Предмет психологического исследования — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Предмет психологического исследования

2019-11-11 146
Предмет психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе проектирования исследования основное место занимает определение предмета изучения. Собственно говоря, содержание гипотезы, предмет и тема исследования должны составлять одно и то же. Научная психологическая проблема должна находить свое отражение и в гипотезе, и в теме исследования, и, по сути, составлять предмет эксперимента.

Основной целью эксперимента является, как известно, подтверждение гипотезы, выработанной в процессе теоретических изысканий. Именно экспериментальные переменные являются индикаторами достоверности гипотезы. Сущность эксперимента заключается в подтверждении причинно-следственной связи переменных, то есть явление «А» — причина «В». Проблема «причинности» — ключевая и наиболее сложная проблема в психологии. Эмпирическими признаками причинно-следственной связи между двумя фактами могут быть разделение причины и следствия во времени, предшествие причины

следствию, наличие статистической связи между ними, а также регистрация связи «А» и «В» при исключении других правдоподобных гипотез об их отношениях.

В ходе эксперимента исследователь моделирует причину «А» и при помощи психологического инструмента регистрирует следствие «В». В идеале, причина «А» является независимой переменной (НЗП), а следствие «В» — зависимой переменной (ЗП).

Например, если средний «уровень интеллекта» (коэффициент интеллекта IQ) учащихся составлял 105 IQ-баллов, а после «психологического тренинга» он составил 110, то можно с определенной долей вероятности считать, что «тренинг» явился причиной повышения уровня интеллекта группы. «Психологический тренинг» в данном случае есть независимая переменная, а «уровень интеллекта» зависимая экспериментальная переменная или следствие «тренинга».

В основе современной экспериментальной психологии положена известная формула К.Левина о поведении как функции личности и ситуации (B=f(P;S)). Поэтому в классическом психологическом эксперименте устанавливается зависимость типа: R = f(s), где «R» — ответ испытуемого, реакция, или поведение (зависимая переменная) и «s» — ситуация, стимул, задача (независимая переменная). Экспериментальная ситуация воздействует на личность, вызывая определенное поведение, которое регистрируется при помощи психологических методов.

На практике, параллельно с независимой переменной существуют внешние переменные, которые тоже могут являться причиной определенного эффекта, то есть причиной артефактов. Поэтому исследователь, манипулируя независимой переменной, должен контролировать внешние переменные. К внешним переменным обычно относят побочные переменные, то есть систематическое несанкционированное исследователем смещение результатов, и дополнительные переменные — случайные переменные, оказывающие существенное влияние на связь между «А» и «В».

В качестве независимой переменной могут выступать: характеристика заданий, параметры экспериментальной ситуации, особенности испытуемых, их состояний и другие константные переменные.

Характеристика заданий как независимая переменная представляет собой варьирование характеристиками стимулов, изменение типов ответов (вербальные-невербальные ответы), вариативность шкалы оценок, инструкций и целей, варьирование средствами решения задачи, постановка препятствий для решения экспериментальных задач и изменение системы стимулирования деятельности испытуемых («поощрение-наказание»).

В качестве независимой переменной параметры экспериментальной ситуации могут быть представлены в виде особенностей «физических параметров» ситуации (температура, шум, вибрация, обстановка, условия: удобство-неудобство и др.), динамики социально-психологических параметров группы (удаление лидера, удаление аутсайдера, изменение структуры группы), особенностей общения испытуемого и исследователя и др.

К константным переменным испытуемых зачастую относят пол, возраст, интеллектуальные особенности и др.

В качестве зависимых переменных выбираются параметры вербального и невербального поведения испытуемых. Формально-динамическими параметрами зависимых переменных являются:

а) точность-ошибочность (в задачах на достижение);

б) латентность (время от момента предъявления стимула до выбора решения);

в) длительность или скорость выполнения как характеристики исполнительного действия (время между выбором действия и окончанием его выполнения);

г) темп или частота действий;

д) продуктивность как отношение числа ошибок или качества выполнения действий ко времени выполнения. К содержательным параметрам зависимых переменных можно отнести распознавание различных форм поведения, которым занимаются специально обученные эксперты.

Зависимые переменные бывают одномерные, многомерные и так называемые фундаментальные. Одномерные зависимые переменные представляют собой оценку какого-то одного изучаемого психологического параметра. Многомерные — это комплексные психологические характеристики объекта эксперимента как целостной системы. В процессе исследования они могут оцениваться по отдельным параметрам в виде их суммы или сопоставления. Параметры зависимых переменных могут также фиксироваться отдельно друг от друга. Фундаментальные зависимые переменные характеризуются рассмотрением параметров в функциональном единстве или функциональной зависимости F(a) = f(a1, a2...an). Например, уровень личностной тревожности есть функция F(a), которая определяется как функция отдельных ее проявлений мимики, жестов, высказываний, изменение цвета кожи, тремор рук и т.д.

Зависимая переменная — это основная категория экспериментального действия. Она должна отвечать ряду требований: надежности, валидности и сензитивности. Надежность — это устойчивость экспериментальных данных за период времени.

Валидность — соответствие эмпирических данных экспериментальной гипотезе.

Сензитивность — чувствительность зависимой переменной к изменениям независимой переменной.

Важным элементом экспериментальной процедуры является измерение зависимой переменной.

К приемам оценки зависимой переменной относятся срочное и отсроченное измерение. Срочное измерение это фиксирование параметров зависимой переменной сразу после воздействия независимой переменной. Отсроченное измерение — оценка характеристик

зависимой переменной по истечении некоторого времени в виду смещения сроков самого экспериментального воздействия на испытуемых (алкогольное, медикаментозное воздействие и т.п.).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.