Обзор лучшей практики организации предоставления услуг семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Обзор лучшей практики организации предоставления услуг семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья

2019-10-25 179
Обзор лучшей практики организации предоставления услуг семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Поддержка окружения - залог успешного действия любой социальной технологии. Особенно это касается семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому важной составляющей социальной поддержки таких семей является организация профессиональной помощи им путем как мобилизации их собственных возможностей, так и привлечения к оказанию помощи их окружения - чаще всего родных, близких, членов других семей, оказавшихся в схожем положении. Как справедливо заметил философ и социолог И.Е. Кокарев, размышляя о государственной поддержке, основанной на механическом увеличении объемов бюджетного финансирования традиционных социальных пособий и форм оказания услуг, "деньги проедаются, бедность остается", поэтому выделяемые ресурсы должны быть направлены на "включение механизмов социальной реабилитации через создание возможностей зарождения и развития гражданской солидарности, общественной жизни и элементов гражданского общества на местах"*(1).

Актуальность такого подхода к оказанию социальных услуг объясняется стремлением избежать нередких сегодня случаев, когда профессиональные усилия работников социальных служб удовлетворяют базовые потребности семьи и сглаживают остроту жизненных проблем, приведших ее к кризису, но не возвращают к полноценной самостоятельной жизни. Происходит это оттого, что семья, получив помощь, сохраняет отчужденность и социальную изолированность, возникшие в трудной жизненной ситуации.

Институт экономики города совместно с государственными учреждениями и органом управления в сфере социальной защиты Алтайского края реализовал проект, направленный на выявление и распространение лучшей практики по организации помощи попавшим в такую ситуацию семьям, а также на создание модельного документа, описывающего ключевые характеристики процесса и процедур предоставления услуг, требования к результатам их оказания.

Обзор лучшей практики, представленный в первой части данной публикации, представляет вниманию читателей опыт российских и зарубежных коллег из социальных служб. Сначала речь пойдет о работе с семьями целевой группы, акцент в которой сделан на оригинальных и адаптированных технологиях и методах, основанных на активном вовлечении в оказание услуг членов семьи и окружения клиента. Затем будет рассмотрена практика организации командной работы специалистов служб и учреждений разной ведомственной принадлежности в ходе оказания помощи.

Одна из главных целей модельного документа, расположенного во второй части публикации, - формализация и унификация требований к порядку и результатам оказания услуг независимо от организационной формы, правового статуса или места нахождения социальной службы.

Работа над документом проходила в три этапа.

На первом этапе была проведена оценка потребности органа управления в сфере социальной защиты. В ходе этой оценки были прояснены несоответствия между существующей практикой и ожидаемой, наиболее предпочтительной с точки зрения эффективности управления организацией предоставления социальными службами услуг семьям целевой группы. Во-первых, для того чтобы обеспечить целевой характер работы и ее адресность, было принято решение при разработке модельного документа сосредоточиться на одной из ключевых клиентских групп - семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с инвалидностью. Во-вторых, исходя из главных требований к содержанию разрабатываемого документа, было решено, что это будет порядок оказания услуг. В-третьих, разработка порядка и его апробация проводились в пилотном режиме в учреждении социального обслуживания одного муниципального образования с участием краевого специализированного учреждения социального обслуживания детей с инвалидностью, выполняющего в системе социальной защиты роль регионального ресурсного центра реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

На втором этапе работы, после обсуждения лучшей практики организации социальной помощи целевой группе, была разработана концепция порядка, в соответствии с которой для включения в порядок была отобрана не вся номенклатура услуг семьям целевой группы, закрепленных федеральными и региональными нормативными актами, а только услуги, основанные на применении технологий и методов привлечения ближайшего окружения клиента социальной службы и местного сообщества и/или направленных на активизацию потенциала самих клиентов. Кроме того, было установлено, что порядок должен содержать критерии оценки качества предоставления услуг и индикаторы оценки результативности услуг; описание организации процесса оказания помощи, то есть последовательности действий социальной службы, включая постреабилитационное сопровождение, а также внутри- и межведомственное взаимодействие с другими организациями социальной сферы; требования к формализации отношений между социальной службой и клиентом, включая встречные обязательства к последнему. С учетом вышеперечисленных положений и был разработан проект порядка.

На заключительном этапе работы участники проекта обменялись опытом, полученным в ходе разработки и использования порядка, и обсудили отзывы представителей целевой группы. Также были предприняты усилия к тому, чтобы сделать опыт работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, доступным для коллег из социальных служб других территорий и регионов.

Данная публикация адресована специалистам органов управления и социальных служб, которые вовлечены в организацию предоставления социальных услуг или в их оказание конечным получателям услуг - семьям в трудной жизненной ситуации. Публикуемый порядок призван стать сводом формализованных правил, с одной стороны, упорядочивающим последовательность действий исполнителей заказа на услуги, с другой - дающим получателям помощи единое представление о "маршруте" предлагаемой помощи и ее содержании, независимо от того, каким именно исполнителем она оказывается. Говоря кратко, порядок призван стать механизмом, который задает общее нормативное поле для взаимоотношений, складывающихся между заказчиком, исполнителем и получателем услуг.

Указанное обстоятельство объясняет, почему этот документ, при внешнем сходстве с регламентом или стандартом услуг, имеет свои структурные и содержательные отличия. Порядок состоит из семи разделов и приложений. Первый, второй и третий разделы являются вводными, в них указаны область применения, используемые специальные термины, а также регулирующие оказание помощи документы. Четвертый раздел содержит ответы на общие вопросы, касающиеся организации помощи семьям целевой группы: кому, кем и в каком виде она оказывается. Пятый - описывает формальные требования к началу и окончанию оказания услуг, предъявляемые как к исполнителю, так и к получателю. Шестой раздел посвящен вопросам качества предоставления услуг, а седьмой - процедурам оценки как процесса оказания услуг, так и его результата. Приложения содержат меню методов и техник, которые используются специалистами на разных стадиях реабилитационного процесса.

Авторы выражают признательность за деятельное и заинтересованное участие в работе своим коллегам, в том числе из Главного управления Алтайского края по социальной защите населения (Главалтайсоцзащита), краевого государственного учреждения социального обслуживания "Территориальный центр социальной помощи семье и детям" (г. Рубцовск), государственного учреждения социального обслуживания "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (г. Барнаул), государственного учреждения социального обслуживания "Краевой реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" (г. Бийск), а также клиентам этих учреждений.

 


Родительские группы

К числу важнейших задач Клинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Согласие" относятся оказание детям и подросткам социальной поддержки в защите их прав, обеспечение для них правовой, медицинской, психолого-педагогической, социальной реабилитации, содействие в их дальнейшем жизнеустройстве.

Одна из новых форм - внедрение программы "Метод активного вовлечения родителей".

Ожидаемые результаты:

- активизация родителей, особенно отцов;

- уменьшение количества семейных конфликтов;

- оперативность оказания помощи родителям;

- укрепление связей и сотрудничества между специалистами разного профиля.

Практика работы позволяет сделать вывод, что родителям не хватает информации, опыта, уверенности в собственных возможностях. На первом месте для них стоит проблема взаимодействия с собственными детьми, проблема конфликтности детско-родительских отношений. Для оказания помощи родителям в центре был создан родительский клуб.

В отделении диагностики и дневного стационара сформирована группа дневного пребывания "Я и мой малыш" для родителей (или других членов семьи) и детей 3-5 лет, которые никогда не посещали детские дошкольные учреждения. Для занятий с ними была разработана программа "Ранняя социализация и адаптация ребенка", цель которой - адаптировать детей к пребыванию в организованном детском коллективе и оказать социальную психолого-педагогическую помощь семье, испытывающей трудности в общении с ребенком этого возраста. Главная задача - создать позитивное социальное окружение для ребенка, и важную роль в этом могут сыграть родители, которые активно вовлекаются в процесс реабилитации. Под руководством специалистов взрослые члены семей занимаются в группах, причем формы занятий самые разнообразные: семейные встречи и другие досуговые мероприятия, обмен опытом решения конкретных проблем ("Помоги себе сам"), консультации специалистов и др.

Задача центра как организатора - добиться, чтобы после окончания работы групп их участники продолжали встречаться, так как поддержка окружения необходима всегда, и люди должны научиться обеспечивать себе эту поддержку без участия специалистов.

 

Подготовка к совместному обучению

И еще одна лучшая практика применяется в Саратовской области - программа реабилитационных центров "Интегрированная среда", направленная на адаптацию и подготовку ребенка с особенностями в развитии к условиям обычной общеобразовательной школы.

Для этого были созданы специальные интегрированные группы, в которых дети-инвалиды не только осваивали школьную программу, но и психологически готовились к школе.

 

Выездной семинар

В городе Бийске Алтайского края краевой Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями при участии партнеров из других ведомств и общественных организаций проводит выездной семинар с целью поддержать инициативу родителей детей-инвалидов по созданию системы взаимопомощи и освоению приемов развивающей работы с собственными детьми. В организованных по программе семинара мероприятиях участвуют как родители, так и дети. Дети разных возрастов и уровней развития получают здесь возможность интенсивно общаться между собой, а родители обучаются приемам эффективного взаимодействия с детьми, организации развивающих занятий с ними.

 

Волонтерское движение

Волонтерское движение в графстве Сомерсет способствует созданию атмосферы поддержки обществом детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Являясь добровольным помощником таких детей, волонтер не только облегчает им жизнь, но и сам становится проводником идеи и движения интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Неслучайно многие работники социальной службы начинали свою карьеру с работы в волонтерском корпусе. Показательно, что в качестве волонтеров в графстве используются в том числе молодые люди с ограниченными возможностями здоровья - в соответствии с концепцией "Поддержка равного равным".

 

I. Область применения

Настоящий порядок оказания услуг распространяется на социальные реабилитационные услуги, оказываемые детям с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детям с инвалидностью) и их семьям (далее - Порядок) и предоставляемые учреждениями (организациями, предприятиями, предпринимателями) социального обслуживания.

Порядок устанавливает положения, определяющие ключевые характеристики процесса(ов) и процедур реабилитации и требования к результатам оказания социально-бытовых, социально-педагогических, социально-правовых, социально-психологических и социально-медицинских услуг.

 

III. Определения

В настоящем Порядке используются определения по ГОСТ Р 52495-2005, а также Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ, нормативных правовых актов Алтайского края, в том числе:

социальные службы - предприятия и учреждения (независимо от форм собственности), предоставляющие социальные услуги (а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица);

социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, получателю социальной службы помощи по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых услуг;

исполнитель - учреждение, предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу получателю;

предоставление услуги - деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги;

самообеспечение - самостоятельные действия клиента, заключающиеся в поддержании и улучшении личного жизненного уровня и жизненного уровня своей семьи;

социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или как можно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности;

реабилитация людей с ограничениями жизнедеятельности [с инвалидностью] - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление или как можно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким или обратимым расстройством функций организма;

абилитация - развитие у детей новых функций и способностей, изначально нарушенных или отсутствующих; система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, нацеленных на предупреждение состояний, приводящих к ограничению жизнедеятельности;

ребенок с инвалидностью - лицо в возрасте до 18 лет, признанное в установленном порядке инвалидом;

ребенок с ограниченными возможностями здоровья - лицо в возрасте до 18 лет, имеющее отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.

 

IV. Общие положения

Целевая группа

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети с инвалидностью, и семьи, воспитывающие таких детей.

 

Исполнители услуг

4.2.1. Непосредственно услуги предоставляются следующими государственными учреждениями социальной защиты Алтайского края:

- территориальными центрами социальной помощи семье и детям;

- реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

4.2.2. Управление негосударственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания населения осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

4.2.3. Со стороны исполнительной власти Алтайского края контроль за предоставлением услуги осуществляет Главалтайсоцзащита.

 

Формы оказания услуг

4.3.1. По условиям организации:

- в условиях дневного пребывания;

- в условиях стационарного пребывания;

- в условиях надомного обслуживания;

- мобильное обслуживание.

4.3.2. По форме организации:

а) основные формы оказания услуг, то есть непосредственно направленные на удовлетворение потребностей и запросов клиентов, на достижение реабилитационного эффекта:

- тренинг, в том числе обучающий, психотерапевтический;

- мастер-класс;

- творческая мастерская;

- лекторий;

- занятие, в том числе интегрированное;

- индивидуальная консультация;

- групповая консультация;

- открытая группа;

- специализированная группа;

- семинар-интенсив;

- интегративный лагерь;

- консультативно-диагностический прием;

- клуб;

б) вспомогательные формы организации предоставления услуг, то есть направленные на повышение эффективности и качества основных форм оказания услуг:

- круглый стол;

- дискуссионная площадка;

- родительская конференция.

 

Принципы оказания услуг

Принцип максимальной поддержки собственной инициативы родителей и детей, помощь в преодолении апатии и социального иждивенчества.

Принцип партнерства, который предполагает вовлечение самого ребенка (подростка) с отклонениями в развитии в активный коррекционно-реабилитационный процесс, превращение его из объекта в субъект реабилитации с целью восстановления его социально-психологического статуса и интеграции в общество.

Максимальное вовлечение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в реабилитационный процесс, как наиболее близкую для детей и заинтересованную в положительном результате сторону.

Принцип динамического развития сотрудничества ребенка с взрослым и интенсивного общения родителей между собой.

 

Содержание Порядка

 

Порядок включает в себя услуги по реабилитации, основанные на технологиях и методах привлечения ближайшего окружения клиента (ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи) и местного сообщества и (или) направленные на активизацию потенциала самих клиентов.

4.5.1. Группы, виды и наименования услуг, входящих в Порядок:

Реабилитационные услуги:

1) Социально-бытовые услуги:

- оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться, пользоваться слуховыми аппаратами;

- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

- содействие в организации обучения детей в школе;

- содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния;

- содействие в получении направления в специальные учреждения здравоохранения на санаторное лечение и в стационарные учреждения социального обслуживания;

- помощь в организации летнего отдыха и оздоровления особо нуждающихся детей;

- социальный патронаж;

2) социально-медицинские услуги:

- обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними;

- санитарно-просветительская работа с семьями;

- социально-медицинский патронаж;

3) Социально-психологические услуги:

- социально-психологическое и психологическое консультирование;

- психологическая диагностика и обследование личности (детей и родителей);

- психопрофилактическая работа;

- социально-психологический патронаж;

- привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения;

- беседы, общение, поддержание компании, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса;

- психотерапевтическая помощь родителям в проведении психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;

- психологические тренинги по снятию психотравмирующих ситуаций в семье, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации;

- психологические консультации по вопросам отношений между родителями и детьми, особенностям индивидуального развития детей с ограниченными возможностями, методике семейного воспитания;

- психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей, нарушений супружеских отношений;

- распространение среди населения психологических знаний;

4) Социально-педагогические услуги:

- социально-педагогическая диагностика и обследование личности;

- педагогическая коррекция (занятия с логопедом, дефектологом, занятия по творчеству, конструктивной и театрально-игровой деятельности, библиотерапии, музыкотерапии, спортивные занятия и др.);

- организация работы групп дневного пребывания детей;

- создание обществ, клубов взаимопомощи жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания;

- социально-педагогическое консультирование по вопросам:

а) отношений родителей с детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, методики семейного воспитания;

б) налаживания межличностных и внутрисемейных отношений;

в) преодоления семейных конфликтов;

г) ранней профориентации детей и их трудоустройства;

- социально-педагогический патронаж;

- распространение и популяризация среди населения педагогических знаний;

- оказание педагогической помощи родителям в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей с учетом специфики их психического и физического состояния;

- обучение родителей основам реабилитации детей в домашних условиях;

- подготовка и проведение мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями в условиях дневного пребывания (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия);

- организация внешкольного (при необходимости) образования, налаживания учебного процесса;

5) социально-правовые услуги:

- консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;

- оказание правовой помощи;

- консультирование по социально-правовым вопросам (семейно-брачное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);

- социально-правовой патронаж семей;

6) социально-экономические услуги:

- содействие в решении вопросов трудоустройства, выбора профессии, повышения квалификации, в поиске постоянной или временной работы;

- содействие в оказании материальной помощи;

- социальный патронаж семей;

- сопутствующие услуги - это услуги, направленные на обеспечение условий для предоставления реабилитационных услуг: организация досуга в условиях стационарного пребывания (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия).

 

Условия оплаты услуг

5.3.1. Услуги, входящие в настоящий Порядок, предоставляются бесплатно.

5.3.2. Исполнитель может оказывать дополнительные услуги, не входящие в данный Порядок на условиях полной или частичной оплаты.

5.3.3. Решение о необходимом перечне, условиях и объемах предоставления дополнительных платных услуг принимается медико-социальной психолого-педагогической комиссией (консилиумом) Исполнителя.

5.3.4. Получение платных услуг является добровольным.

 

Заключение договора на оказание реабилитационных услуг

5.4.1. Получатели услуг, принимаемые на социальное обслуживание, или их законные представители, заключают с Исполнителем договор (план-договор) установленной формы, определяющий виды и объем оказываемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги.

5.4.2. Изменение и расторжение договоров осуществляется в соответствии с действующим законодательством Алтайского края.

5.4.3. Составление договора является совместным действием получателя услуг (и его семьи) и специалистов Исполнителя по разработке и осуществлению комплекса совместных мероприятий для преодоления существующих проблем.

5.4.4. В договоре должно быть отражено следующее:

- цели и задачи предстоящей работы;

- права и обязанности Исполнителя, в том числе в части соблюдения конфиденциальности, анонимности, тайны;

- права и встречные обязательства получателя услуг перед Исполнителем (см. п. 5.4.5.);

- ключевые проблемы получателя услуг;

- перечисление членов семьи участников реабилитационной программы;

- перечень реабилитационных услуг, предлагаемых Исполнителем, условия и периодичность их предоставления;

- возможные формы предоставления услуг и методы, которые предполагается использовать;

- предполагаемые даты исполнения намеченных мероприятий, встреч с клиентом, обозначение мест(а) встреч(и);

- перечень специалистов, оказывающих помощь (социальные работники, педагоги, психологи, медики, юристы и т.д.);

- список организаций - социальных партнеров, которых необходимо привлечь для решения проблем клиента;

- предполагаемый срок действия договора (период сотрудничества, за который возможно решение проблем клиента);

- подписи клиента и специалиста, ответственного за организацию работы с ним.

5.4.5. Перечень встречных обязательств получателя услуг (родителя или законного представителя):

- принимать активное участие в реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка, в том числе регулярно посещать вместе с ребенком занятия и культурно-массовые мероприятия;

- посещать родительские собрания и другие мероприятия, включенные в договор;

- выполнять рекомендации специалистов по оказанию помощи в саморазвитии и формировании личности ребенка в домашних условиях; другие обязательства, включенные в договор.

5.4.6. Подпись получателя услуг (родителя или законного представителя, несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет) под договором означает его согласие на проведение реабилитационных мероприятий.

5.5. Реабилитационные услуги, входящие в настоящий Порядок, предоставляются с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения, в соответствии с медико-социальными показаниями детей с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальных программ реабилитации детей, имеющих социальный статус "ребенок-инвалид".

5.6. После зачисления на социальное обслуживание Исполнитель проводит комплексную первичную диагностику ребенка и семьи, которая включает в себя:

- оценку психолого-педагогического реабилитационного потенциала ребенка и семьи, в том числе выявления уровня воспитательных возможностей родителей, а также возможностей в реализации комплексных индивидуальных программ реабилитации ребенка;

- оценку условий и определение организационных особенностей про-ведения реабилитационных мероприятий.

Рекомендуемые инструменты диагностики и оценки ребенка и семьи представлены в Приложении 1 к настоящему Порядку.

5.7. Основные вопросы, на которые должна ответить первичная диагностика:

а) оценка ребенка:

- эмоционально-психологическое состояние ребенка в семье;

- здоровье ребенка определяется параметрами роста и веса, физического и умственного развития, учитывается влияние наследственности и любых травмирующих факторов;

- обследование состояния речи, выявление структуры и механизмов речевых нарушений для отбора в группу логопеда;

- определение зоны ближайшего развития ребенка;

- определение уровня социально-нравственной зрелости ребенка;

- оценка образовательного потенциала - области умственного развития ребенка, начиная с рождения, оценка возможностей для игры и общения с другими детьми, доступа к игрушкам и книгам, оценка наличия необходимых навыков, сформированности интересов, гордости личными достижениями и успехами;

- характеристика адекватности реакций ребенка (его эмоций и поведения) в присутствии родителей или наиболее близких взрослых, в присутствии незнакомых людей, не входящих в состав семьи;

- оценка темперамента и характера ребенка, адаптации к изменениям, реакции на стресс и степени самоконтроля; характеристика развитости чувства индивидуальности, осознания самого себя как отдельной и ценной личности, отношения ребенка к самому себе и своим способностям, образа себя и самооценка;

- оценка наличия стабильных эмоциональных взаимоотношений с родителями (лицами, их заменяющими), с братьями или сестрами, соответствующих возрасту ребенка взаимоотношений со сверстниками и взрослыми вне семьи, а также отношения семьи к друзьям ребенка;

- оценка развитости у ребенка эмпатии (сопереживания) и способности поставить себя на место другого;

- характеристика понимания ребенком того, как его внешность, поведение или недостатки воспринимаются окружающими, какое впечатление он производит;

- характеристика освоения ребенком практических навыков ухода за собой, а также эмоциональных и коммуникативных навыков, необходимых для развития независимости и самостоятельности;

- характеристика влияния на ребенка его ограниченных возможностей или других социальных обстоятельств, которые препятствуют или способствуют развитию навыков самообслуживания;

б) оценка родителей (семьи):

- насколько готовы родители (другие члены семьи) помогать ребенку в коррекционной и учебно-воспитательной работе;

- владеют ли приемами педагогической коррекции;

- обладают ли достаточными знаниями в области детской педагогики и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью;

- интересуются ли учебой и достижениями ребенка;

- взаимоотношения семьи и социального окружения; стиль воспитания, принятый в семье; психологический климат в семье;

- как родители реагируют на ребенка, его поведение или сложившуюся ситуацию, в том числе на потребности ребенка, которые трудно удовлетворить или которые родители не могут удовлетворить;

- как ребенок, особенности его поведения и развития влияют на родителей;

- качество отношений родитель - ребенок;

- понимание родителями потребностей ребенка и его развития;

- осознание ими родительских задач и их соответствие потребностям развития ребенка;

- влияние испытываемых трудностей на способность родителей выполнять родительские задачи и обязанности;

- влияние прошлого опыта родителей на их нынешние родительские способности;

- способность родителей принимать свои трудности и справляться с ними;

- способность родителей пользоваться поддержкой и принимать помощь;

- способность адаптироваться и менять проявления родительского внимания.

5.8. Решение о видах, формах, сроках и периодичности оказания реабилитационных услуг принимает медико-социальная психологопедагогическая комиссия (консилиум) Исполнителя. Решение комиссии принимается по результатам комплексной первичной диагностики с учетом положений п. 5.5.

5.9. На основании принятого комиссией решения специалисты Исполнителя составляют для каждого ребенка индивидуальную программу реабилитации, включающую в себя как индивидуальные, так и групповые формы работы.

5.10. Индивидуальная программа реабилитации утверждается руководителем Исполнителя.

5.11. Продолжительность предоставления услуг должна соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальной программой реабилитации.

5.12. Дети и подростки - школьники получают социальные реабилитационные услуги в свободное от учебы время в течение необходимого для реабилитации срока в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

5.13. Все мероприятия по психолого-педагогической реабилитации базируются на результатах психологической и педагогической диагностики, которые предопределяют их содержательную сторону и направленность, выступают в качестве объективных показателей необходимости их проведения и оценки достигнутых результатов.

5.14. Возможные технологии оказания реабилитационных услуг, методы и методики представлены в Приложении 2 к настоящему Порядку.

5.15. С целью мониторинга промежуточных результатов Исполнитель проводит промежуточную диагностику ребенка и семьи.

5.16. На основании полученных промежуточных результатов при необходимости Исполнитель проводит корректировку индивидуальной программы реабилитации ребенка.

5.17. Для завершения процесса социальной реабилитации Исполнитель проводит итоговую диагностику ребенка и семьи с целью оценки эффективности достижения поставленной цели.

5.18. На основании результатов итоговой диагностики медико-социальная психолого-педагогическая комиссия (консилиум) Исполнителя принимает решение о завершении реабилитационного процесса и снятии с обслуживания, либо о дополнительной корректировке индивидуальной программы реабилитации ребенка и продлении реабилитационного процесса.

По окончании процесса социальной реабилитации в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида делается отметка о достигнутых результатах реабилитационных мероприятий. Специалисты Исполнителя предоставляют устные и письменные рекомендации родителям по вопросам дальнейшего воспитания и развития несовершеннолетнего, а также рекомендации по домашней реабилитации.

5.19. Постреабилитационное сопровождение

5.19.1. По окончании реабилитационного процесса, ребенок и семья могут быть зачислены на постреабилитационное сопровождение (патронаж).

5.19.2. Целью постреабилитационного сопровождения (патронажа) является обеспечение непрерывности реабилитационного процесса, осуществление различных форм социально-бытовой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

5.19.3. Основаниями для зачисления на постреабилитационное сопровождение и для предоставления реабилитационных услуг, являются:

- решение медико-социальной психолого-педагогической комиссии (консилиума) Исполнителя;

- заявление на имя руководителя Исполнителя в письменной форме от имени родителя (законного представителя) ребенка (несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет).

5.19.4. Зачисление (снятие) на постреабилитационное сопровождение (патронаж) и назначение специалиста, осуществляющего патронаж, производится приказом руководителя Исполнителя.

5.19.5. На основании принятого комиссией решения специалисты Исполнителя составляют для ребенка Карту социального сопровождения несовершеннолетнего, которая может в себя включать следующие виды услуг:

- с согласия родителей сопровождение детей до различных учреждений, к месту проведения культурно-массовых мероприятий, во время выездов за город;

- предоставление санитарно-гигиенических услуг;

- присмотр за ребенком в отсутствие родителей (кормление, чтение книг, общение);

- организация досуга на дому и сопровождение ребенка на прогулках;

- оказание психологической поддержки;

- социально-консультативная (психологическая, правовая, педагогическая) помощь;

- содействие в оказании продовольственной и материальной помощи;

- помощь в оформлении документов;

- содействие в проведении медицинских обследований, приобретении лекарств, в п


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.