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);

• готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);

• готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);

профессиональные компетенции: соответствующими виду(видам) профессиональной деятельности, на который (которые)ориентирована программа бакалавриата:

учебно-профессиональная деятельность:

· способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);

· способностью организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО (ПК-3);

· способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

· способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

· готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);

· готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);

образовательно-проектировочная деятельность:

· готовностью к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19);

В ходе изучения дисциплины студент должен

Знать:   

· подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики;

· сущность, содержание и структуру образовательного процесса;

· теоретико-методологические основы общей и профессиональной педагогики;

· объект и предмет исследования, задачи, структуру, связь с другими науками;

· теории целостного педагогического процесса и практику их реализации в учебных заведениях профессионального образования: сущность педагогического процесса, общее и особенное в разновидностях педагогического процесса, движущие силы, закономерности и источники развития педагогического процесса;

· актуальные проблемы учебно-воспитательной практики;

· основы проектирования педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе учебных заведений профессионального образования;

· основы организации мониторинга для диагностирования процесса развития личности рабочего;

· профессиональную лексику;

· способы профессионального самопознания и саморазвития.

Уметь:

· определять и формулировать педагогические проблемы в виде целей и задач практической педагогической деятельности;

· анализировать и обосновывать выбор образовательных концепций;

· участвовать в профессионально-педагогических дискуссиях;

· использовать систему педагогических принципов для решения профессионально-педагогических задач.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· приемами анализа педагогических ситуаций;

· приемами анализа компонентов целостного педагогического процесса.

· приемами целеполагания в профессионально-педагогической деятельности.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Для профилей подготовкиакадемического и прикладного бакалавриата: «Металлургия», «Машиностроение и материалообработка», «Транспорт».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, всего 144 часа, из них 68 аудиторных часов и 76 часов самостоятельной работы для академического, а 66 часов аудиторных занятий и 78 часов самостоятельной работы для прикладного бакалавриата.

 

Таблица 1

Объемы учебной работы, перечень и

сроки контрольных мероприятий

Форма обучения

Очная

Заочная

 

ака-деми-ческий прик-ладной
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)

 

 
1.1. Общая трудоемкость дисциплины

144 (4)

144 (4)
1.2. Аудиторные занятия: 68 66 14
1.2.1. Лекции 34 32 4
1.2.2. Практические (семинарские) занятия

34

10
1.2.3. Лабораторные работы

-

-
1.3. Самостоятельная работа 76 78 130
1.3.1. Курсовой проект (работа)

-

-
1.3.2. Контрольная работа

-

60
1.3.3. Расчетно-графическая работа

-

-
1.3.4. Изучение теоретического материала

50

40
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (при необходимости указать, какие) 26 28 -
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету)

8

30
2.График изучения дисциплины

 

 
2.1. Курс

II

II
2.2. Семестр

3,4

3,4
2.3. Экзамен (семестр)

4

4
2.4. Зачет (семестр)

3

3
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)

-

-
2.6. Контрольная работа (семестр)

-

3,4

 

4.1.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины

 

Таблица 2: академический бакалавриат

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы,

включая самостоятельную

работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1 2 3 4 5 6 7 8

 

Модуль 1. Общая педагогика

 

 

1   2 3 4 5 6 7 8
1 Педагогика как наука   III 1   Лекция / 1 ч.     _ Самостоятельная работа / 2 ч. Подготовка ответов на вопросы и задания. Написание рефератов и эссе
2 Методология педагогической науки и деятельности   III   1 Лекция / 1 ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
3 Целостный педагогический процесс   III   3 5 Лекция / 4 ч. Практическая работа / 4 ч. Самостоятельная работа / 6 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
4 Цели и содержание образования   III   7   Лекция / 2 ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 6 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №1
5 Воспитание в целостном образовательном процессе   III   9 Лекция / 1 ч. _ Самостоятельная работа / 2 ч. Подготовка ответов на вопросы и задания. Написание рефератов и эссе
6 Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса   III   9 Лекция / 1 ч.  ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 3 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
7 Педагогические технологии III 11     Лекция / 2 ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №2
1 2 3 4 5 6 7 8
8 Основы педагогического проектирования. Инновационные процессы в образовании   III 13   Лекция / 4 ч. Практическая работа / 4 ч. Самостоятельная работа /11 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе.

Модуль 2. Профессиональная педагогика

9 Система профессионального образования России. Генезис и содержание деятельности   IV 1   Лекция /1 ч _ Самостоятельная работа / 2 ч. Подготовка ответов на вопросы и задания. Написание рефератов и эссе
11 Профессиональная педагогика как отрасль научно-педагогических знаний IV   1 Лекция / 1 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 2 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
12 Современная система профессиональной подготовки кадров в России IV   3 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 2 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
13 Теоретические основы профессионального обучения IV 5   Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
14 Общие и профессиональные компетенции как цели и результат профессиональной подготовки. Диагностика развития профессиональных компетенций.   IV 7 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
15 Содержание профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов IV 9 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа /4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №3
16 Методы теоретического и производственного обучения IV 11 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа /4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
17 Организационные формы профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов. Учебно-технологическая среда организации профессионального образования IV 13 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №4
18 Воспитание в системе профессионального образования   IV 15 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 6 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе.
1 2 3 4 5 6 7 8
19 Управление в системе педагогического взаимодействия IV 17 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа /6 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе

Итого

34 34 76

Экзамен

144

4.1.3 Содержание и тематическое планирование дисциплины

 

Таблица 3: прикладной бакалавриат

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы,

включая

самостоятельную

работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1 2 3 4 5 6 7 8

Модуль 1. Общая педагогика

1 Педагогика как наука   III 1   Лекция / 1 ч.     _ Самостоятельная работа / 2 ч. Подготовка ответов на вопросы и задания. Написание рефератов и эссе
2 Методология педагогической науки и деятельности   III   1 Лекция / 1 ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
3 Целостный педагогический процесс   III   3   Лекция / 2 ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 6 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
4 Цели и содержание образования   III   5   Лекция / 2 ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 6 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №1
5 Воспитание в целостном образовательном процессе   III   7 Лекция / 2 ч. Практическая работа / 2 ч Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
6 Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса   III   9 Лекция / 2 ч.  ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 5 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
7 Педагогические технологии III 11     Лекция / 2 ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №2
8 Основы педагогического проектирования. Инновационные процессы в образовании   III 13   Лекция / 4 ч. Практическая работа / 4 ч. Самостоятельная работа / 11 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе.

Модуль 2. Профессиональная педагогика

9 Педагогика как наука об образовании человека. Междисциплинарный характер педагогического знания   IV 1   Лекция / 1 ч _ Самостоятельная работа / 2 ч. Подготовка ответов на вопросы и задания. Написание рефератов и эссе
10 Профессиональная педагогика как отрасль научно-педагогических знаний IV   1 Лекция / 1 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 2 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
11 Современная система профессиональной подготовки кадров в России IV   3 Лекция / 1 ч _ Самостоятельная работа / 2 ч. Подготовка ответов на вопросы и задания. Написание рефератов и эссе
12 Теоретические основы профессионального обучения IV 3   Лекция / 1 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
13 Общие и профессиональные компетенции как цели и результат профессиональной подготовки. Диагностика развития профессиональных компетенций. IV 5 Лекция / 1 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
14 Содержание профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов IV 7 Лекция / 1 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа /4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №3
15 Методы теоретического и производственного обучения IV 9 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа /4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
16 Организационные формы профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов. Учебно-технологическая среда организации профессионального образования IV 11 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
17 Воспитание в системе профессионального образования   IV 13 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №4
18 Педагог как субъект педагогического взаимодействия IV 15 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа /4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
19 Управление в системе педагогического взаимодействия IV 17 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе

Итого

32 34 78

Экзамен

144

 

4.2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Для профилей подготовки: «Энергетика», «Сервис», «Экономика и управление», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», Правоведение и правоохранительная деятельность», «Информатика и вычислительная техника»

О бщая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, всего 144 часа, из них 68 аудиторных часов и 76 часов самостоятельной работы.

Таблица 4

Объемы учебной работы, перечень и

сроки контрольных мероприятий

Форма обучения

Очная   Заочная  
1 2 3
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)    
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 144 (4) 144 (4)
1.2. Аудиторные занятия: 68 16
1.2.1. Лекции 32 4
1.2.2. Практические (семинарские) занятия 36 12
1.2.3. Лабораторные работы - -
1.3. Самостоятельная работа 76 128
1.3.1. Курсовой проект (работа)   - -
1 2 3
1.3.2. Контрольная работа - 15
1.3.3. Расчетно-графическая работа - -
1.3.4. Изучение теоретического материала 26 58
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (при необходимости указать, какие) 20 5
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету) 30 50
2.График изучения дисциплины    
2.1. Курс 2,3 2
2.2. Семестр IV,V III,IV
2.3. Экзамен (семестр) 5 4
2.4. Зачет (семестр) 4 3
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - -
2.6. Контрольная работа (семестр) - 3,4

 

4.2.2 Cодержание и тематическое планирование дисциплины

Для профилей подготовки: «Энергетика», «Сервис», «Экономика и управление», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», Правоведение и правоохранительная деятельность», «Информатика и вычислительная техника»

 

Таблица 5

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы,

включая самостоятельную

работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1 2 3 4 5 6 7 8

Модуль 1. Общая педагогика

1 Педагогика как наука   IV 1   Лекция / 1 ч.     _ Самостоятельная работа / 2 ч. Подготовка ответов на вопросы и задания. Написание рефератов и эссе
2 Методология педагогической науки и деятельности   IV   1 Лекция / 1 ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе  
3 Целостный педагогический процесс   IV   3 5 Лекция / 4 ч. Практическая работа / 4 ч. Самостоятельная работа / 6 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
4 Цели и содержание образования   IV   7   Лекция / 2 ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 6 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №1
5 Воспитание в целостном образовательном процессе   IV   9 Лекция / 1 ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 2 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
6 Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса   IV   9 11 Лекция / 1 ч.  ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
7 Педагогические технологии IV 13     Лекция / 2 ч. Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №2
8 Основы педагогического проектирования. Инновационные процессы в образовании   IV 15   Лекция / 4 ч. Практическая работа / 4 ч. Самостоятельная работа / 12 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе.

Модуль 2. Профессиональная педагогика

10 Педагогика как наука об образовании человека. Междисциплинарный характер педагогического знания   V 1   Лекция / 1 ч _ Самостоятельная работа / 2 ч. Подготовка ответов на вопросы и задания. Написание рефератов и эссе
11 Профессиональная педагогика как отрасль научно-педагогических знаний V 1   Лекция / 1 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 2 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
12 Современная система профессиональной подготовки кадров в России V 3 Лекция / 2 ч _ Самостоятельная работа / 2 ч. Подготовка ответов на вопросы и задания. Написание рефератов и эссе
13 Теоретические основы профессионального обучения V 5   Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №3
14 Общие и профессиональные компетенции как цели и результат профессиональной подготовки. Диагностика развития профессиональных компетенций. V 7 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе
15 Содержание профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов V 9 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа /6 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе.
16 Методы теоретического и производственного обучения V 11 Лекция / 2 ч Практическая работа / 2 ч. Самостоятельная работа /6 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе. Контрольная работа №4
17 Воспитание в системе профессионального образования   V 13 15 Лекция / 2 ч Практическая работа / 4 ч. Самостоятельная работа / 4 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе.
18 Педагог как субъект педагогического взаимодействия V 17 19 Лекция / 2 ч Практическая работа / 4 ч. Самостоятельная работа /6 ч. Обсуждение вопросов и заданий. Защита рефератов и эссе  

Итого

32 36 76

Экзамен

144

Содержание разделов (тем) дисциплин

Модуль 1. Общая педагогика

В России

    История и этапы становления профессионального образования в России. Ремесленное ученичество как форма обучения у восточных славян в VI – IX вв. Реформы просвещения Петра I. Создание в петровскую эпоху профессиональных учебных заведений. В. Н. Татищев и начало профессионального образования в России. Открытие первой профессиональной горнозаводской школы (Екатеринбург, 1721). Развитие профессионального образования в XIX – XX вв.

    Современная система профессиональной подготовки в России. Среднее профессиональное образование: цели, функции типы профессиональных учебных заведений. Высшее образование: цели, функции типы учебных заведений. Трехступенчатая структура высшего образования: бакалавриат, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре. Система дополнительного профессионального образования.

 

Звена

    Современные требования к подготовке профессиональных кадров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО.

    Понятия «компетенция» и «компетентность». Виды компетенций в профессиональной подготовке рабочих (специалистов): общая компетенция; профессиональная компетенция. Функциональный анализ деятельности специалиста. Структура трудовой деятельности. Связь функционального анализа профессиональной деятельности с профессиональными модулями и профессиональными компетенциями рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием.

    Значение и функции диагностики педагогического процесса. Мониторинг в профессиональной подготовке рабочих (специалистов). Виды мониторинга в образовании.

 

Тема 6. Содержание профессиональной подготовки

Звена

    Структура и содержание профессионального обучения в организациях среднего профессионального обучения. Факторы, детерминирующие содержание образования: особенности региональной системы профессионального образования, особенности регионального рынка труда. Основная профессиональная образовательная программа. Учебно-программная документация, регламентирующие содержание образования. Учебный план. Рабочие программы и учебно-методические комплексы учебных дисциплин. Общепрофессиональный, профессионально-педагогический, психолого-педагогический модули: назначение, структура. Понятие «междисциплинарный курс»: интеграция содержания, структура построения. Учебная практика: образовательные цели, функции и содержание. Производственная практика: образовательные цели, функции и содержание.

    Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВО предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: разборов конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии. Предусмотрено применение технологии развития критического мышления, проектирования, в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

Наряду с активными и интерактивными технологиями достаточное внимание должно уделяться лекционным занятиям, составлению конспектов первоисточников, реферированию, рецензированию статей и др. творческим работам.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В ходе текущей аттестации оцениваются результаты освоения студентами дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Для этого используются устные и письменные формы аттестации: тесты, терминологические диктанты, сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, разными авторами, реферативные обзоры, анализ учебно-программной документации, конспектирование первоисточников, выступление с докладами и научными сообщениями, участие в олимпиаде по педагогике.

Итоговая аттестация студентов по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» предполагает экзамен, проводимый в традиционной форме по билетам.

Применение балльно-рейтинговой системы оценки достижений студента позволит оценить индивидуальную динамику формирования профессиональной компетентности бакалавра.

 

6.1 Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Модуль 1. Общая педагогика

Методическая подсказка.

Контент-анализ – метод, позволяющий анализировать письменные тексты (документы, статьи, монографии, письма, сочинения и т.д.).

Общая методика проведения контент-анализа:

· определить цель контент-анализа, в соответствии с ней подобрать текстовой фонд;

· выбрать смысловую единицу анализа (термин, идея, проблема и т.д.);

· из текстового фонда выбрать все формулировки смысловой единицы анализа;

· выбранные формулировки сгруппировать по смыслу, контексту, ключевым словам, и провести количественный подсчет единиц, попавших в те или иные группы;

· сделать вывод в форме письменного заключения о наиболее/наименее часто употребляемом смысле выделенной единицы анализа.

2) Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Какова главная функция образовательных стандартов: задавать достаточно высокий ориентир или устанавливать общий для всех минимальный уровень образования?».

 

Тема 4. Воспитание в целостном образовательном процессе

1) Раскройте специфику и взаимосвязь понятий: воспитание, социализация, развитие.

2) Охарактеризуйте модели и стили воспитания.

3) Охарактеризуйте роль различных факторов (социальный заказ, особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания.

4) Какие социальные риски обусловлены недостаточным вниманием к проблеме воспитания?

5) Какие подходы к классификации методов воспитания существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификаций.

6) Что лежит в основе выбора того или иного метода воспитания? Приведите примеры.

7) В чем заключается проблема выработки критериев оценки воспитанности человека?

 

Задания:

1) Рассмотрите какую-либо модель воспитания, приведите примеры из истории и современности. Отметьте достоинства и недостатки выбранной вами модели воспитания.

2) Составьте список источников по вопросу «национальное своеобразие воспитания».

3) Найдите в книге Я. Корчака «Как любить детей» составленную автором декларацию прав ребенка. Согласны ли Вы с ней? Какие правила Вы бы убрали, какие добавили? Аргументируйте свою точку зрения.

4) Подготовьтесь к проведению групповой дискуссии по теме «Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса».

 

Звена

1. Ознакомьтесь с ФГОС СПО по соответствующему Вашему профилю подготовки. Какова структура стандарта? Какие требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена предъявляются?

2. Ознакомьтесь с Профессиональным стандартом «Педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Каковы цели и задачи профессионального стандарта? Какова структура Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»?

3. В чем различие образовательного и профессионального стандартов?

4. Почему в профессиональном стандарте педагога профессионального обучения не раскрывается отраслевая специфика его профессиональной деятельности?

Задания:

1) Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Какова главная функция образовательных стандартов: задавать до


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.