Тема 9. Историография первой половины XIX века — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 9. Историография первой половины XIX века

2019-10-25 715
Тема 9. Историография первой половины XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Введение в предмет.

Понятие «историография». Его многозначность и изменчивость. Современные трактовки. История исторического знания в системе социальных и гуманитарных наук. Предмет и объект истории исторического знания. Соотношение понятий: историческое сознание, историческое знание, историческая наука, историография, историописание.

 

Тема 2.Историческое знание в архаическом мифе и героическом эпосе.

История в архаическом мифологическом сознании: деятельность сверхъестественных сил, синкретизм. «Герои» и «антигерои» мифов о демиургах и трикстерах. Возникновение первых представлений о времени. Историзм героического эпоса. Классический эпос: первый опыт переживания прошлого как истории (на примере творчества Гомера).

 

Тема 3.Историческая мысль в странах Древнего Востока.

Палермский камень – древнейшая историческая запись. Исторические хронологические записи в Древнем Египте: герои истории, движущие силы исторического процесса, принципы периодизации. Исторические хроники Двуречья: первая «цельная» историческая концепция. Теократический историзм Ветхого Завета: идея творения, отношения между Богом и человеком, исход, конец времен; история и эсхатология в книге пророка Даниила; структура исторического времени в Ветхом завете.

 

Тема 4.Основные черты историописания периода Античности.

Условия для формирования науки истории у древних греков. Гесиод и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества. Деятельность прозаиков-логографов.

«Отец истории» Геродот. Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Ксенофонт и психологизация истории. Критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы). Исократ и «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».

Эллинистическая историография. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни.

От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики.

Гай Саллюстий Крисп: опыт написания «современной истории». Тит Ливий: ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит: риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла.

«Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первая попытка создания теории историописания. Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк – «свидетель событий». Язык и стиль повествования.

«Последний римский историк» Аммиан Марцеллин: герой истории – Империя.

 

Тема 5.Основные черты историописания периода Средневековья.

Определение «патристика». Условия возникновения. Время существования.

Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского. Основы христианской хронологии истории. Смысл Евангелия в контексте исторического времени. Основные компоненты христианского мировоззрения, относящиеся к восприятию исторического времени: земная и вечная жизнь, универсальность веры и человеческой истории, центрированность и периодичность истории, Провидение, эсхатология, Апокалипсис.

Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт «священной истории». Воздействие теолого-историческое учения Августина Блаженного на последующую христианскую мысль.

«История против язычников» Павла Орозия: история как воля Бога.

Определение истории как простого и правдивого поучительного рассказа. Предмет «рассказа». Место истории: история – вспомогательная наука (мораль и история, теология и история, право и история), завоевание автономии.

История как второстепенное занятие для священнослужителей (епископов, каноников, монахов, бродячих проповедников). Историки-придворные и историки-чиновники. Создание исторических сочинений дилетантами, эрудитами, любителями старины.

Весомость истории в общественно-политической жизни средневекового общества. Пристальное внимание власти. Историческая пропаганда и официальная история. История и правда.

Виды источников, доступных средневековым авторам: свидетельства и предания, памятники и надписи, грамоты и архивы, книги. Поиски источников: разыскание документов и книг, работа в библиотеке, составление подборок документов и ссылок. Методы обработки источников.

Создание текста сочинения: важность заглавия, выбор жанра, обработка текста (компиляция, стиль, язык), справочный аппарат (книги, главы, оглавления, маргиналии и алфавитные указатели, иллюстрации).

Оценка исторических трудов коллегами и широкой читательской аудиторией. Критерии успеха исторического сочинения в средние века. Причины успеха (форма и фон). Пути успеха: соборы и монастыри, покровители, города.

 

Тема 6.Основные черты историописания эпохи Возрождения.

 

Философские и социально-политические основы исторической мысли Возрождения. Общие черты историографии гуманизма. Исторические взгляды гуманистов Италии. Школы и направления гуманистической историографии.

Флорентийская риторическая школа: Леонардо Бруни. Двенадцать книг «Истории Флорентийского народа». Критика исторических источников. Использование архивных документов. Влияние римской анналистики на форму изложения. Античные приемы драматизации событий, авторское составление речей политических деятелей. Идеализация флорентийского политического строя. Политическая тенденциозность.

Римские историки. Школа эрудитов. Флавио Бьондо. «Декады истории со времени падения Римской империи» в 31 книге. Бьондо о критерии достоверности источника. Труды о Риме, Италии. Руководство для изучения археологических древностей. Новый жанр историко-географических исследований. Методические приемы, внимание к историческим фактам.

Творчество Л. Валлы. «История Фердинанда, короля Арагона», «Трактат о подложности Константинова дара». Полемическая направленность трактата. Историческая, философско-рационалистическая, стилистическая и филологическая критика документа.

Политическая теория и политическая школа в историографии Возрождения. История как средство обучения политиков, как школа политического опыта. Прагматический взгляд на историю.

Н. Макиавелли. Политическая деятельность, политическая теория и историческая концепция. Трактат «Государь», Политико-этическое учение. «История Флоренции» в восьми книгах - социальная и военно-политическая история Республики. Прагматический взгляд на внутреннюю, социально-политическую историю государства. Новый принцип периодизации истории. Н. Макиавелли о дестабилизирующей роли христианской церкви и папст­ва в истории Италии. Социально-этический аспект борьбы партий во Флоренции. Политическая тенденциозность, субъективная трактовка исторических фактов. Гуманистическая концепция роли личности. Идеализация роли Римской республики и Флоренции в истории Италии. Национально-патриотические идеи в трудах Н. Макиавелли.

Исторические взгляды Ф. Гвиччардини. Идеализация аристократического строя Венеции. «История Флоренции» в период с 1378 по 1509 год «История Италии» с 1490 до 1532 год. Элементы риторики в описании политических со­бытий и в характеристике политических деятелей. Рационалистические методы оценки исторических событий, мотивов деятельности политиков.

Особенности и значение гуманистической историографии. Создание светской концепции истории, Привлечение источников: нарративных, археологических, эпиграфических, нумизматических, документальных. Новые жанры исторических повествований: биографический, историко-географический. Социально-политическая тематика. Использование новых методов исторической критики. Рационалистическое объяснение событий. Поиски внутренних закономерностей исторического процесса. Новая периодизация на основе изучения культуры. Национальный язык исторических сочинений. Обращение к античной историографической традиции. Обогащение изложе­ния политической истории фактическим материалом. Интерес к социальной проблематике, к роли личности в истории.

Тема 7. Европейская историография XVII века

Основные черты историографии XVII века. Влияние научной революции XVII века на историческое познание. Развитие университетской системы. Размежевание нарративной исторической традиции и систематизированного исторического знания, основанного на рациональной критике и классификации источниковой базы. Эрудитская традиция в XVII веке. Возрождение телеологического подхода к осмыслению исторического процесса. Р. Декарт об относительности исторического знания. Утопизм как жанр памфлетного творчества и развитие морализаторской линии в исторической науке.

Английская историческая мысль XVII века как наиболее новационная в мировой историографии. Философия истории Т. Гоббса. Деление исследования на «простейшие элементы», определяющая роль государства в корректировке деятельности людей.

Д. Гаррингтон и его «Управление Океанией». Проблемная заостренность творчества Гаррингтона. Проблема власти и роли джентльменов в управлении государством.

Концепция собственности и власти Д. Локка.

Направление эрудитов. Церковная и светская ветви в направлении эрудитов. Критика источников эрудитами. Вопросы византиеведения в трудах историков-эрудитов. Ш. Дюканж, Ж. Б. Боссюэ.

Значение историографии XVII века. Утверждение рационалистической линии и логики анализа. Проблемная структура исторического знания.

Тема 8.Историческая  мысль эпохи Просвещения

 

Идеология эпохи Просвещения как целостное мировоззрение. Рационализм Просвещения, формирование новых эстетических и культурных ценностей, новые подходы к пониманию мировой истории. Основные черты исторической мысли Просвещения. Периодизация мировой истории как процесса линейного и прогрессивного развития человеческого разума, европоцентризм. Понятие «цивилизация».

Джамбаттиста Вико: принцип историзма и отрицание доктрины естественного права. Осмысление истории как особого рода истинного знания. «Новая наука» Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей. Новое направление исторической мысли: «философская история».

Идея прогресса и факторы истории. Воспитательная функция истории: «власть историка». Г. Болингброк и «Письма об изучении и пользе истории». Трактовка вопроса об историческом опыте. «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш. Монтескье. Полемика между романистами и германистами о происхождении феодальных институтов. Формально-юридическая критика источников.

Вольтер как историк: расширение горизонтов всемирной истории в «Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории». Г. Мабли и его советы «О способе писать историю». «Десять эпох истории человечества» в сочинении Ж.-А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». «История Англии» Д. Юма: императив беспристрастности и пересмотр исторической традиции. Сочетание приемов гуманистической и философской истории. Британские историки- рационалисты. У. Робертсон и его концепция истории средневековой Европы.

«История упадка и крушения Римской империи» Э. Гиббона – классический образец универсальной истории эпохи Просвещения.

Тема 1. Введение в предмет.

Понятие «историография». Его многозначность и изменчивость. Современные трактовки. История исторического знания в системе социальных и гуманитарных наук. Предмет и объект истории исторического знания. Соотношение понятий: историческое сознание, историческое знание, историческая наука, историография, историописание.

 

Тема 2.Историческое знание в архаическом мифе и героическом эпосе.

История в архаическом мифологическом сознании: деятельность сверхъестественных сил, синкретизм. «Герои» и «антигерои» мифов о демиургах и трикстерах. Возникновение первых представлений о времени. Историзм героического эпоса. Классический эпос: первый опыт переживания прошлого как истории (на примере творчества Гомера).

 

Тема 3.Историческая мысль в странах Древнего Востока.

Палермский камень – древнейшая историческая запись. Исторические хронологические записи в Древнем Египте: герои истории, движущие силы исторического процесса, принципы периодизации. Исторические хроники Двуречья: первая «цельная» историческая концепция. Теократический историзм Ветхого Завета: идея творения, отношения между Богом и человеком, исход, конец времен; история и эсхатология в книге пророка Даниила; структура исторического времени в Ветхом завете.

 

Тема 4.Основные черты историописания периода Античности.

Условия для формирования науки истории у древних греков. Гесиод и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества. Деятельность прозаиков-логографов.

«Отец истории» Геродот. Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Ксенофонт и психологизация истории. Критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы). Исократ и «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».

Эллинистическая историография. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни.

От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики.

Гай Саллюстий Крисп: опыт написания «современной истории». Тит Ливий: ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит: риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла.

«Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первая попытка создания теории историописания. Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк – «свидетель событий». Язык и стиль повествования.

«Последний римский историк» Аммиан Марцеллин: герой истории – Империя.

 

Тема 5.Основные черты историописания периода Средневековья.

Определение «патристика». Условия возникновения. Время существования.

Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского. Основы христианской хронологии истории. Смысл Евангелия в контексте исторического времени. Основные компоненты христианского мировоззрения, относящиеся к восприятию исторического времени: земная и вечная жизнь, универсальность веры и человеческой истории, центрированность и периодичность истории, Провидение, эсхатология, Апокалипсис.

Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт «священной истории». Воздействие теолого-историческое учения Августина Блаженного на последующую христианскую мысль.

«История против язычников» Павла Орозия: история как воля Бога.

Определение истории как простого и правдивого поучительного рассказа. Предмет «рассказа». Место истории: история – вспомогательная наука (мораль и история, теология и история, право и история), завоевание автономии.

История как второстепенное занятие для священнослужителей (епископов, каноников, монахов, бродячих проповедников). Историки-придворные и историки-чиновники. Создание исторических сочинений дилетантами, эрудитами, любителями старины.

Весомость истории в общественно-политической жизни средневекового общества. Пристальное внимание власти. Историческая пропаганда и официальная история. История и правда.

Виды источников, доступных средневековым авторам: свидетельства и предания, памятники и надписи, грамоты и архивы, книги. Поиски источников: разыскание документов и книг, работа в библиотеке, составление подборок документов и ссылок. Методы обработки источников.

Создание текста сочинения: важность заглавия, выбор жанра, обработка текста (компиляция, стиль, язык), справочный аппарат (книги, главы, оглавления, маргиналии и алфавитные указатели, иллюстрации).

Оценка исторических трудов коллегами и широкой читательской аудиторией. Критерии успеха исторического сочинения в средние века. Причины успеха (форма и фон). Пути успеха: соборы и монастыри, покровители, города.

 

Тема 6.Основные черты историописания эпохи Возрождения.

 

Философские и социально-политические основы исторической мысли Возрождения. Общие черты историографии гуманизма. Исторические взгляды гуманистов Италии. Школы и направления гуманистической историографии.

Флорентийская риторическая школа: Леонардо Бруни. Двенадцать книг «Истории Флорентийского народа». Критика исторических источников. Использование архивных документов. Влияние римской анналистики на форму изложения. Античные приемы драматизации событий, авторское составление речей политических деятелей. Идеализация флорентийского политического строя. Политическая тенденциозность.

Римские историки. Школа эрудитов. Флавио Бьондо. «Декады истории со времени падения Римской империи» в 31 книге. Бьондо о критерии достоверности источника. Труды о Риме, Италии. Руководство для изучения археологических древностей. Новый жанр историко-географических исследований. Методические приемы, внимание к историческим фактам.

Творчество Л. Валлы. «История Фердинанда, короля Арагона», «Трактат о подложности Константинова дара». Полемическая направленность трактата. Историческая, философско-рационалистическая, стилистическая и филологическая критика документа.

Политическая теория и политическая школа в историографии Возрождения. История как средство обучения политиков, как школа политического опыта. Прагматический взгляд на историю.

Н. Макиавелли. Политическая деятельность, политическая теория и историческая концепция. Трактат «Государь», Политико-этическое учение. «История Флоренции» в восьми книгах - социальная и военно-политическая история Республики. Прагматический взгляд на внутреннюю, социально-политическую историю государства. Новый принцип периодизации истории. Н. Макиавелли о дестабилизирующей роли христианской церкви и папст­ва в истории Италии. Социально-этический аспект борьбы партий во Флоренции. Политическая тенденциозность, субъективная трактовка исторических фактов. Гуманистическая концепция роли личности. Идеализация роли Римской республики и Флоренции в истории Италии. Национально-патриотические идеи в трудах Н. Макиавелли.

Исторические взгляды Ф. Гвиччардини. Идеализация аристократического строя Венеции. «История Флоренции» в период с 1378 по 1509 год «История Италии» с 1490 до 1532 год. Элементы риторики в описании политических со­бытий и в характеристике политических деятелей. Рационалистические методы оценки исторических событий, мотивов деятельности политиков.

Особенности и значение гуманистической историографии. Создание светской концепции истории, Привлечение источников: нарративных, археологических, эпиграфических, нумизматических, документальных. Новые жанры исторических повествований: биографический, историко-географический. Социально-политическая тематика. Использование новых методов исторической критики. Рационалистическое объяснение событий. Поиски внутренних закономерностей исторического процесса. Новая периодизация на основе изучения культуры. Национальный язык исторических сочинений. Обращение к античной историографической традиции. Обогащение изложе­ния политической истории фактическим материалом. Интерес к социальной проблематике, к роли личности в истории.

Тема 7. Европейская историография XVII века

Основные черты историографии XVII века. Влияние научной революции XVII века на историческое познание. Развитие университетской системы. Размежевание нарративной исторической традиции и систематизированного исторического знания, основанного на рациональной критике и классификации источниковой базы. Эрудитская традиция в XVII веке. Возрождение телеологического подхода к осмыслению исторического процесса. Р. Декарт об относительности исторического знания. Утопизм как жанр памфлетного творчества и развитие морализаторской линии в исторической науке.

Английская историческая мысль XVII века как наиболее новационная в мировой историографии. Философия истории Т. Гоббса. Деление исследования на «простейшие элементы», определяющая роль государства в корректировке деятельности людей.

Д. Гаррингтон и его «Управление Океанией». Проблемная заостренность творчества Гаррингтона. Проблема власти и роли джентльменов в управлении государством.

Концепция собственности и власти Д. Локка.

Направление эрудитов. Церковная и светская ветви в направлении эрудитов. Критика источников эрудитами. Вопросы византиеведения в трудах историков-эрудитов. Ш. Дюканж, Ж. Б. Боссюэ.

Значение историографии XVII века. Утверждение рационалистической линии и логики анализа. Проблемная структура исторического знания.

Тема 8.Историческая  мысль эпохи Просвещения

 

Идеология эпохи Просвещения как целостное мировоззрение. Рационализм Просвещения, формирование новых эстетических и культурных ценностей, новые подходы к пониманию мировой истории. Основные черты исторической мысли Просвещения. Периодизация мировой истории как процесса линейного и прогрессивного развития человеческого разума, европоцентризм. Понятие «цивилизация».

Джамбаттиста Вико: принцип историзма и отрицание доктрины естественного права. Осмысление истории как особого рода истинного знания. «Новая наука» Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей. Новое направление исторической мысли: «философская история».

Идея прогресса и факторы истории. Воспитательная функция истории: «власть историка». Г. Болингброк и «Письма об изучении и пользе истории». Трактовка вопроса об историческом опыте. «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш. Монтескье. Полемика между романистами и германистами о происхождении феодальных институтов. Формально-юридическая критика источников.

Вольтер как историк: расширение горизонтов всемирной истории в «Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории». Г. Мабли и его советы «О способе писать историю». «Десять эпох истории человечества» в сочинении Ж.-А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». «История Англии» Д. Юма: императив беспристрастности и пересмотр исторической традиции. Сочетание приемов гуманистической и философской истории. Британские историки- рационалисты. У. Робертсон и его концепция истории средневековой Европы.

«История упадка и крушения Римской империи» Э. Гиббона – классический образец универсальной истории эпохи Просвещения.

Тема 9. Историография первой половины XIX века

 

Предтеча историографии XIX века И.-Г. Гердер и сравнительно-исторический метод. Изменение тематики исторических сочинений. Утрата интереса к всемирной истории: от идеи единого человечества к идее национального органического развития.

Историческая культура романтизма. Идеализация и «присвоение» прошлого. Реабилитация средневековья в политической публицистике (Э Берк, Л. Бональд, Ж. Де Местр, Шатобриан) и в художественной литературе (В. Скотт и В. Гюго), в философии истории (Ф. Шлегель).

Немецкая  историография в первой половине XIX века. Историческая школа права (К.-Ф. Савиньи, К.-Ф. Эйхгорн) и понятие «народного духа». Апелляция к первоисточникам. Успехи филологической критики текстов (Ф.-А. Вольф, братья Гримм). Б.-Г. Нибур: новый этап в совершенствовании критики источников. Приемы исторической критики. Метод исторической аналогии.  Синтез романтизма и Просвещения в «Философии истории» Гегеля и восстановление в правах всемирной истории. Исторический процесс и его закономерности. Идея прогресса и универсальности исторического развития. Леопольд фон Ранке и его критический метод. Взгляды Ранке на всемирную историю в его сочинении «Об эпохах новой истории». Гейдельбергская школа. Ф.-Х. Шлоссер и его «Всемирная история». Карл Риттер и историко-географическая школа.

Французская историография в первой половине XIX века. Публикация источников и организация исторической науки в 1820–30-е годы. Нарративная романтическая школа: актуализация художественной стороны исторического творчества. О. Тьерри и идея «борьбы рас». Драматизированная история. «Философская школа». Ф. Гизо: историк и политик. Историческая концепция Гизо. От политических учреждений к отношениям собственности. Практическая польза и «уроки истории». «История Франции» Ж. Мишле. Расширение круга источников: литература, предметы материальной культуры, природные объекты. «Вживание» в прошлое, язык и стиль историка. Ф. Минье и его «История Французской революции».

Британская историография первой половины XIX века. Откровенная «партийность» британских школ политической истории. Становление вигской историографической традиции: Генри Галлам. Т.Б. Маколей и его «История Англии от восшествия на престол Якова II». Исторические этюды и публицистика. История в литературных портретах. Торийская школа. Томас Карлейль – историк, философ, публицист. Беллетризованная история и специфика ее источниковой базы. Учение о «героях и толпе». Дж.Э. Фроуд и его труды по новой истории. Отказ от теории и отрицание научного характера истории. Идеал истории «без всякого морализирования и философствования». Хаос доступных данных о прошлом и произвол историка.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.