Формы, типы и виды экспериментального исследования — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Формы, типы и виды экспериментального исследования

2019-11-11 2352
Формы, типы и виды экспериментального исследования 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

К основной форме психологического исследования относится прежде всего лабораторный эксперимент. Это — экспериментальное исследование, перенесенное в искусственные условия в целях снижения влияния дополнительных переменных, влияющих на ход и его результаты. В психологической литературе против лабораторного эксперимента чаще высказываются три соображения. Это, во-первых, искусственность эксперимента — выпадение существенных для изучаемого явления условий. Так, эксперименты Г.Эббингауза над памятью с бессмысленным материалом являются искусственными, поскольку они не учитывают смысловые связи, которые существенно влияют на работу памяти. Но сущностью эксперимента в отличие от простого наблюдения является не искусственность условий, а наличие экспериментального воздействия на изучаемый процесс. Во-вторых, это — аналитичность и абстрактность эксперимента. Эксперимент обычно берет изучаемый процесс изолированно, внутри определенной системы условий, причем системы условий зачастую далекой от реальной ситуации. Результаты такого эксперимента часто механически переносятся из лаборатории на практику. Третье, это — роль воздействия экспериментатора. Поскольку всегда в эксперимент напрямую или опосредовано включен исследователь, то задача состоит не в нейтрализации его влияния, а в учете и организации этого влияния. «Поэтому, — писал С.Л.Рубинштейн, — чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэкспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним».

Второй разновидностью экспериментального метода является естественный эксперимент, занимающий промежуточное положение между собственно экспериментом и простым наблюдением. Естественный эксперимент, предложенный А.Ф.Лазурским (Психология общая и экспериментальная, 1925, сочетает экспериментальность исследования с естественностью. В ходе естественного эксперимента воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании. Поэтому в условиях естественного эксперимента применяются различные способы маскировки экспериментального воздействия.

В психологических исследованиях применяется, по крайней мере, два типа экспериментов. Это — поисковый (эксплораторный) эксперимент, цель которого в выявлении связи между независимыми и зависимыми переменными и подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, при помощи которого определяются характеристики связей между независимыми и зависимыми переменными.

К видам экспериментального исследования относятся: критический эксперимент, пилотажное, полевое и лабораторное исследования.

1. Критический эксперимент — это проверка правдоподобности возможных гипотез. Он включает, прежде всего, тщательную теоретическую разработку научной проблемы, выявление специфического объекта и предмета, а также «дизайн» и организацию исследования.

2. Пилотажный эксперимент -  это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных представляет собой апробацию гипотезы, поиск теоретических и экспериментальных подходов к исследованию, устранение грубых ошибок планирования эксперимента и измерения переменных.

3. Полевое исследование (естественный эксперимент) — это система изучения связи независимых и зависимых переменных при неполном контроле воздействия внешних переменных.

4. Лабораторное исследование (эксперимент) представляет собой изучение связей независимых и зависимых переменных при относительно полном контроле факторов внешних переменных.

И, наконец, в экспериментальной психологии и педагогике особое внимание уделяют применению экспериментальных форм.

Собственно говоря, классическим экспериментом в педагогике и психологии называют формирующий эксперимент, где независимая переменная создается искусственно экспериментатором. Она, воздействуя на испытуемых, формирует у них новую зависимую переменную. В констатирующем эксперименте сам фон, развитие испытуемых, условия, ситуации и пр. являются стимулом, воздействующим на выборку, создавая экспериментальный эффект.

 

Планирование эксперимента и контроль переменных

Экспериментальная гипотеза

Планирование эксперимента начинается после выработки гипотезы, которая формулируется в процессе знакомства исследователя с фактическим материалом по данной социальной (научной) проблеме. Проблема лежит в основе социальной (научной) потребности.

Научная (исследовательская) проблема представляет собой осознанное противоречие между имеющимся знанием и неопознанной частью предмета исследования, противоречие, на разрешение которого направлена деятельность исследователя. Проблемная ситуация возникает тогда, когда открыто психологическое явление, не поддающееся объяснению на основе господствующей теории и поэтому возникает потребность в новом экспериментальном знании. В проблеме всегда присутствует два «компонента»: известная часть и неизвестная, которые представляют собой диалектическое противоречие.

Проблема может быть поставлена либо правильно, либо нет. Умение правильно поставить исследовательскую проблему чрезвычайно ценное качество исследователя. Искусству постановке научных проблем надо долго и систематически учиться. Чтобы им полностью овладеть, необходимо в совершенстве познать психологическую науку, быть знакомыми с ее историей, законами, которым она подчиняется в своем развитии. Как писал А.Герцен, задача университетов это «возбудить вопросы, научить спрашивать».

Проблема — становящееся знание, то есть что-то такое, которого еще нет и вместе с тем, которое уже есть, когда проблема разрешена.

Разрешение исследовательской проблемы начинается с формулировки гипотезы, с предположения о том, что стремится получить в результате эксперимента психолог.

Экспериментальная гипотеза это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо психологического факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы.

Гипотеза представляет собой форму развития психологического знания. Это потенциально новое или потенциально истинное знание, которое, сохраняя определенную преемственность в отношении устаревшей теории, должно содержать новое знание.

По одной и той же проблеме может формулироваться несколько исследовательских гипотез, причем нередко диаметрально противоположных. Диаметрально противоположные гипотезы называются конкурирующими.

Проблема выбора из ряда конкурирующих гипотез достоверной связана с методологическими трудностями. И, прежде всего, с тем, что никакое число опытных подтверждений не гарантирует истинность гипотезы, а делает ее более правдоподобной.

Парадокс состоит в том, что конкурирующие гипотезы отражают присущие человеческому мышлению, природным явлениям, эмпирическим фактам противоречия, взаимоисключающие стороны и тенденции, которые могут быть адекватно объяснены на основе единой теоретической концепции.

В своем развитии гипотезы проходят три стадии.

Первая стадия — стадия вероятности гипотезы, когда идея, выдвигаемая автором, может иметь вероятность существования или правдоподобия более 50%.

На второй стадии — стадии обоснования гипотезы, происходит определение теоретических оснований выдвигаемых гипотетических положений.

Третья стадия — стадия проверки гипотезы, определяется как процедура теоретической и практической апробации и экспериментального подтверждения/опровержения. В общем плане, если следствия из гипотезы соответствуют действительности, значит она подтверждается, принимается в качестве «истинной», в обратном случае гипотеза опровергается и ее считают ложной.

Исследователь при формировании гипотезы ориентируется наэкспериментально-теоретические подходы к структуре личности, группы, на объект исследования в целом.

На основе гипотезы определяется экспериментальная задача, то есть цель исследования в определенных экспериментальных условиях. Ее элементами могут быть:

· выделение объекта исследования (рандомизация, репрезентативность выборки, выбор эквивалентных групп);

· определение предмета исследования (определение зависимых и независимых переменных);

· выбор, конструирование инструмента регистрации (валидность измерительных средств);

· определение средств, методов и форм воздействия (разработка методик психолого-педагогического, физического или иного воздействия);

· организация процедуры эксперимента (выбор плана или «дизайна» эксперимента);

· алгоритма действий и последовательности процедур, анализ факторов, угрожающих внутренней и внешней валидности;

· подбор методов обработки, накопления и хранения данных («ключи», методы стандартизации данных, базы данных);

· определение методов анализа и интерпретации данных (теоретические и эмпирические методы).

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.