Средства обучения необходимы для обучения. Они упрощают деятельность педагога, помогая ему максимально донести желаемую информацию — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Средства обучения необходимы для обучения. Они упрощают деятельность педагога, помогая ему максимально донести желаемую информацию

2019-11-11 262
Средства обучения необходимы для обучения. Они упрощают деятельность педагога, помогая ему максимально донести желаемую информацию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Особенности и динамика профессионального развития педагога.

Профессиональная деятельность педагога: содержание, структура, специфика. Профессионально значимые качества педагога. Профессиональный стандарт педагога. Гармоничные и дисгармоничные варианты профессионального развития педагога. Профессиональные деструкции. Психологическое сопровождение профессионального становления

В условиях реформирования высшей и средней школы, при которых вариативность и дифференциация образования, свобода образовательного выбора, инновационный характер образовательных учреждений (гимназии, лицеи, колледжи, образовательные комплексы) стали реальностью, предъявляются повышенные требования к профессиональной подготовке учителя (преподавателя), его педагогическому мастерству, профессиональной компетентности и общей культуре. Кризис традиционной педагогики, несостоятельность авторитарного подхода к воспитанию подрастающего поколения с одной стороны и переориентация общественного сознания, связанная с актуализацией проблем человека в современном мире – с другой, выдвинули на первый план проблему гуманизации образования.

Профессиональная педагогическая деятельность -система и последовательность педагогически целесообразных действий педагога, направленных на достижение поставленных целей путем решения педагогических задач. Н.В. Кузьмина выделяет в психологической структуре деятельности педагога пять функциональных компонентов:
-гностический(познавательный),
-проектировочный,
-конструкторский,
-организаторский,
-коммуникативный.

Эффективность решения педагогических задач и ситуаций зависит от наличия или отсутствия вышеопределенных компонентов, их соотношения. По временному признаку педагогические задачи делятся на:
-стратегические, обусловленные далекими перспективами;
-тактические, определяемые близкой перспективой;
- оперативные, диктуемые конкретной ситуацией.

Предъявляются особенные требования к умению педагога формулировать задачи и решать их. В соответствии с развивающей функцией образования важнейшими педагогическими задачами для учителя выступают развитие в каждом ученике уникальной личности и организация процесса обучения на основе индивидуального подхода. Пути решения этих задач: дифференциация содержания обучения и учебной деятельности обучаемых; выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика.
Исследуя специфику профессиональной деятельности педагога, многие исследователи пришли к выводу о том, что важнейшим условием ее (деятельности) продуктивности выступает собственная личность педагога. Качество образования, эффективность педагогического процесса определяются не только высоким профессионализмом и продуктивными технологиями, а прежде всего особенностями личности учителя. П ри решении педагогических задач учитель опирается на систему знаний и умений, а также личностные качества.

Знания, педагогические умения и личностные особенности, а также результаты деятельности педагога можно считать составляющими профессиографического модуля учителя. Соотношение данных параметров у работающего педагога может быть различным, что и позволяет говорить о разных уровнях профессионализма учителя. Профессиональные знания (психолого-педагогические, предметно-научные, методологические, общекультурные и т.д.) по основам наук, сведения о соответствующем опыте практической деятельности, обеспечивающие преемственность в профессиональной деятельности учителя, составляют основу его профессионального развития. О собую значимость приобретают знания о сущности труда учителя в современный период, об особенностях педагогической деятельности и общения, о личностных особенностях учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных и индивидуально-типологических особенностях. Современной тенденцией развития науки, культуры является взаимодействие различных областей, что отражается на открытии новых меж научных направлений, культурных сфер, специальностей и специализаций. В образовательном процессе актуализируется проблема объединения учебных дисциплин, методологических стратегий, подходов в реализации меж предметных связей, создания единой развивающей среды. Педагогические умения – основа профессии учителя. Психологической основой педагогических умений, по К.К.Платонову, является единое взаимоотношение между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. Под педагогическим умением будем понимать владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний (О.А.Абдуллина).

Организаторские умения связаны с организацией учебного материала, организацией своей деятельности и деятельности учащихся. В организаторских умениях отражаются требования образовательных систем к методам, технологиям, техникам, средствам, формам, приемам в области организации содержания обучения. Педагог: организует исполнение профессиональных замыслов, методологических ориентиров, педагогических проектов; предъявляет учебно-воспитательную информацию в соответствии с принципами педагогики сотрудничества; организует обучение как процесс самовыражения учащихся; создает условия для проявления личностных качеств учащегося.

Коммуникативные умения разделяются на две группы: 1) связанные с саморегуляцией педагога, управлением его своим поведением, настроением, вниманием, речью; 2) умения строить взаимоотношения с учащимися, среди которых выделяются коммуникативно-познавательные, коммуникативно-конструктивные, коммуникативно-организаторские и собственно коммуникативные умения. Коммуникативная деятельности представляется производной от всех других, она является своеобразной экстериоризацией познавательной, проектировочной, конструктивной и организаторской деятельности педагога. Общепедагогические и специальные умения по-разному развиты у каждого учителя. Их взаимосвязи могут быть сильными, слабыми или вообще отсутствовать. Структурное сочетание их является показателем уровня продуктивности деятельности педагога, показателем его профессионализма.

Личностные качества учителя. Они способствуют развитию педагогических умений, влияют на характер взаимоотношений с учащимися. Многие современные исследователи считают первостепенным качеством личности общительность, которая характеризуется легкостью контактов, отсутствием замкнутости. Общительность как важнейшая черта характера, по словам Б.Г.Ананьева, вырабатывается в опыте общения человека. Она заключается не столько в объеме общения, сколько в способе и направленности общения. К.С.Усманов в своем исследовании определил следующие критерии общительности как профессионального качества:

1) наличие интереса к людям, к учащимся; 2) умение понимать чувства учащихся и определять их позиции во взаимодействии с другими людьми; 3) коммуникабельность и контактность; 4) терпимость в общении с учащимися.

По мнению В.С.Грехнева, профессиональная деятельность требует от учителя максимального терпения, упорства, последовательности, принципиальности, сочетающейся с тактом и гибкостью, а также самодисциплины. Учителю необходимы и особые нравственно-психологические качества: предельная доброта и любовь к детям (естественно, они не должны сводиться к всепрощению и мягкотелости), обостренная совестливость, незыблемая честь и гордость в выполнении своей миссии. На практике все вышеуказанные качества у каждого учителя проявляются по-разному, но для всех должно быть общее: доброта, любовь к детям, уважение к личности ученика. Особое место среди коммуникативных качеств занимает эмпатия (греч.еmpatheia - сопереживание), которая способствует осуществлению и продолжению общения, а также координации действий.
Педагогические способности – это индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям педагогической деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. Они проявляются в особой чувствительности к объекту, средствам и способам педагогического воздействия, к собственному Я как факторам педагогической деятельности.

В.А.Крутецким условно все педагогические способности разделил на три группы: 1) личностные (представляют собой характерологические черты и качества личности); 2) дидактические (связаны с передачей информации детям); 3) организационно-коммуникативные (связаны с организаторской функцией и общением).

Профессиональная деструкция — постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение и кризисы.

Признаки деструкции:

· Неудачные мотивы выбора — человек осознанно или неосознанно делает выбор, не имеющий отношение к реальности или заведомо негативный выбор.

· Поиск «кардинальных» методов работы - чаще всего бывает на стадии вхождения в профессию.

· Усиление стереотипов в профессиональном поведении, отсутствие творчества, проблемы адекватного реагирования в нестандартной ситуации.

· Эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния.

· Снижения уровня профессиональной активности, интереса к профессии, застой в профессиональном развитии.

· Усиление различных форм психологической защиты (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение), мешающих своевременному адекватному реагированию на ситуацию и снижающих гибкость трудового поведения.

· Снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что во многом обусловлено невостребованностью части интеллектуальных способностей в конкретной деятельности. Невостребованные способности угасают.

· Профессиональные акцентуации характера — чрезмерное усиление отдельных черт характера, свойств и качеств личности, обусловленное особенностями труда. (Нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать, авторитарность, гиперконтроль, комплекс вседозволенности, комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», излишняя доминантность, трудовой фанатизм, навязчивая педантичность).

· Нравственно-этическое старение - навязчивое морализирование, скептическое отношение ко всему новому, преувеличение заслуг своего поколения, скептическое отношение к молодежи.

· Профессиональное старение — невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к меняющимся условиям, снижение темпа работы.

Психологическое сопровождение - система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для всех участников образовательного процесса.

Психологическое сопровождение позволяет обеспечить позитивные психологические условия формирования профессиональной мотивации педагогов на разных этапах профессиональной деятельности педагога.

Психологическое сопровождение включает в себя: системно-комплексную психолого-педагогическую диагностику готовности учителя к профессиональной деятельности; психологическое обеспечение внутришкольной системы повышения психолого-педагогической компетентности учителя; психологическое обеспечение поисково-исследовательской и экспериментальной работы педагогического коллектива школы; профилактики профессионального выгорания.

В процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”. Совместный поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности создает на этой основе условия для профессионального развития педагога.

Психолог, сопровождая профессиональную деятельность педагога, может выступить помощником учителя, внушающим ему уверенность в собственных силах; просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание; собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя; игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта; методистом – носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.