Общая характеристика основных психологических концепций личности в отечественной психологии. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общая характеристика основных психологических концепций личности в отечественной психологии.

2019-11-11 218
Общая характеристика основных психологических концепций личности в отечественной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одну из самых фундаментальных, дифференцированных и обоснованных структур личности предложил Б.Г. Ананьев. Считал, что при изучении личности важным является выделение некоторых основных характеристик или параметров.

Прежде всего личность — современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств.

Во-вторых, она принадлежит к определенному классу.

В-третьих, личность всегда определяется как сверстник определенного поколения, она входит в семейную структуру, занимая в ней определенное положение. Также весьма существенной характеристикой личности является национальная принадлежность.Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация его как индивида и формируется социальная зрелость. Ананьев назвал результирующее социализации ее эффектами, которые он определял как «психологические явления, свидетельствующие о мере и глубине социализации».Здесь он выделяет установки, мотивационные образования, включая ценностные ориентации и интересы, а также «целостные эффекты структуры образования личности, к которым прежде всего относится характер личности». Структуру личности он относит к субъективным факторам, которые оказывают влияние на состояние личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и все виды общения.

Структура личности — это продукт индивидуально-психического развития,который выступает в трех плоскостях: онтогенетической эволюции психофизиологических функций, становления деятельности и истории развития человека как субъекта труда, познания и общения и, наконец, как жизненного пути человека — истории личности.Изучение личности начинается с определения ее статуса, однако уже при изучении статуса возрастает мера ее активности в сохранении или преобразовании собственного статуса в зависимости от социальной общности, к которой она принадлежит. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций — ролей, а также целей и ценностных ориентаций личности.Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет сложную систему отношений личности, установок и мотивов, целей и ценностей. Вся эта сложная система субъективных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций — ролей, выполняемых человеком в заданных социальных ситуациях развития. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является, тем самым эффектом всего жизненного пути человека. Также к ней можно отнести структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплексов органических свойств. Однако далеко не все психические состояния и процессы, психофизиологические функции человека входят в структуру личности.Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентаций лишь некоторые входят в структуру личности.Итак, в структуру личности, по Ананьеву, входят: темперамент, задатки, способности, мотивация, направленность, характер, воля, чувства. Кроме того, ряд личностных характеристик: статус, социальные функции (роли), мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений — определяют мировоззрение, жизненную направленность личности, общественное поведение, основные тенденции развития. Действительно, изучая динамические тенденции личности: потребности, мотивы, интересы, желания, установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность — то, что личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится, можно понять и объяснить содержание выполняемых ею ролей, статус и позицию, которую она занимает. Учитывая стратегическую организацию поведения, в структуру личности также важно включить волю и интеллект, соединив их со всей мотивацией поведения личности.

Ананьев предполагает, что существуют не только функциональные зависимости между свойствами личности, но и ряд других (каузальных, структурных, генетических). В результате своих исследований,

а также анализа зарубежных концепций личности (Г. Айзенк, Р. Кэттелл), Б. Г. Ананьев приходит к выводу, что структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно.

Первый — субординационный, или иерархический, — когда более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные психофизиологические свойства.

Второй — координационный, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них.

В связи с рассмотрением деятельностного подхода в отечественной психологической науке особо выделяется имя одного из самых ярких и центральных представителей этого подхода А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека “производится” — создается общественными отношениями». Следует отметить, что, очевидно, на представления отечественных психологов о личности большое влияние оказал марксистский постулат о ней как о совокупности общественных отношений.

Однако толкование этих отношений различно. В данном случае ведущее место отводится категории деятельности субъекта. Благодаря категории деятельности личность стала «подвижной». Происходящие движения в системе социальных отношений осуществляются в деятельности и в общении.А. Н. Леонтьеву удалось провести разграничительную линию между понятиями «индивид» и «личность». Если индивид-это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность-тоже целостное образование, но не данное кем: то или чем: то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Леонтьев предлагает следующее определение личности: личность — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. В результате к понятию «личность» не относятся следующие особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения, навыки, в том числе и профессиональные. По мнению Леонтьева, это характеристики индивида, но личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности, они являются предпосылками ее формирования. Основной же внутренней характеристикой личности является мотивационная сфера. Ученый видит структуру личности как относительно устойчивую конфигурацию «главных внутри себя иерархизованных мотивационных линий». Как уже отмечалось ранее, в современной отечественной психологической науке существуют концепции личности, поддерживающие в своей основе теорию черт.

В частности, к таковым можно отнести подход А. Г. Шмелева-автора целого ряда универсальных психосемантических методик в исследовании личности, крупного специалиста в области психодиагностики личностных черт. Подход Шмелева отличается особой практической направленностью в описании и изучении личности. Под личностной чертой как основной личностной характеристики Шмелев понимает наследственные диспозиции, стили и стратегии поведения для определения классов ситуаций, а также личностные конструкты как средства категоризации впечатлений при восприятии человека человеком. Таким образом, психосемантический подход к психологии черт оказывается значительно более широким, чем традиционный психодиагностический подход, представленный во всех учебниках по психологии личности (Олпорт, Айзенк, Кэттелл). В его трактовке к психологии черт следует отнести весь цикл работ по психологии личностных конструктов (Дж. Келли). По Шмелеву, личность — мировоззренческая, в известном смысле наднаучная категория.

+можно по Личко – акцентуации характера (для подростков в основном, «пики» черт, методика), акцентуация – можно рассматривать как верхнюю границу нормы, но акц.может затруднять адаптацию (например, для гипертимов – жесткий режим, армия).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.