Рифмованные загадки на договаривание. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Рифмованные загадки на договаривание.

2019-10-25 193
Рифмованные загадки на договаривание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зелен, густ, На грядке куст. Копнешь немножко, Под кустом...   Возле школы, за окном Будут строить новый...    
Копать палкой трудновато, Для копанья есть...     Из портфеля слышен звон — Там мобильный...    
Прямо к сказочной планете Полетим мы на...   Наш котишка-шалунишка, Он поймал в сарае...  
Осторожно и без крошек Хлеб нарежет острый...     Я из снега без совка Вылепил...    
В берлоге спят соседи- Бурые...     Серый зайка очень ловко Управляется с...  
С кораблем случилось горе — Утонул корабль в...     Отправляется в полет Современный...    

 

Используем традиционные загадки.

Возраст от 3 лет

• «Узнай по описанию и назови».

Ребенок должен отвечать одним словом, выделяя голосом ударный звук. Малышу нужно показать, как нужно отвечать, не объясняя, что такое ударение:

Взрослый: Острый, железный, нужен для резки. Ребенок: нОж.

Взрослый: Бывает сильный, бывает слабый, надувает паруса и полощет флаги. Ребенок: вЕтер.

Взрослый: Легкая или теплая, от холода спасает, голову укрывает. Ребенок: шАпка.

Взрослый: Может быть столовой, может быть чайной, ею едим и размешиваем чай. Ребенок: лОжка.

Взрослый: Им можно писать или рисовать, бывает цветной и простой. Ребенок: карандАш.

Взрослый: Расчесываем ею волосы и делаем прическу. Ребенок: расчЕска.

Взрослый: Наливаем в нее воду, молоко или чай и пьем. Ребенок: чАшка.

Взрослый: Бывает мягкой или жесткой, на ней мы спим. Ребенок: кровАть.

Взрослый: Им моем руки, смываем грязь. Ребенок: мЫло.

Взрослый: Ею чистим зубы. Ребенок: щЕтка.

Взрослый: Его кладем в чай, чтобы было сладко. Ребенок: сАхар.

Взрослый: С его помощью можем звонить другим людям и отвечать на их звонки. Ребенок: телефОн.

Взрослый: Им укрываемся, когда ложимся спать, чтобы не было холодно. Ребенок: одеЯло.

• «Назови предмет, который я показываю».  

Покажите на предметы, которые находятся в поле зрения ребенка. Попросите назвать предмет, используя слово «это»: «Это стол»; «Это лампа». Малыш должен произнести эти два слова слитно.

• «Назови предметы, которые видишь».  Ребенок должен назвать предметы, которые находятся в поле его зрения, используя слово «вот»: «Вот зеркало»; «Вот книга». Эти два слова произносятся слитно.

«Договори за мной».

Вы произносите слово, а ребенок должен закончить фразу, подобрав подходящее по смыслу слово.

Толстая... Вкусная... Высокий... Теплая... Мягкие... Сладкое... Крепкий... Грязные...

Горячая... Красные... Новый... Злой... Плохой... Маленькие... Умная... Волшебная... Длинные

«Закончи предложение».

Вы начинаете предложение, а ребенок договаривает его без паузы одним словом.

Взрослый: В нашем саду... Ребенок: цветЫ.

Взрослый: У кота... Ребенок: хвОст.

Взрослый: А потом мы... Ребенок: ушлИ.

Взрослый: В лесу... Ребенок: Ежик.

Взрослый: Я написал... Ребенок: письмО

Взрослый: Под шкафом... Ребенок: пЫль.

Взрослый: Все ученики... Ребенок: в шкОле.

Взрослый: Автобус подъехал... Ребенок: к дОму.

Взрослый: Мы ели... Ребенок: конфЕты.

Взрослый: Собака грызет... Ребенок: кОсть.

Взрослый: Я не хочу... Ребенок: пИть.

Взрослый: На полке... Ребенок: вАза.

Взрослый: Папа купил... Ребенок: сЫр.

Взрослый: Отдай мне... Ребенок: кнИгу.

Взрослый: На столе... Ребенок: чАйник.

Взрослый: Мы будем... Ребенок: Есть.

Вы начинаете предложение, а ребенок договаривает его, слитно произнося два слова:

Взрослый: Кот вчера... Ребенок: поймАл  мЫшку.

Взрослый: Моя мама... Ребенок: вАрит сУп.

Взрослый: Зимой часто... Ребенок: идЕт снЕг.

Взрослый: Лиса опять... Ребенок: поймАла зАйца.

Взрослый: На ужин... Ребенок: былА Каша.

Взрослый: Нужно достать... Ребенок: чАй из сУмки.

Взрослый: В детском саду... Ребенок: мнОго игрУшек.

Взрослый: Я люблю... Ребенок: моЮ мАму

Взрослый: По телевизору... Ребенок: покАзывают мУльтик.

Взрослый: Этот торт... Ребенок: мЫ съедИм.

Взрослый: Мне вчера... Ребенок: купИли крАски.

Взрослый: Завтра празднуем... Ребенок: дЕнь рождЕния.

Взрослый: Мы, наверное... Ребенок: пойдЕм в кинО.

Взрослый: У меня… Ребенок: Есть собАка.

Взрослый: Корабль... Ребенок: плывЕт в мОре.

Взрослый: Самолет... Ребенок: летИт в нЕбе.

«Составь предложение по картинке».

Все слова в предложении нужно произносить слитно, на одном выдохе. Говорить нужно выразительно, после каждого предложения делать паузу.

– Кот несет рыбку. – В вазе стоят цветы. – Мальчик спит. – В паутине сидит паук.

– Девочка ест яблоко. – Дети купаются в реке. – На столе лежит арбуз. – Бабочка сидит на цветке.

– Бабушка гладит белье. – Попугай сидит в клетке.

Это задание можно усложнить. Пусть ребенок самостоятельно (без картинки) придумает, чем можно закончить предложение. Вы начинаете, а ребенок заканчивает предложение.

Я буду... У нас есть... Положи книгу... В доме... Папа завтра... Наш кот... Мои друзья …

Дай мне... На столе... Мышонок опять... 

Для детей от 3 лет  

«Обведи и назови».

Предложите ребенку самостоятельно обвести нарисованные контуры предметов или помогите ему выполнить задание. Главное – комментируйте все действия.

Я обвожу машину. Это колеса, это кузов, это кабина.

Я обвожу домик. Это крыша, это труба. Это стена, это дверь, это окно.

Я обвожу кораблик. Это парус, это лодочка, это флажок.

Я обвожу цветок. Это серединка, это лепестки, это стебелек, это листочки.

Я обвожу жука. Это голова, это туловище, это лапки, это усы.

Я обвожу кота. Это голова, это уши, это лапы, это спина, это пузо, это хвост.

Я обвожу шкаф. Это дверцы, это ножки, это ручки.

Я обвожу пистолет. Это ствол, это рукоятка, это курок.

Я обвожу ветку. Это стебель, это листочки.

Я обвожу грибок. Это ножка, это шляпка.

«Раскрась и назови».  Предложите ребенку раскрасить предметы, озвучивая свои действия.

Я раскрашиваю домик.  Я беру желтый карандаш и раскрашиваю крышу. Я кладу желтый карандаш и беру коричневый. Я раскрашиваю стену домика коричневым карандашом. Я кладу коричневый карандаш и беру зеленый. Я раскрашиваю дверь зеленым карандашом. Я кладу зеленый карандаш и беру синий. Я раскрашиваю окна синим карандашом. Я кладу синий карандаш и беру оранжевый. Я раскрашиваю трубу оранжевым карандашом.

Я раскрашиваю цветок.  Я беру красный карандаш и раскрашиваю серединку. Я кладу красный карандаш и беру желтый. Я раскрашиваю лепестки желтым карандашом. Я кладу желтый карандаш и беру зеленый. Я раскрашиваю стебелек зеленым. Я раскрашиваю листики зеленым.

Я раскрашиваю кораблик.  Я беру синий карандаш и раскрашиваю парус. Я кладу синий карандаш и беру желтый. Я раскрашиваю лодку желтым карандашом. Я кладу желтый карандаш и беру красный. Я раскрашиваю флажок красным карандашом.

Я раскрашиваю гриб.  Я беру коричневый карандаш и раскрашиваю шляпку. Я кладу коричневый карандаш и беру желтый. Я раскрашиваю ножку желтым карандашом.

Я раскрашиваю чашку.  Я беру зеленый карандаш и раскрашиваю горошки на чашке. Я кладу зеленый карандаш и беру желтый. Я раскрашиваю чашку желтым карандашом. Я кладу желтый карандаш и беру красный. Я раскрашиваю ручку красным карандашом.

Я раскрашиваю стрекозу. Я беру оранжевый карандаш и раскрашиваю туловище стрекозы. Я кладу оранжевый карандаш и беру синий. Я раскрашиваю голову стрекозы синим карандашом. Я кладу синий карандаш и беру зеленый. Я раскрашиваю крылья стрекозы зеленым карандашом.

Я раскрашиваю утку.  Я беру черный карандаш и раскрашиваю клюв. Я кладу черный карандаш и беру желтый. Я раскрашиваю крыло желтым карандашом. Я кладу желтый карандаш и беру зеленый. Я раскрашиваю голову зеленым карандашом. Я кладу зеленый карандаш и беру коричневый. Я раскрашиваю туловище коричневым карандашом. Я кладу коричневый карандаш и беру красный. Я раскрашиваю лапки красным карандашом.

Я раскрашиваю машинку.  Я беру зеленый карандаш и раскрашиваю кабину. Я кладу зеленый карандаш и беру синий. Я раскрашиваю кузов синим карандашом. Я кладу синий карандаш и беру черный. Я раскрашиваю колеса черным карандашом.

«Что есть – чего нет».

Вы называете предмет, который у вас имеется, а ребенок отвечает, что у него нет данного предмета. Следите за тем, чтобы малыш правильно употреблял грамматические формы.

У меня есть груша. У меня нет груши. У меня есть груши. У меня нет груш.

У меня есть стол. У меня нет стола. У меня есть столы. У меня нет столов.

У меня есть окно. У меня нет окна. У меня есть окна. У меня нет окон.

У меня есть кот. У меня нет кота. У меня есть коты. У меня нет котов.

У меня есть куртка. У меня нет куртки. У меня есть куртки. У меня нет курток.

У меня есть нож. У меня нет ножа. У меня есть ножи. У меня нет ножей.

У меня есть пирамида. У меня нет пирамиды. У меня есть пирамиды. У меня нет пирамид.

«Один – много».

Предложите ребенку назвать предметы во множественном числе.

Рыба – рыбы. Нос – носы. Стакан – стаканы. Угол – углы. Сумка – сумки. Сок – соки.

Лист – листы. Стул – стулья. Ведро – ведра. Утка – утки. Мороз – морозы. Платье – платья.

Пес – псы. Кость – кости. Снег – снега. Чай – чаи.  

«Большой – маленький».

Попросите ребенка назвать предмет маленького размера.

Стол – столик. Кот – котик. Стул – стульчик. Ложка – ложечка. Миска – мисочка. 

Ведро – ведерко. Телефон – телефончик. Носок – носочек. Собака – собачка.

Плита – плитка. Угол – уголок. Ковер – коврик. Палка – палочка. Окно – оконце.

Блюдце – блюдечко. Сердце – сердечко. Гриб – грибок Платье – платьице. Сумка – сумочка.

«Больше-меньше».

Пусть ребенок назовет, какой из предметов больше, а какой меньше.

– Что больше – чашка или ведро? Ведро больше чашки.

– Что меньше – ложка или поварешка? – Что больше – яблоко или дыня?

– Что меньше – сумка или чемодан? – Что меньше – велосипед или лодка?

– Кто больше – лев или слон? – Кто больше – муха или бабочка?

– Что меньше – скатерть или платок? – Что больше – миска или таз? – Кто меньше – курица или цапля?

«Кто детеныш?»

Предложите ребенку назвать детенышей животных и птиц:

У лисы – лисята. У тигра – тигрята. У лягушки – лягушата. У слона – слонята. У козы – козлята.

У овцы – ягнята. У лошади – жеребята. У льва – львята. У сороки – сорочата. У змеи – змееныши.

У галки – галчата. У жирафа – жирафята. У медведя – медвежата. У орла – орлята. 

У вороны – воронята. У дятла – дятлята. У моржа – моржата.

Возраст от 2 лет

Учим стихи и потешки.

Так как гласные произносить легче, лучше начать с чтения и разучивания чистоговорок и стихотворений, большинство слов в которых начинается на гласные звуки.

Оля около болота Очень долго ищет что-то.   Эля эхо услыхала, Эля эху отвечала.
У удода пыль на ухе – У удода мухи в ухе. Ёжик маленький сидит, Ёжик ёлку сторожит.
Еле-еле два енота Ель пилили – вот забота. Еле-еле распилили, еле-еле всё сложили. Илья искал иголку, Искал её под ёлкой, Искал её под ивой, Искал её в крапиве.
Юра наш юлу купил, Юлу Юле подарил. Аня, Ася и Андрюша Алевтина будут слушать. А Алёша и Антон Алевтину гонят вон.

 

Рассказывая чистоговорку или стихотворение, ребенок может «отбивать» ритм движением руки. Говорить нужно неторопливо, но не замедленно, не растягивать слова, стараться, чтобы речь была выразительной, эмоционально окрашенной, естественной. Следите за тем, чтобы речь ребенка не была слишком быстрой, захлебывающейся. Говорить нужно слитно, плавно, разборчиво.Можно попросить малыша говорить то громко, то тихо, с разной интонацией, в разном темпе. Это тренирует общие речевые навыки, улучшает звучание речи.

• Запоминаем считалки.  Когда малыш рассказывает считалки, он учится говорить слитно и плавно, учится произносить фразы, отрабатывает связную речь. Можно попросить ребенка рассказывать считалку под ритм шагов – это упражнение очень полезно выполнять во время прогулки, когда движение не только естественно, но и удобно. В помещении ребенку придется ходить по кругу, что несколько ограничивает свободу передвижения и создает некоторый дискомфорт, особенно если комната маленькая. Впрочем, всегда можно как-нибудь обыграть ситуацию, чтобы ребенку стало интересно выполнять задание.

      Считалки для самых маленьких.

Раз, два, три — Громко говори! Четыре, пять — Тихонько опять!   Раз, два, три, четыре, пять Будем зайчиков считать: Зайка – прыг, Под кустик – шмыг! Зайка – скок Под листок!
Раз! Проснулся петушок! Два! Запрыгнул на шесток! Три! Поет: «Ко-ко!» Слышно далеко!     Я иду, иду! Я домой несу: Раз – игрушку, Два – подушку, Три – кошку, Четыре – ложку, Пять – ведро, Идти тяжело!
На столе у Маши Тарелка каши, Две сосиски В маленькой миске, Чашка молока — Хватит пока!   У нас четыре кошки: Одна – на дорожке, Вторая – на печке, Третья – на крылечке, Четвертая – в душе, Моет уши!
Считалки для дошколят. Мы отправились гулять И решили посчитать: Раз – сидит на крыше кот, Два – по речке плавал плот, Три – ворона пролетела, А четыре – булку съела. Пять – собака пробежала, Шесть – сирена зазвучала, Семь – проехали машины, Восемь – съели апельсин, Девять – зонт надо головой, Десять – нам пора домой!   Мы сегодня в цирк ходили, Что смотрели – не забыли! Чтобы нам не забывать, Будем все вокруг считать. Раз – воздушные гимнасты, Два – моржи к нам тянут ласты, Три – нас клоун рассмешил, Четыре – водят кошки хоровод, Пять – вальс танцует бегемот, Шесть – силач кидает гири, Семь – лошадки быстро скачут, Восемь – слон бросает мячик, Девять – тигры зарычали, Десять – мыши запищали. Чтобы нам не забывать, Продолжаем мы считать!
Накупил я в магазине И сложил в одну корзину Яблок красных ровно пять. Начинаем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять! А зеленых яблок три! Посчитай да посмотри: Раз, два, три!   Вышли мыши как-то раз Поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон — Убежали мыши вон! Раз, два, три, четыре, пять — Это мышь пошла гулять! Шесть, семь — Кот голодный совсем! Восемь, девять, десять — Кот сидит на месте. Кот разинул рот — Начинаем счет!
Мы делили апельсин — Много нас, а он один. Эта долька – для ужа. Эта долька – для ежа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура.   «Тили – тели», - Птички пели. Взвились, к лесу полетели. Стали птички гнезда вить. Кто не вьет, тому водить.    

 

Возраст от 2 лет

Комментирование.

Комментирование собственных действий развивает речь, помогает ей стать организованной, развернутой, грамотно построенной. Выполняя это упражнение, ребенок устанавливает связь между предметом и его названием, запоминает правила употребления слов, связывает слова друг с другом и согласовывает их, развивает связную речь. Вначале вы должны сами комментировать действия ребенка: «Ты встаешь со стула. Ты идешь по комнате. Ты берешь машинку. Ты ставишь машинку на стол».Постепенно переходите к следующему этапу, когда ребенок комментирует ваши действия: «Мама сидит. Мама встает. Мама хлопает в ладоши. Мама топает. Мама качает головой». Когда такое комментирование не будет вызывать у малыша трудностей, предложите ему озвучивать то, что делает он сам. Предложения не должны быть слишком длинными, их надо произносить, не торопясь, слитно: «Я иду по комнате. Я подхожу к столу. Я беру со стола ручку. Я стучу ручкой по столу». Важно, чтобы ребенок комментировал то или иное действие в его процессе. Упражнение можно изменить: пусть ребенок попробует рассказать о своих действиях в прошедшем времени. Например: «Я сел на стул. Я потер лоб. Я положил руки на колени. Я встал».

• «Расскажи стихотворение».

Маленький ребенок может выучить стихотворение с вашей помощью. Начните со стихов с короткой строкой. Перед началом новой строки ребенок должен сделать вдох и произнести слова слитно, на выдохе. Постепенно переходите к стихам с более длинной строкой. Рассказывать стихотворение нужно выразительно: не просто проговаривать текст, а разыгрывать его. Если разучивание стихотворения вызывает затруднения, попробуйте разделить текст: одну часть будете рассказывать вы, а другую – ребенок. Пусть для начала малыш хотя бы вставляет слова, словосочетания, строки.

 

У папы на пол Упала шляпа. Ее от пыли Мы мылом мыли. Но мыли мало — И нам попало. Поохал папа — Пропала шляпа. Паутинка паучка И надежна, и легка. Если муха не заметит, Паутинку муха встретит. Будьте, мухи, осторожней — Тут запутаться несложно.  
Будем маме помогать — Вымоем посуду, И осколки убирать Тоже вместе будем. Пол помоем, пыль сотрем, Постираем что-то. И конфет себе возьмем — Это за работу!   Гном с утра ушел из дома, Долго я искала гнома. Ну куда он мог уйти? Где же мне его найти? В огороде я искала, Весь поселок обежала. Нету! Папа удивился: «Значит, гном тебе приснился!»

 

• «Прочитаем стихотворение вместе».  Прочитайте строки стихотворения по очереди с малышом. С маленьким ребенком стихотворение нужно разучить, читающий ребенок будет сначала читать, а затем рассказывать текст вместе с вами.

Петя пилит старый пень, Петя трудится весь день. Семь потов сошло у Пети — Петя проклял все на свете. Только пилит он на спор. Пилит Петя до сих пор! Если спилит пень до ночи, То пилу Сережа точит! А точить пилу для Пети Тяжелей всего на свете.   Пес сказал козе сурово: — Ты, коза, бодалась снова! Перестань, коза, бодаться — Все уже тебя боятся. Слишком долго я молчал, Призову тебя к ответу, Ведь терпенья больше нету. Кошка тоже с ним согласна: —Ты, коза, шалишь напрасно! Испугалась тут коза И потупила глаза: — Слово вам даю, друзья, Что шалить не буду я!
Юля елку нарядила, В гости Лену пригласила. Возле елки хоровод Кружится под Новый год. Возле елки Дед Мороз, Он подарки всем принес. Юле – куклу Барби, мячик Шоколадку и бананчик. Лене – зайку с барабаном, Сарафан с большим карманом. Все подарки хороши, Веселимся от души!     Ах, какой комбинезон Мама мне купила! Что за ткань, что за фасон — Все ужасно мило! И карманов целых пять, Вышивка на грудке. Не хочу его снимать Я ни на минуту. Жалко, спать мне в нем нельзя — Надо расставаться. Завтра все мои друзья Будут восхищаться.    

 

Возраст от 4 лет

• Учимся координировать речь и движения.

Оливер Твист.

Стихотворение нужно рассказывать, одновременно выполняя действия. Последнее слово строки произнесите от 1 до 5—7 раз, в зависимости от возможностей ребенка, столько же раз повторите действия.

Поди подивись (один раз разводим руками) —

Оливер Твист (один раз показываем на себя),

Не может ни сесть (привстаем один раз и садимся),

Не может ни встать (встаем один раз и садимся),

Ни хлопнуть в ладоши (хлопаем в ладоши один раз).

Начнем опять (хлопаем себя по коленям):

Поди подивись, подивись (два раза разводим руками) —

Оливер Твист, Твист (два раза показываем на себя),

Не может ни сесть, ни сесть (привстаем два раза и садимся),

Не может ни встать, ни встать (встаем два раза и садимся),

Ни хлопнуть в ладоши, в ладоши (хлопаем в ладоши два раза).

Начнем опять, опять (хлопаем себя по коленям два раза):

Поди подивись, подивись, подивись (три раза разводим руками) —

Оливер Твист, Твист, Твист (три раза показываем на себя),

Не может ни сесть, ни сесть, ни сесть (привстаем три раза и садимся),

Не может ни встать, ни встать, ни встать (встаем три раза и садимся),

Ни хлопнуть в ладоши, в ладоши, в ладоши (хлопаем в ладоши три раза).

Начнем опять, опять, опять (хлопаем себя по коленям три раза) и т. д.

Дом, который построил Джек.

Это замечательное стихотворение С. Маршака ребенок будет рассказывать, одновременно показывая действия, о которых пойдет речь.

Вот дом, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

А это пшеница (руками показываем горы пшеницы),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

А это веселая птица синица (взмахиваем руками и вертим головой),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

Вот кот (потягиваемся),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

Вот пес без хвоста (машем рукой у себя за спиной),

Который за шиворот треплет кота (потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

А это корова безрогая (машем руками над головой),

Лягнувшая старого пса без хвоста («лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота (потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

А это старушка седая и строгая (грозим пальцем),

Которая доит корову безрогую (имитируем пальцами доение коровы),

Лягнувшую старого пса без хвоста («лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота (потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

А это ленивый и толстый пастух (медленно прохаживаемся, выпятив животик),

Который бранится с коровницей строгою (машем рукой перед ртом),

Которая доит корову безрогую (имитируем пальцами доение коровы),

Лягнувшую старого пса без хвоста («лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота (потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

 

Вот два петуха (размахиваем прямыми руками),

Которые будят того пастуха (хлопаем в ладоши),

Который бранится с коровницей строгою (машем рукой перед ртом),

Которая доит корову безрогую (имитируем пальцами доение коровы),

Лягнувшую старого пса без хвоста («лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота (потряхиваем кистями рук, пальцы складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек (руками очерчиваем контуры дома).

Кот.

Кот Антипка жил у нас (показываем на себя),

Он вставал с лежанки в час (потягиваемся),

В два – на кухне ел сосиски (руки подносим ко рту),

В три – сметану пил из миски (быстро наклоняем голову несколько раз),

Он в четыре – умывался («умываем» лицо руками),

В пять – по коврику катался (крутимся на месте),

В шесть – таскал сельдей из кадки (делаем хватательные движения двумя пальцами),

В семь – играл с мышами в прятки (прыгаем в стороны),

В восемь – хитро щурил глазки (щуримся),

В девять – ел и слушал сказки (поглаживаем себя по животу),

В десять – шел к лежанке спать (медленно шагаем вперед),

Потому что в час вставать (потягиваемся).

 

 

Спор.

Стали спорить на поляне (поворачиваемся в стороны и размахиваем руками)

Сразу несколько зверей (загибаем пальцы в такт):

Тигр («загребаем лапами»),

Волк (горбимся),

Две обезьяны (подпрыгиваем),

Три медведя (переваливаемся с ноги на ногу) —

Кто умней (подносим палец ко лбу)?

Серый заяц прискакал (подскакиваем)

И зверей пересчитал (отмечаем пальцем),

Только сбился он со счета (разводим руки) —

Ох, и трудная работа («утираем пот» со лба).

Нужно зайчику помочь (хлопаем в ладоши)

Сосчитать зверей точь-в-точь (загибаем пальцы)!

Постоянно поддерживайте в ребенке веру в себя, он должен быть уверен в том, что сможет справиться с речевой проблемой, малыш не должен бояться говорить.

На заметку!   Вы не забыли о простых поручениях, выполнение которых требует не только речевых навыков, но и решительности, уверенности, умения владеть собой. Пусть ребенок спросит у прохожего, который час, сходит к соседям за солью, отнесет вашей подруге журнал. Ребенку более старшего возраста можно дать поручение посложнее, малышу – попроще. Главное, чтобы ребенок понял: есть вещи, которые он может сделать сам и может сделать хорошо!

Возраст от 1,5 лет

• Рассказываем сказки.

Очень полезно рассказывать вместе с малышом сказки, в которых содержится большое количество повторений. Повторяющиеся фразы с небольшими вариациями и добавлениями может проговаривать даже совсем маленький ребенок. При этом он будет изображать происходящее, то есть разыгрывать маленькие спектакли. («Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок»)

На первых порах можно произносить текст вместе с малышом, постепенно давайте ему возможность больше говорить самостоятельно. Учите ребенка изображать то, о чем он говорит, жестикулировать, показывать различные действия.

Черный жук.  

Большой черный жук проснулся злым и голодным. Пополз жук по траве и встретил паучка.

– Ты чего такой злой? – спросил его паучок.

– Я голодный, – ответил жук, – и сейчас я тебя поймаю и съем.

И он поймал паучка и съел его, но не наелся, а только еще больше разозлился и надулся. Пополз жук дальше и встретил гусеницу.

– Ты чего такой злой? – спросила его гусеница.

– Я съел паучка, но не наелся. Поэтому я сейчас поймаю тебя и съем, – ответил жук.

И он поймал гусеницу и съел ее, но не наелся, а только еще больше разозлился и надулся. Пополз жук дальше и встретил муху.

– Ты чего такой злой? – спросила его муха.

– Я съел паучка, я съел гусеницу, но не наелся. Поэтому я сейчас поймаю тебя и съем, – ответил жук.

И он поймал муху и съел ее, но не наелся, а только еще больше разозлился и надулся. Пополз жук дальше и встретил бабочку.

– Ты чего такой злой? – спросила его бабочка.

– Я съел паучка, гусеницу, муху, но не наелся. Поэтому я сейчас поймаю тебя и съем, – ответил жук.

И он поймал бабочку и съел ее, но не наелся, а только еще больше разозлился и надулся. Пополз жук дальше и встретил стрекозу.

– Ты чего такой злой? – спросила его стрекоза.

– Я съел паучка, гусеницу, муху, бабочку, но не наелся. Поэтому я сейчас поймаю тебя и съем, – ответил жук.

– А ты меня не поймаешь, – сказал стрекоза и взлетела.

Жук выпустил крылья и полетел за ней. Но он так наелся, что слишком раздулся и отяжелел, поэтому лопнул. Из его брюха выбежали все, кого он съел.

– Я свободен! – сказал паучок.

– Я свободна! – сказал гусеница.

– Я свободна! – сказал муха.

– Я свободна! – сказал бабочка.

– А я свободна, – сказал стрекоза, – потому что не сдалась!

• Инсценирование.

Занимаясь инсценированием, малыш учится показывать маленький спектакль. Ваш ребенок не только будет уметь рассказывать стихи и правильно говорить, но и перестанет бояться показать свои способности и начнет выступать на утренниках и детских праздниках.

Вам придется стать немножко артистом, немножко режиссером, немножко зрителем. Эти же роли вместе с вами будет играть и ребенок. Как и что именно инсценировать, вы будете определять исходя из возраста, интересов и особенностей личности вашего сына или дочки. Вы хорошо знаете, что нравится ребенку, что у него получается, чем он интересуется. В этом разделе вы найдете несколько историй для инсценирования, но наверняка вы сможете сами придумать что-то свое.

Для начала пробуйте изображать простые движения и действия, сопровождая их комментариями. Слова нужно произносить одновременно с движениями, в одном ритме.

Я рублю дрова (делаем рубящие движения). Я крашу стену (плавно двигаем руками).

Я ем суп (подносим воображаемую ложку ко рту и проглатываем «пищу»).

Я сметаю крошки (плавно двигаем кистью).

Я режу хлеб (одной рукой удерживаем «хлеб», другой отрезаем куски).

Я мою руки (открываем воображаемый кран, намыливаем руки и моем их).

Я шью (двигаем кистью, пальцы складываем щепоткой).

Я строю башню (изображаем установку кубика на кубик). Я стираю белье (двигаем кистями).

Я чищу зубы (выдавливаем из воображаемого тюбика пасту, чистим зубы и полоскаем рот).

Я причесываюсь (проводим рукой вдоль головы).

Я вытираю пыль (совершаем плавные движения кистью, пальцы собраны вместе).

Я глажу белье (проводим над столом рукой, сжатой в кулак).

 

Возраст 2–4 года

 

Детям интересно изображать простые, понятные сценки с двумя или тремя героями, хорошо знакомые сказки, любимые стихи.

– Кисонька-мурысенька, ты где была («гладим кошку»)?

– На мельнице (круговые движения руками).

– Кисонька-мурысенька, что там делала («гладим кошку»)?

– Муку молола (круговые движения кистями рук).

– Кисонька-мурысенька, что из муки пекла («гладим кошку»)?

– Прянички («лепим пряники»).

– Кисонька-мурысенька, с кем прянички ела («гладим кошку»)?

– Одна (гладим себя по животу)!

– Не ешь одна, не ешь одна (грозим указательным пальцем)!

 

– Зайка, зайка, как ты бел (удивленно разводим руками)!

– Потому что в снег я сел (приседаем и встаем)!

– Ну а летом ты какой (удивленно разводим руками)?

– Пестрый, рыжий, травяной (загибаем пальцы на каждый признак)!

 

– Зайка, зайка, белый хвост, где ты был (удивленно разводим руками)?

– Косил овес («косим» траву).

– Где овес (удивленно разводим руками)?

– Журавль склевал («клюем» зернышки).

– Где журавль (удивленно разводим руками)?

– Медведь прогнал (отмахиваемся).

– Где медведь (удивленно разводим руками)?

– Сидит в ловушке (садимся на корточки и закрываем голову руками).

– Где ловушка (удивленно разводим руками)?

– На горушке (показываем вверх).

– Где горушка (удивленно разводим руками)?

– Вечерком (показываем на часы).

– Смыло в Каму ручейком (отмахиваемся).

 

– Белка, где твой склад грибов (вопросительно разводим руками)?

– По карманам у дубов (показываем на свои карманы)!

– Где домишко твой (вопросительно разводим руками)?

– В сосне (указываем пальцем).

– А постель (вопросительно разводим руками)?

– Постель на мне (гладим себя)!

 

И. Анденко.

 

– Откуда идешь ты,

Лягушка-квакушка (вопросительно разводим руками)?

– С базара домой,

Дорогая подружка (показываем вперед).

– А что ты купила (вопросительно разводим руками)?

– Всего понемножку (показываем руки ладонями вверх):

Купила ква-пусту (загибаем палец),

Ква-соль и ква-ртошку (загибаем пальцы).

 

В. Орлов

– Почему ты черен, кот (вопросительно разводим руками)?

– Лазил ночью в дымоход (делаем «лазающие» движения).

– Почему сейчас ты бел (вопросительно разводим руками)?

– Из горшка сметану ел (причмокиваем).

– Почему ты серым стал (вопросительно разводим руками)?

– Пес в пыли меня валял (крутимся на месте)!

– Так какого же ты цвета (вопросительно разводим руками)?

– Я и сам не знаю это (поднимаем руки)!

 

В. Левановский

 

– Муравей, постой, постой (машем руками),

Почему спешишь домой (вопросительно разводим руками)?

– Что ж, не видишь, стрекоза (показываем вверх),

Надвигается гроза (показываем вдаль)?

Если я спешу домой (указываем пальцем на себя),

Будет дождик проливной (показываем вверх).

 

А. Тараскин

 

Возраст 4–7 лет

Для инсценирования можно использовать прозаические тексты.

Сорока и Заяц.

Сорока: Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

Заяц: Э-э, Сорока, все равно плохо...

Сорока: Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Заяц: Э-э, Сорока, невелико счастье...

Сорока: Вот бы тебе, косой, рысьи когти!

Заяц: Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня все равно заячья...

Н. Сладков

Тони, рыба!

– Тону! – весело крикнула Рыба.

И сделала вид, будто и вправду тонет.

– Рыба тонет. Рыба тонет! – забеспокоились в норах раки и решили: спасем рыбу!

Стали спасать.

–Каррраул!– Завопила Рыба. – Спасают!!!

Удивились раки. Рассердились раки. Повернули в свои норы:

– Тони, Рыба!

– Совсем раки глупые,– отдуваясь, сказала Рыба, – шуток не понимают.

И легла на дно.

Б. Чабан

Павлин и Черепаха.

– Некрасивый ты, – сказала однажды Павлину Черепаха.

– Так уж и некрасивый, – не поверил ей Павлин.

– Видно, так, – усмехнулась Черепаха.

– А может, не видно, – понадеялся было Павлин.

– Почему не видно? Мне видно.

– А мне не видно! – пронзительно закричал Павлин. – Не видно!

– Успокойся,– сказала Черепаха. – Я пошутила. Ты очень, очень красивый, только не очень умный.

– Это другое дело! – гордо сказал Павлин. И распустил хвост.

Б. Чабан

Дети очень любят сказки. Поэтому, если вы разыграете с ребенком сказку, да еще вместе приготовите декорации и элементы костюмов, речевой и психологический тренинг пройдет успешно. Мой более чем двадцатилетний опыт работы с детьми показывает, что ребенку очень полезно и интересно разыгрывать известные сказки, окончания которых изменены, например, на современный лад.

Возраст 3–7 лет

Репка.

Действующие лица тр<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.33 с.