Сущность  стратегического управления инновациями — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Сущность  стратегического управления инновациями

2019-11-11 86
Сущность  стратегического управления инновациями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стратегическое управление инновациями является составной частью ин­новационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде пред­приятия. В широком смысле стратегическое управление на предприятии имеет дело с процессом предвидения глобальных изменений в экономичес­кой ситуации, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспе­чивающих его выживание и устойчивое развитие за счет выявленных буду­щих факторов успеха.

Сущность стратегического управления инновационной деятельно­стью можно более полно раскрыть, определив его объект, предмет, функции, роли и задачи.

Объектом стратегического управления инновационной деятельно­стью можно назвать инновационную деятельность организации в рамках реализации выбранных стратегий, элементами которой являются объек­ты и процессы инновационной деятельности, а также подразделения, участвующие в ее осуществлении.

Предметом стратегического управления инновационной деятельно­стью назовем методы и способы целенаправленного воздействия на процессы совершенствования товаров (услуг), технологий деятельности организации на длительную перспективу в направлении научно-технического прогресса с целью повышения качества жизнедеятельно­сти.

Функциями стратегического управления инновационной деятельно­стью являются:

- выявление и формирование новых потребностей потенциальных
потребителей предполагаемого к разработке инновационного товара (ус­луги);

- обеспечение повышения степени комфортности и безопасности
жизнедеятельности определенных групп потребителей или общества в
целом;

- снижение расхода всех видов ресурсов, используемых в период
жизненного цикла товара;

- координация и согласование деятельности всех уровней и эле­ментов системы стратегического управления инновационной деятельно­стью;

- оптимизация распределения ресурсов между уровнями управле­ния и организационными или структурными подразделениями, прини­мающими участие в инновационной деятельности организации;

- взаимодействие и коммуникации с государственными, общест­венными, коммерческими организациями, потребителями в процессе жизненного цикла товара.

Роли стратегического управления инновационной деятельностью состоят в следующем:

- повышение экономической эффективности деятельности органи­зации в будущем;

- снижение предпринимательских рисков и обеспечение непрерывности деятельности организации на длительный период в будущем;

- гармонизация параметров эффективности деятельности органи­зации (доходности, затрат, рисков, времени реализации проектов и их ли­квидности) для повышения ее устойчивости;

- совершенствование технологий деятельности организации в направлении развития научно-технического прогресса;

- повышение рыночной стоимости организации и др.

Задачами стратегического управления инновационной деятельно­стью можно считать:

- постоянный мониторинг направлений научно-технического про­гресса в сфере деятельности организации;

- исследование рынка товаров, услуг, технологий и оценка возможности их использования в инновационной деятельности;

- определение состава «инновационной корзины» организации на
длительный период времени;

- распределение ресурсов между инновационными проектами, составляющими «инновационную корзину» организации;

- обеспечение и контроль эффективного расходования ресурсов в
процессе инновационной деятельности;

- координация стратегической, текущей и оперативной деятельно­сти организации.

Выработка инновационных стратегий на предприятии входит в прерога­тиву высших эшелонов управления и основана на решении следующего комплекса задач: разработка стратегических целей; оценка возможностей и ресурсов ИП для их реализации; анализ тенденций в маркетинговой дея­тельности и в научно-технической сфере; определение инновационных стра­тегий с выбором альтернатив; подготовка детальных оперативных планов, программ, проектов и бюджетов; оценка деятельности ИП (отдельного стра­тегического звена) на основе определенных критериев с учетом установлен­ных целей и планов.

Инновационная деятельность, обеспечивая необходимые организацион­но-технические и экономические условия для выхода ИП на новые рубежи, по своей сущности является в рыночных условиях важной формой предпри­нимательства. В свою очередь рынок создает реальные возможности для развития НТП. Стратегический аспект инновационной деятельности в этих условиях заключается прежде всего в ее ориентации на запросы потребите­ля. Решение внутренних инновационных задач ИП как производителя так или иначе носит подчиненный характер. Отсюда важной составной частью общей стратегии любого ИП является его инновационная стратегия, опре­деляющая направленность и содержание инноваций, адекватных потребнос­тям и изменениям внешней среды, а, в конечном счете, интересам потребите­ля (покупателя, клиента).

По своей содержательной направленности стратегическое управление инновациями носит прагматический характер. В нем на переднем плане стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые ИП должно учитывать, чтобы обеспечить себе успех и процветание в будущем. В то же время стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики. Они формулируются в виде деклараций об инно­вационных намерениях, из которых формируется предпринимательская концепция ИП, определяются реализующие ее базовые и функциональные стратегии и разрабатывается формальная система обеспечивающих опера­тивных планов

Единой для всех ИП модели инновационной стратегии не существует, равно как и единого универсального стратегического управления иннова­циями. Каждое ИП, действующее в рыночной экономике, уникально по своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегического уп­равления инновационным процессом является уникальным, а его формы и методы не могут тиражироваться для многих ИП. Выбор стратегии зависит от многих факторов, в том числе от рыночной позиции ИП, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала ИП, производи­мого продукта или услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время существует ряд основополагающих подходов, которые могут рассматриваться кaк некоторые обобщенные принципы выработки иннова­ционных стратегий и осуществления стратегического управления иннова­циями.

Стратегические мероприятия ИП независимо от его типа и размера осу­ществляются по определенному сценарию, отработанному в практике ры­ночного хозяйствования в течение десятилетий в развитых промышленных странах. Он представляет собой логическую последовательность шагов (актов), предпринимаемых ИП для достижения поставленных им стратеги­ческих целей. Содержание и масштабы инновационных мероприятий на разных ИП могут быть разновеликими, но внутренняя логика шагов оста­ется для всех постоянной.

Методической предпосылкой разработки стратегического сценария предприятия является понимание его сущности как открытой системы, тесно взаимодействующей с внешней средой. Взаимодействие с окружающей средой, необходимость учета факторов внешнего влияния на жизнедеятельность ИП определяют содержание шагов (стадий) разрабаты­ваемого сценария его стратегического поведения.

Первый, основополагающий шаг сценария - разработка философии ИП, под которой следует понимать кредо его существования, руководящие прин­ципы деятельности. Философия включает описание высших ориентиров поведения, принятых ИП, условий движения к ним, существующих объек­тивных ограничений. Философия - это не свод обязательных нормативных актов какого-либо внешнего воздействия на деятельность ИП со стороны.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.