Тема 2. Целостный педагогический процесс — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 2. Целостный педагогический процесс

2019-11-11 880
Тема 2. Целостный педагогический процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Сравните различные позиции в раскрытии сущности педагогического процесса (П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин). Какие проявления сущности педагогического процесса зафиксированы в определениях указанных авторов?

2) В чем заключается целостность педагогического процесса?

3) Расскажите о структуре педагогического процесса. Охарактеризуйте каждый компонент педагогического процесса.

4) Проиллюстрируйте примерами объективные и субъективные противоречия педагогического процесса.

 

Задания:

1) Выпишите из различных учебников и учебных пособий по педагогике структурные компоненты педагогического процесса. Сделайте выводы: что дает структурное представление педагогического процесса? Какая из предложенных структур является наиболее целесообразной? В чем недостатки, на ваш взгляд, других структурных представлений?

2) Разделите нижеприведенные слова и словосочетания на две группы:

1) принципы целостного педагогического процесса; 2) закономерности целостного педагогического процесса.

Гуманизация; зависимость воспитания и обучения от об щественных потребностей и условий; определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; демократизация; природосообразность; зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка; культуросообразность; единство и непротиворечивость воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах; научность, доступность, наглядность; взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; систематичность и последовательность; сознательность, активность, самодеятельность, творчество и инициатива воспи­танников в сочетании с педагогическим руководством; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе; прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения и развития; связь теории с практикой и с жизнью; единство знаний и поведения; взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых; положительный эмоциональный фон педаго гического процесса.

Тема 3. Цели и содержание образования

1) Как Вы представляете себе основные тенденции развития образования в ХХI в.?

2) Закономерно ли, на Ваш взгляд, одновременное существование в педагогике разных концепций цели образования?

3) Раскройте сущность понятий: система непрерывного образования, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, многоуровневая структура образования, основная образовательная программа.

4) Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми на этапе обучения в вузе? Почему?

5) Раскройте содержание понятий «формальное образование», «неформальное образование», «информальное образование», «инклюзивное образование».

 

Задания:

1) Выясните, какие проблемы развития общего образования обсуждаются сейчас в средствах массовой информации, на страницах научных периодических изданий, в органах управления образованием, родительской среде, профессиональных сообществах. Для этого обратитесь к периодике, официальным сайтам органов управления образования, родительским форумам и т.д. С использованием метода контент-анализа выявите эти проблемы.

Методическая подсказка.

Контент-анализ – метод, позволяющий анализировать письменные тексты (документы, статьи, монографии, письма, сочинения и т.д.).

Общая методика проведения контент-анализа:

· определить цель контент-анализа, в соответствии с ней подобрать текстовой фонд;

· выбрать смысловую единицу анализа (термин, идея, проблема и т.д.);

· из текстового фонда выбрать все формулировки смысловой единицы анализа;

· выбранные формулировки сгруппировать по смыслу, контексту, ключевым словам, и провести количественный подсчет единиц, попавших в те или иные группы;

· сделать вывод в форме письменного заключения о наиболее/наименее часто употребляемом смысле выделенной единицы анализа.

2) Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Какова главная функция образовательных стандартов: задавать достаточно высокий ориентир или устанавливать общий для всех минимальный уровень образования?».

 

Тема 4. Воспитание в целостном образовательном процессе

1) Раскройте специфику и взаимосвязь понятий: воспитание, социализация, развитие.

2) Охарактеризуйте модели и стили воспитания.

3) Охарактеризуйте роль различных факторов (социальный заказ, особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания.

4) Какие социальные риски обусловлены недостаточным вниманием к проблеме воспитания?

5) Какие подходы к классификации методов воспитания существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификаций.

6) Что лежит в основе выбора того или иного метода воспитания? Приведите примеры.

7) В чем заключается проблема выработки критериев оценки воспитанности человека?

 

Задания:

1) Рассмотрите какую-либо модель воспитания, приведите примеры из истории и современности. Отметьте достоинства и недостатки выбранной вами модели воспитания.

2) Составьте список источников по вопросу «национальное своеобразие воспитания».

3) Найдите в книге Я. Корчака «Как любить детей» составленную автором декларацию прав ребенка. Согласны ли Вы с ней? Какие правила Вы бы убрали, какие добавили? Аргументируйте свою точку зрения.

4) Подготовьтесь к проведению групповой дискуссии по теме «Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса».

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.