Лекция 3.Роль товароведения в таможенном деле, цели и задачи товароведения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Лекция 3.Роль товароведения в таможенном деле, цели и задачи товароведения

2019-10-25 1110
Лекция 3.Роль товароведения в таможенном деле, цели и задачи товароведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       1.Цель товароведения.

       2.Задачи товароведения.

       3.Принципы товароведения.

Цель товароведения

Цель товароведения— изучение основополагающих характе­ристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

 

Задачи товароведения

 

Для достижения этой цели товароведение как наука и учеб­ная дисциплина должно решать следующие задачи:

•четкое определение основополагающих характеристик, со­ставляющих потребительную ценность;

• установление принципов и методов товароведения, обу­словливающих его научные основы;

• систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

• изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой орга­низации;

• управление ассортиментом организации;

• определение номенклатуры потребительских свойств и по­казателей товаров;

• оценка качества товаров, в том числе новых отечествен­ных и импортных;

• выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации нека­чественных товаров;

• определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

• обеспечение качества и количества товаров на разных эта­пах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

• установление видов товарных потерь, причин их возник­новения и разработка мер по их предупреждению или сниже­нию;

• информационное обеспечение товародвижения от изгото­вителя до потребителя;

• товароведная характеристика конкретных товаров.

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компе­тентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетоло­гов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бух­галтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хо­зяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характе­ристик и возможных изменений при транспортировании, хра­нении и реализации.

Товароведение далеко не единственная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки экспертов, товароведов, коммерсантов, маркетологов и иных специалистов. Она связана с другими дисциплинами межпред­метными связями: предшествующими, сопутствующими и по­следующими.

Предшествующими связями товароведение соединено с ря­дом естественно-научных и математических дисциплин — фи­зикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с общепрофессиональной дисциплиной — основы стан­дартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисцип­лин необходимы для более глубокого понимания и оценки по­требительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении.

Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специаль­ных дисциплин — организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпред­метные связи.

Товароведение как научная дисцип­лина включает общую часть и частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоре­тических основ, которые являются основополагающими для его частных разделов. В ней не приводятся товароведные характе­ристики конкретных трупп товаров. Однако без знания теоре­тических основ сложно дать полную и объективную оценку ос­новополагающих характеристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и перспекти­вы развития соответствующего сегмента рынка, классифика­цию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

Объектами изучения в частных разделах товароведения мо­гут быть не только потребительские товары, но и товары про­мышленного назначения (сырье, средства производства), сель­скохозяйственная продукция, фармацевтические товары и ле­карственное сырье. В некоторых сельскохозяйственных и технологических вузах, колледжах и техникумах уже введено преподавание указанных частных разделов товароведения.

Такой подход не случаен и диктуется теми социально-эконо­мическими преобразованиями, которые происходят в стране. Переход к рынку требует иного отношения к запросам потреби­теля и к товару как средству их удовлетворения. Поэтому уже не­достаточно в технологических и сельскохозяйственных вузах изучать только технологию производства продукции. Необходи­мо досконально знать конечный результат этого производства — товарную продукцию или товар, а также потребности в нем.

 

Принципы товароведения

 

Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.

Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное ис­ходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

Принципами товароведения являются безопасность, эффек­тивность, совместимость, взаимозаменяемость и систематиза­ция, соответствие.

Безопасность — основополагающий принцип, который за­ключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с воз­можностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

Безопасность одновременно является одним из обязатель­ных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допусти­мым уровнем.

С позиций товароведения товар должен обладать безопасно­стью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении про­цессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Данный принцип имеет важное значение при формирова­нии ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товаровед­ной деятельности должны быть направлены на повышение эф­фективности. Это достигается комплексным подходом, осно­ванным на выборе таких методов и средств, которые обеспечи­вают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определя­ется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.

Совместимость — принцип, определяемый пригодностью то­варов, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается во внимание при фор­мировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совместимость дета­лей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуа­тации сложнотехнических и других товаров — непременное ус­ловие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наибо­лее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.

Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодно­стью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполне­ния одних и тех же требований.

Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогич­ные потребности различными товарами. Чем ближе характери­стики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимо­заменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значение прежде всего для потребителей, организм которых не ус­ваивает лактозу молока.

Способность товара или отдельных комплектующих его из­делий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ас­сортимента взаимозаменяемых товаров.

Систематизация — принцип, заключающийся в установле­нии определенной последовательности однородных, взаимосвя­занных товаров, процессов или услуг.

С учетом многообразия объектов систематизация в товаро­ведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволя­ет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, по­строенную по определенному плану.

Принцип систематизации положен в основу группы мето­дов, в состав которых входят классификация, обобщение и ко­дирование. Он широко применяется в товароведении. На этом принципе базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведения продовольственных товаров» и «Това­роведения непродовольственных товаров».

Системный подход к управлению товародвижением, бази­рующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированньш целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход по­зволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, про­цессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаи­мосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Соответствие — принцип, заключающийся в соблюдении ус­тановленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать регламен­тируемым требованиям нормативных документов или запросам потребителей.

В товароведении данный принцип играет решающую роль при управлении ассортиментом, оценке качества, обеспечении условий и сроков перевозки, хранения и реализации, а также при выборе упаковки. На этом принципе базируется определе­ние градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров.

 

 

 

Лекция 4. Сохранение качества и количества товаров  

       1.Условия хранения товаров.

       2.Основополагающие принципы хранения товаров.

       3.Методы хранения товаров.

       4.Сроки сохраняемости и службы товаров.

Условия хранения товаров

Хранение — этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого — обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.

При хранении проявляется одно из важнейших потреби­тельских свойств товаров — сохраняемость, благодаря которому возможно доведение товаров от изготовителя до потребителя независимо от их местонахождения, если сроки хранения пре­вышают сроки перевозки. Так, бананы, ананасы, выращивае­мые в тропических странах, — распространенный товар в са­мых отдаленных регионах земного шара благодаря их хорошей сохраняемости. В то же время многие не менее ценные тропи­ческие плоды реализуются только в местах выращивания из-за низкой сохраняемости.

Конечный результат эффективного хранения товаров — со­хранение их без потерь или с минимальными потерями в тече­ние заранее обусловленного срока. Показателями сохраняемо­сти служат выход стандартной продукции, размер потерь и сро­ки хранения.

Выход стандартной продукции и потери связаны обратно пропорциональной зависимостью. Чем выше потери, тем мень­ше выход стандартной продукции. Оба показателя сохраняемо­сти зависят от условий и сроков хранения.

Условия хранения — совокупность внешних воздействий ок­ружающей среды, обусловленных режимом хранения и разме­щением товаров в хранилище.

Режим хранения — совокупность климатических и санитар­но-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров. Можно выделить климатический и санитарно-гигие­нический режимы хранения.

Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности.

Температура хранения температура воздуха в хранилище. Это один из наиболее значимых показателей режима хранения. С повышением температуры усиливаются химические, физико-химические, биохимические и микробиологические процессы. Поскольку способность товаров к сохранению обусловлена замедлением всех происходящих в них процессов, для боль­шинства товаров пониженные (близкие к 0 "С) температуры хранения предпочтительнее, чем повышенные.

Для многих товаров, хранящихся при пониженных темпера­турах, нижний предел ограничен температурой замерзания, ес­ли при замораживании ухудшаются отдельные потребительские свойства. Это относится в первую очередь к товарам, в состав которых входит вода. При замерзании воды, разрушается микроструктура товара, а иногда и упаковки, вследствие чего образуются микротрещины, разрушаются клет­ки и гибнут биообъекты. Товары при замерзании расслаиваются, вследствие чего утрачи­вают товарный вид (молоко, кисломолочные продукты, шампу­ни, гели, пенки). В некоторых напитках при температурах, близких к температуре замерзания, выпадает осадок (например, в вине).

Для замороженных продуктов не существует столь выражен­ного ограничения нижнего предела температур. Их можно хранить в интервалах температур: —10...—12; —23...—25; — 30...—40 °С. При более низких температурах отмечаются интенсивная сублимация льда и сильное обезвоживание продукта. Однако для заморожен­ных продуктов ограничивается верхний предел температур (не выше -8 °С), так как при более высоких температурах происхо­дит перекристаллизация льда, укрупнение кристаллов, вследст­вие чего качество продукта при размораживании ухудшается.

Товары, не содержащие свободной воды, могут долго хра­ниться при очень низких температурах (ткани, кожа, меха и из­делия из них, бакалейные товары).

Вместе с тем есть товары, которые благодаря консервантам или консервирующим воздействиям могут храниться при доста­точно широком диапазоне температур (высоких и низких), на­пример, алкогольные напитки.

Единой оптимальной температуры хранения всех потреби­тельских товаров не существует из-за многообразия свойств, обеспечивающих их сохраняемость. Для каждой ассортиментной группы или даже вида потребительских товаров устанавливаются пре­дельные температуры (не выше и/или не ниже) в стандартах и/или санитарных правилах.

Температурный режим при перевозке товаров устанавлива­ется соответствующими правилами (кодексами или уставами) органов транспорта. Наиболее конкретно температура перевоз­ки указывается в Правилах перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом. Вместе с тем для ряда продук­тов питания отмечается несоответствие температурных режи­мов хранения при перевозке и в стационарных хранилищах, предусмотренных в ГОСТах и вышеуказанных Правилах, что требует гармонизации требований к температурному режиму в этих нормативных документах.

Относительная влажность воздуха (ОВВ) — показатель, ха­рактеризующий степень насыщенности воздуха водяными па­рами.

Испарение воды из товаров приводит к количественным и качественным потерям, в частности к естественной убыли за счет усушки и увядания (усыхания), вследствие чего увеличива­ются отходы.

Чем выше влажность товаров и ниже ОВВ, тем больше их потери. Поэтому товары с повышенной влажностью рекомен­дуется хранить при высокой ОВВ. Однако такой влажностный режим непригоден для сухих товаров, так как они могут погло­щать водяные пары, увлажняться и подвергаться микробиоло­гической порче.

На выбор влажностного режима для хранения влияют также температура окружающей среды и наличие у товара защитных, влагонепроницаемых оболочек.

ОВВ связана с температурой обратной зависимостью. С по­вышением температуры возрастает влагоемкость воздуха и, следовательно, снижается ОВВ. При этом возрастает абсолют­ная влажность (действительное содержание водяных паров в воздухе).

При температуре ниже точки росы абсолютная влажность оказывается выше содержания водяных паров, необходимых для насыщения. Вследствие этого избыток паров выпадает в виде конденсата на таре, товарах, а также стенах и потолке хра­нилищ. При появлении капельно-жидкой воды на поверхности товара ускоряется их микробиологическая порча, а также кор­розия металлических поверхностей.

Защитные оболочки — герметичная упаковка, лакокрасоч­ные покрытия, термоусадочные пленки, воск, парафин — пре­дупреждают усыхание или увлажнение товаров. В то же время выпадение конденсата на поверхности этих оболочек может привести к постепенному их разрушению. Наименее устойчива в этом отношении металлическая тара (кроме алюминиевой), которая подвергается коррозии (ржавлению), а затем и разгер­метизации. Наиболее устойчивой считается стеклянная тара, но из-за металлических крышек и она не является абсолютно дол­говечной.

Таким образом, выбор оптимальной ОВВ определяется пре­жде всего химическим составом товаров, их гигроскопично­стью, температурой хранения и наличием защитных оболочек.

Наряду с действительными значениями ОВВ и температу­ры важное значение для сохраняемости товаров имеет ста­бильность температурно-влажностного режима, которая характеризуется отсутствием резких скачков показателей режима. Такие перепады оказывают более сильное отрицательное влияние на сохраняемость многих товаров, чем небольшое повышение температуры. Стабильность температурно-влажностного режима можно обеспечить за счет оптимального возду­хообмена.

Воздухообмен показатель режима, характеризующий ин­тенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде.

В процессе воздухообмена создается равномерный температурно-влажностный режим, а также удаляются газообразные вещества, выделяемые хранящимися товарами, тарой, оборудо­ванием и т. п.

Воздухообмен характеризуется скоростью движения воздуха в складе и кратностью его обмена. Он может быть с подачей воздуха извне и без подачи наружного воздуха за счет переме­щения воздуха на складе. В первом случае воздухообмен назы­вается вентиляцией, во втором — циркуляцией.

В зависимости от способа побуждения различают два вида воздухообмена: естественный и принудительный.

Освещенность — показатель режима хранения, характери­зующийся интенсивностью света на складе.

На сохраняемость большинства товаров свет, особенно сол­нечный, оказывает отрицательное воздействие, так как активи­зирует окислительные процессы, вследствие чего отмечаются прогоркание жиров, разрушение красящих веществ, витаминов и других ценных веществ. В результате многие товары утрачи­вают свойственную им окраску (выцветают), подвергаются пор­че. Например, при длительном хранении на свету, особенно при интенсивном солнечном освещении, очень сильно выцве­тают ткани, кожа, меха и изделия из них.

В связи с этим большинство потребительских товаров реко­мендуется хранить в темноте, а если это невозможно (напри­мер, в торговом зале магазина), избегать попадания на товары солнечных лучей. Для этого склады устраивают без окон, а в магазинах окна закрывают занавесями, солнцезащитными ко­зырьками и т. п.

Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты, включаю­щим ряд единичных показателей.

Чистота состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышаю­щими установленных норм.

Чистота определяется двумя группами показателей. К пер­вой группе относятся показатели чистоты, различающиеся при­родой загрязнения: минерального, органического, микробиоло­гического или биологического. Вторая группа показателей чис­тоты характеризует местонахождение загрязнения: воздух, пол, стены, потолок, оборудование, механизмы, товары, тара в хра­нилищах или транспортных средствах.

Размещение товаров относится к наиболее значимым факто­рам, определяющим условия хранения, и характеризуется пока­зателями загрузки складов: площадью и коэффициентом за­грузки, высотой размещения.

При размещении товаров на хранение необходимо руковод­ствоваться определенными правилами, основанными на прин­ципах совместимости, безопасности и эффективности.

Правила товарного соседства устанавливают требования к совместному хранению товаров с одинаковым режимом хране­ния, а также с приемлемыми друг для друга сорбционными свойствами. Эти правила основаны на принципе совместимо­сти разных товаров — при хранении товары не оказывают друг на друга вредного воздействия.

В соответствии с правилами товарного соседства нельзя хра­нить совместно товары, требования к температурно-влажностному режиму хранения которых, а также газовому составу сре­ды и воздухообмену различны. Например, нельзя совместно хранить замороженные и охлажденные продукты, так как либо первые разморозятся, либо вторые замерзнут. При совместном хранении сухих и влажных товаров (например, муки и свежих плодов) первые увлажнятся и подвергнутся микробиологиче­ской порче, вторые усохнут (увянут), потеряют товарный вид, растрескаются и сморщатся. Плоды и овощи разных видов и сортов, при хранении которых поддерживается неодинаковый режим газовой среды, также нельзя размещать совместно на од­ном складе.

Выбор товаров для совместного размещения на основании общности требований к режиму хранения достаточно прост благодаря регламентации соответствующих требований в нор­мативных документах.

Несколько сложнее осуществить выбор товаров для совмест­ного размещения по сорбционным свойствам, так как способ­ность многих товаров поглощать газообразные вещества (ад­сорбция) и вступать с ними во взаимодействие (хемосорбция) изучена недостаточно.

Некоторые товары выделяют в окру­жающую среду газообразные вещества. Значительная часть их представлена ароматическими веществами. Другие товары с высокой сорбционной емкостью могут поглощать из воздуха эти вещества.

В результате поглощения ароматических веществ товары приобретают несвойственный, а порой и неприятный для дан­ного вида запах. Представьте себе сливочное масло с запахом сельди или краски, чай или кофе с запахом духов или лаврово­го листа, что возможно вследствие нарушения правила товар­ного соседства несовместимых товаров. Перечень можно было бы продолжать до бесконечности. Для большинства товаров, особенно продуктов питания, посторонние запахи не допуска­ются, при наличии их товар переводят в нестандартную катего­рию. Некоторые адсорбированные вещества могут вызвать по­терю безопасности. По этой причине нельзя совместно хранить некоторые продовольственные и непродовольственные товары.

Таким образом, нежелательным последствием несоблюдения правила товарного соседства могут стать качественные потери из-за запрета реализации товаров с посторонними запахами, а также общие потери в результате несоблюдения режима хране­ния. Наиболее часто правила товарного соседства нарушаются в небольших складах, магазинах и в мелкорозничной торговле с негармоничным и развернутым ассортиментом. Такие случаи доказывают некомпетентность руководителей и специалистов этих торговых организаций.

Рациональное использование складских площадей предполагает оптимальную их загрузку с учетом минимально допустимых расстояний товаров от стен, потолка, охлаждающих и отопи­тельных приборов. Загрузка складов определяется площадью, объемом или коэффициентом загрузки.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.